Особенности законодательного регулирования оказания экстренной и неотложной помощи в России

49

Утром 14 июля одиннадцатилетняя Шмелева М.А. упала с турникета на детской площадке во дворе. На крик и плач девочки выбежала ее мать Шмелева С.Н. У ребенка было разбито лицо, а из носа сильно шла кровь. Женщина немедленно позвонила в скорую помощь. Но диспетчер “скорой” вызов не принял, предложив Шмелевой С.Н. самостоятельно остановить кровотечение и привезти ребенка в приемный покой. Описав состояние дочки, женщина потребовала принять вызов и выслать бригаду медиков, но диспетчер заявил, что явной угрозы жизни девочки нет, и положил трубку. Матери пришлось вызвать такси и самой везти ребенка в медицинское учреждение. Обследовав девочку, врачи установили диагноз “закрытая черепно-мозговая травма: сотрясение головного мозга”.

Становление и развитие службы скорой медицинской помощи относится к концу XIX в. В это время в Санкт-Петербурге и в Москве появляются первые подстанции скорой помощи.

28 апреля 1898 г. при Сущевском и Сретенском полицейских участках Москвы были открыты первые две станции скорой помощи. На каждой станции было по одной карете. Выезжали на них фельдшер и санитар. Каждая карета была оснащена укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Дежурили как штатные врачи полиции, так и сверхштатные. Интересно, что вызовы в то время принимались только на улицы, на квартиры выезжать запрещалось.

7 марта 1899 г. открылись первые пять станций в Санкт-Петербурге. Станции были снабжены двумя пароконными экипажами, четырьмя парами ручных носилок и всем необходимым для подачи первой помощи. При каждой станции дежурили два санитара. Врачи начинают дежурить на станции и выезжать к пострадавшим с 1912 г.

Позже станции скорой помощи появляются и в других российских городах, происходит укрепление их материально-технической базы, создаются специализированные бригады, отделения и центры скорой медицинской помощи. Эта система просуществовала без кардинальных изменений более века.

Проблема

Несвоевременное оказание либо неоказание качественной медицинской помощи при слабом организационном и законодательном урегулировании экстренной и неотложной помощи

Чем грозит

Фактическое затягивание сроков оказания необходимой помощи, проблема дополнительного финансового и кадрового обеспечения службы неотложной помощи

Как избежать

Установить четкие критерии разделения видов помощи; создавать отделения неотложной помощи на базе уже существующих крупных поликлиник и/или дежурных стационаров

В 1990-е гг. появилась потребность в правовой регламентации медицинской деятельности в целом и ее отдельных видов, направлений. Одним

из основных законодательных актов в сфере здравоохранения стали Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее — Основы), утвержденные ВС РФ 22.07.1993.

Статья 39 “Скорая медицинская помощь" Основ содержалась в документе с 1993 г. и была полностью посвящена вопросам оказания скорой медицинской помощи. Скорая медицинская помощь в соответствии с данной статьей оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу. В дальнейшем статья дополнялась и изменялась.

Однако первоначальная редакция документа не содержала многих важных моментов. Например, лишь в 2007 г. в Основы были внесены дополнения, в соответствии с которыми вопросы организации скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) были отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ Основы были дополнены ст. 37.1 "Виды медицинской помощи". Она гласит, что первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает в т. ч. лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний. Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях).

Более детально вопросы организации скорой медицинской помощи регулировались ведомственными актами. Так, приказом Минздравсоцразвития России от 01.11.2004 № 179 "Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи" был определен круг лиц, призванных оказывать помощь на различных этапах, а также особенности правового положения станций скорой медицинской помощи.

На догоспитальном этапе скорая медицинская помощь осуществляется медицинскими работниками станций скорой медицинской помощи, отделений экстренной медицинской помощи АПУ, отделений скорой медицинской помощи ЛПУ, а также медицинскими работниками лечебных учреждений, оказывающих скорую специализированную (санитарно-авиационную) медицинскую помощь.

На госпитальном этапе скорая медицинская помощь осуществляется медицинскими работниками отделения экстренной медицинской помощи ЛПУ.

Согласно приказу, станция скорой медицинской помощи — это лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее круглосуточную скорую медицинскую помощь заболевшим и пострадавшим, находящимся как вне ЛПУ, так и в пути следования в ЛПУ, при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан, вызванных:

— внезапными заболеваниями;

— обострением хронических заболеваний;

— несчастными случаями;

— травмами;

— отравлениями;

— осложнениями беременности, при родах и других состояниях и заболеваниях.

Станция скорой медицинской помощи создается в городах с населением свыше 50 тыс. человек как самостоятельное ЛПУ и функционирует в режиме круглосуточной работы. В городах с населением более 100 тыс. человек, с учетом протяженности населенного пункта и рельефа местности, организуются подстанции скорой медицинской помощи как структурные подразделения станций. Подстанции организуются с расчетом 20-минутной транспортной доступности. В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. в составе городских, центральных районных и других больниц могут организовываться отделения скорой медицинской помощи.

Станции скорой медицинской помощи предназначены для выполнения следующих основных функций:

— круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, при катастрофах и стихийных бедствиях;

— осуществление своевременной транспортировки (а также перевозки по заявке медицинских работников) больных, в том числе инфекционных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи;

— оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию скорой медицинской помощи, в кабинете для приема амбулаторных больных;

— извещение муниципальных органов управления здравоохранением обо всех чрезвычайных ситуациях и несчастных случаях в зоне обслуживания станции скорой медицинской помощи;

— обеспечение равномерного комплектования выездных бригад скорой медицинской помощи медицинским персоналом по всем сменам и полное обеспечение их согласно примерному перечню оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи.

Основной функциональной единицей станции (подстанции), отделения скорой медицинской помощи служит выездная бригада скорой медицинской помощи.

Выездная бригада осуществляет:

— немедленный выезд и прибытие к пациенту (на место происшествия)

в пределах норматива времени, установленного для данной административной территории;

— установление диагноза, проведение мероприятий, направленных на стабилизацию или улучшение состояния пациента и, при наличии медицинских показаний, транспортировку его в ЛПУ;

— передачу пациента и соответствующей медицинской документации дежурному врачу (фельдшеру) стационара ЛПУ;

— обеспечение сортировки больных (пострадавших) и установление последовательности оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, отравлениях, травмах и других чрезвычайных ситуациях;

— обеспечение и проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в установленном порядке.

В октябре 2007 г. ст. 38 "Первичная медико-санитарная помощь" Основ была дополнена частью четвертой следующего содержания: "В целях повышения эффективности оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства, в структуре медицинских учреждений муниципальной системы здравоохранения может создаваться служба неотложной медицинской помощи" (редакция Федерального закона от 18.10.2007 №230-Ф3).

С этого момента можно говорить о некотором обособлении либо разграничении понятий "экстренная" и "неотложная" помощь.

В толковых словарях русского языка четких различий между данными категориями нет. Неотложный — тот, который не может быть отложен; срочный. Экстренный — срочный, чрезвычайный, неотложный.

Попытку обособить неотложную медицинскую помощь от экстренной предприняли чиновники Минздравсоцразвития России

Не позволяло провести разграничения между исследуемыми категориями и действовавшее до 2007 г. законодательство . В приказе Минздрава РСФСР 18.03.1988 № 75 "О мерах по дальнейшему совершенствованию скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" скорая и неотложная помощь не разделялась.

В посвященных проектированию учреждений здравоохранения СНиП 2.08.02-89, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, под станциями скорой и неотложной медицинской помощи понимались специализированные учреждения по оказанию экстренной внебольничной и внеполиклинической помощи населению городов и поселков.

Попытку обособить неотложную медицинскую помощь от экстренной, или привычной каждому из нас скорой медицинской помощи, предприняли чиновники Минздравсоцразвития России. Приказом этого ведомства от 24.12.2010 № 1183н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению Российской Федерации при заболеваниях терапевтического профиля" (далее — приказ № 1183н) определено, что медицинская помощь больным терапевтического профиля оказывается в виде:

— неотложной медицинской помощи, оказываемой при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи;

— плановой медицинской помощи, оказываемой при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи.

Как можно убедиться, неотложная и экстренная медицинская помощь противопоставляются друг другу. По мнению чиновников министерства, неотложная медицинская помощь оказывается в том случае, если имеющиеся патологические изменения у пациента не являются опасными для жизни.

В соответствии с п. 16 приказа № 1183н при выявлении срочных медицинских показаний, при невозможности оказания медицинской помощи в условиях ЛПУ, где находится пациент, больного безотлагательно доставляют в медицинскую организацию, находящуюся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, или федеральные государственные учреждения, имеющие в своем составе специализированные отделения, для оказания необходимой медицинской помощи.

Аналогичные нормы закреплены применительно к организации оказания медицинской помощи и другим больным.

