Здравоохранение

Создание Национальной системы донорства

  • 15 февраля 2012
  • 28

Хотел бы поднять проблему получения донорских ор­ганов для трансплантации. В настоящее время это сложный вид медицинской деятельности, где все зави­сит от координации усилий, наличия мотивации и соот­ветствующей квалификации врачей разных специаль­ностей. Слышал о том, что планируется создание На­циональной системы донорства. Так ли это?

Главный врач, Московская область

На сегодняшний день трансплантация органов выполняется в 19 городах Российской Федерации, в которых функционируют 33 центра трансплантации почки, 7 центров трансплантации сердца, 10 центров трансплантации печени, 3 центра трансплан­тации поджелудочной железы.

По данным Минздравсоцразвития России, в 2010 г. в рамках государственного задания на оказание высокотехнологичной ме­дицинской помощи было выполнено всего 1360 операций по трансплантации органов. Россия продолжает оставаться на од­ном из последних мест в мире по объему оказания трансплантологической помощи, которой охвачена лишь небольшая часть нуждающихся жителей страны. По словам главного транспланто­лога Минздравсоцразвития России С.В. Готье, высказанным в мае 2011 г. на III Всероссийской конференции с международным уча­стием “Донорство органов - ключевая проблема трансплантоло­гии”, средняя обеспеченность по России трансплантациями со­ставляет примерно 9,5 случая на 1 млн населения в год, что в 10 раз меньше, чем в США. Недоступность трансплантаций боль­шинству нуждающихся в них обусловлена прежде всего критиче­ским дефицитом донорских органов.

Этот дефицит в условиях России определяется устаревшей формой организации посмертного органного донорства. Дей­ствия региональных донорских служб сводятся к попыткам уста­новления контактов с администрацией регионов и руководством скоропомощных стационаров.

Рост числа трансплантаций отмечается только в регионах и го­родах, в которых в организацию работ по органному донорству внедрены элементы трансплантационной координации. Это г. Мо­сква, Московская область, г. Санкт-Петербург, г. Новосибирск. В этих регионах применяются различные формы компенсации за­трат за ключевые этапы госпитальной координации, что обеспе­чивает интенсификацию и расширение спектра трансплантаций.

Однако необходима консолидация программ на региональном и национальном уровнях, что отражено в Концепции трансплан­тационной координации как оптимальной формы организации органного донорства, принятой V Всероссийским съездом транс­плантологов (октябрь 2010 г.).

Принято за основу, что врачи - трансплантационные коорди­наторы, являясь штатными сотрудниками стационара - донор­ской базы, должны иметь дополнительные и обязательно оплачи­ваемые диспетчерские (координационные) обязанности и функ­ции в области органного донорства.

Успехи современной трансплантологии определяются междис­циплинарным подходом и появлением новой специальности - трансплантационной координации. Ключевыми моментами гос­питальной трансплантационной координации являются: иденти­фикация (выявление) донора, оценка донора, предложение (триггер донорской программы), диагностика смерти мозга, ведение донора, донорский аудит (учет летальности).

Приказом Минздравсоцразвития России и РАМН от 25.05.2007 № 357/40 утверждены Перечень органов и (или) тканей человека - объектов трансплантации, Перечень учреждений здравоохране­ния, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, и Перечень учреждений здравоохранения, осущест­вляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека.

Ежегодно Минздравсоцразвития России утверждает государ­ственное задание на оказание высокотехнологичной медицин­ской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджет­ных ассигнований федерального бюджета, а также перечень ви­дов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой по государственному заданию (включая трансплантацию), и пере­чень медицинских учреждений, участвующих в выполнении госу­дарственного задания.

Государственное задание по профилю “трансплантация” на 2011 г. предусматривало плановое количество пролеченных боль­ных - 890, включая 240 детей, при нормативе финансовых затрат на одного больного 808,5 тыс. руб. Таким образом, определен пе­речень учреждений, осуществляющих трансплантацию органов, и определен порядок их финансирования (“федеральные квоты”).

Выполнение трансплантации как высокотехнологичного вида медицинской помощи невозможно без донорского материала. Ка­ким образом можно гарантировать оказание этой помощи без специального финансирования донорской программы?

Организация донорства органов является не менее трудной за­дачей, чем трансплантация органов, однако не имеет целевого фе­дерального финансирования. Организация работ по донорству органов и трансплантация органов являются разными видами профессиональной деятельности, исполняются разными категориями врачей, в разных производственных помещениях и соот­ветственно требуют разных источников финансирования.

Кто сейчас занимается предоставлением донорского органа в медицинские учреждения, проводящие трансплантацию? Город­ские центры донорства за счет средств городского бюджета, кото­рый зачастую меньше, чем средства федерального бюджета, пред­назначенные для проведения трансплантации. Более того, такие центры донорства не имеют юрисдикции на территории “донор­ского” стационара, стало быть, предоставление донора - задача стационара, а не донорского центра.

Содержанием этой медицинской деятельности являются ско­ординированные усилия сотрудников стационара по поддержа­нию витальных функций в умершем человеке, что является более сложной задачей, чем просто проведение интенсивной терапии и выполнение диагностического мониторинга. Реальные затраты стационара составляют сумму до 80 тыс. руб. на один случай до­норства, которая должна быть компенсирована средствами регионального или федерального бюджетов. Поскольку такая меди­цинская услуга, как предоставление посмертного донора органов, не сформирована, то главные врачи стационаров и не создают условий для ее выполнения.

Решением задачи могло бы стать создание единой Националь­ной системы донорства с финансированием из средств федераль­ного бюджета услуг по предоставлению донора, как это осущест­вляется для операций по трансплантации органов.

Как реализовать концепцию трансплантационной координа­ции? Нужно организационно и финансово разобщить донорство и трансплантацию, поскольку это разные виды деятельности. Для этого необходимо создание Национальной системы донорства (далее - НСД).

Такая система предполагает наличие головного бюро, регио­нальных отделений и локальных (госпитальных) координаторов донорства (диспетчеры и инициаторы донорства). Источник фи­нансирования системы - средства федерального бюджета.

Оплата услуг по предоставлению донора должна производить­ся из регионального отделения НСД напрямую в стационар по факту выполненных работ. Администрация стационара в этом случае отвечает за реализацию выделенных средств федерального бюджета для организации донорства в стационаре, учета неис­пользованных доноров, аудита летальности и профессиональное функционирование госпитальной трансплантационной коорди­нации.

Финансирование федеральных и региональных центров транс­плантации должно производиться Минздравсоцразвития России напрямую, за услугу выполнения трансплантации донорского ор­гана. Учреждения, оказывающие высокотехнологическую меди­цинскую помощь методом трансплантации, несут ответствен­ность за эффективность использования донорских органов.

Основной задачей создания Ространспланта является построе­ние эффективной национальной системы донорства, функцио­нально объединяющей стационары, оказывающие экстренную медицинскую помощь, на основе принципов госпитальной и ре­гиональной координации и финансирования из средств федерального бюджета.

Полностью статью “Перспективы развития органного до­норства" Н.Ф. Багненко, д-ра мед. наук, проф., чл.-корр. РАМН, директора, О.Н. Резник, д-ра мед. наук, руководителя отдела трансплантации органов ГУ “Санкт-Петербургский НИИ ско­рой помощи им. И.И. Джанелидзе" комитета по здравоохране­нию г. Санкт-Петербурга читайте в журнале “Здравоохране­ние" № 11, 2011 г.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.