Размещение государственного заказа на закупку лекарственных средств

24

Весной 2011 г. региональный заказчик допустил некоторые неточности в оформлении документации при закупке жизненно важных лекарственных средств, а именно препаратов для лечения сахарного диабета. Ошибки привели к нарушениям в процедурах размещения заказа. Следствием допущенных нарушений стала отмена торгов. Целая категория граждан субъекта Федерации оказалась под угрозой неполучения необходимых лекарственных средств. Сложившаяся ситуация вызвала социальный всплеск, который мог привести к негативным последствиям.

Размещение заказа на поставку лекарственных средств — ответственная процедура как для медицинских учреждений, так и для государства в целом. Любой сбой в этой системе может привести к катастрофическим социальным последствиям. В связи с этим законодатель устанавливает ряд особенностей для закупок лекарственных средств, которые выражаются как в особых требованиях к участникам размещения заказа, так и в возможности заказчика при определенных обстоятельствах заключить государственный (муниципальный) контракт или гражданско-правовой договор (далее — Контракт) с единственным поставщиком.

В рамках этой статьи мы рассмотрим размещение заказа для нужд учреждений здравоохранения. Приведенный ниже принцип применим для государственных нужд (в случае размещения заказа федеральным или региональным органом исполнительной власти) и муниципальных нужд (в случае размещения заказа муниципальным органом власти — местной администрацией).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон о размещении заказов) под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов РФ понимают обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов РФ (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

То есть Закон о размещении заказов применяется государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения независимо от источников их финансового обеспечения. Это могут быть бюджетные деньги и любые внебюджетные источники.

У читателей может возникнуть закономерный вопрос, с чем связаны следующие изменения: раньше были государственные и муниципальные нужды и соответствующие им контракты, а теперь появились гражданско-правовые договоры и нужды бюджетных учреждений. Как их отличить?

Реформа государственных и муниципальных учреждений

Все обозначенные выше изменения связаны с принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее — Закон № 83-ФЗ). С изменением статуса учреждений произошли перемены и в сфере размещения заказов. Так, в соответствии со ст. 4 Закона о размещении заказов учреждения теперь не относятся к государственным и муниципальным заказчикам, а имеют статус иных заказчиков. "Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков". Таким образом, учреждения размещают заказ не для нужд государства или муниципальных нужд, а для нужд конкретного бюджетного учреждения.

В соответствии со ст. 9 Закона о размещении заказов бюджетные учреждения заключают не государственные и муниципальные контракты, а гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Такие изменения связаны с желанием государства дистанцироваться от хозяйственной деятельности учреждений и повысить их ответственность за совершаемые действия. Если ранее по долгам бюджетного учреждения субсидиарно отвечало государство (муниципальное образование), то сейчас ответственность за совершенные сделки бюджетное учреждение несет самостоятельно и по долгам отвечает принадлежащим ему имуществом.

Согласно новой редакции ст. 5 Закона о размещении заказов статус гражданско-правового договора и государственного или муниципального контракта для целей применения норм Закона о размещении заказов уравнен, так что все они в тексте Закона именуются контрактами. Таким образом, ограничения в отношении контрактов (например, запрет на изменение условий) в равной мере распространяются и на гражданско-правовые договоры.

С другой стороны, данные изменения дают учреждениям большую свободу действий. Если раньше учреждение могло осуществлять закупки только по доведенным лимитам бюджетных обязательств, то теперь оно имеет право по общему правилу заключать гражданско-правовые договоры сроком до трех лет. Прежние положения, действовавшие в отношении бюджетных учреждений, теперь применяются для казенных учреждений.

Способы размещения заказа

Согласно ч. 4 ст. 10 Закона о размещении заказов перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством РФ. В случае если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на их поставки для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с ч. 4.2 настоящей статьи.

Заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещаются путем проведения открытого аукциона в электронной форме (ч. 4.2 ст. 10 Закона о размещении заказов).

Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. В данный Перечень включена продукция органического и неорганического синтеза (группа 2400000). Согласно "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг" (ОК 004-93), введенному в действие постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17, к группе 2400000 относятся:

— 2423000 — Фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты.

— 2423010 — Препараты химико-фармацевтические с общей химической структурой и полупродукты для производства медикаментов, препараты фармакотерапевтического действия и химиотерапевтического действия [2423110] - [2423383].

— 2423020 — Антибиотики без кормовых, витамины, коферменты, ферменты, аминокислоты, органопрепараты (эндокринные препараты), препараты фармацевтические из природного сырья [2423410] - [2423685].

— 2423030 — Сырье и продукты лекарственные растительные и животные, препараты биологические, материалы и средства медицинские [2423710] - [2423939].

