Организация медико-социальной помощи детям с нарушением зрения

51

Л.А. Жданова, заслуженный деятель науки РФ, д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми,

М.Н. Салова, канд. мед. наук, доцент кафедры поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми, врач-невролог первой категории,

Т.Ф. Абрамова, ассистент кафедры офтальмологии, врач-офтальмолог высшей категории,

Е.Л. Галкина, заведующая МДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 182"

ГОУ ВПО "Ивановская государственная медицинская академия"

Минздравсоцразвития России

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат, 2008 г.), в структуре заболеваемости детей в возрасте от рождения до 14 лет болезни глаз занимают 5-е ранговое место (3, 14%); распространенность со­ставляет 5581, 1 случая на 100 тыс. детского населения, что связано с увеличе­нием частоты врожденных заболеваний и аномалий развития, различных воспалительных заболеваний и близорукости.

Одной из самых распространенных причин нарушений зрения у детей является амблиопия. Возрастающее число детей, имеющих амблиопию, не­смотря на значительный прогресс медицины свидетельствует о недостаточ­ной эффективности реабилитационных мероприятий .

Абсолютное большинство детей со сниженным зрением нуждаются в комплексной медико-социальной реабилитации: медикаментозном и хи­рургическом лечении, специальном обучении и т. д. При этом оздоровитель­ные и реабилитационные мероприятия должны начинаться с дошкольного возраста и продолжаться во время обучения в школе, формируя здоровый образ жизни ребенка с учетом индивидуальных отклонений здоровья. В то же время реализация потребности в реабилитации составляет всего 5-10% отсутствует взаимосвязь ее этапов: психологического, коррекционного, со­циально-бытовой реабилитации.

В последние четыре года силами кафедры офтальмологии и поликлини­ческой педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГБОУ ВПО "Ивановская государственная медицинская академия" Минздрав- соцразвития России проводились научные исследования с целью определе­ния частоты и структуры нарушений здоровья у детей 4-6 лет, имеющих амб­лиопию, и обоснования необходимости проведения оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику этих нарушений, в условиях образовательных учреждений.

Сравнительный анализ состояния здоровья и развития детей с амблиопией и детей без нарушений зрения

Нами было проведено комплексное клиническое обследование 235 детей в возрасте 4-6 лет, из них 172 ребенка имели нарушение зрения и под­твержденный диагноз "амблиопия" (слабой, средней или высокой степени) согласно общепринятой классификации Аветисова Э.С. и Кащенко Т.С. (2001). Контрольную группу составили 63 ребенка того же возраста, не имеющие на­рушения зрения. В ходе обследования оценивались физическое, моторное и нервно-психическое развитие, соматическая и неврологическая заболе­ваемость.

При проведении индивидуальной оценки физического развития до­школьников установлено, что его нормальные показатели достоверно чаще встречались у детей без нарушения зрения, чем у детей с амблиопией (89, 0 и 73, 3% соответственно, р < 0, 05). В структуре отклонений у детей с наруше­нием зрения избыток массы тела (20, 4%) преобладал над дефицитом (6, 4%), что, вероятно, связано с ограничением их двигательной активности.

Оценивая тревожность (проективный тест тревожности Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки), мы выявили ее высокий уровень только у детей с наруше­нием зрения (у детей контрольной группы в 1, 4 раза чаще отмечался низкий уровень тревожности). Вероятно, при воспитании детей с амблиопией ис­пользовались элементы негативной педагогики, т. к. во взаимоотношениях со взрослыми эти дети часто испытывали тревогу от полученных выговоров, изоляции, а также в ситуации одевания с помощью родителей. Кроме того, их тревожность возрастала при игре со старшими детьми. Также следует отме­тить, что у детей с амблиопией чаще, чем в контрольной группе, встречались
нарушения семейного воспитания (57, 0 и 40, 0% соответственно, р < 0, 05), представленные преимущественно доминирующей гиперпротекцией.

Развитие высших психических функций изучалось с помощью стандартизированных методик для детей дошкольного возрастат. Установлено, что у детей с амблиопией, в отличие от детей контрольной группы, отмечены более низ­кие показатели продуктивности и устойчивости внимания, восприятия, зри­тельной памяти, образно-логического и наглядно-действенного мышления.

