text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Нюансы применения нового законодательства о лицензировании

  • 15 декабря 2011
  • 38

В редакцию журнала пришло письмо с просьбой разъяснить, как применять ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ “0 лицензировании отдельных видов деятельности”, вступившую в силу 1 июля 2011 г. Органы исполнительной власти субъекта РФ при лицензировании медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, столкнулись с определенными трудностями. Статья прописывает организацию и проведение лицензионного контроля, но при этом требует уточнений и пояснений. Как толковать положения ее частей 2 и 5 в их взаимосвязи? Каким образом применять положения статьи, содержащие ссылку на не вступившие в законную силу статьи? Есть ли отличия в проверках соискателей лицензии и лицензиатов при обращении в орган исполнительной власти с заявлением о предоставлении лицензии?

Лицензирование — метод государственного регулирования, основными элементами которого являются разрешение и контроль. Проблема процесса лицензирования на сегодняшний день состоит в том, что понятие лицензионного контроля одинаково как для соискателя лицензии, так и для лицензиата. Однако, поскольку у соискателя на момент проверки отсутствует лицензия, процедура лицензионного контроля для него заключается лишь в проверке возможности выполнения лицензируемого вида деятельности.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Теоретически здесь можно говорить о проведении предлицензионной факультативной экспертизы возможности выполнения соискателем лицензии заявляемого вида деятельности. При этом неоднозначность теоретического подхода к вопросу лицензионного контроля подтверждается проблемами, возникающими у органов лицензирования на практике.

Статья 14 "Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии" Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее — Закон о лицензировании) полностью повторяет требования ст. 9 отмененного Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ с тем же названием (далее — Закон № 128-ФЗ) в части проверки лицензирующим органом полноты и достоверности содержащихся в заявлении и документах соискателя лицензии сведений, в том числе проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям в порядке, установленном ст. 19 нового Закона.

Закон № 128-ФЗ устанавливал, что положения Федерального закона от

26.12.2008    № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон № 294-ФЗ) в ходе лицензионного контроля применяются к отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. Они не относятся к проверке полноты и достоверности содержащихся в заявлении и документах соискателя лицензии

сведений. Ныне действующий Закон о лицензировании в п. 1 ст. 19 такого различия не допускает.

Введение в действие ст. 19 Закона о лицензировании с 1 июля 2011 г. было обусловлено тем, что именно с этой даты вступало в силу следующее положение ч. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ: "Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок... могут устанавливаться другими федеральными законами..."

Именно на основании этого положения в новом Законе о лицензировании в ст. 19 столь тщательно прописан порядок проведения проверок. По этой же причине статья о лицензионном контроле была введена в действие раньше, чем вступил в силу сам Закон. Естественно, требования статьи не могут быть выполнены в отрыве от Закона. Законодатели, очевидно, не предполагали, что принятие нового Закона о лицензировании растянется во времени. В результате этого возникла правовая дилемма — одна из статей Закона начала работать раньше, чем сам Закон. Однако применять положения ст. 19 Закона о лицензировании, содержащие ссылку на его же ст. 13 и 18, не вступившие в законную силу, не представляется возможным, потому что положения данной статьи прочно увязаны со всеми новшествами Закона, и особенно это касается порядка переоформления лицензии. Можно сказать, что статья вступила в действие, но не работает.

Закон о лицензировании установил следующие типы проверок:

— документарные проверки и внеплановые выездные проверки — в отношении соискателя лицензии, подавшего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных ст. 13 и 18 этого Закона. Данные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры (п. 2 ст. 19);

— документарные проверки, плановые проверки и внеплановые выездные проверки — в отношении лицензиата. Внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением тех, что выполняются при поступлении в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований (п. 6 ст. 19).

Основанием для проведения документарной и внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии (п. 3 ст. 19). Исходя из этого установления и на основании ч. 4 ст. 1 Закона № 294- ФЗ в данном случае не применяются положения п. 1 ст. 14 означенного Закона о необходимости издания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Следовательно, документарные проверки и внеплановые выездные проверки в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, проводятся без издания распоряжения или приказа руководителя.

Порядок оформления результатов проверки установлен ст. 16 Закона № 294-ФЗ. Акты проверок составляются по итогам документарной и внеплановой выездной проверки раздельно. Законом о лицензировании определены сроки проведения документарных и внеплановых выездных проверок:

— в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, — не более 45 дней (п. 1 ст. 14);

— в отношении лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, — 10 и 30 дней, в зависимости от вида переоформления (ст. 18).

Данные нормы соответствуют положениям ч. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ.

Предмет внеплановой выездной проверки соискателя лицензии установлен в п. 1 ст. 14 — соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Пункт 5 ст. 19 устанавливает предмет внеплановой выездной проверки для лицензиата, подавшего заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением адреса места

Акты проверок составляются по итогам документарной и внеплановой выездной проверки раздельно

осуществления деятельности и вида работ и услуг. Исходя из положений данного пункта, при переоформлении лицензии в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, внеплановая выездная проверка не проводится. К соискателю лицензии данный пункт отношения не имеет, поэтому сложно понять, чем руководствовался законодатель, внося Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ в данный пункт фразу о соискателе лицензии.

Необходимо отметить, что при проведении лицензионного контроля лицензирующие органы используют в работе множество подзаконных актов — постановлений правительства, приказов Минздравсоцразвития и др. При этом важную роль в законности требований, предъявляемых при проверках, играет соответствие данных нормативных актов требованиям законодательства.

ОБРАЗЕЦ ДОКУМЕНТА

Утверждена постановлением Правительства РФ от 06.10.2011 №826

ТИПОВАЯ ФОРМА ЛИЦЕНЗИИ

Изображение Государственного герба Российской Федерации

(лицевая сторона)

№.

(наименование лицензирующего органа)

ЛИЦЕНЗИЯ

_ от ___________

На осуществление.

(указывается лицензируемый вид деятельности)

Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”

(указываются в соответствии с перечнем работ (услуг), установленным положением о лицензировании соответствующего вида деятельности)

Настоящая лицензия предоставлена.

(указываются полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование (в том числе фирменное наименование), организационно-правовая форма юридического лица, фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя,

наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность)

Основной государственный регистрационный номер юридического лица

(индивидуального предпринимателя) (ОГРН)__

Идентификационный номер налогоплательщика  

(оборотная сторона)

Место нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности   

(указываются адрес места нахождения (место жительства-для индивидуального предпринимателя) и адреса мест осуществления работ (услуг),

выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности)

Настоящая лицензия предоставлена на срок:

бессрочно  до “__ ”_______________ г.

(указывается в случае, если федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности, указанных в части 4 статьи 1 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности", предусмотрен иной срок действия лицензии)

Настоящая лицензия предоставлена на основании решения лицензирующего органа - приказа (распоряжения) от “      ”           г. №   

Действие настоящей лицензии на основании решения лицензирующего органа - приказа (распоряжения)

от “ ”_______________ г. №___

продлено до _____________ г.

(указывается в случае, если федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности, указанных в части 4 статьи 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности”, предусмотрен иной срок действия лицензии)

Настоящая лицензия переоформлена на основании решения лицензирующего органа - приказа (распоряжения) от _ г. №        

Настоящая лицензия имеет       приложение (приложения), являющееся ее неотъемлемой частью,

на___ листах

(должность уполномоченного лица)                          (подпись уполномоченного лица)          (Ф И О. уполномоченного лица)

М.П.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.