Импортозамещение в медицине: приказ N 155

1521

Одним из перспективных направлений развития российской экономики является импортозамещение в различных отраслях, целью которого является снижение зависимости российского рынка от поставки иностранной продукции путем создания собственных производственных линий.

Импортозамещение в медицине основано на  разработке новых технологий производства российских медизделий, расходников и лекарственных средств.

Бытует мнение, что существующие механизмы импортозамещения в медицине действуют лишь на уровне «ватных палочек». Так ли это, мы рассмотрим в настоящей статье.

Импортозамещение и закупки товаров для медицины

Основные проблемы импортозамещения в медицине связаны с недоработкой правовой базы, регулирующей этот вопрос.  Рассмотрим основные нормативно-правовые акты в этой сфере.

Нормы, посвященные импортозамещению, содержатся как в 44-ФЗ (ст. 14), так и в законе 223-ФЗ (п. 1 ч. 8 ст. 3).

В 223-ФЗ указано, что Правительство России может устанавливать приоритет товаров, которые имеют российское происхождение, по отношению к иностранным товарам, однако соответствующий акт Правительства за последние годы принят так и не был. Эксперты объясняют это вступлением России в ВТО, поскольку любые ограничения и запреты при осуществлении закупок по 223-ФЗ теперь могут быть рассмотрены как несоблюдение правил ВТО.

Поэтому эта норма является на сегодняшний день «мертвой», и вряд ли ситуация в скором времени изменится.

Поэтому более подобно следует рассмотреть те акты, которые принимались в рамках ФЗ-44. Эти акты, касающиеся порядка импортозамещения, можно разделить на две группы:

  • акты, которые устанавливают приоритет российской продукции над иностранной, но не устанавливающие ограничений и запретов на закупку иностранной продукции. К этой группе мы отнесен приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.03.2014 года № 155;
  • акты, определяющие ограничения допуска иностранных товаров при проведении закупок. Эти акты также не запрещают закупку иностранной продукции и позволяют заказчику ее приобрести, если поставщик станет победителем в конкурсных процедурах.

 Ко второй группе относится постановление Правительства РФ № 102 от 05.02.2015 года, касающееся закупки медизделий, а также постановление Правительства РФ № 1289 от 30.11.2015 года, о закупках лекарств.

Если закупка осуществляется по 44-ФЗ и один из этих актов подлежит применению, заказчик обязан сделать упоминание о действии документа в своем плане-графики закупок и отразить эту информацию к извещении о остальной документации по закупке.

В противном случае, в действиях заказчика будут усматриваться нарушение законодательства о закупках.

Далее мы рассмотрим особенности применения каждого вышеназванного документа в отдельности.

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»:

Приказ № 155

Этот документ действует в отношении закупок любых видов лекарственных средств.

Основной посыл документа  - к заявкам, в которых содержится предложение о поставке отечественного товара, применяется 15% ценовая преференция.

С 01.01.2016 года под отечественными понимаются товары, произведенные на территории России, Казахстана, Беларуси, Киргизии и Армении.

Механизм закупки по приказу № 155 прост – если в аукционе выиграл участник, который предлагает иностранный товар, то цена по контракту должна быть дополнительно снижена заказчиков на 15% от суммы ценового предложения участника закупки.

То есть, при проведении аукциона приказ № 155 действует на опережение, т.к. участник, который предложил товар иностранного происхождения, должен заранее предусмотреть в своей цене ее 15% снижение.

Если заказчиком проводится запрос котировок, то при оценке поданных участниками заявок, заказчик сам должен применить к заявкам участников, предлагающих отечественный товар, 15% снижающий цену коэффициент.

Однако, если участник станет победителем закупки, то контракт с ним будет заключён по предложенной изначально цене.

Если участники предложили одинаковые цены, то победит участник, который имеет право на предоставление льготы.

Приказ 155 не применяется в следующих случаях:

  • если в лот заказчиком включена только часть товаров из перечня Приказа № 155;
  • если закупка не состоялась;
  • если все участники закупки предложили иностранный товар;
  • если все поступившие на закупку заявки являются отечественными;
  • если в заявке победителя более 50% предложенной цены приходится только на отечественные товары.

Неоднозначные вопросы применения приказа № 155

1. В соответствии с п. 9 Приказа, для его применения заказчик должен установить в документации о закупке следующее:

  • требование об указании участниками в заявке страны происхождения товара;
  • требование об указании участниками заявки своей цены за одну единицу товара по каждой позиции;
  • положение о том, что участник товара несет ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара.

При несоблюдении этих требований, заказчик вынужден будет отклонить заявку участника.

2. Приемы, выработанные поставщиками для обхождения применения приказа № 155 в их отношении.

Так, заказчики  не всегда указывают в НМЦК к закупке единичные расценки закупаемой продукции, то есть при расчете конечной цены использовались коммерческие предложений в целом по лоту. В таком случае применение в аукционе единичных расценок делает невозможным применение к победителю аукциона положения п. 11 Приказа № 155, определяющего доли товаров из стран ЕАЭС в составе заявки. Поэтому в итоге победитель аукциона при заключении контракта сможет сам определить единичные расценки поставляемых заказчику товаров.

В связи с этим, рекомендуем при применении приказа № 155 проводить обоснование НМЦК по единичным расценкам закупаемой продукции, что позволит исключить возникновение спорных ситуаций с контролирующими органами.

Еще один вариант обхода действия приказа № 155 со стороны участника – он может в своей заявке указать, что все поставляемые им товары происходят, например, из России. Заказчик на данном этапе не сможет проверить достоверность информации и отказать участнику в связи с предоставлением недостоверных сведений даже в том случае, если совершенно очевидно, что данные товары на территории ЕАЭС не производятся в принципе.

Существует в приказе № 155 и еще один пробел – если участник закупки заявит, что все его товары происходят из ЕАЭС, то запрет на изменение страны происхождения товара, который установлен этим же приказом, примениться не может.

Это прописано в п. 13 приказа № 155 где сказано, что не допускается замена страны происхождения товара за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения объекта закупке будет являться страна-участник ЕАЭС.

Постановление № 102

Среди специалистов в сфере закупок данный документ получил название «третий лишний», что связано с его смыслом.

Так, в этом акте Правительства РФ установлено, что заказчик отклоняет все заявки, в которых участники предлагают поставку  медизделий иностранного происхождения в том случае, если на процедуру закупки были подано 2 и более заявки с предложением отечественного медизделия.

То есть Постановление не запрещает закупку иностранных товаров, если заявки таких участников не будут отклонены.

Постановление № 102 может применяться заказчиком при проведении любой процедуры закупки, кроме закупок у единственного поставщика.

Заявки, которые содержат предложения о поставке отечественных медизделий для применения постановления № 102 должны соответствовать двум условиям:

  • медицинское изделие происходит из страны ЕАЭС;
  • к заявке по таким закупкам приложен сертификат, указывающий на страну происхождения товара по форме СТ-1.

Если сертификат отсутствует или заявка является смешанной (в ней присутствуют и отечественные и иностранные изделия), то в целях применения постановления № 102, заявка признается иностранной.

Применение постановления № 102 вызывает на практике многочисленные споры в связи с тем, что его положения не совсем согласуются с законом о контрактной системе.

Например, в соответствии с 44-ФЗ, если для объекта закупки предусмотрены какие-либо ограничения подзаконными актами, то  документы, подтверждающие соответствие товаров ограничениям, должны подаваться участниками закупки во всех случаях.

В постановлении № 102 же сказать, что страна происхождения должен быть подтверждена только для медицинских изделий отечественных.

Поэтому, в соответствии с 44-ФЗ, сертификат формы СТ-1 должны предоставляться на закупку всеми участниками, предлагающими отечественный товар.

По иностранным товарам такое подтверждение не требуется.

После вступления в силу постановления № 102, российские производители медизделий столкнулись с рядом трудностей:

  • получение сертификатов СТ-1 на предлагаемую ими продукцию является дополнительным финансовым обременением. При этом никто не гарантирует, что закупать медизделие будут именно у них и что эти финансовые траты будут оправданы.

Более того, приказом Торгово-промышленной палаты РФ № 29 от 10.04.2015 года установлен порядок получения таких сертификатов, в соответствии с которым сертификат СТ-1 прекращает действовать после окончания закупки товара для муниципальных или государственных нужд, для которой он был выдан.

Таким образом, дважды использовать один и тот же сертификат участник не может, каждый раз его приходится оформлять снова, на что уходит дополнительное время и средства.

  • если сертификат у участника закупки отсутствует, то его заявка заказчиком отклоняется, что не только не поддерживает отечественного производителя, но и создает для него дополнительные бюрократические барьеры при осуществлении закупок.

Отметим, что ситуация немного поменялась после рекомендательного письма ФАС РФ № АЦ/26282/15 от 28.05.2015 года, в котором было сказано, что заказчик должен отклонить все иностранные заявки только в том случае, если на процедуру закупки попадет не менее двух заявок отечественных.

Если две отечественные заявки на закупку не поданы, то постановление № 102 неприменимо. Поэтому заявка, содержащее предложение о поставке отечественных медизделий без сертификата СТ-1, не может быть отслонена заказчиком.

Отметим, что если применить постановление № 102 по ряду причин не получилось, то заказчик должен применять при осуществлении закупки рассмотренный ранее приказ № 155

.

Постановление № 1289

Еще один документ, именуемый «третьим лишним», однако теперь в отношении лекарств из перечня ЖНВЛП.

Суть документа схожа с положениями постановления № 102. Заказчик обязан отклонить все заявки, которые предлагают поставку лекарств иностранного происхождения, если на закупку поступило две и более заявки поставщиков, предлагающих отечественные лекарства.

В постановлении № 1289 под иностранной понимается и продукция, которая произведена в странах ЕАЭС.

Кроме того, до 31.12.2016 года отечественными не признаются товары, в отношении которых первичная и вторичная упаковка с обеспечением выпускающего контроля произведена в странах ЕАЭС.

Поэтому до 31.12.2016 года заказчик не только обязан отклонить такие заявки, но и не может запросить у участников сертификаты СТ-1 в отношении лекарств.

По смыслу норм постановления № 1289, страной происхождения товара является та страна, в которой лекарство было полностью произведено или подвергнуто достаточной обработке (переработке).

При этом конкретная страна происхождения товара указывается участников в первой части заявочной документации. При этом заявка от участника ЕАЭС будет признана отечественной только при наличии у товара сертификата СТ-1.

Если не удалось применить постановление № 1289, то есть  если иностранные заявки не были отклонены по ряду причин, то заказчик в таком случае применяет приказ № 155 в описанном ранее порядке.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль