Размещение государственного заказа на строительно-монтажные работы для ЛПУ

34

От редакции

В предыдущем номере мы рассмотрели вопросы обоснования инвестиций в объекты капитального строительства, определились с основными понятиями (текущий, капитальный ремонт, реконструкция и т. д.), выделили основные этапы строительства, рассмотрели возможность объединения проектных, изыскательских и строительно-монтажных работ в один лот. В статье был дан краткий анализ разрешенных законодательством способов размещения заказа и определены наиболее эффективные из них.

В этой статье мы продолжим знакомить вас с законодательными нововведениями в строительной области и сфере госзакупок, а также выясним, как правильно формировать конкурсную документацию на выполнение проектно-изыскательских работ и документацию об аукционе в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ.

Законодательные нововведения

Объемы строительства в нашей стране с каждым годом увеличиваются. Такое бурное развитие отрасли требует тщательного нормативного регулирования, что и послужило толчком для динамичного развития законодательства. Со времени опубликования первого материала в действующее законодательство был внесен ряд изменений, дополнений и разъяснений.

Так, в первой части статьи говорилось об отсутствии закрепленного в Градостроительном кодексе РФ (далее — ГрК РФ) понятия "капитальный ремонт". За его определением приходилось обращаться к устаревшим Ведомственным строительным нормам (утв. приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312).

22 июля вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 215-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон № 215-ФЗ). Законом № 215-ФЗ ст. 1 ГрК РФ дополнена п. 14.2, в котором дано определение капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).

Проблема

Низкая квалификация лиц, ответственных за специализированные закупки, разрозненность нормативной базы, регулирующей строительную сферу, отсутствие установленных требований к результатам работ

Чем грозит

Срыв или увеличение сроков проведения процедур, неосвоенные денежные средства, неудовлетворительное качество проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ

Как избежать

Использовать нормативную базу для установления требований к участникам размещения заказа, правильно подготавливать тендерную документацию

Этот же закон уточняет понятие “реконструкция объекта капитального строительства" (за исключением линейных объектов).

Таким образом, законодатель уточнил и расширил понятие “реконструкция" и закрепил понятие “капитальный ремонт". Что касается текущего ремонта, то пока по-прежнему придется пользоваться понятием из Ведомственных строительных норм.

Закон № 215-ФЗ также определил понятия реконструкции линейных объектов и капитального ремонта линейных объектов.

Еще одним нововведением стал Федеральный закон от 18.07.2011 № 243-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон № 243-ФЗ). Данным документом уточнен порядок подготовки проектной документации для проведения капитального ремонта. Установлено, что при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства подготовка отдельных разделов проектной документации ведется на основании задания застройщика или заказчика в зависимости от содержания работ. Это уточнение крайне важно, так как прежде заказчики были вынуждены разрабатывать все разделы проектной документации, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 “О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее — постановление № 87).

Этим же законом ч. 3 ст. 49 ГрК РФ была дополнена предложением следующего содержания: "Государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства". Это существенное уточнение, облегчающее жизнь государственному заказчику. Прежде не было конкретизировано, в каких случаях нужна государственная экспертиза проектной документации на выполнение капитального ремонта. А между тем проведение такой экспертизы приводило к потере времени и дополнительным денежным затратам заказчиков.

Закон № 243-ФЗ дополнил ч. 17 ст. 51 ГрК РФ пунктом 4.1, уточнив тем самым, что получать разрешение на строительство в случае проведения капитального ремонта не требуется. Такая конкретизация очень важна и с точки зрения установления требований к участникам размещения заказа. Из статьи в предыдущем номере мы знаем, что в соответствии с п. 2 приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее — приказ № 624) допуск саморегулируемой организации (СРО) не требуется для работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не нужно разрешение на строительство.

Изменения коснулись и требований к участникам размещения заказа по содержанию видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Приказом Минрегиона России от 26.05.2011 № 238 из раздела I "Виды работ по инженерным изысканиям" Перечня, утвержденного приказом № 624, исключен п. 7 ("Работы по организации инженерных изысканий привлекаемым на основании договора застройщиком или уполномоченным им юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)"). Теперь предстоит устанавливать требования по конкретным видам работ, а при совмещении размещения заказов на изыскательские и проектные работы требовать только допуск СРО на организацию работ по проектированию. Обращаем внимание на то, что данное изменение вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования. До этого момента практика размещения заказа при объединении изыскательских и проектных работ в один лот в части требований к участникам размещения заказа будет противоречивой.

Формирование конкурсной документации

Одно из первых правил формирования конкурсной документации — устранение (удаление) всего ненужного, прежде всего это касается общей части. Зачастую встречаются очень объемные конкурсные документации, содержащие крайне мало информации по сути проводимой закупки. И уж совсем бесполезно сплошное цитирование положений закона. При таком подходе заказчику приходится каждый раз отслеживать по тексту документации все изменения законодательства о размещении заказов. Отследить их бывает сложно, и это может стать причиной различных жалоб участников размещения заказа. Типичная ошибка — ссылка на редакции законов, на основании которых подготовлена документация, тогда как достаточно привести основные реквизиты документа — название, дату и номер.

Техническое задание

При размещении заказа важно определить технические требования к работам, т. е. сформировать техническое задание в отношении проектно-изыскательских работ. Такое техническое задание после размещения заказа станет частью государственного контракта. В соответствии с ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон о размещении заказов) заказчик должен осуществлять приемку работ документы согласно условиям контракта, а по общему правилу изменение условии контракта допускается в строго ограниченных законом случаях, при этом изменение технического задания на выполнение работ не предусмотрено.

Таким образом, формирование грамотного и всеобъемлющего технического задания крайне необходимо для качественного выполнения работ. Обязанность заказчика формировать техническое задание, по сути, прямо предусмотрена законом. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона о размещении заказов "конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом в случае, если иное не предусмотрено конкурсной документацией, поставляемый товар должен быть новым (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств)".

Заказчику важно помнить, что при недостаточном описании требуемых результатов работ он рискует получить не то, что ожидал. С другой стороны, чрезмерная регламентация в техническом задании делает невозможным для заказчика изменение условий в процессе исполнения контракта. Кроме того, многим заказчикам просто не хватает квалификации в области проектно-изыскательских работ.

Таким образом, заказчику при подготовке технического задания, во-первых, необходимо воспользоваться нормой Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 759 ГК РФ "задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком". При подобном раскладе заказчик находится в более выгодном положении и может учесть

все свои пожелания при работе со специалистами-проектировщиками уже на стадии исполнения контракта. В связи с этим одним из первых этапов выполнения работ по проектированию и изысканиям рекомендуется устанавливать разработку задания на проектирование.

Во-вторых, заказчику нужно привести в техническом задании при размещении заказа ссылки на нормативные документы, которыми определяются правила проектно-изыскательских работ. Например, "проектную документацию выполнить в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, в объеме, предусмотренном постановлением № 87, и действующей нормативно-технической документацией РФ".

В-третьих, рекомендуется прописать назначение проектируемых помещений, иначе участникам размещения заказа будет сложно понять, что же надо проектировать — медицинское учреждение или общеобразовательную школу.

В-четвертых, заказчику целесообразно устанавливать предельную стоимость строительных работ, на которую следует ориентироваться при проектировании. Составляющей проектной документации является сметная документация, которой и определяется примерная стоимость будущего объекта капитального строительства. Проектировщики, не экономя средства заказчика, могут предусмотреть в документации разные подходы к строительству, дорогие материалы, усложненные конструктивные элементы и многое другое, что увеличит стоимость строительных работ. Благодаря смете заказчик застрахует себя от ненужных расходов.

В-пятых, следует предусмотреть поэтапное выполнение работ. Например, первый этап — сбор исходных данных для проектирования; второй этап — подготовка задания на проектирование и согласование (утверждение) его у заказчика; третий этап — выполнение проектных работ; четвертый этап — согласование со всеми контролирующими и согласующими органами; пятый этап — сопровождение государственной экспертизы проектной документации.

Проект контракта

Не менее важный документ — проект контракта. Он должен быть составлен до размещения заказа, так как после процедуры размещения заказчик имеет право вписать только:

— условия, которые были предметом оценки (например, цена, сроки выполнения работ, техническое предложение о выполнении условий контракта, срок или объем гарантии качества работ);

— технические данные о процедуре (даты и номера протоколов);

— реквизиты участника размещения заказа, с которым заключается контракт.

Одним из существенных условий контракта являются сроки. Таких сроков может быть несколько: срок начала работ, срок окончания работ, промежуточные сроки выполнения этапов, срок проверки результатов работ, срок устранения замечаний и др. Эти сроки очень важны с точки зрения расчета различных штрафов и пеней в отношении исполнителя, а также регулирования процесса выполнения работ.

Защититься от недобросовестного контрагента можно путем соблюдения следующих условий.

