text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Причинение вреда здоровью пациента в период госпитализации

  • 15 января 2011
  • 34

В современной России проблема жестокого обращения с детьми стала одной из самых актуальных. Неслучайно Указом Президента РФ от 30.12.2009 № 1518 Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка назначен известный правозащитник П.А. Астахов.

Оргазационно-методические изменения в работе большинства дет­ских лечебных учреждений.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Первым шагом стало ознакомление медицинского персонала с законода­тельной базой, гарантирующей пра­вовую безопасность ребенка:

  1. Конвенцией о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

Вред здоровью, насилие, права ребенка

Ключевые слова:

Проблема

Отсутствие у врачей правовых возможностей воздействия на роди­телей, которые жестоко обращаются с детьми во время совместного пребывания в ЛПУ

Чем грозит

Причинение вреда здоровью ребенка родителем в период госпитали­зации малыша

Как избежать

Привлечение психологов для работы с родителями и принятие всех возможных мер для предотвращения насилия

  1. Конституцией РФ.
  2. Семейным кодексом РФ (глава 11 "Права несовершеннолетних детей").
  3. Федеральным законом от
  4. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
  5. Федеральным законом от
  6. № 120-ФЗ "Об основах си­стемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

В ряде лечебных учреждений обя­занность по проведению обучающих правовых семинаров была возложена на юридическую службу. Некоторые больницы для экспертных и научно­аналитических работ в сфере защиты прав ребенка привлекли специали­стов высших учебных заведений.

Кроме того, в план организацион­нометодической работы лечебных учреждений было включено обуче­ние медицинского персонала (меди­цинских сестер и врачей) теории и практике социальной психологии. Необходимость подобной подготов­ки обсуждалась на координирующих совещаниях, конференциях доста­точно давно, однако активную под­держку эта инициатива получила лишь в 2010 г.

Описанная ситуация наглядно де­монстрирует практическую целесо­образность подготовки работников лечебных учреждений по вопросам со­циальноправового характера. В боль­шинстве случаев медперсонал не всту­пается за своих маленьких пациентов, объясняя это тем, что мать или отец имеет полное право заниматься вос­питанием своих детей. Безучастность окружающих формирует у родителей чувство безнаказанности за свои дей­ствия и провоцирует в последующем более агрессивные действий по отно­шению к ребенку.

К сожалению, именно матери чаще всего используют негативные способы контроля. Наиболее распро­страненным является принуждение, которое направлено на ограничение активности ребенка, или насильствен­ное переключение ребенка с одного вида активности на другой. Нередко мать применяет физическую силу, чтобы заставить сопротивляющего­ся больного ребенка выполнять дей­ствия, которые, на ее взгляд, более правильные. Нахождение родителя и ребенка в стационаре является самым благоприятным периодом для соци­альнопсихологической поддержки и коррекции поведения такой матери (реже отца).

Коррекция поведения родителя требует планомерной и длительной работы под постоянным наблюдени­ем руководства больницы. Задача же медперсонала — вовремя отреагиро­вать на конфликт и недопустить его развития.

Став свидетелем неправомерного поведения родителя, медсестра, са­нитарка или иной работник должны немедленно сообщить об этом заве­дующему отделением. Тот, в свою очередь, обязан поставить в извест­ность главного врача и исключить возможную угрозу здоровью ребен­ка. Помочь в этом может постоянное наблюдение за проблемным роди­телем и профилактическая беседа с ним.

Беседа проводится с целью разъяс­нения правовых норм, а также оказа­ния психологической помощи. У роди­теля следует выяснить:

  1. Мотивы совершения поступка.
  2. Особенности психологического взаимодействия между матерью и ребенком до поступления в лечебное уч­реждение и в настоящий период.
  3. Возможное развитие этих отно­шений.

Заведующий отделением (а в от­дельных случаях и лечащий врач, установивший контакт с матерью больного ребенка) обязательно дол­жен ознакомить мать с содержанием ст. 62, 65, 69—71, 73—75, 77 Семейного кодекса РФ.

Сотрудники лечебного учреждения должны при необходимости предоста­вить неблагополучной семье коорди­наты правовых центров, где оказыва­ется бесплатная профессиональная юридическая помощь по вопросам жилищного, семейнобрачного, граж­данского, пенсионного законодатель­ства, прав детей, женщин, инвалидов. В последнее время популярность при­обрели юридические клиники при высших учебных заведениях, где под контролем опытных педагогов юриди­ческую помощь оказывают студенты.

Психологическое направление бе­седы должно помочь родителю скон­центрироваться на положительном и свести к минимуму отрицательное влияние на воспитание ребенка.

Содержание такой беседы может быть определено психологом. Если в штате больницы нет соответствую­щего специалиста, то руководство больницы должно организовать ин­дивидуальные беседы родителей с психологом и консультации специа­листа для медперсонала больницы не реже 1 раза в неделю. Огромную психологическую помощь могут ока­зать проходящие в больнице практи­ку будущие социальные психологи. Эту возможность нужно согласовать
с главным врачом. Особенно их по­мощь нужна в лечебных учрежде­ниях, где проходят длительный курс лечения детиинвалиды или онколо­гические больные.

Если предотвратить насилие в ле­чебном учреждении не удалось, то руководитель больницы должен не­медленно сообщить о случившемся в правоохранительные органы, в ин­спекцию по делам несовершенно­летних, региональное Министерство здравоохранения и решить вопрос о возможности дальнейшего нахожде­ния ребенка с матерью. Оказанная ребенку медицинская помощь, все лечебные и диагностические манипу­ляции должны быть отражены в меди­цинской документации.

Приведем примерный алгоритм действий главного врача и медицин­ского персонала при выявлении слу­чая жестокого обращения с ребенком.

Главный врач должен направить телефонограмму о факте насилия в районный отдел милиции, районную инспекцию по делам несовершен­нолетних, районный отдел опеки и попечительства, министру здраво­охранения области и в последующем подтвердить данный факт в пись­менной форме с указанием не толь­ко обстоятельств случившегося, но и принятых мер. Отметим, что руково­дитель должен быть готов отчитаться и по тем профилактическим мерам, которые принимались в учреждении для предотвращения подобного рода конфликтов.

Решая вопрос о возможном со­вместном нахождении матери и ре­бенка, нужно исходить из после­дующего поведения виновной и ее желания оставаться рядом с сыном или дочкой. Необходимо помнить, что пока мать не лишена родительских прав либо не ограничена в них по ре­шению суда, нельзя полностью запре­тить контакты между ней и ребенком. Решение о выписке матери из стацио­нара следует принимать, руководству­ясь правилами внутреннего распоряд­ка больницы.

Вопросы не только сотрудников правоохранительных органов, но и работников учреждения, ставших свидете­лями конфликтной ситуации.

Рассмотренная ситуация требует ответа на два ключевых вопроса:

  1. Какие критерии используются для определения тяжести вреда здоро­вью ребенка?
  2. Каков порядок определения сте­пени вреда здоровью при наличии не­скольких повреждений разной степе­ни тяжести?

Порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью взрослого человека и ребенка, одинаков и определен в вышеуказанных Правилах.

Критерии (признаки) определения степени тяжести вреда здоровью че­ловека едины в отношении:

— тяжкого вреда: вред, опасный для жизни человека; потеря зрения, речи, слуха либо какоголибо органа или утра­та органом его функций; прерывание беременности; психическое расстрой­ство; заболевание наркоманией либо токсикоманией; неизгладимое обезоб­раживание лица; значительная стой­кая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть; полная утрата профессиональной трудоспособности;

  1. средней тяжести вреда: длительное расстройство здоровья; значительная стойкая утрата общей трудоспособно­сти менее чем на одну треть;
  2. легкого вреда: кратковременное

расстройство здоровья; незначитель­ная стойкая утрата общей трудоспо­собности.

Упомянутые Медицинские крите­рии содержат более детальную харак­теристику каждого из вышеуказан­ных признаков.

ЦИТАТА

Уголовный кодекс РФ

Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

  1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека или по­влекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какоголибо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившееся в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего зна­чительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности <...>
  2. <...> деяния, совершенные:

б) в отношении малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящиеся в беспомощном состоянии, а равно с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего; <...>

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Объективные данные, подтверждающие временной промежуток расстройства здоровья, берутся из медицинской документации, а характер расстройства здоровья потерпевшего каждый раз определя­ется исходя из индиви­дуальных особенностей организма. Поскольку граница между длительным и кратковременным расстройством здоровья весьма условна, то в сложных случаях необходимо проводить экспертизу с участием су­дебномедицинского эксперта, имеющего специальную подготовку по экспертизе временной нетрудоспоcобности.

Указанные Правила и Медицин­ские критерии едины в том, что при наличии нескольких медицинских критериев тяжесть вреда, причинен­ного здоровью человека, определяет­ся по тому критерию, который соответствует большей степени тяжести вреда.

В приведенной ситуации, несмотря на наличие у ребенка закрытой черепномозговой травмы, оцени­ваемой экспертом как вред здоро­вью средней тяжести по признаку длительности расстройства, всета­ки более тяжким повреждением будет неизгладимое обезображивание лица как признак тяжкого вреда здо­ровью.

Отметим, что в 2008 г. впервые по­сле введения в действие Медицин­ских критериев судебномедицинское сообщество определило условные анатомические границы области лица: верхняя — край волосистого покрова головы в норме, боковая — передний край основания ушной раковины, зад­ний край ветви нижней челюсти, ниж­няя — угол и нижний край тела ниж­ней челюсти .

Неизменным осталось то, что сте­пень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, выразившегося в неизгладимом обезображивании его лица, определяется судом. При этом судебномедицинская экспертиза устанавливает лишь неизгладимость указанного повреждения, так как определение степени обезображива­ния лица не входит в круг специаль­ных знаний эксперта.

Таким образом, степень тяжести вреда здоровью ребенка определяется судебномедицинским экспертом на основании медицинской документа­ции лечебного учреждения и в соот­ветствии с требованиями действую­щего законодательства.

В заключение подчеркнем, что со­действие руководства детского ле­чебного учреждения следствию и суду (предоставление необходимых доказательств и возможности обще­ния с персоналом больницы) важно для нормального функционирования лечебного учреждения, однако при­оритетным направлением организа­ционнометодической деятельности должно оставаться предупреждение совершения неправомерных действий в отношении пациентов.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.