— 2423090 — Материалы и средства

медицинские прочие [2423960] — [2423971].

Таким образом, закупка лекарственных средств осуществляется с помощью открытого аукциона в электронной форме.

Однако положения ч. 4 и 4.2 ст. 10 Закона о размещении заказов, а также нормы распоряжения Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р устанавливают запрет на проведения открытого конкурса, но оставляют возможность других форм закупки: у единственного источника и путем запроса котировок.

Единственный источник »

Заказчики могут воспользоваться п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов и закупить лекарственные средства на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (указание Центрального банка РФ от 20.06.2007 № 1843-У) за один квартал по одноименной продукции.

Одноименная продукция определяется по Номенклатуре товаров, работ, услуг для нужд заказчиков (далее — Номенклатура), которая утверждена в соответствии с ч. 6.1 ст. 10 Закона о размещении заказов приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов данный способ используется, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов органы: — федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федерального бюджетного учреждения);

— орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации);

— орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования, нужд муниципального бюджетного учреждения).

К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования места аварии или копия документа, составленного заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт, а также копия заключенного контракта.

Запрос котировок »

Заказчики по общему правилу могут осуществить закупку лекарственных средств путем запроса котировок, соблюдая при этом правило, ограничивающее сумму такой закупки в 500 тыс. руб. по одноименной продукции за один квартал (ст. 42 Закона о размещении заказов). Одноименность такой продукции определяется в соответствии с Номенклатурой, указанной выше.

Однако законодатель допускает размещение заказа на поставку лекарственных средств с помощью проведения запроса котировок независимо от цены контракта при наличии одного из следующих обстоятельств:

— если судом вынесено определение об обеспечении иска о расторжении контракта на поставку лекарственных средств (п. 8.2 ст. 9 Закона о размещении заказов);

— если федеральным антимонопольным органом выдано предписание об отмене результатов торгов (п. 6 ст. 42 Закона о размещении заказов).

В этих случаях заказчик имеет право обратиться в антимонопольный орган с заявлением о принятии решения разместить заказ путем запроса котировок на поставку лекарственных средств. Решение принимается антимонопольным органом в срок не более 10 рабочих дней. Такой контракт заключается на срок, не превышающий срока, необходимого для проведения торгов на право заключить контракт на поставку товаров. При заключении указанного контракта количество поставляемого товара не может превышать количество товара, необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан в течение указанного срока.

Как бы ни был привлекателен запрос котировок, профессиональные закупщики знают, что данный способ размещения заказа подходит для "простых" товаров, работ, услуг. Это связано прежде всего с отсутствием возможности у заказчиков устанавливать механизмы защиты от недобросовестного поставщика, действующие при других способах размещения заказа, в частности:

— заказчик не может устанавливать требование представлять документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к таким участникам (сюда относятся требования о наличии в заявках лицензий, регистрационных удостоверений и других документов);

— заказчик не вправе устанавливать требование об обеспечении котировочных заявок;

— заказчик не вправе устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта.

Несмотря на эти ограничения, заказчики часто нарушают законодательство, устанавливая дополнительные требования к участникам размещения заказа или составу котировочных заявок, а также отклоняют котировочные заявки по основаниям, не предусмотренным законом.

В соответствии со ст. 44 Закона о размещении заказов котировочная заявка должна содержать следующие сведения:

— наименование, место нахождения, банковские реквизиты участника размещения заказа;

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

— наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;

— согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта,

указанные в извещении о проведении запроса котировок;

— цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включении или невключении в нее расходов.

Установленный Законом перечень исчерпывающий и не подлежит расширению и/или дополнению на усмотрение заказчиков. Таким образом, любые дополнительные требования к участникам размещения заказа трактуются как ограничивающие круг потенциальных участников, т. е. ограничивающие конкуренцию.

Отдельно следует рассмотреть запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (глава 5 Закона о размещении заказов). В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о размещении заказов при таком варианте запроса котировок заказчик, уполномоченный орган проводят предварительный отбор участников размещения заказа, которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. Квалификация участников должна соответствовать

предъявляемым требованиям. По результатам предварительного отбора участников составляется перечень поставщиков в целях размещения у них заказа на поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для нужд заказчиков путем запроса котировок. Перечень подлежит ежегодному обновлению посредством проведения отбора. Обновляется он и в том случае, если в нем остался только один поставщик.

Запрос котировок такого вида обладает рядом особенностей:

— размещение заказа осуществляется без ограничения цены контракта;

— участвовать в размещении могут только те поставщики, которые прошли предварительный отбор и содержатся в соответствующих списках;

— запрос котировок заказчиком может направляться с использованием любых средств связи, в том числе в электронной форме, факсом и др.;

— в запросе котировок не указывается максимальная цена контракта, но должно быть определено необходимое для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера количество товаров, объем работ, услуг;

— котировочная заявка участника размещения заказа может быть подана с использованием любых средств связи, в том числе в форме электронного документа, факса и др.

Открытый аукцион в электронной форме

В отличие от запроса котировок аукцион предоставляет возможность предъявлять "расширенные" требования (предусмотренные законом) к участникам размещения заказа.

При формировании заказа на поставляемые лекарственные средства необходимо исходить из положений не только законодательства о размещении заказов, но и Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее — Закон об обращении АС). Согласно п. 1 ст. 13 этого Закона лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории РФ, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, нужно проверять, находятся ли поставляемые лекарственные препараты в соответствующем государственном реестре. Если препаратов, которые предлагаются к поставке в заявке участника размещения заказа, нет в реестре, заказчик должен отклонить такую заявку. Также заказчик может и должен проверить наличие регистрационного удостоверения в составе заявки участника размещения заказа. Отсутствие удостоверения влечет отклонение заявки участника.

При рассмотрении возможности объединения в один лот услуг по поставке, хранению и отпуску лекарственных средств необходимо учитывать мнение ФАС России: чтобы не допустить ограничения количества участников торгов, не следует объединять в один лот услуги по поставке, хранению и отпуску лекарственных средств (изделий медицинского назначения) отдельным категориям граждан. ФАС России отмечает, что

поставка лекарственных средств

(изделий медицинского назначения) осуществляется поставщиком в установленное заказчиком место поставки товара. При этом складское хранение, а также отпуск лекарственных средств (изделий медицинского назначения) отдельным категориям граждан осуществляется организацией независимо от этого поставщика. Кроме того, при размещении заказов в рамках обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами (изделиями медицинского назначения) заказчикам целесообразно размещать заказ на поставку лекарственных средств (изделий медицинского назначения) после того, как размещен заказ на оказание услуг по их хранению и определен победитель (письмо ФАС России от 14.02.2011 № АЦ/4619).

Лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории РФ, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что поставку лекарственных средств могут осуществлять не только производители лекарственных средств и организации оптовой торговли, но и аптечные организации, индивидуальные предприниматели, медицинские организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность. Данное право вытекает из п. 8 ст. 45 и ст. 53 Закона об обращении АС, где установлено, что производители лекарственных средств могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством РФ порядке организациям оптовой торговли лекарственными средствами, аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность.

Обращаем внимание заказчиков на новый Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором сохранилось требование о лицензировании фармацевтической деятельности, но больше не содержится требований о лицензировании производства лекарственных средств. Закон вступает в силу 3 ноября 2011 г.

Таким образом, заказчик может потребовать от участника размещения заказа представить в составе заявки лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности или лицензию на медицинскую деятельность. Отсутствие того или другого документа также повлечет отклонение заявки.

Заказчик может установить требование по предоставлению сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений и других обязательных документов при исполнении контракта, но не в составе заявки. В силу ст. 456 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) сертификаты и декларации о соответствии должны представляться вместе с товаром. Следовательно, копии этих документов не могут быть затребованы в составе заявки на участие в торгах (п. 2 ч. 3 ст. 25, п. 2 ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов).

Определение начальной (максимальной) цены контракта

Статья 62 Закона об обращении ЛС определяет, что лекарственные препараты, включенные в реестр предельных отпускных цен, не могут продаваться за более высокую цену, чем та, что указана в соответствующем реестре. Отсюда следует, что установление заказчиком начальной (максимальной) цены выше утвержденной этим реестром будет квалифицировано как нарушение законодательства.

Данные из этого реестра, согласно недавно установленному требованию Закона о размещении заказов (ст. 19.1), служат обоснованием начальной (максимальной) цены. В документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет.

Формирование цен при заключении контракта

При формировании закупки на поставку лекарственных средств заказчикам следует более детально прорабатывать спецификацию, устанавливая стоимость каждой позиции закупаемого лекарственного средства. Это необходимо для корректного выполнения обязательств участниками размещения заказа на стадии исполнения контракта.

После определения победителя заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене, предложенной победителем.

В случае, если контрактом предусмотрено несколько закупаемых позиций, стоимость каждой из них должна быть пересчитана с применением указанного коэффициента: итоговая стоимость каждой отдельной позиции рассчитывается пропорционально снижению, полученному в ходе торгов. Итоговая стоимость всех позиций спецификации и общая итоговая цена вносятся в проект контракта. При этом общая итоговая цена должна соответствовать предложению победителя. Установленная же в контракте стоимость оплаты не должна соотноситься заказчиком с фактическими расходами победителя на выполнение обязательств.

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×