Во-первых, заказчик не обязан устанавливать авансирование проектных работ, которые не требуют закупки исполнителем дорогостоящих материалов и (или) оборудования. Оплату необходимо производить за фактически выполненные работы. Выше уже указывалось на необходимость разбивать контракт на этапы. Оплату можно предусмотреть после каждого этапа. Таким образом, заказчик сможет уже на первом этапе исполнения контракта определить степень надежности исполнителя и при необходимости предпринять соответствующие меры.

Во-вторых, заказчику следует установить требование об обеспечении исполнения контракта. По общему правилу заказчик может установить обеспечение до 30% от начальной (максимальной) цены контракта. Обращаем внимание на то, что размер обеспечения рассчитывается от начальной цены, а не от цены заключаемого контракта, которая в ходе торгов может быть существенно снижена. Такое обеспечение предоставляется до заключения контракта участником размещения заказа.

В-третьих, заказчик обязан установить неустойку за некачественно выполненные работы или задержку выполнения таких работ. Минимальный размер неустойки определен законом, максимального предела нет. Заказчикам рекомендуется устанавливать повышенную неустойку, но в разумных пределах. Дополнительно необходимо предусмотреть, что оплата по контракту будет произведена только после уплаты исполнителем начисленной заказчиком неустойки или удержания заказчиком суммы неустойки из причитающейся суммы за выполненные работы. На это необходимо указать в акте выполненных работ.

В контракте рекомендуется прописывать положения о претензионном рассмотрении споров, а также "арбитражную оговорку", в соответствии с которой спор должен разрешаться в арбитражном суде по местонахождению заказчика, а не исполнителя.

Критерии и порядок оценки заявок

Конкурсная документация должна предусматривать критерии и порядок оценки заявок участников размещения заказа. Исчерпывающий перечень критериев установлен ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов. Порядок оценки заявок определен постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее — постановление № 722). В конкурсе на право заключения контракта на выполнение проектно-изыскательских работ рекомендуется устанавливать следующие критерии:

— цена контракта;

— срок (периоды) выполнения работ;

— качество и квалификация участника размещения заказа;

— срок или объем предоставления гарантии выполненных работ.

"Подкритериями" качества и квалификации участника можно установить описание предлагаемых проектных решений, применяемых технологий и методов выполнения работ, их новизны, эффективности и надежности; наличие у участника трудовых ресурсов для выполнения работ; наличие технического оборудования и программного обеспечения для выполнения проектно-изыскательских работ; наличие опыта выполненных работ, а также их стоимость.

Подкритерии в документации определяют предмет и порядок оценки.

Важно помнить, что критерии — это не требования, и отклонить участника размещения заказа за непредставление сведений о трудовых ресурсах нельзя, но поставить ему оценку "О" было бы логичным, исходя из сути конкурса. Типичная ошибка заказчиков — требование об обязательном документальном подтверждении указанных сведений, что является нарушением.

Большинство критериев числовые и считаются по формулам, которые содержатся в постановлении № 722 (кроме критерия "качество и квалификация участника размещения заказа").

Документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, которые мы подробно рассмотрели в предыдущем номере и в начале этой статьи.

В соответствии со ст. 19.1 Закона о размещении заказов заказчики должны обосновывать установленную начальную (максимальную) цену контракта. Статьей предусмотрены разные способы обоснования цены. Для проектноизыскательских работ наиболее корректно составлять сметы на выполнение работ, так как сметные нормативы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Составленную смету необходимо публиковать в составе конкурсной документации отдельным файлом, а в тексте самой документации дать на нее ссылку.

Формирование документации об аукционе в электронной форме

В предыдущей статье мы уже определили, что заказ на строительно-монтажные работы размещается посредством

открытого аукциона в электронной форме. Исключение составляют технически сложные и уникальные объекты капитального строительства.

Выше были рассмотрены правила формирования конкурсной документации. Многие рекомендации по составлению технического задания, проекта контракта применимы, с некоторыми особенностями, и для строительного аукциона.

Перед проведением аукциона необходимо определить технические и иные требования к будущему зданию, его оснащению, расположению помещений и др. Это не значит, что заказчику придется составлять многотомное техническое задание с подробнейшим описанием мелких деталей будущего строения. В соответствии с ч. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик "обязан осуществлять строительство в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете". Таким образом, заказчику в большинстве случаев достаточно опубликовать проектную и сметную документацию на выполнение проектно-изыскательских работ. Техническое задание носит формальный характер и должно содержать ссылки на каждый файл прикрепленной проектно-сметной документации. Это требование вытекает из ч. 2 ст. 743 ГК РФ — "договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации".