У детей с амблиопией, в отличие от детей контрольной группы, в 1, 5-2 раза чаще выявлялись нарушения статической и динамической координации тела, динамической координации рук, скорости и одновременности движе­ния конечностей и тонкой моторики пальцев кисти, оцененных по методике Озерецкого - Гельница и А. Рея (1972) .

При анализе острой заболеваемости установлено, что дети с нарушени­ем зрения достоверно чаще, чем дети контрольной группы, являлись часто болеющими (63, 4 и 44, 4% соответственно, р < 0, 05), у них медленнее протека­ло возрастное снижение числа острых респираторных заболеваний в год, что отражало несостоятельность иммунных механизмов.

Анализ заболеваемости детей в возрасте 6 лет позволил установить вы­сокую частоту соматической патологии, а также нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей с амблиопией (рисунок).

Высокая частота нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей, по данным А.Ю. Ратнера (1985) и Б.Р. Яременко (1999), может быть связана с перенесенными перинатальными поражениями центральной нервной системы (далее - ПП ЦНС).

Нами установлена большая частота ряда синдромов ПП ЦНС у детей с амб­лиопией. Наибольшие различия в частоте встречаемости касались синдромов доброкачественной внутричерепной гипертензии (90, 7 и 49, 2% соответственно, р < 0, 05), вегетативно-висцеральных дисфункций (52, 3 и 20, 6%) и задержки нерв­но-психического развития (19, 8 и 4, 8%). В дошкольном возрасте мы установили сохранение последствий ПП ЦНС у 63, 49% детей с нормальным зрением и у всех детей с амблиопией, у которых в 6, 2 раза чаще встречалась задержка нервно­психического развития, в 4, 5 раза чаще - синдром доброкачественной внутри­черепной гипертензии, и в 1, 5 раза чаще - синдром дефицита внимания и гипер­активности. Это может быть связано как с воздействием неблагоприятных факторов в перинатальном периоде, большей степенью поражения нервной си­стемы при рождении, так и с недостаточностью зрительного анализатора.

Рекомендации на основании проведенных исследований

На основании проведенных исследований считаем целесообразным:

• включить в программу формирования здорового образа жизни детей с амблиопией рекомендации по сбалансированному питанию и адекват­ному двигательному режиму;

Нарушение осанки (М.40, М.41)

Плоскостопие (М.21.4)

МАРС (Q.24)

Гипертрофия небных миндалин (J.35.1)

Аденоиды (J.35.2)

Дисметаболическая нефропатия (N.15.8)

Хронический пиелонефрит (N.11)

Дисфункция билиарного тракта (К.83.8)

Атопический дерматит (L.20)

□ Дети с нормальным зрением

□ Дети с амблиопией

□ Дети со сл. ст. амблиопии

■ Дети со ср. ст. амблиопии

■ Дети с в. ст. амблиопии

Сравнительная характеристика заболеваемости обследованных детей

  1. проводить совместные тренинги родителей и детей, направленные на нормализацию внутрисемейных отношений; обучать ребенка взаимо­действию со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; убеждать ро­дителей в необходимости предоставления ребенку с нарушением зре­ния самостоятельности и исключения чрезмерной опеки; создавать у ребенка состояние постоянного эмоционального приятия;
  2. организовывать для детей с нарушением зрения, начиная с самого ран­него возраста, стимулирующее развитие высших психических функций;
  3. включать в программы физического воспитания детей с амблиопией уп­ражнения, позволяющие тренировать моторные функции и координа­цию движений;
  4. осуществлять мероприятия, направленные на повышение резистентности организма (санация очагов хронической инфекции, массаж биологически активных точек, дыхательная гимнастика, закаливание, фито- и аромапро- филактика), а также предупреждение перекрестного инфицирования;
  5. учитывая высокую частоту нарушений со стороны опорно-двигательно­го аппарата у детей с амблиопией, активно обучать их приемам снятия утомления с мышц спины, мероприятиям, направленным на правильное формирование свода стоп (лечебная физкультура, массаж);
  6. патология лор-органов, малые аномалии развития сердца, дисфункции билиарного тракта, возникающие на фоне аномалий развития желчного пузыря, являются маркерами соединительнотканной дисплазии, следо­вательно, в программу реабилитации детей с амблиопией необходимо включать комплекс мероприятий по коррекции диспластических про­цессов (специальное питание, обогащенное коллагенами; адекватная физическая активность, медикаментозные препараты);
  7. включать в программы реабилитации комплекс мероприятий, направ­ленных на коррекцию задержки нервно-психического развития (стиму­лирующие игры, занятия), проявлений синдрома доброкачественной внутричерепной гипертензии (диета, лечебная физкультура), синдрома дефицита внимания и гиперактивности, снятие эмоционального напря­жения для профилактики неврозоподобных нарушений. Эти мероприя­тия желательно проводить как в семье, так и в образовательном учре­ждении. Кроме того, необходимо обеспечить своевременное лечение ребенка с амблиопией у невролога.