Например, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 № 115н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению Российской Федерации при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты" (далее — приказ № 115н) оказание скорой медицинской помощи больным с острыми заболеваниями и состояниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты (травмы глаза, его придаточного аппарата и орбиты, инородные тела глаза, термические и химические ожоги глаза и его придаточного аппарата, острые сосудистые заболевания глаза, острые заболевания зрительного нерва, язва роговицы с прободением, острый приступ глаукомы, острые гнойные воспалительные заболевания глаза, его придаточного аппарата и орбиты и другие угрожающие жизни острые заболевания) включает два этапа:

— первый, или догоспитальный, осуществляемый врачебными и фельдшерскими выездными бригадами;

— второй, или стационарный, осуществляемый в офтальмологических отделениях на базе республиканских, краевых, областных учреждений здравоохранения, городских больниц, больниц скорой медицинской помощи, центров, центральных районных больниц, федеральных учреждений,

оказывающих медицинскую помощь, в которых обеспечивается круглосуточная неотложная офтальмологическая помощь.

Скорая медицинская помощь больным с перечисленными выше заболеваниями оказывается станциями (подстанциями) скорой медицинской помощи и отделениями скорой медицинской помощи при районных и центральных районных больницах.

Как можно убедиться, здесь каких- либо существенных различий с ранее действовавшим порядком оказания скорой медицинской помощи нет. Уточнен лишь перечень травм и заболеваний, отнесенных к экстренным случаям.

Неотложная медицинская помощь оказывается в кабинетах неотложной офтальмологической помощи и офтальмологических кабинетах амбулаторно-поликлинических учреждений.

В приказе № 115н подчеркнуто, что при самостоятельном обращении больных с острыми заболеваниями и состояниями глаза в кабинет неотложной офтальмологической помощи или офтальмологический кабинет амбулаторно-поликлинического учреждения врач-офтальмолог оказывает неотложную амбулаторную терапевтическую или хирургическую медицинскую помощь, оценивает общее состояние больного, его офтальмологический статус, определяет необходимость дополнительных лабораторных

и инструментальных исследований для уточнения диагноза и при наличии медицинских показаний для оказания помощи в стационаре направляет больного в офтальмологическое отделение учреждений здравоохранения, в которых обеспечивается круглосуточная неотложная офтальмологическая медицинская помощь. Кроме того, врач-офтальмолог должен осуществлять круглосуточное дежурство.

В регионах также начали принимать приказы об организации неотложной медицинской помощи.

Из нормативно-правовых актов Минздравсоцразвития России следует, что существенных различий между экстренной и неотложной медицинской помощью нет. Не совпадают они лишь по следующим пунктам:

1) специалист, оказывающий помощь (скорая медицинская помощь оказывается врачом скорой помощи, неотложная — врачом дежурного кабинета поликлиники);

2) место оказания помощи (скорая помощь оказывается на дому или в карете скорой помощи, неотложная — в кабинете поликлиники);

3) оперативность оказания помощи (экстренная или скорая помощь — наиболее оперативно, в течение 20 минут следует прибыть к пациенту и приступить к диагностике и симптоматической терапии; неотложная помощь — менее оперативно в силу отсутствия угрозы для жизни).

Попытки разделения и закрепления понятий “экстренная" и "неотложная" медицинская помощь предприняты и в законопроекте "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" 2011 г. Статья 35 предусматривает скорую, в том числе скорую специализированную медицинскую помощь. Частью 4 ст. 32 проекта впервые вводятся формы оказания медицинской помощи: плановая, неотложная и экстренная помощь.

Под плановой медицинской помощью предлагается понимать медицинскую помощь, оказываемую при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Неотложная медицинская помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента, является разновидностью первичной медико-санитарной помощи и оказывается в амбулаторных условиях. Для этого в структуре медицинских организаций создается служба неотложной медицинской помощи.

Экстренная медицинская помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, опасных для жизни пациента.

Статья 35 законопроекта посвящена вопросам скорой медицинской помощи. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам безотлагательно при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Такая помощь может оказываться в экстренной и неотложной форме, в амбулаторных и стационарных условиях, а также вне медицинской организации.

При оказании скорой медицинской помощи с целью спасения жизни и сохранения здоровья граждан посредством обеспечения их необходимой медицинской помощью своевременно и в полном объеме осуществляется медицинская эвакуация. Она представляет комплекс мероприятий по транспортировке:

— лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, где отсутствует возможность оказания необходимого вида медицинской помощи в полном объеме при угрожающих жизни состояниях;

— женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных;

— лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и в иных случаях.

