Правовое регулирование донорства крови

67

В настоящее время можно говорить о наличии у доноров крови отдельного правового статуса, характеризующегося специфическими правами, обязанностями и ответственностью.

Маркина Е.Н. обратилась в районную больницу № 12 с жалобами на непрекращающиеся тупые боли в левом подреберье. Обследование выявило сильное увеличение селезенки, вызвавшее сдавливание органов брюшной полости. Женщине требовалась срочная операция по удалению разросшегося органа. В ходе операции у Маркиной открылось кровотечение. Операция завершилась успешно, но пациентке пришлось сделать срочное переливание крови. Через 2 недели Маркина была отпущена домой.

Спустя четыре месяца при сдаче анализов крови в специализированной клинике у Маркиной обнаружили ВИЧ. Пострадавшая обратилась в правоохранительные органы, утверждая, что ВИЧ-инфекцию получила в больнице. Расследованием этого случая занялась прокуратура. В ходе следствия выяснилось, что пациентка действительно заразилась ВИЧ-инфекцией в больнице при переливании донорской крови. Медики не выявили ВИЧ в крови донора. Количество антител, по которому выявляется вирус, было настолько незначительным, что при обычной проверке обнаружить его не удалось.

Правовой статус донора крови, безопасное донорство

Проблема

Отсутствие гарантии безопасности донорской крови

Чем грозит

Причинение тяжкого вреда здоровью пациентов

Как избежать

Неукоснительно соблюдать требования действующих нормативных документов в области обеспечения безопасности донорской крови

Базовым нормативным актом в данной области следует считать Закон РФ от 09.06.1993 № 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (далее — Закон о донорстве). Механизм

Благодаря развитию медицинской науки появляются новые методы восстановления и сохранения здоровья людей, обусловливающие особые взаимоотношения между пациентами, организациями здравоохранения и государством. Это в полной мере применимо и к отношениям в области донорства.

При рассмотрении вопросов донорства, прежде всего, следует обратиться к положениям, закрепляющим полномочия органов власти различного уровня по обеспечению медицинских организаций донорской кровью.

Согласно ст. 4 Закона о донорстве, финансовое обеспечение мероприятий по развитию, организации и пропаганде массового донорства крови и ее компонентов, включая доведение социальной значимости донорства до населения, является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов отнесено к расходным обязательствам субъектов РФ. Фактически в статье нет разграничения полномочий между органами власти, указан лишь их различный объем. В этой же статье говорится о возможности финансирования мероприятий, связанных с донорством, за счет средств местных бюджетов. Несмотря на отсутствие конкретики в анализируемой норме, все же мож

но сделать вывод о государственном характере финансовых обязательств в сфере донорства.

Положения, разграничивающие полномочия органов власти в области обеспечения медицинских организаций донорской кровью, содержатся и в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее — Основы). Так, в соответствии со ст. 5 Основ к полномочиям федеральных органов государственной власти относится организация обеспечения донорской кровью и ее компонентами федеральных организаций здравоохранения. В свою очередь, органы власти субъектов РФ ответственны:

1) за организацию заготовки, переработки, хранения и обеспечения

2) организацию безвозмездного обеспечения учреждений здравоохранения, находящихся в ведении субъекта РФ, муниципальных учреждений, а также иных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами.

Таким образом, региональные власти должны выполнять две функции:

1) обеспечивать донорской кровью организации здравоохранения субъектов РФ, муниципальные и иные (очевидно, частные) организации;

2) организовывать заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности (далее — заготовка) донорской крови и ее компонентов.

При буквальном толковании нормы получается, что заготовка донорской крови входит в функции исключительно учреждений субъектов РФ. В то же время в соответствии со ст. 13 Закона о донорстве данный вид деятельности осуществляют государственные учреждения здравоохранения, а значит, к их числу относятся и федеральные организации. Практика подтверждает подобный вывод: одним из крупнейших учреждений федерального значения в сфере донорства является государственное учреждение здравоохранения "Центр крови Федерального медико-биологического агентства России". Таким образом, положения

Основ нуждаются в корректировке с целью расширения полномочий органов власти федерального уровня.

Требования к учреждениям

Деятельность по заготовке, переработке, хранению, обеспечению безопасности донорской крови требует специальных условий ее осуществления. Во-первых, такая деятельность указывается как основная в учредительных документах соответствующих организаций. Во-вторых, законом предусмотрены ограничения, касающиеся формы собственности таких учреждений. Как было сказано выше, это только государственные организации или их структурные подразделения. Исключение сделано для муниципальных учреждений, осуществлявших такую деятельность до 1 января 2006 г. При этом применяются правила, предусмотренные для случаев наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии с номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения организации, занимающиеся заготовкой крови, могут называться центрами крови или станциями переливания крови (приказ Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 № 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения"). Имущество указанных учреждений не может быть приватизировано.

Обеспечение безопасности деятельности

Нарушение технологии забора, хранения, переработки крови может привести к серьезным, а порой необратимым последствиям для здоровья людей

Деятельность учреждений по заготовке крови исключительно важна. Нарушение технологии забора, хранения, переработки крови может привести к серьезным, а порой необратимым последствиям для здоровья людей. Для предотвращения подобных последствий постановлением Правительства РФ от 26.01.2010 № 29 утвержден технический регламент о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии. Для реализации указанного регламента постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 № 1230 установлены правила и методы исследований и правила отбора образцов донорской крови.

Целям обеспечения безопасного донорства служит и Инструкция по применению компонентов крови, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 25.11.2002 № 363. В ней, в частности, определены обязанности врача при осуществлении трансфузии в общем и специальном порядке. В первом случае врач должен определить группу крови AB0 и резус-принадлежность реципиента и донора (по эритроцитам в контейнере) и провести пробу на индивидуальную совместимость крови реципиента и донора. Во втором случае речь идет о переливании компонентов крови по жизненным показаниям в случае, если группа крови и резус-принадлежность реципиента неизвестны. Врач, выполняющий трансфузию, может перелить реципиенту переносчики газов крови (эритроцитная масса, взвесь) группы 0(1) резус-отрицательная при обязательном проведении проб на индивидуальную совместимость и биологической пробы.

Еще одним элементом системы обеспечения безопасности донорства следует считать проведение медицинского обследования потенциальных доноров. Порядок медицинского обследования доноров крови и ее компонентов утвержден приказом Минздрава России от 14.09.2001 № 364. Объем медицинского обследования донора зависит от вида донорства и от категории донора. Выделяют несколько категорий доноров:

— активные (кадровые) доноры, имеющие три и более крово(плазма, цито)дач в году;

— доноры резерва, имеющие менее трех крово (плазма, цито)дач в году.

Наибольший объем исследований предусмотрен для лиц, сдающих кровь нерегулярно.

Контроль качества

Порядок организации контроля за качеством донорской крови и ее компонентов определен приказом Минздравсоцразвития России от 22.02.2008 № 91-н. Государственный контроль крови осуществляется Федеральным медико-биологическим агентством и его территориальными органами. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим общие функции контроля и надзора в сфере здравоохранения, является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Для координации действий этих двух органов утвержден Регламент взаимодействия Федерального медико-биологического агентства и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по осуществлению мероприятий по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов (приказ ФМБА РФ № 533, Росздравнадзора № 9600-Пр/08 от 03.12.2008).

Правовой статус донора»

Несмотря на значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих деятельность донорской службы, эффективность ее работы напрямую зависит от донорской активности. В настоящее время можно говорить о наличии у доноров отдельного правового статуса, характеризующегося специфическими правами, обязанностями и ответственностью. Согласно ст. 1 Закона о донорстве, донор крови — это совершеннолетний гражданин, прошедший медицинское обследование и добровольно сдающий кровь и ее компоненты.

