text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности

  • 18 января 2017
  • 17592

Институт внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на законодательном уровне закреплен сравнительно недавно, и поэтому вопросы организации внутреннего контроля продолжают вызывать затруднения у главных врачей многих больниц.

Как правильно организовать внутренний контроль безопасности медицинской деятельности в своем учреждении, а также составные части этого контроля.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Локальные акты в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Список предложенных нормативных актов, разрабатываемых в медучреждении приблизительный, поскольку законодатель оставил право на решение данного вопроса на усмотрение руководителя больницы, о чем сказано в ст. 90 ФЗ «Об охране здоровья».

Итак, в рамках организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в больнице должны быть разработаны следующие локальные акты:

Порядок проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Здесь прописываем:

  • цель и задачи;
  • способы осуществления;
  • круг должностных лиц, их права и обязанности, порядок их взаимодействия;
  • предмет проверок (в общем виде указан в ч.2 ст.87 Закона об основах охраны здоровья); критерии оценки качества медицинской помощи (в соответствии с приказом Минздрава России от 7 июля 2015 года N 422ан);
  • сроки и периодичность проведения ВКК;
  • фактические основания проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (например, плановый контроль, жалоба, ВБИ и т.д.);
  • процессуальное оформление хода и результатов внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (например, ведение протокола ведения проверки, составление акта по результатам проверки в рамках внутреннего контроля, издание приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, ведение журнала учета проверок и т.д.);
  • ответственность за нарушение порядка;
  • порядок обжалования заинтересованными лицами результатов внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности);
  • Приказ "О создании врачебной комиссии медицинской организации", включая Положение о врачебной комиссии медицинской организации, план-график работы врачебной комиссии медицинской организации, формы "Протокол заседания врачебной комиссии медицинской организации" и "Журнал учета работы врачебной комиссии" (документ составляется в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации");
  • Положение о порядке рассмотрения жалоб граждан в медицинской организации, включая Положение о личном приеме граждан в медицинской организации (документ составляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Порядок проведения внутреннего контроля

В этом документе стоит указать следующее:

  • Цель и задачи организации внутреннего контроля безопасности и качества медицинской деятельности;
  • Основные способы реализации такого контроля;
  • Перечень должностных лиц больницы, которые принимают участие в реализации внутреннего контроля безопасности и качества медицинской деятельности;
  • Права и обязанности этих должностных лиц, основания и порядок их взаимодействия по вопросам контроля;
  • Предмет проводимых проверок, который в общем виде приведен в ч. 2 ст. 87 ФЗ «Об охране здоровья граждан»;
  • Критерии, по которым оценивается качество оказываемой медпомощи. Эти критерии приведены в приказе Минздрава РФ № 422-ан от 07.07.2015 года;
  • Периодичность и сроки проведения мероприятий по контролю качества;
  • Основания для проведения проверок. Это могут быть обращения граждан и жалобы, случаи возникновения внутрибольничных инфекций и случаи смертности пациентов;
  • Процессуальные правила ведения хода контроля и его результатов;
  • Виды ответственности за нарушение принятого порядка осуществления контроля качества безопасности и качества медицинской деятельности;
  • Порядок обжалования результатов внутреннего контроля заинтересованными в этом лицами.
  • Приказ, регламентирующий создание врачебной комиссии в учреждении здравоохранения, а также Положение о такой комиссии и другие документы, связанные с деятельностью комиссии:
    • план-график работы врачебной комиссии;
    • форма журнала учета работы врачебной комиссии (составляется в соответствии с требованиями, установленными приказом Минздравсоцразвития № 502-н от 05.05.2012 года);
    • форма протокола заседаний врачебной комиссии.
  • Основанное на ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан в РФ» № 59 от 02.05.2006 года порядок  положение и порядке рассмотрения обращений граждан в медучреждении, а также положение о личном приеме граждан руководителем медучреждения.

Содержание внутреннего контроля

Внутренний контроль безопасности медицинской деятельности предполагает несколько разновидностей контрольных мероприятий:

  • контроль, в ходе которого проверяется соблюдение в медучреждении порядков и стандартов оказания медпомощи;
  • контроль, в ходе которого проверяется соблюдение безопасных условий труда медработников, а также требований по эксплуатации медицинских изделий и их ликвидации;
  • контроль за соблюдением медработниками и фармработниками ограничений, которые должны применяться к ним при осуществлении профессиональной деятельности.

внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Соблюдение порядков оказания медпомощи

  • проверяется соблюдение этапности, сроков и условий оказания медпомощи по соответствующему профилю и виду заболевания (состояния) пациента;
  • проверяется соответствие больницы и ее отделений, а также медицинского персонала требованиям, изложенным в порядках оказания медпомощи;
  • проверяется соответствие штатного расписания больницы рекомендуемым штатным нормативам;
  • проверяется в целом соответствие деятельности больницы другим положениям закона, исходя из конкретных особенностей оказания медпомощи пациентам.

Соблюдение стандартов медпомощи

  • проверяется соблюдение оказания медуслуг   больницей в зависимости от усредненных показателей кратности и частоты их применения, а также обоснованность применения медицинских услуг по определенным критериям усредненной частоты;
  • полнота и обоснованность назначения врачом лекарств, а также компонентов донорской крови;
  • полнота и обоснованность назначения медицинских изделий, имплантируемых в организм пациента;
  • полнота и обоснованность назначения пациентам лечебного питания, в том числе и специализированного лечебного питания;
  • другие положения, которые касаются конкретного состояния или заболевания пациента.