Смысл внедряемой концепции заключается в повышении доступности и качества оказания экстренной медицинской помощи, оказываемой существующей службой скорой медицинской помощи, при неизменном финансировании, за счет ее разгрузки. Основной поток обращений (обострения хронических болезней, незначительные травмы и др.) должна принять на себя служба неотложной медицинской помощи. Эта служба не самостоятельна и создается фактически за счет внутренних резервов АПУ, в основном амбулаторного звена.

С помощью анализа законодательства, в т. ч. проектного, можно выявить еще несколько отличий между неотложной и экстренной медицинской помощью.

Во-первых, неодинаков медицинский критерий, в основу которого положено состояние больного. В случае явной угрозы жизни пациента должна оказываться экстренная медицинская помощь, при отсутствии явной угрозы — неотложная.

Во-вторых, может различаться основание оказания медицинской помощи. За оказанием неотложной помощи обращается (к диспетчеру либо к врачу) непосредственно пациент (в установленных законом случаях — его законные представители). В данном случае действует обычный договорный режим оказания медицинской услуги (волеизъявление в широком его понимании, сам договор, конечно, может и не оформляться). В случаях экстренной медицинской помощи основанием будет выступать обращение не только потерпевшего, но и иных лиц (в силу бессознательного состояния больного, беспомощности и пр.). Помощь оказывается в силу закона (законный режим).

В-третьих, различны условия оказания медицинской помощи. Экстренная медицинская помощь может предоставляться вне медицинской организации, в то время как неотложная оказывается в амбулаторных условиях (в том числе на дому при вызове медицинского работника).

В-четвертых, различается круг лиц, обязанных оказывать экстренную либо неотложную медицинскую помощь, и предъявляемые к ним требования. Экстренную помощь оказывает врач скорой помощи либо фельдшер скорой помощи. Неотложную помощь — врач- специалист (офтальмолог, невролог, хирург и др.). В то же время при создании в структуре медицинских организаций службы неотложной медицинской помощи могут быть предусмотрены врачи, имеющие подготовку по специальности "Скорая медицинская помощь" (приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 № 210н "О Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации").

В-пятых, неодинаковы сроки оказания помощи с момента обращения за ней в силу наличия либо отсутствия указанного выше медицинского критерия — опасность для жизни пациента. Ожидание экстренной помощи необходимо свести к нескольким минутам. Неотложная помощь должна быть оказана в некий разумный срок.

Отмеченные выше различия выявлены на основе анализа довольно скудного нормативного материала. К сожалению, законопроект "Об основах..." содержит лишь сами анализируемые понятия. Наиболее важные детали будут прописаны в подзаконных актах, а именно в приказах Минздравсоцразвития России.

При внедрении новой концепции раздельного оказания экстренной и неотложной медицинской помощи может возникнуть ряд проблем, основной из которых станет сложность определения на практике наличия угрозы для жизни. Появится необходимость четко прописать заболевания и патологические состояния, признаки, свидетельствующие об угрозе для жизни больного, за исключением самых явных (например, проникающие ранения грудной клетки, брюшной полости). Неясно, каким должен быть механизм определения угрозы. Из анализируемых актов следует, что нередко вывод о наличии угрозы для жизни делает либо сам потерпевший, либо диспетчер, основываясь на субъективном мнении и оценке происходящего лицом, обратившимся за помощью. В такой ситуации возможны как переоценка опасности для жизни, так и явная недооценка тяжести состояния пациента. Этим проблемам посвящено множество книг, воспоминаний клиницистов, судмедэкспертов. Да и экспертная и судебно-следственная практика показывает, что врачи скорой помощи и врачи стационаров не всегда ставят верный диагноз, что ведет к летальным исходам или инвалидности. Следовательно, особенно на начальном этапе реализации концепции, разделяющей потоки больных по нечетким ориентирам, нас ожидает рост летальных исходов.

Кроме того, предлагаемое новым законом определение экстренной медицинской помощи как минимум неполно. В нем ничего не говорится о жизнеспособности плода при беременности. Традиционно российская правовая доктрина исходит из необходимости защиты жизни плода всеми

возможными способами. Как трактовать внутриутробную гибель плода для жизни и здоровья женщины? Это ситуация экстренная или неотложная?

Нередко вывод о наличии угрозы для жизни делает либо сам потерпевший, либо диспетчер, основываясь на субъективном мнении и оценке происходящего лицом, обратившимся за помощью

В ст. 35 законопроекта "Об основах..." есть упоминание об угрожающих жизни беременной состояниях, но нечеткость формулировок может привести к трагическим последствиям.