В случае размещения заказа не на весь объем работ, предусмотренный проектно-сметной документацией, заказчику необходимо в техническом задании указать на разделы документации и локальные сметы, которые предполагаются к выполнению по конкретному заказу.

Техническое задание должно содержать ссылку на нормативные документы, в частности на постановление Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства". Указание на этот документ необходимо, поскольку строительный контроль обязателен при выполнении строительно-монтажных работ.

Техническое задание может содержать требования к товару, который используется при выполнении работ. Такие требования рекомендуется оформлять в форме спецификации, где указывается наименование оборудования с использованием формулировки или «эквивалент», а также диапазонные технические характеристики по каждой позиции. Важно помнить, что в этот диапазон должно попадать минимум два товарных знака. Иначе такой аукцион может быть аннулирован комиссией ФАС России. В случае установления заказчиком требований к товару первые части заявок участников размещения заказа будут содержать не просто согласие выполнить работы, а техническое предложение по каждой позиции спецификации. Так, в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ, для которых используется товар, участник размещения заказа должен представить в составе первой части своей заявки:

а) согласие, предусмотренное п. 2

ч. 4 ст. 41.8, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное п. 2 ч. 4 ст. 41.8, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;

б) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 4 ст. 41.8, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.

Таким образом, заказчик в своей спецификации может указать:

— товарный знак, слова "или эквивалент" и технические характеристики;

— наименование товара (оборудования) без указания товарного знака, а также технические характеристики этого товара.

При составлении спецификации заказчик должен быть осмотрителен.

Что касается требований к участникам размещения заказа, мы уже знаем из первой публикации, что можно требовать допуск СРО на генеральный подряд, т. е. на организацию строительства, а генеральный подрядчик уже имеет право привлекать субподрядчиков. Заказчик не может ограничивать участников размещения заказа в таком праве. Наряду с допуском СРО к участникам часто предъявляются требования о наличии тех или иных лицензий. Территориальные управления ФАС России при рассмотрении жалоб и при внеплановых проверках имеют разные позиции по этому вопросу. Одни комиссии признают обоснованным требование дополнительных лицензий, другие считают его нарушением законодательства. В связи с этим ФАС России дала официальное разъяснение в письме от 07.07.2011 № ИА/26163 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства". Позиция ведомства в этом вопросе предельно четкая. Согласно ч. 3 ст. 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта строительства, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее — строительные работы), обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. В данной формулировке ключевым следует считать словосочетание "организует и координирует работы". Таким образом, заказчик, по сути, нанимает менеджера работ.

Согласно ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации строительства (если эти работы включены в соответствующий перечень, указанный в ГрК РФ).

В соответствии с законодательством РФ о лицензировании ряд работ или услуг может выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации). Таким образом, в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, незаконно устанавливать требования о том, чтобы лицо, осуществляющее строительство, выполняло такие услуги (работы) лично. Противоправно также установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии. Подобные требования нарушают ч. 4 ст. 11, ч. 3 ст. 22, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, а также ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Что касается контракта, необходимо соблюдать все обозначенные выше условия при формировании конкурсной документации, а также принимать меры защиты от недобросовестного контрагента. Обращаем внимание на правила формирования цены контракта после проведения торгов. Данные правила необходимо включать в документацию об аукционе.

После определения победителя заказчик должен рассчитать коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта. Например, начальная цена равнялась 100 руб., а цена, предложенная победителем, составила 50 руб. Таким образом, заказчику необходимо при формировании контракта (до направления его на подпись победителю) разделить каждую позицию в сметной документации на 2, чтобы итоговая сумма получилась 50 руб. При этом установленная в контракте стоимость оплаты работ не соотносится с фактическими расходами победителя на выполнение конкретных работ. Это необходимо для того, чтобы участник размещения заказа в процессе исполнения контракта не относил максимальную стоимость всего контракта на начальные этапы, а остаток на завершающие.

Другим важным моментом при формировании стоимости контракта является упрощенная система налогообложения. Разъяснения по этому поводу содержатся в письмах Минэкономразвития России:

— от 27.06.2008 № Д05-2575, где сказано, что в случае если при проведении торгов участник размещения заказа работает по упрощенной системе налогообложения и указывает цену без учета НДС, его ценовое предложение сравнивается с ценой, предложенной участником, который начисляет НДС;

— от 15.10.2008 № Д05-4431, которое гласит, что контракт заключается по цене победителя конкурса (аукциона) вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

Эти правила распространяются как на конкурс, так и на аукцион.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль