text
Портал для медицинских работников

Как максимально соблюсти интересы пациента, которому назначается то или иное ЛС

  • 15 июня 2011
  • 24

К нам в поликлинику периодически приходят предста­вители тех или иных фармацевтических компаний и предлагают различные лекарственные средства, кото­рые можно использовать врачу в своей клинической практике для лечения, а также профилактики и диагно­стики заболеваний. Однако информация эта не всегда объективна, кроме того, фармацевтический бизнес мо­жет применять не только неэтичные, но и незаконные методы продвижения лекарственных средств, направ­ленные именно на врача. Как же нам соблюсти баланс: не отказываться от информации о препарате, подвер­гая ее тщательному анализу, и в то же время не дать себя вовлечь в неэтичные отношения с фармацевтиче­ским бизнесом? Как максимально соблюсти интересы пациента (а не фармацевтической индустрии), которо­му мы, врачи, назначаем то или иное лекарственное средство?

Врач, г. Москва

Для продвижения лекарственных препаратов фармацевтиче­ские компании вступают во взаимоотношение с врачами, но врач должен разделять этичные и неэтичные способы взаимодействия. Основные этические нормы продвижения лекарственных средств изложены в специально разработанном в 1988 г. руководстве ВОЗ.

Основными “методами” воздействия на врачей со стороны фармацевтического бизнеса являются:

  • визиты медицинских представителей фармацевтических ком­паний;
  • распространение печатных рекламных материалов о лекар­ственных препаратах;
  • проведение сателлитных симпозиумов / конференций / семи­наров, финансируемых фармацевтическими компаниями;
  • публикация статей в периодических медицинских изданиях (журналах), профинансированных фармацевтическими ком­паниями.

Общение с медицинским представителем может быть полез­ным для врача: он может получать информацию о новейших ле­карственных средствах, имеет возможность задать свои вопросы. С другой стороны, общение с медицинским представителем мо­жет обернуться пустой тратой времени, если вместо добросовест­ного изложения информации врача вынуждают выслушивать ма­лоубедительные аргументы рекламного характера и необосно­ванную критику в адрес препаратов-конкурентов. Наконец, ме­дицинские представители ряда компаний могут убеждать врачей использовать свою продукцию вопреки показаниям, извращать научные данные, скрывать информацию о побочных эффектах или даже выписывать препарат своей компании за материальное вознаграждение. Врач сам решает, встречаться ему с медицин­ским представителем фармацевтической компании или нет. В на­стоящее время порядок посещения медицинскими представите­лями фармацевтических компаний врачей ЛПУ находится в ста­дии регулирования на законодательном уровне. Следует помнить, что при контакте с медицинским представителем врачу рекомен­дуется соблюдать ряд правил:

  • врач не должен встречаться с медицинскими представителями в рабочее время (во время приема пациентов, планового обхо­да и т. д.);
  • врач должен получить разрешение от администрации ЛПУ на встречу с медицинскими представителями.

Именно при встрече с медицинским представителем фарма­цевтической компании чаще всего врач соглашается на те или иные (этичные или неэтичные) отношения с фармацевтиче­ским бизнесом. Наиболее распространены следующие отноше­ния, возникающие между врачами и фармацевтическим бизне­сом:

  • информирование врача о лекарственном препарате;
  • вознаграждение врача за назначение препарата в любом виде;
  • спонсирование участия врача в конгрессе при условии актив­ного назначения препарата;
  • выделение образовательных грантов в обмен на частые назна­чения препарата;
  • предоставление бесплатных образцов препаратов, которые врач имеет право назначить по своему желанию;
  • предоставление бесплатных образцов лекарственных средств; предоставление бесплатных образцов препарата, не прошед­шего процедуру регистрации на территории России;
  • предоставление врачу подарков, предназначенных для лично­го пользования: музыкальных записей на аудио- и видеодис­ках, билетов на спортивные или развлекательные мероприя­тия и т. п.;
  • предоставление врачу подарков, полезных для использования в медицинской практике, например учебников по медицине. Врач должен уметь выявить незаконные или неэтичные отно­шения, которые ему предложены, и категорически отказаться от них.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.