Здравоохранение

Изменения, вносимые в деятельность мед.организации законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”

  • 15 декабря 2011
  • 44

Какие изменения в деятельность медицинской органи­зации вносит новый Закон “О лицензировании отдель­ных видов деятельности”?

Главный врач, Ростовская область

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” вступает в силу по истечении 180 дней после дня его опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. До это­го момента действует Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ. Закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ был опубликован в “Российской газе­те” 6 мая 2011 г., поэтому он должен вступить в силу в начале нояб­ря 2011 г. Есть время для ознакомления с положениями Закона.

Принятый Закон, как и действующий пока Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ, не унифицирует до конца порядок лицен­зирования. Положения нового Закона “О лицензировании отдель­ных видов деятельности” не применяются к лицензированию 11 видов деятельности (вместо 22 в Законе от 08.08.2001 № 128-ФЗ). Их лицензирование осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответ­ствующих сферах деятельности. Еще для трех видов деятельности федеральными законами, регулирующими осуществление этих видов деятельности, могут устанавливаться особенности лицен­зирования, в т. ч. в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии.

Рассмотрим некоторые нововведения более подробно.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществля­ется в целях предотвращения ущерба правам, законным интере­сам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объек­там культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности госу­дарства, возможность нанесения которого связана с осущест­влением юридическими лицами и индивидуальными предпри­нимателями отдельных видов деятельности. Осуществление ли­цензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачи лицензирования отдельных видов деятельности - пре­дупреждать, выявлять и пресекать нарушения юридическим ли­цом, его руководителем и иными должностными лицами, инди­видуальным предпринимателем, его уполномоченными предста­вителями требований, которые установлены этим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставле­ния лицензии; их соблюдение лицензиатом обязательно при осу­ществлении лицензируемого вида деятельности.

Уточнен и дополнен понятийный аппарат.

Введено понятие “место осуществления отдельного вида дея­тельности, подлежащего лицензированию”.

Это объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), ко­торый предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соот­ветствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином за­конном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяю­щие идентифицировать объект данные.

Место осуществления лицензируемого вида деятельности мо­жет совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или ли­цензиата.

Сокращено число лицензируемых видов деятельности. При этом показательна динамика этого сокращения. В Законе от 25.09.1998 № 158-ФЗ было 215 лицензируемых видов деятельно­сти, в Законе от 08.08.2001 № 128-ФЗ их стало 120, а в Законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ значится 49 видов деятельности, на которые требуется лицензия. Лицензирование сохранено лишь в тех сфе­рах, где это действительно необходимо.

Сокращено и число лицензируемых видов деятельности, имеющих отношение к сфере здравоохранения. Их стало четыре вместо девяти. Согласно ст. 12 Закона обязательному лицензиро­ванию подлежат:

•        производство лекарственных средств;

•        оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;

•        медицинская деятельность (за исключением указанной деятель­ности, осуществляемой медицинскими организациями и други­ми организациями, входящими в частную систему здравоохра­нения, на территории инновационного центра “Сколково”);

•        фармацевтическая деятельность.

Акцентируем внимание на том, что в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона Положениями о лицензировании конкретных видов дея­тельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняе­мых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Закон устанавливает не только сокращение числа лицензируе­мых видов деятельности, - упрощается порядок лицензирования.

Установлено, что лицензия, предоставленная на каждый вид деятельности, указанный в ч. 1 ст. 12 Закона, действует бессрочно. При этом, если лицензии на виды деятельности, указанные в ч. 1 ст. 12 Закона, получены до дня вступления в силу Закона, то со­гласно ч. 3 ст. 22 Закона они действуют бессрочно.

Лицензии, предоставленные на виды деятельности, не указан­ные в ч. 1 ст. 12 Закона, прекращают действие со дня вступления Закона в силу.

Предоставленные до дня вступления в силу Закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполня­ются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, подлежат переоформлению по истечении срока их действия при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии дей­ствуют бессрочно. В сфере здравоохранения к видам деятельно­сти, наименования которых изменены, относятся оборот нарко­тических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

К принципиальным нововведениям следует отнести дополне­ния и изменения в порядок переоформления лицензии (ст. 18).

По этому вопросу было немало нареканий со стороны лицен­зиатов. В принятом Законе детально прописаны практически все мероприятия, связанные с переоформлением лицензии. В каче­стве примера приведем части 7, 9 и 17 ст. 18, связанные с пере­оформлением лицензии:

“7. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указан­ному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии ука­зываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении ли­цензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании кон­кретного вида деятельности”.

“9. При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, со­ставляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о пе­реоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять новые ра­боты, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, ока­зании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается по­ложением о лицензировании конкретного вида деятельности”.

“17. Переоформление лицензии в случаях, предусмотренных ч. 7 и 9 настоящей статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном ст. 19 настоящего Федерального закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) при осу­ществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превы­шающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о пере­оформлении лицензии и прилагаемых к нему документов”.

Еще одно принципиальное нововведение состоит в том, что в со­ответствии со ст. 19 ч. 1-13, вступившими в силу с 1 июля 2011 г., в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявле­ние о переоформлении лицензии, лицензирующим органом прово­дятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

Основание для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата - представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении ли­цензии. Эта норма Закона снимает вопрос о легитимности пред­лицензионного контроля, который поднимался работниками прокуратуры в ряде субъектов РФ.

Лицензирующий орган проводит проверки соискателя лицен­зии или лицензиата без согласования с прокуратурой. Основани­ем для проверки служит заявление о предоставлении или пере­оформлении лицензии. Эта норма Закона снимает вопрос о леги­тимности предлицензионного контроля.

В ст. 10 Закона прописано положение о недопустимости взима­ния лицензирующими органами с соискателей лицензии и лицен­зиатов платы за осуществление лицензирования. Единственный взнос - официально установленная государственная пошлина за предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии - в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

С 1 июля 2012 г. ряд лицензионных процедур будет переведен в электронную форму.

Установлено также, что к лицензионным требованиям не мо­гут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, со­блюдение которых является обязанностью любого хозяйствую­щего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.

Для лицензирующих органов и соискателей лицензии и лицен­зиатов важной является ст. 16. Установлено, что формирование и хранение лицензионного дела осуществляются лицензирующим органом в соответствии с законодательством Российской Федера­ции. Правительством Российской Федерации могут быть установ­лены дополнительные требования к формированию и ведению лицензионного дела.

Как указывалось выше, Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его опубликова­ния, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Так, со дня официального опубликования Закона вступила в силу ч. 2 ст. 8, согласно которой “лицензионные требования вклю­чают в себя требования к созданию юридических лиц и деятель­ности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федераль­ными законами и принятыми в соответствии с ними иными нор­мативными правовыми актами Российской Федерации и направ­ленные на обеспечение достижения целей лицензирования”.

С 1 июля 2011 г. вступили в силу нормы, регулирующие поря­док организации и осуществления лицензионного контроля.

С 1 июля 2012 г. соискатели лицензии смогут направлять заяв­ления и документы для получения и переоформления разреши­тельных документов в электронном виде.

Более подробно ознакомиться с положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” можно в сборнике “Ведение деятельно­сти, связанной с оборотом наркотических средств, психотроп­ных веществ, прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ”, которое подготовлено к печати Издательским домом МЦФЭР, а также в журнале “Здравоохранение” № 7-2011.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.