Влияние типа детских дошкольных учреждений на состояние здоровья и развитие детей с амблиопией

Известно, что условия воспитания оказывают существенное влияние на состояние здоровья детей. Не секрет, что многие дети с патологией зрения не посещают коррекционные учреждения и не получают необходимые реа­билитационные мероприятия. Так, в г. Иваново (по данным за 2011 г.) из 93 де- тей-инвалидов, имеющих нарушения зрения, только 19 посещают детский сад компенсирующего типа.

Мы проанализировали особенности развития и состояния здоровья двух групп детей с амблиопией легкой и средней степени, посещающих детский сад общего типа (62 ребенка) и детский сад компенсирующего типа (63 ребенка).

В результате исследования было выявлено, что отклонения физического развития встречались в 1, 5 раза чаще у детей с амблиопией, посещающих детский сад общего типа, чем у детей из коррекционного детского сада (38, 71 и 11, 11% соответственно), причем избыток массы тела выявлялся в 3 раза чаще (29, 03 и 9, 52%).

У детей, посещающих детский сад общего типа, реже, чем у воспитанни­ков коррекционного детского сада, выявлялся низкий уровень тревожности (40, 32 и 69, 85%) и чаще - средний (50, 0 и 29, 98%). Установлено, что большин­ство детей, посещающих детский сад коррекционного типа, имели благопри­ятный социальный статус в коллективе в отличие от детей из детского сада общего типа, где только треть воспитанников являлись принятыми сверстни­ками, и лишь каждый восьмой ребенок был лидером.

В результате анализа семейного воспитания установлено, что в семьях детей из детского сада общего типа, в отличие от детского сада компенси­рующего типа, демократический стиль встречался реже (27, 42 и 61, 9%), а до­минирующая гиперпротекция - чаще (30, 65 и 15, 87%).

У детей из детского сада общего типа, по сравнению с воспитанниками коррекционного детского сада, выявлены более низкие показатели продук­тивности и устойчивости внимания, восприятия, зрительной памяти, образ­но-логического и наглядно-действенного мышления. Они отличались боль­шей частотой нарушений статической (70, 97 и 47, 62%) и динамической координации тела (51, 61 и 33, 33%), одновременности движения конечностей (93, 55 и 69, 84%), тонкой моторики, судя по числу синкинезий, которые у них выявлялись чаще, чем у детей из коррекционного детского сада (7, 3 ± 0, 66 и 8, 8 ± 0, 86).

Анализ заболеваемости детей, посещающих дошкольные учреждения разного типа, показал, что у детей из детского сада общего типа, по сравне­нию с воспитанниками коррекционного детского сада, дисфункция билиар­ного тракта выявлялась в 3 раза чаще (24, 19 и 7, 94%), атопический дерматит - в 2, 4 раза чаще (30, 64 и 12, 7%), гипертрофия небных миндалин - в 2 раза чаще (32, 29 и 15, 87%), плоскостопие - в 1, 8 раза чаще (35, 48 и 19, 05%), нарушения осанки - в 1, 3 раза чаще (85, 48 и 65, 08%).

Во все возрастные периоды, начиная с 3 лет, количество часто болеющих детей среди воспитанников детского сада общего типа было выше, чем среди детей из коррекционного детского сада.

Несмотря на то что в детские сады как компенсирующего, так и общего типа приходили дети с нарушением зрения, имеющие одинаковые синдромы ПП ЦНС на первом году жизни, в возрасте 6 лет мы увидели различия в невде1тейизюррекционно- рологическом статусе: у воспитанников детского сада общего типа, в отличи его детского сада

от детей из детского сада компенсирующего типа, неврозоподобные наруше­ния встречались в 4 раза чаще (19, 35 и 4, 76%), задержка нервно-психическо­го развития - в 2, 6 раза чаще (29, 03 и 11, 11%), расстройства вегетативной нервной системы - в 2, 2 раза чаще (48, 39 и 22, 22%), синдром дефицита вни­мания и гиперактивности - в 1, 6 раза чаще (79, 03 и 50, 79%).