Методы и модели организации внутреннего контроля безопасности медицинской деятельности

В ходе осуществления внутреннего контроля безопасности основным методом в части соблюдения порядков и стандартов оказания медпомощи является экспертиза качества медпомощи (ЭКМП).

Для проведения экспертизы изначально нужно определить случаи, в которых экспертиза проводится в обязательном порядке, а также объем исследуемых показателей.

Для проведения экспертизы в качестве основы обычно используется первичная медицинская документация по конкретным пациентам медучреждения.

В настоящее время многие медучреждения разработали свои собственные модели организации контроля безопасности и качества медицинской деятельности.

Интересной представляется трехуровневая модель для оценки соблюдения в медучреждении порядков и стандартов оказания медпомощи.

Трехуровневая модель

I уровень II уровень III уровень
 контроль руководителя отделения контроль заместителя главного врача  контроль врачебной комиссии

На каждом уровне поэтапно осуществляется аналитическая работа, собранная на каждом уровне информация и выявленные дефекты последовательно обобщаются и передаются на следующий уровень для принятия конкретных решений.

Руководитель структурного подразделения больницы (заведующий отделением) должен каждый месяц выявлять и анализировать дефекты при оказании медпомощи, изучать их структуру, характер и влияние на исход болезни пациента. Оценивает причины возникновения дефектов по нозологическим единицам и по отдельным врачам.

Заместитель главного врача, после получения данных от заведующего отделением, каждый квартал и ежегодно проводит анализ, в ходе которого оценивает количество и характер дефектов, выделяет их структуру и влияние на конкретные заболевания. На этом уровне обобщается вся информация, полученная из отделений, проводится динамика и структура дефектов по отделениям.

В полномочия врачебной комиссии входит проведение ежегодного и ежеквартального анализа:

  • анализируются конечные показатели работы больницы по сравнению с показателями, средними по региону и показателями по стране;
  • оценивается влияние выявленных в ходе проверочных мероприятий дефектов на развитие больницы в целом, в том числе неэффективное и нерациональное распределение и потребление выделенных ресурсов.

После проведения контроля на трех уровнях, председатель врачебной комиссии составляет отчет о работе комиссии, который каждый квартал предоставляется главному врачу. Отчет подкрепляется конкретными предложениями, сформулированными на всех уровнях, которые направлены на устранение причин возникновения дефектов и повышение качества медпомощи в целом.

Главный врач каждый отчетный год сдает отчет в вышестоящий орган управления здравоохранением, представляет анализ проведенного контроля и дополнительно указывает, какие именно управленческие решения и мероприятия были разработаны и проведены для устранения причин возникновения дефектов при оказании медпомощи и повышения качества медпомощи в целом.

Активируйте доступ к журналу «Управление качеством в здравоохранении» и читайте проверенные экспертами статьи:

Контроль за качеством лекарственного обеспечения в медучреждении

  1. осуществляется проверка качества заполнения и ведения учетной документации;
  2. проверяется порядок хранения и выдачи рецептурных бланков и бланков строгой отчетности;
  3. анализируется своевременность и качество определения в медучреждения потребности в лекарствах, выписываемых фельдшерами и врачами;
  4. проверяется соответствие назначаемого врачами лечения действующим стандартам медпомощи и перечным лекарств, которые утверждены распоряжением Правительства РФ № 2724-р от 26.12.2015 года;
  5. определяется количество лекарственных средств, выписываемых одновременно, а также фармаэкономическая обоснованность таких назначений;
  6. проверяется соответствие выписки лекарств и правил их назначения, требованиям, которые установлены приказом Минздрава РФ № 1175-н от 20.12.2012 года, а также другими нормативными актами;
  7. проверяется обоснованность выписки препаратов, которые отсутствуют в стандартах медпомощи и перечне лекарственных препаратов, утверждённом Распоряжением Правительства № 2724-р.

Контроль за безопасностью условий труда и использованием медизделий

В ходе этого контрольного блока участникам внутреннего контроля необходимо оценить:

  • правильно ли в медучреждении соблюдаются требования трудового законодательства и других нормативных актов в сфере труда и в области охраны труда;
  • соблюдаются ли в медучреждении государственные нормативные требования охраны труда, в частности: предоставляются ли работникам с вредными условиями труда гарантированные компенсации по результатам оценки СОУТ, проверяется состояние рабочих мест персонала, обеспечены ли сотрудники больницы средствами индивидуальной защиты, профилактическим питанием, а также продуктами и молоком;
  • каким образом соблюдаются требования по эксплуатации и безопасному применению медизделий, а также их утилизации, обучаются ли медработники безопасным приемам и методам эксплуатации медицинских изделий и оборудования;
  • как в больнице соблюдаются требования по состоянию помещений, предназначенных для хранения медизделий;
  • соблюдаются ли в больнице требования по безопасности медизделий, предусмотренные эксплуатационной и технической документацией производителя;
  • соблюдаются ли регламенты технического обслуживания и эксплуатации медицинского оборудования в медучреждении;
  • правильно ли соблюдаются иные положения в сфере обращения медизделий;
  • исполняет ли больницы иные обязанности, предусмотренные законом.
Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.