Поведение больного при некоторых психических расстройствах может представлять явную угрозу причинения вреда жизни или здоровью окружающих. Действующее законодательство о психиатрической помощи предусматривает возможность реагирования на ситуации такого рода (ст. 29 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"). В то же время в ст. 16 Закона среди видов психиатрической помощи законодатель называет неотложную, а не экстренную психиатрическую помощь. Отметим также, что ст. 7 "Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи" законопроекта не содержит указанного выше основания оказания помощи в недобровольном порядке. В ней речь идет лишь о заболеваниях и состояниях, представляющих угрозу обществу в случае их распространения (т. е. карантинных и особо опасных инфекциях).

Полагаем, что определение экстренной медицинской помощи должно быть сформулировано следующим образом: "Экстренная медицинская помощь — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, опасных для жизни пациента, жизнеспособности вынашиваемого плода, а также при явной угрозе жизни или здоровью других лиц".

ЦИТАТА

Основы законодательства Российской Федерации

об охране здоровья граждан

Статья 39. Скорая медицинская помощь

<...>

Обеспечение скорой медицинской помощью работников организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда... осуществляется в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению работников организаций отдельных отраслей промышленности.

<...>

Другой серьезной проблемой станет техническое и кадровое обеспечение фактически вновь создаваемой службы неотложной медицинской помощи. Если в крупных городах эти проблемы решаемы и в основном сводятся к финансовому обеспечению неотложной медицинской помощи, то в небольших населенных пунктах (районных центрах, городах областного подчинения и т. д.) очень остро встанет проблема кадрового обеспечения. Как распределить 3 — 5 врачей- специалистов района на стационар с круглосуточным дежурством и кабинет неотложной медицинской помощи с круглосуточным дежурством? Нужны ли такие кабинеты неотложной помощи, если рядом с поликлиникой находится профильное отделение больницы, где могут сразу предоставить любую оказываемую этим отделением помощь? Стоит ли ставить перед поликлиниками "сверхзадачи" с учетом их слабой технической и кадровой оснащенности? Не проще ли при необходимости выделять дежурные стационары по той или иной патологии (имеющие все необходимое оснащение и подготовленный персонал), развивая на их базе отделения или палаты неотложной медицинской помощи? Во многих городах давно существуют выделенные профильные дежурные отделения, куда машиной скорой помощи, а также самостоятельно добираются пострадавшие (например, с травмами глаз, ожогами, отравлениями и др.).

Даже частичная реализация новой концепции потребует дополнительных затрат. Иначе она останется декларативной мерой, что приведет к дальнейшему ухудшению качества оказываемой населению экстренной и неотложной медицинской помощи.

Следует также отметить, что попытки внедрения службы неотложной медицинской помощи на территории нашей страны предпринимались неоднократно (например, в 1930-е и 1960-е гг. для улучшения качества работы службы; результаты их широко не освещались, поскольку не оправдали ожиданий). Ни одна из них до настоящего времени не была реализована, в связи с чем, как отмечалось в начале статьи, служба скорой медицинской помощи сохранилась до настоящего времени с присущими ей задачами.

Основные отличия между экстренной и неотложной медицинской помощью

и порядком их оказания

Признак

Вид помощи

Источник правового регулирования

Экстренная медицинская помощь

Неотложная медицинская помощь

Медицинский

критерий

Угроза жизни

Явная угроза жизни отсутствует

Часть 4 ст. 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (проект); приказы Минздравсоцразвития России

Основание оказания помощи

Обращение пациента за помощью (волеизъявление; договорный режим); обращение других лиц (отсутствие волеизъявления; законный режим)

Обращение пациента (его законных представителей) за помощью

(договорный режим)

Статьи 18, 19, 21 и др. Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (проект)

Условия оказания

Вне медицинской организации (догоспитальный этап); в медицинской организации (госпитальный этап)

Амбулаторно (вт. ч. на дому)

......

Часть 3 ст. 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (проект); приказы Минздравсоцразвития России

Лицо, обязанное оказывать медицинскую помощь

Врач или фельдшер скорой | Врач-специалист помощи | (терапевт, хирург,

| офтальмологи пр.)

Статья 33 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (проект); приказы Минздравсоцразвития России

Временной интервал

Помощь должна быть оказана | Помощь должна быть как можно быстрее ! оказана в разумный срок

Приказы (регламенты) Минздравсоцразвития России

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×