Полученные данные свидетельствуют о худших показателях здоровья детей с амблиопией, воспитывающихся в детских садах общего типа, что от­ражает недостаточность реабилитационных мероприятий. Поэтому нужны такие организационные формы медико-социальной помощи детям, которые могут быть использованы не только в коррекционных учреждениях, но и в детских садах общего типа, а также в семье ребенка с нарушением зрения.

Принципы и этапы комплексной программы помощи детям с амблиопией

Для повышения качества медико-социальной помощи детям с нарушени­ем зрения была разработана комплексная программа, включающая несколь­ко этапов: прогнозирование, диагностику, профилактику и реабилитацию.

Прогностический этап

Сравнив частоту встречаемости неблагоприятных факторов анамнеза в группе детей, страдающих амблиопией, и детей, не имеющих данной патологии, с помощью последовательного анализа Вальда мы определили их прогностическую значимость для установления риска формирования амб­лиопии уже в раннем возрасте. На первом этапе прогнозирования следует выявлять риск развития нарушения зрения в целом, на втором этапе - про­водить дифференцированное выделение групп риска амблиопии слабой, средней и высокой степени начиная с раннего возраста.

Прогнозирование формирования нарушения зрения путем выявления факторов риска при сборе генеалогического, биологического и социального анамнезов возможно еще на антенатальном этапе во время проведения до­родовых патронажей. Это важно для дифференцировки подходов к профи­лактике амблиопии с учетом выявленных неблагоприятных факторов, осо­бенно при риске тяжелых нарушений органа зрения.

Большую значимость для амблиопии слабой степени имеют перенесен­ная хроническая внутриутробная гипоксия плода во время беременности, отягощенная наследственность по патологии зрения. При средней степени амблиопии прогностически важно наличие натальной травмы шейного отде­ла позвоночника у ребенка и анемии во время беременности. В формирова­нии амблиопии высокой степени наибольшую значимость имеют аборты и выкидыши в анамнезе, а также травмы шейного отдела позвоночника.

Таким образом, участковому педиатру необходимо уделять особое вни­мание детям, имеющим такой "набор" факторов риска развития амблиопии. Важно не только максимально раннее выявление нарушений зрения, но и своевременная ориентация родителей на регулярное проведение меро­приятий по стимуляции зрительного анализатора.

Учитывая сочетанность соматической, ортопедической и неврологической патологии у детей с нарушениями зрения, необходимо прогнозирование и этих отклонений здоровья. Поэтому нами были разработаны таблицы для прогнози­рования этих нарушений здоровья у детей с амблиопией, которые рекомендует­ся использовать на третьем этапе прогнозирования. Так, для формирования нарушений осанки наибольшую прогностическую значимость имеют стреми­тельные роды, наличие амблиопии высокой степени, избыточная масса тела, вос­питание такого ребенка в детском саду общего типа; частая острая заболевае­мость формируется у ребенка с нарушением зрения при повышенном уровне тревожности, воспитании его в детском саду общего типа, родах путем кесарева сечения. Обвитие пуповиной при рождении, высокая степень амблиопии и доми­нирующая гиперпротекция в воспитании являются факторами, предрасполагаю­щими к формированию задержки нервно-психического развития у ребенка.

Диагностический этап

Этот этап требует повышения знаний и навыков педиатра в ранней диа­гностике нарушений со стороны органа зрения, поскольку к врачам узких специальностей зачастую дети попадают поздно, когда уже сформировалось заболевание. Несмотря на существующую систему профилактических осмо­тров, по нашим данным, впервые на возможное снижение зрения у каждого шестого-седьмого ребенка с амблиопией реагировали родители, особенно если патология сопровождалась косметическим дефектом: косоглазием, ни­стагмом или врожденной катарактой. Врачи-педиатры лишь для каждого де­сятого ребенка являлись первичной инстанцией, выявляющей снижение зрения. Чаще всего (75% осмотренных детей) дефекты зрения выявляли оф­тальмологи благодаря проведению профилактических осмотров.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2007 № 307 "О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребен­ка в течение первого года жизни" и приказом Минздрава России от 07.05.1998 № 151 "О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям" офтальмолог наблюдает ребенка на первом году жизни в 1 и 12 меся­цев, на втором году - по показаниям, затем - в 3 года. После 3 лет профилак­тические осмотры проводятся согласно приказу Минздравмедпрома России от 14.03.1995 № 60 "Об утверждении инструкции по проведению профилак­тических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе ме­дико-экономических нормативов" и положения о профилактических осмо­трах детей, посещающих образовательные учреждения, утвержденного совместным приказом Минздрава России и Минобразования России от 30.06.1992 № 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обес­печения детей в образовательных учреждениях".

Доврачебный этап профилактических осмотров предполагает оценку ост­роты зрения и проводится детям в возрасте 5, 6, 7 лет перед школой; в 1, 3, 6, 7 и 11 классах; выявление предмиопии - в 6 лет; выявление нарушений биноку­лярного зрения - в 4 года и в 3 классе. Если ребенок не видит условно принятую норму (не читает 9-10-ю строки), то его следует направить к офтальмологу.

Кроме того, выделены периоды, в которые независимо от результатов доврачебного осмотра все дети попадают на специализированный этап, ко­торый осуществляется офтальмологом: в 6 лет (за год до школы), 7 лет (перед школой), 8 лет (после 1 класса), 10-11 лет (5 класс), 12-13 лет (7 класс), 14-15 лет (9 класс), 15-16 лет (10 класс) и 16-17 лет (11 класс).

В помощь педиатру для раннего выявления симптомов снижения остро­ты зрения была составлена диагностическая таблица, в которой перечисле­ны наиболее значимые признаки данной патологии в разные возрастные периоды. Она, с одной стороны, поможет врачу-педиатру в ранней диагно­стике нарушений зрения, с другой - поможет ориентировать родителей на отслеживание тех или иных симптомов патологии органа зрения еще с ран­него возраста ребенка. Особенно эти признаки важно знать родителям де­тей, у которых в перинатальном периоде по результатам прогнозирования был выявлен риск формирования амблиопии.

Признаки нарушения зрения у детей

Возраст ребенка

Признаки нарушения зрения

1

2

Новорожденные

  1. Ослабление, симметричное или несимметричное отсутствие зрачковых рефлексов.
  2. Нарушение объема движений глазных яблок (постоянное врожденное косоглазие).
  3. Изменение диаметра роговицы и глазного яблока (симметричное или несимметричное).
  4. Нарушение состояния придаточного аппарата глаза: век и слезоотводящих путей (врожденные аномалии, дакриоцистит новорожденного)

1-3 месяца

  1. Нарушение зрительного контакта (отсутствие улыбки при общении).
  2. Отсутствие поворотов головы к источнику света.
  3. Неспособность прослеживания движений игрушки.
  4. Плавающие движения глаз.
  5. Косоглазие

1

2

4-6 месяцев

  1. Неспособность ребенка смотреть на руки, соединять их на средней линии тела, внима­тельно наблюдать.
  2. Отсутствие поворотов головы к источнику света.
  3. Неузнавание удаленных предметов.
  4. Косоглазие

7-10 месяцев

  1. Неспособность замечать мелкие детали, захватывать их кончиками пальцев.
  2. Постоянный поворот головы в сторону (отсутствие периферического зрения).
  3. Отсутствие интереса к мелким объектам.
  4. Косоглазие

1-2 года

  1. Неузнавание людей на расстоянии.
  2. Отсутствие интереса к книгам и рисункам.
  3. Косоглазие

3-4 года

  1. Неспособность называть картинки и тестовые символы вблизи и на расстоянии.
  2. Несимметричная острота зрения.
  3. Аккомодационное косоглазие (глаза не выполняют содружественных движений, один из них отклоняется в сторону, даже если это проявляется только в моменты переутомления или стресса).
  4. Чтобы рассмотреть какой-либо предмет, ребенок крутит головой.
  5. Голова склоняется в одну сторону, или одно плечо заметно выше другого.
  6. Прикрытие одного глаза, избыточное моргание, прищуривание.
  7. Нарушение зрительно-моторной координации (натыкается на углы, промахивается при целенаправленных движениях).
  8. Ребенок ударяется о стоящие предметы при перемещении в пространстве.
  9. Ребенок часто роняет вещи на пол.
  10. Ребенок часто теряется в пространстве и быстро устает.
  11. Тошнота и головокружение при зрительной нагрузке.
  12. Ребенок говорит: "мне не видно", после выполнения напряженной работы - "у меня болит голова, меня тошнит, у меня кружится голова" "у меня чешутся глаза", "у меня жжет

в глазах", "все вокруг, как в тумане", "все двоится"

5-6 лет

  1. Активные жалобы на снижение зрения.
  2. Прищуривание.
  3. Ребенок держит книгу или другой предмет слишком близко к глазам.
  4. Ребенок жалуется на головные боли и переутомление глаз.
  5. Двоение в глазах

6-7 лет

  1. Ребенок трет глаза в процессе чтения.
  2. Ребенок ведет пальцем по строчке при чтении.
  3. Ребенок способен читать только в течение непродолжительного времени

Для повышения эффективности доврачебного этапа профилактических осмотров большое значение имеет правильная организация проведения ис­следования остроты зрения, выполняемого медицинской сестрой детского сада, школы, поликлиники.

С этой целью у дошкольников используются таблицы с картинками Ор­ловой. Острота зрения у школьников определяется по таблице Сивцева - Го­ловина. Если ребенок не видит условно принятую норму, т. е. допускает ошибки в чтении букв (распознавании картинок) 9-10-й строк, то его надо направить к офтальмологу.

Тест Малиновского позволяет выделить при массовых осмотрах до­школьников, не имеющих, но более других подверженных близорукости, "группу риска" по миопии, т. е. среди детей с нормальной остротой зрения (0, 9-1, 0) тех, кто имеет более сильную рефракцию, чем средняя возрастная Дети, имеющие положительный тест, направляются к офтальмологу.

Для определения бинокулярного зрения применяется тест Рейнеке (США) с двумя карандашами. Ребенку дают заточенный карандаш и просят его, смо­тря двумя глазами, опустить кончик карандаша на заточенный конец другого карандаша, который держит в горизонтальном положении медицинская сест­ра. При наличии бинокулярного зрения задание легко выполняется ребенком. При нарушении бинокулярного зрения совместить концы карандашей ребен­ку не удается, поэтому таких детей необходимо направить к офтальмологу.

Профилактический этап

С раннего возраста детей, в т. ч. с нормальным зрением, следует обучать гимнастике для глаз, целями которой являются укрепление мышц век, улуч­шение кровоснабжения в глазничной области, улучшение циркуляции вну­триглазной жидкости и снятие усталости глаз. В настоящее время разработа­ны различные комплексы такой гимнастики. Упражнения, входящие в них, в основном направлены на тренировку переключения зрительных горизон­тов, включают крепкое зажмуривание и моргание. Предложены стимуляция движения глазных яблок с помощью офтальмотренажеров, а также обучение в режиме дальнего зрения по методике В.Ф. Базарного для предупреждения развития "синдрома низко склоненной головы".

Коррекционный этап

На этом этапе основные мероприятия, касающиеся коррекции наруше­ний зрения, проводит офтальмолог. Однако, как и на профилактическом эта­пе, важно создавать комплексные программы реабилитации, т. к. дети с нару­шением зрения имеют целый ряд сопутствующих заболеваний.

Для реализации дифференцированного комплексного подхода на про­филактическом и коррекционном этапах предлагается использовать модули рекомендаций для родителей и педагогов, посвященных гимнастике для глаз, развитию высших мозговых функций, профилактике и коррекции от­клонений в координационной сфере, а также методике выработки и сохра­нения правильного положения тела, осанки, включающей упражнения для снятия статического напряжения с мышц спины и верхнего плечевого пояса, развития равновесия, статической выносливости мышц позвоночника и сто­пы, улучшения гибкости позвоночника, кровоснабжения головного и спин­ного мозга, совершенствования вестибулярного аппарата, правильного фор­мирования свода стоп. Кроме того, модули рекомендаций включают памятки, посвященные профилактике и немедикаментозной коррекции некоторых синдромов последствий ПП ЦНС, дисплазии соединительной ткани, а также особенностям воспитания детей с нарушением зрения.

Модули рекомендаций позволяют составить индивидуализированную программу реабилитации для ребенка с амблиопией с учетом не только его диагноза, но и особенностей развития.

Организация центров здоровья для слабовидящих детей на примере Центра социальной адаптации и медико-педагогической реабилитации детей

Рассмотренный комплексный подход наиболее актуален для детей с на­рушением зрения, посещающих детские сады общего типа, поскольку, как
говорилось выше, их показатели здоровья хуже, чем у воспитанников дет­ских садов коррекционного типа, что свидетельствует о недостаточно эф­фективном медико-социальном сопровождении детей как на профилактиче­ском, так и на коррекционном этапах.

Понимая сложность внедрения таких комплексных программ в садах об­щего типа, для улучшения медико-педагогического сопровождения пациен­тов с амблиопией мы предложили концепцию центров здоровья для слабо­видящих детей, которые могут создаваться при специализированных образовательных учреждениях.

В сентябре 2011 г. в г. Иваново на базе МДОУ "Детский сад компенсирую­щего вида № 182" состоялось открытие Центра социальной адаптации и ме­дико-педагогической реабилитации детей с крайней степенью слабовиде- ния "Я увижу мир..." (далее - Центр).

Целью открытия Центра является обеспечение психолого-педагогиче­ского сопровождения детей от 1, 5 до 7 лет, имеющих сложные зрительные патологии.

Основные направления работы Центра:

  1. внедрение индивидуализированных комплексных программ реабилита­ции в специализированном саду;
  2. создание возможности социализации детей с крайней степенью амблиопии;
  3. оказание консультативно-методической помощи детям с амблиопией, не посещающим коррекционные учреждения, и разработка индивиду­альных комплексных программ их медико-педагогического сопрово­ждения.

Функции Центра:

  1. клинико-психолого-педагогическое обследование детей с участием вра­чей узких специальностей, а также организация взаимодействия детей и их родителей;
  2. коллегиальное создание комплексных программ реабилитации детей;
  3. ознакомление родителей (законных представителей) детей с результата­ми диагностических исследований и разработанной программой реаби­литации;
  4. разработка оптимального индивидуального образовательного маршру­та ребенка с учетом стартовых возможностей, ресурсов компенсации;
  5. обучение родителей (законных представителей) детей, специалистов и педагогов образовательных учреждений методам игрового взаимо­действия с детьми, имеющими патологию зрения, а также основным ме­тодам их реабилитации;
  6. проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции сред­ствами игры у детей от 1, 5 до 7 лет с нарушением зрения;
  7. помощь семье в адаптации к инвалидности ребенка и преодолении пси­хологических проблем, связанных с этим.

Материально-техническая база, необходимая для открытия Центра, предусматривает:

  1. специальное оборудование для детей с крайней степенью слабовиде- ния; для развития общей подвижности;
  2. игрушки для развития ручных навыков, тактильного, зрительного и слу­хового восприятия, мышления и речи; для поддержки социально-эмо­ционального развития, музыкальные игрушки;
  3. пособия для игры с водой, сыпучими материалами, тактильные, рельеф­но-графические, пособия для развития невербальной коммуникации;
  4. материалы для изобразительного творчества;
  5. тактильные и "говорящие" книги для детей с крайней степенью слабови- дения;
  6. фонотека, видеотека;
  7. интерактивная доска;
  8. 2 компьютера (с синтезатором речи и тактильным дисплеем);
  9. специальная литература и компьютерные программы (диагностические, развивающие).

Для организации деятельности Центра необходимо привлечь следую­щих специалистов:

  1. руководитель структурного подразделения, осуществляющий организа­ционно-методическую работу;
  2. врач-офтальмолог, осуществляющий контроль состояния зрительных функций, назначение очковой коррекции, плеоптического лечения для достижения максимально возможной остроты зрения;
  3. медицинская сестра-ортоптистка, проводящая плеоптическое, ортопти- ческое и диплоптическое лечение детей по назначению врача-офталь- молога;
  4. врач-педиатр, осуществляющий контроль состояния здоровья слабови­дящих детей, оказание неотложной и амбулаторной помощи, выдающий рекомендации по оздоровлению детей;
  5. медсестра, осуществляющая контроль санэпидрежима, помощь педиа­тру в реализации мероприятий для улучшения здоровья детей;
  6. врач-невролог, проводящий наблюдение за нервно-психическим разви­тием детей, состоянием высших психических функций, назначение со­путствующего неврологического лечения;
  7. педагог-психолог, проводящий первичное обследование и диагностику ребенка в течение года, консультирование родителей, а также игровые занятия с детьми в микрогруппах и индивидуально;
  8. учитель-дефектолог (тифлопедагог), осуществляющий диагностику и проводящий коррекционные индивидуальные занятия с детьми, а так­же консультирование родителей (законных представителей) ребенка;
  9. учитель-логопед, проводящий индивидуальные игровые логопедиче­ские занятия с детьми, а также консультирование родителей (законных представителей) ребенка;
  10. инструктор лечебной физкультуры и музыкальный работник, которые проводят индивидуальные и микрогрупповые занятия с детьми по раз­витию продуктивной деятельности и творчества, подгрупповые музы­кальные занятия, двигательные упражнения с использованием игрового материала;
  11. младший воспитатель, осуществляющий уборку помещений и обработку оборудования.

Выводы

Создание Центра позволит реализовать гуманистический подход к вос­питанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Его деятельность направлена на достижение максимально возможного повышения остроты зрения у детей, гармонизацию отношений детей и их родителей, поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка, налаживание эффектив­ного общения ребенка с другими членами семьи, формирование предпосы­лок к обучению.

Предложенные нами комплексные программы наиболее полно могут внедряться в образовательном учреждении компенсирующего типа. Наш опыт доказал их высокую эффективность по сравнению с традиционными рекомендациями согласно стандарту лечения и реабилитации больных амблиопией. При этом положительная динамика проявлялась не только в улучшении остроты зрения, но и в гармонизации эмоциональной сферы, нормализации вегетативной реактивности и большей компенсации невро­логической, ортопедической и соматической патологии, а также уменьше­нии числа острых респираторных заболеваний на одного ребенка в год.

Открытие такого Центра - это первые шаги, идея создания подобных центров еще нова как для нашего города, так и для России в целом. Реализа­ция этого проекта позволит внедрить новые технологии психолого-педаго­гического и медико-социального сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями или выраженными проблемами развития, в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Развитие муниципальной системы образования города Иваново на 2010-2012 гг.".

Мы надеемся, что создание и функционирование нашего Центра и по­добных ему поможет повысить качество жизни слабовидящих детей, в т. ч. с тяжелыми нарушениями, поможет им адаптироваться в социуме, а родите­лям - разделять проблемы своего ребенка и получать радость от общения с ним.

ОФИЦИАЛЬНО ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”

В России принят новый фундаментальный закон, определяющий правовые, организацион­ные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и граж­данина в сфере здравоохранения и гарантии реализации этих прав; полномочия и ответствен­ность федеральных, региональных и местных органов власти России в сфере охраны здоровья граждан; права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

Законом введен понятийный аппарат наиболее общих и значимых для всей сферы здраво­охранения понятий и определений, таких как “здоровье”, “лечение”, “профилактика” и пр., кото­рые требуют однозначного толкования для формирования единой правоприменительной прак­тики.

Законом установлены основные принципы охраны здоровья; уточнен круг полномочий орга­нов власти РФ всех уровней в области здравоохранения.

Закон заменяет собой целый ряд нормативно-правовых актов, действовавших в России ра­нее: в частности, признаны недействующими Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.

Предусмотрен комплексный порядок вступления Закона в силу.

В современной медицинской науке и практике индивидуальная генетическая ин­формация приобретает большое значение при подборе оптимальных профи­лактических мер, методов лечения и принятии других важных решений, касаю­щихся состояния здоровья человека. Персонализированная медицина может совершить переворот в лечении многих заболеваний с наследственной предрас­положенностью, что повысит его безопасность, рентабельность и, что наибо­лее важно, клиническую эффективность.

Либман Е.С., Шахова Е.В. Состояние и динамика слепоты и инвалидности вследствие патологии органа зрения в России // Актуальные вопросы офтальмологии. 2007. № 2. С. 12-19.

Либман Е.С., Шахова Е.В. Состояние и динамика слепоты и инвалидности вследствие патологии органа зрения в России // Актуальные вопросы офтальмологии. 2007. № 2. С. 12-19.

Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. 398 с.

Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. 398 с.

Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: РПА, 1998.

Ратнер А.Ю. Родовые повреждения нервной системы. Казань: Изд-во Казанского университета, 1985. С. 326.

Яременко Б.Р, Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб.: Деан, 1999. С. 128.

Денисов С.Л. Как правильно оформить диссертацию, автореферат и диссертационный доклад. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. С. 88.

Читайте в ближайших номерах журнала «Заместитель главного врача»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×