В мире фармации и медицины

Первая помощь при мигрени

Известно, что представительницы прекрасного пола страдают мигренью в 2-3 раза чаще, чем мужчины. Среди множества ее форм специалисты выделяют особую разновидность — менструальную мигрень. По некоторым данным, с ней знакомы 10 млн женщин в нашей стране.

Менструальную мигрень вызывают резкие скачки уровня гормонов — эстрогена и прогестерона, обычные для «критических дней». Это провоцирует болезненное расширение сосудов головного мозга и приступы головной боли. Они опустошают жизнь женщины, негативно отражаются на ее работоспособности и личной жизни.

«Золотым стандартом» купирования приступов мигрени, в т. ч. менструальной, являются триптаны. Один из представителей последнего поколения этого класса препаратов — элетриптан (Релпакс), который действует только на расширенные сосуды головного мозга, не влияя на остальные. Препарат безопаснее и эффективнее предыдущего поколения суматриптанов. Релпакс быстро устраняет не только головную боль, но и тошноту, светобоязнь и другие «спутники» мигрени.

Движение — жизнь. Боль не помеха

Половина трудоспособного населения Земли, по статистике, страдает от боли в спине. Эта патология притягивает к себе пристальное внимание врачей и ученых, поскольку это и симптом, сигнализирующий о системных нарушениях в нашем организме, и самостоятельное заболевание, требующее помощи специалистов.

Причины боли в спине различны. Она может возникнуть в результате тяжелых физических нагрузок, неудобной позы, переохлаждения. Встречаются и метеозависимые боли, а также боли, связанные с возрастными изменениями. При этом обращаются за медицинской помощью не более 20%. Высокий процент людей, предпочитающих самолечение, потребовал выпуска инновационного, максимально безопасного продукта. Разогревающая мазь Финалгон предназначена для терапии мышечных и ревматических болей различного происхождения. Обеспечивая моментальный эффект, она дает возможность больному сохранить активность, которая является необходимой частью эффективной терапии.

Остановить меланому

В России ежегодно диагностируется до 75 000 случаев заболевания раком кожи, который излечим при ранней диагностике.

К сожалению, уровень осведомленности россиян о роли ультрафиолетового излучения в развитии меланомы остается низким. С 2007 г. Национальный Альянс дерматологов и косметологов в партнерстве с маркой La Roche-Posay ежегодно проводит в нашей стране День диагностики меланомы. За 8 лет проекта бесплатное обследование прошло около 70 000 человек, более чем у 1400 из них врачи заподозрили наличие меланомы.

В 2015 г. La Roche-Posay запустила образовательную онлайн-платформу SKIN CHECKER, которая:

• позволяет самостоятельно проверить родинки при помощи метода ABCDE;

• содержит информацию о правилах поведения на солнце;

• является экосистемой «посланников» программы — «скинчекеров», позволяющей делиться информацией с друзьями, оставлять комментарии в соцсетях.

Программа SKIN CHECKER стартовала 19 марта более чем в 30 странах одновременно. Присоединяйтесь!

Пресс-релиз компании

Портрет европейца… лекарствами

Скажи мне, как ты лечишься, и я скажу, откуда ты. Оказывается, средний француз получает за год больше антибиотиков, чем любой другой житель Европы. А вот средний голландец наоборот — меньше всех.

Исследователи изучили статистику продаж ЛС и их назначения в 31 европейской стране. Выяснилось, что в Италии, Испании, Греции, Португалии выписывают больше антибиотиков в больницах и амбулаторно, чем в других странах. Высокое потребление ЛС совпадает с высокой сопротивляемостью микроорганизмов. К примеру, во Франции бактерия, вызывающая пневмонию, отличается повышенной устойчивостью к пенициллину. Следовательно, врачи не так «жалуют» этот антибиотик в своей практике, как в той же Голландии, где такие устойчивые микроорганизмы встречаются крайне редко.

Медики Великобритании тоже чаще всего выписывают ЛС пенициллинового ряда, причем не новые, а «давно проверенные»: сказывается английский консерватизм. В противовес им «горячие» итальянцы активно лечат кашель инъекционными антибиотиками последнего поколения (цефалоспорины).

Против боли, жара и… старости

Некоторые препараты группы НПВП обладают омолаживающим действием. Ученые обнаружили, что исследуемое ЛС способно увеличивать продолжительность жизни, борясь со старением. Опыты проводились на аптекарских дрожжах, чернобрюхих дрозофилах и свободноживущих нематодах: лекарство продлевает жизнь «подопытных» в среднем на 15%. Если экстраполировать эти результаты на жизнь среднестатистического человека, получается, что прием определенных доз этого препарата в некоторой закономерности мог бы теоретически увеличить продолжительность жизни примерно на 10 лет.

Дело в том, что комбинация элементов в составе исследуемого ЛС подавляет воспалительные процессы в организме, которые сопутствуют многим возрастным заболеваниям (например, болезни Альцгеймера и Паркинсона). Дестабилизируя работу пермеаз Tat2p — специфических транспортных белков, — НПВП замедляет усвоение ароматической аминокислоты триптофана, участвующего в синтезе белков. Это и приводит к увеличению репликативной продолжительности жизни (т. е. способности клетки к делению).

Опираясь на полученные знания о фундаментальной роли клеточного цикла в продолжительности жизни, осталось разработать «препарат долголетия», который будет воздействовать на производительность ароматических кислот вроде триптофана.

Микробам теперь несдобровать

Ученые из США создали новый тип антибиотика, который поможет в борьбе с инфекциями, выработавшими резистентность ко многим современным препаратам.

Исследователи из Бостона открыли метод выращивания бактерий в почве, воссоздав максимально естественные условия для их развития, и поместили микроорганизмы в специальный подземный «отель», состоящий из множества отсеков. Каждая бактерия жила в отдельном номере-отсеке и выделяла вещества, обладающие антимикробными свойствами. Одно из таких веществ — теиксобактин — способно ликвидировать стафилококковые инфекции у животных, при этом безвредно для тканей млекопитающих. И, самое главное, микробы, по мнению ученых, не смогут выработать к теиксобактину иммунитет.

Это научное открытие позволило создать 25 новых антибиотиков, и некоторые из них уже доказали свою эффективность в процессе лечения мышей от устойчивых к лекарствам инфекций. Следующий этап — испытания полученных препаратов на людях. Если результаты окажутся успешными, это будет настоящий прорыв в медицине, ведь антибиотиков нового класса не выпускалось с 1987 года, то есть уже почти 30 лет.

Следить за сроком годности ЛС будет упаковка

Инженеры и ученые из Великобритании разработали новую упаковку для лекарств. Она закроет больному доступ к ЛС, когда его срок годности истечет. Флакон имеет резьбу не на горлышке, а в качестве отдельного элемента. Он крепится к горлышку специальным полимерным составом, который со временем разрушается. В результате все попытки отвинтить крышку, чтобы достать пилюлю, ни к чему не приведут.

Хотя с точностью до конкретного дня предугадать процесс саморазрушения клеящего состава невозможно, это не так важно. Ведь и лекарства приходят в негодность не сразу по истечении отведенного срока. Зато процент людей, которые по рассеянности продолжают принимать просроченные таблетки, это изобретение точно снизит.

Беспрецедентный международный проект, реализуемый вот уже 14 лет, вступил в свою финальную стадию. Австралийские врачи, работающие над созданием бионического сердца, начинают испытание разработки на людях.

В начале этого года хирурги из двух больниц — Альфреда и Принца Чарльза в Брисбене — при помощи технических специалистов (инженеров) имплантировали искусственное сердце овце. Ученые и медики ставили своей целью уменьшить количество смертей, которые возникают в связи с нехваткой доноров всем, кто нуждается в пересадке сердца. Аппарат, помещенный в грудную клетку животного, снабжен ротором, который вращается со скоростью 2000 оборотов в минуту, качая кровь по всему телу. Ротор соединен магнитным приводом с двумя лопастями, одна из которых направляет кровь к периферийным органам, другая направляет в легкие. Один из авторов разработки, доктор Даниэль Тиммс, сообщил австралийским СМИ, что сама идея создания подобного устройства родилась после того, как ученый потерял отца, страдающего от сердечного заболевания. Среди основных преимуществ разработки называются компактные размеры нового искусственного сердца и износостойкость: это устройство может работать без сбоев в течение 10 лет, что специалисты считают очевидным достижением в современной медицине. Прежде чем пустить аппарат в массовое производство, он должен пройти апробацию на людях, а для этого ученым необходимо порядка 5 млн долларов.

Искусственное сердце испытают на людяхКак предотвратить гипогликемию

Гипогликемия — это низкое содержание глюкозы в крови. Состояние возникает у больных диабетом после изнуряющей физической активности, при голодании или при передозировке инсулина. Симптомы — сердцебиение, головокружение, нарушения сознания. Возможен даже летальный исход. Ученые Лундского университета Швеции (Lund University) доказали, что ингибиторы дипептидилпептидазы-4 (ДПП-4) снижают высокий уровень глюкозы в крови, увеличивая концентрацию инкретинов, что ведет к повышению выработки инсулина. Опыты на мышах продемонстрировали, что ингибиторы ДПП-4 также способны предотвращать и развитие гипогликемии. То есть включение их в схему терапии больных СД позволит предотвратить нежелательные физиологические состояния у пациентов.

Антибиотики: соблюдайте меру

Американцы любят лечиться. И настолько увлеклись в последние годы самостоятельной терапией, что правительству США пришлось начать масштабную кампанию по борьбе со злоупотреблениями антибиотиками. Цель акции — просвещение родителей, которые сами активно потчуют детей всевозможными ЛС и даже заставляют педиатров выписывать им рецепты. Врачи же, заваленные работой, не слишком активно сопротивляются натиску взрослых, озабоченных здоровьем своих малышей, и идут им навстречу.

Между тем не стоит забывать, что антибиотики вовсе не безвредны. С одной стороны, бесконтрольное употребление препаратов вызывает рост резистентности микробов: они становятся более устойчивыми к привычным ЛС, а родителям приходится увеличивать дозы лекарств, чтобы побороть заболевания. Но при этом взрослые не берут в расчет, что та же распространенная простуда вызывается вирусами, а не бактериями, поэтому антибиотики в таких случаях не действуют.

Исследования показали, что сегодня примерно 40% больных принимают антибиотики, пытаясь вылечить с их помощью вирусные инфекции. Центр контроля и предотвращения заболеваний США провел акцию, направленную на педиатров и родителей. Удалось снизить употребление антибиотиков на 25%. Но это не предел мечтаний: новая рекламная кампания с привлечением разных типов СМИ должна объяснить всем гражданам Америки, что лечиться эффективно нужно только под контролем врачей.

Крепче здоровьем или экономнее?

Россияне на антибиотиках, в отличие от американцев, экономят. Наши соотечественники покупают примерно в 20 раз меньше лекарств, чем американцы, и почти в 10 раз меньше, чем европейцы. Впрочем, это объясняется не более крепким здоровьем, а недоступностью многих ЛС широким массам из-за их высокой цены. Доля отечественных лекарств на российском фармрынке не превышает 30%. Причем из субстанций российского производства выпускается только порядка 13%, остальные лекарства производятся из импортных материалов.

Осторожно: антидепрессанты

Министерство здравоохранения Великобритании обеспокоилось официальными данными по побочным эффектам и безопасности одного популярного в стране антидепрессанта и препаратов его группы. В прошлом году в Англии пациенты, принимавшие антидепрессанты, и их семьи заявили о 16 случаях суицида, 47 попытках самоубийства и 92 случаях агрессивного поведения на фоне лекарственной терапии антидепрессантами. Хотя производители этой группы препаратов и сейчас утверждают, что их продукция широко применяется врачами мира вот уже более 10 лет, а в одной только Великобритании продажи самого популярного антидепрессанта этой группы приносят доход, измеряемый суммой в более 100 млн фунтов стерлингов, Минздрав туманного Альбиона принял меры. В инструкции к препаратам этой группы решено добавить информацию о том, что они способны вызывать зависимость. Пациентам, которым уже были выписаны эти антидепрессанты, рекомендуется продолжить лечение до тех пор, пока врач не отменит свое назначение, чтобы исключить возможные осложнения, которые могут возникнуть в результате внезапной отмены препаратов.

Лекарства по часам

Эффективность ЛС в немалой степени зависит от времени суток. Недаром врачи, выписывая лекарства, делают акцент на том, когда их нужно принимать. Объяснение этому дают биологические ритмы, которым подчинена наша жизнь. Все физиологические процессы в организме человека — кровяное давление, сердцебиение, концентрация гормонов, температура тела — меняются в течение дня в зависимости от суточных биоритмов. Недаром приступы астмы в основном случаются ночью, когда снижается выработка гормонов адреналина и кортизола, способствующих расслаблению дыхательных путей. Самое сложное время для страдающих от артрита — утро, момент пробуждения, ведь человек начинает двигаться. Аллергическая простуда тоже проявляется наиболее интенсивно утром. Получается, что и антигистаминное средство логично принимать не в обед, а сразу как человек проснулся — эффект будет оптимальный.

Особая медицинская дисциплина — хронотерапия — помогает ученым и медикам оптимизировать эффективность лекарственных препаратов, предписывая их прием в те часы, когда пациенты более восприимчивы и когда препараты могут оказать наилучшее воздействие на организм. Многие семейные доктора на Западе используют ее в своей врачебной практике. Даже онкологи, основываясь на цикличности распространения раковых клеток, разрабатывают терапевтические приемы, помогающие более эффективно бороться с этим недугом. Но пока эти методы не выходят за рамки терапии лишь некоторых форм раковых опухолей, например при лечении опухоли прямой кишки.

Предсказать тяжесть аллергии можно

Американские ученые разработали тест крови, который не только определяет предрасположенность к аллергии на арахис, но и способен прогнозировать силу аллергической реакции. Это важно, ведь реакция может привести к летальному исходу даже при минимальных дозах аллергена.

Благодаря повышенной чувствительности нового теста для анализа достаточно всего нескольких капель крови. Когда аллергик потребляет арахис, иммунная система выделяет белок-антитело — иммуноглобулин Е (IgE). Его задача — связать молекулы аллергена и «выпроводить» из организма. При этом клетки тела вырабатывают еще и гистамин, провоцирующий всем известные симптомы: насморк, кашель, зуд и апогей аллергии — анафилактический шок. Больше антител — больше гистамина, соответственно сильнее аллергическая реакция. Вот по этой концентрации антител ученые и напучились предсказывать тяжесть реакции организма.

В отличие от стандартных тестов, которые замеряют в крови уровень присутствия IgE, а также уровень белков и всех соединений, новый тест не учитывает посторонние молекулы. Он замеряет лишь антитела, которые привязываются к определенным белковым фрагментам — пептидам, поэтому, по мнению ученых, он является более точным с точки зрения выявления аллергии.

По материалам открытых источников

Читайте в ближайших номерах журнала «Новая аптека»
    Читать >>

Ваша персональная подборка

© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

Политика обработки персональных данных