text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Пример методики оценки качества медицинской помощи

  • 4 июля 2016
  • 4626

На данный момент действующее законодательство не закрепляет конкретные методики, согласно которым следует проводить оценку качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения.

Как указано в ст. 90 ФЗ-323 «Об охране здоровья граждан в РФ», оценка качества медицинской помощи в конкретном медучреждении и ее порядок утверждается руководством медучреждения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

В соответствии с этим, в статье приведены примеры такой оценки на основе практического опыта некоторых медучреждений.

Проверка соблюдения порядков оказания медпомощи

На этом этапе оценке подлежит:

  • соблюдение этапности при оказании медпомощи, ее сроков и условий, в соответствии с профилем и видом заболевания и состояния пациента;
  • соответствие действующим порядкам медпомощи самого учреждения здравоохранения и его отделений, а также врачебного и среднего медперсонала;
  • соответствие оснащенности медучреждения и его подразделений существующим стандартам;
  • соответствие кадрового оснащения медучреждения и его штатного расписания рекомендуемым штатным нормативам;
  • соответствие деятельности медучреждения установленным требованиям, с учетом особенностей оказания медпомощи.
Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Проверка соблюдения стандартов медпомощи

  •  оценивается выполнение медуслуг в зависимости от усредненных показателей частоты и кратности их применения;
  • проверяется обоснованность назначения медуслуг, которые имеют усредненную частоту менее 1,0 и полноту оказания услуг с усредненной частотой 1,0 и более.
  • проверяется полнота и обоснованность назначения лекарств, а также компонентов крови и медицинских изделий, имплантируемых в организм пациента;
  • проверяется полнота и обоснованность назначения видов лечебного питания, а также продуктов лечебного питания специализированного предназначения;
  • конкретизируются и уточняются иные положения, которые связаны с особенностями  лечения определенного состояния или заболевания.

Методы внутреннего контроля качества медпомощи

Экспертиза качества медпомощи является основным и эффективным методом внутреннего контроля безопасности и качества медицинской деятельности, в части соблюдения медработникам порядков и стандартов оказания медпомощи.

При этом важно определить объем и круг случаев, в которых проведение экспертизы качества медицинской деятельности будет являться обязательным.

Основа для проведения экспертизы качества медпомощи – первичная медицинская документация на пациента.

Трёхуровневая модель организации внутреннего контроля

В практике уже доказала свою эффективность трёхуровневая модель организации внутреннего контроля качества и безопасности медпомощи для оценки соблюдения порядков и стандартов медпомощи.

1. На первом уровне контроль осуществляет заведующий отделением.

Должностное лицо каждый месяц анализирует количество случаев оказания медпомощи с выявленными дефектами, изучает их структуру и возможное влияние на течение и исход болезни.

Оценивает причины таких дефектов по нозологическим единицам  и конкретным врачам отделения.

2. На втором уровне контроль осуществляется заместителем главного врача.

Заместитель главного врача проводит свою работу на основе данных, полученных на первом уровне контроля. Ежеквартально и ежегодно он анализирует: характер и количество выявленных дефектов при оказании медпомощи, изучает их структуру и влияние на течение заболеваниям.

Кроме того, изучаются причины выявленных дефектов по отдельным нозологическим единицам, врачам и структурным подразделениям медучреждения. Оценивается структура и динамика числа дефектов медпомощи по структурным отделениям больницы.

3. На третьем уровне контроль осуществляется врачебной комиссией медучреждения.

Врачебная комиссия работает в направлении оценки качества медпомощи ежегодно и ежеквартально.

Комиссия анализирует конечные показатели работы медучреждения, сравнивает их со средними областными показателями и показателями по стране.

Устанавливается влияние выявленных дефектов на дальнейшее развитие больницы, анализируется рациональность и эффективность использования имеющихся ресурсов.

Председатель комиссии представляет составленный общий отчет о работе комиссии в письменном виде главному врачу.

К отчету прилагается анализ проведенного внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также предложения комиссии, которые направлены на устранение причин возникновения дефектов при оказании медпомощи, повышение эффективности и качества медпомощи.

На основании полученного отчета и поступивших предложений принимаются соответствующие управленческие решения и мероприятия.

При необходимости ответственные за выявленные нарушения и возникшие дефекты при оказании медпомощи лица, привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Этапом, завершающим и резюмирующим всю проведенную ранее работу по оценке качества медицинской помощи, является направление ежегодного отчета в вышестоящий орган управления здравоохранения.

Главный врач представляет всю документацию в письменном виде, отдельно указываются конкретные мероприятия и управленческие решения, которые направлены на устранение существующих дефектов и повышение эффективности и качества медпомощи в целом.

Положение о внутреннем контроле качества медпомощи в медучреждении

Как мы указывали ранее, в соответствии со ст. 90 ФЗ-323, внутренний контроль качества медпомощи осуществляется медучреждением в порядке, установленном приказом руководителя больницы.

Для соблюдения данных требований закона необходимо разработать в медучреждении специальный локальный акт, который устанавливает порядок осуществления мероприятий по контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

В законодательстве не установлено содержание такого локального акта, однако, анализируя положения приказа Минздрава РФ № 1340-н от 21.12.2012 года и постановления Правительства РФ № 1152 от 12.11.2012 года, в положении о внутреннем контроле качества медпомощи необходимо отразить:

  • задачи и цели проведения внутреннего контроля;
  • методы, способы и средства осуществления внутреннего контроля;
  • субъектный состав должностных лиц, которые непосредственно участвуют в проведении внутреннего контроля, а также круг их обязанностей и порядок взаимодействия;
  • предмет внутренних проверок при осуществлении контроля, который устанавливается исходя из положений ч. 2 ст. 87 ФЗ «Об охране здоровья»;
  • критерии оценки качества медпомощи, которые соответствуют требованиям приказа Минздрава РФ № 422-ан от 07.07.2015 года;
  • периодичность и сроки проведения мероприятий по осуществлению внутреннего контроля качества медпомощи;
  • случаи, которые служат фактическим основанием для проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Так, основанием могут являться: жалобы и обращения пациентов, случаи возникновения внутрибольничных инфекций и летальных  исходов, наступление запланированного срока проверок и т.д.;
  • порядок процессуального оформления результатов и хода внутреннего контроля качества медпомощи. В положении отражается порядок ведения протокола проверки, составления акта  по результатам проверки, порядок издания приказа о привлечении к ответственности виновных в нарушениях лиц, ведение журнала проверок и т.д.;
  • меры ответственности за нарушение порядка осуществления внутреннего контроля качества медпомощи в учреждении;
  • процессуальный порядок обжалования результатов внутреннего контроля качества медпомощи заинтересованными лицами.

Положение разрабатывается ответственными лицами (юридической службой, заместителями главного врача и др.), и утверждается приказом главного врача по медучреждению.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
3 дня
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
№340987

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Заместитель главного врача»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.