Анализ правового положения доноров целесообразно начать с рассмотрения его прав в зависимости от сферы их реализации. Прежде всего, это права, непосредственно связанные с процедурой донации.

Согласно Закону о донорстве, взятие от донора крови и ее компонентов допустимо только при условии, если здоровью донора не будет причинен вред. Лицо, сдающее кровь, имеет право на информацию о донорской функции и гарантиях сохранения его здоровья при сдаче крови и ее компонентов. Донор подлежит обязательному страхованию за счет средств организаций, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, на случай заражения его инфекционными заболеваниями при выполнении им донорской функции.

Части специальных правомочий доноров-работников входят в трудо-правовую сферу. Так, в соответствии со ст. 186 Трудового кодекса РФ донор имеет право на освобождение от работы:

— в день медицинского обследования в связи со сдачей крови;

— в день сдачи крови;

— после каждой сдачи крови в дополнительный день отдыха.

Дополнительный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. Важно, что работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Поощряя и поддерживая развитие добровольного безвозмездного донорства, государство закрепляет ряд прав доноров в сфере социального обеспечения. Однако в настоящее время объем указанных правомочий существенно сокращен. При этом сохраняется дифференциация прав в зависимости от статуса донора. Так, любой донор в день сдачи крови обеспечивается бесплатным питанием.

В своей жалобе гражданин А.К. боровой оспаривал конституционность части IV ст. 186 Трудового кодекса РФ, согласно которой дополнительный день отдыха, предоставляемый работнику после каждого дня сдачи крови и ее компонентов, по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. По мнению заявителя, данное законоположение ограничивает конституционные права доноров и не соответствует ст. 19 (ч. 1 и 2) и 37 (ч. 3 и 5) Конституции РФ. Оспариваемая А.К. боровым норма была применена в его деле судами общей юрисдикции.

Исходя из того, что оспариваемая норма носит гарантийный характер и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан, и руководствуясь Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд РФ определил отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина борового А.К., поскольку она не отвечает требованиям Закона, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд РФ признается допустимой.

Должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ несут ответственность за достоверность сведений, подтверждающих право гражданина на награждение нагрудным знаком “Почетный донор России”.

Однако не уточняется, о каком питании идет речь и с какой целью установлено данное право. Тем не менее, указанное право доноров можно отнести к основным мерам социальной поддержки, поскольку дополнительные установлены только для доноров, сдавших в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам.

Перечень дополнительных мер социальной поддержки сегодня ограничивается правом донора на первоочередное выделение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения. Помимо сомнений в эффективности этих мер по количественному показателю, вызывает вопросы их качественная характеристика. Дело в том, что получить путевку в санаторий может только ограниченный круг лиц, например те, кто занят на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Если донор работает в нормальных условиях, то упомянутая мера социальной поддержки на него не распространяется.

Более широкий перечень мер социальной поддержки предусмотрен для лиц, награжденных знаком "Почетный донор России". Это граждане, сдавшие бесплатно кровь сорок и более раз или плазму шестьдесят и более раз. Они имеют право:

— на внеочередное лечение в государственных или муниципальных организациях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи;

— первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения;

— ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время года;

— ежегодную денежную выплату в размере шести тысяч рублей в порядке, устанавливаемом указанным федеральным органом исполнительной власти.

Существенная поддержка Почетных доноров России в целом справедлива, учитывая, что донорство — свободно выраженный безвозмездный акт. Однако наличие в Законе о донорстве статей, устанавливающих основные, дополнительные и специальные гарантии донорам, требует реального их наполнения.

Обязанности и ответственность доноров связаны, прежде всего, с обязательством сообщать достоверную информацию о состоянии здоровья. При его нарушении донор может быть привлечен к уголовной ответственности.

В целом законодательство в области донорства крови развивается неравномерно, поскольку в настоящее время сформирована обширная база подзаконных нормативных актов и не устранены существенные недостатки базовых законов. Это предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства в сфере донорства.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль