text
Портал для медицинских работников

Отказ в неотложной помощи как следствие низкого качества закона об ОМС

  • 15 декабря 2011
  • 119

14 апреля приехавший в Москву 40-летний политик Максим Г. почувствовал себя плохо. Знакомые депутата доставили его к зданию расположенного неподалеку НИИ хирургии имени А.В. Вишневского. Однако сотрудник охраны, несмотря на тяжелое состояние пациента, отказался пропускать мужчин на территорию медучреждения, сославшись на то, что больного не доставили автомобилем скорой помощи. Через некоторое время прибывшая бригада “скорой” зафиксировала смерть мужчины. НИИ хирургии имени А.В. Вишневского и пресс-служба Минздравсоцразвития заявили, что Максима Г. доставили в НИИ уже мертвым. По факту смерти политика возбуждено уголовное дело по ст. 124 и 125 Уголовного кодекса РФ (неоказание помощи больному и оставление в опасности).

В предисловии к статье описан получивший широкую огласку реальный случай неоказания помощи политику. Это типовая ситуация для крупных российских городов, где дорожное движение зачастую парализовано пробками и машина скорой помощи не может своевременно прибыть к больному или вовремя доставить его в лечебное учреждение нужного профиля. Отдельная проблема заключается в том, что учреждение, находящееся в ближайшей транспортной доступности, может не работать в системе ОМС. Такие организации (как государственные, так и частные) под любым предлогом норовят отказать в помощи пациенту "с улицы". Это влечет за собой смерть пациентов по предотвращаемым причинам, обвинения врачей в халатности и бездушии, возбуждение уголовных дел.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Первопричина проблемы кроется, однако, не в халатности и бездушии врачей и руководителей клиник. Она носит экономический характер и обусловлена низким качеством организации российского здравоохранения вообще и системы обязательного медицинского страхования в частности.

Сейчас в стране работает более 20 тыс. медицинских организаций (по данным Росстата на 2009 г. — 21, 8тыс.), из них в силу разных причин в системе ОМС участвует немногим более 8 тыс. (по данным ФФОМС в 2010 г. — 8141). Заметим, что не участвует в системе ОМС и вышеупомянутый НИИ

хирургии имени А.В. Вишневского. При этом действующее законодательство, в частности Федеральный закон от 29.11.2010 №326-Ф3 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", вообще не предусматривает ситуации с обращением пациентов, нуждающихся в неотложной помощи, в лечебное учреждение, которое не работает в системе ОМС. Следовательно, такие лечебные учреждения не могут рассчитывать на какую-либо компенсацию своих затрат на оказание помощи подобным больным.

В то же время оказание помощи пациенту, находящемуся в критическом состоянии, исключительно высокозатратно, а прогноз по срокам восстановления его транспортабельности, позволяющей перевести его в другую клинику, сложен (зачастую невозможен). Поэтому оказание неотложной помощи пациенту "с улицы", пусть находящемуся в критическом состоянии, связано с гарантированным существенным денежным убытком для любого лечебного учреждения, не участвующего в системе ОМС. Не исключено, что в отношении врача, не забывшего клятву Гиппократа, или руководителя-доброхота, принявшего решение об оказании помощи подобному пациенту, будут приняты самые жесткие административные меры.

Все это объективно формирует систему круговой поруки — общей заинтересованности руководства и врачебного коллектива в мотивированном отказе таким пациентам. Система позволяет защитить клинику от убытка, а ответственных лиц (руководителя учреждения, медицинских работников) — от наказания. В самом худшем случае пациент умрет, и никто не сможет опровергнуть свидетельство врача о том, что на момент осмотра пациент уже был мертв. Зная это, бригады скорой помощи даже не пытаются госпитализировать пациента, находящегося в критическом состоянии, в лечебные учреждения, не работающие по ОМС. Доставленные "самотеком" пациенты сталкиваются с жесткими административными барьерами. Например, охранники могут отказаться пропустить автомобиль с пациентом на территорию клиники без разрешения вышестоящих руководителей или срок оказания помощи пациенту будет намеренно затянут.

При этом характер ситуации и крайне ограниченные сроки, в которые может быть проведено медицинское вмешательство, обычно не позволяют получить помощь в рамках платных услуг платежеспособным пациентам и/или пациентам, имеющим полис добровольного медицинского страхования (ДМС). С одной стороны,

в случае необходимости неотложной госпитализации страховщики ДМС часто вынуждены направлять своих застрахованных в близлежащие доступные лечебные учреждения, способные оказать требуемую помощь. Перевод в клиники, предусмотренные полисом ДМС, возможен только после стабилизации состояния пациента, когда он становится транспортабельным. С другой стороны, даже крупная сумма наличных средств не поможет пациенту в вечернее или ночное время, когда кассы платных услуг не работают, а дежурные службы клиник обычно не берут на себя ответственность за платную госпитализацию. Аналогичная ситуация возникает в случае, если у пациента есть полис ДМС, но страховщик ДМС не имеет договорных отношений с данной клиникой — согласование госпитализации, подготовка, отправка и акцепция письма с гарантиями оплаты далеко не всегда гарантируют доступ к помощи, поглощая драгоценное время и отнимая шансы у пациента.

Следует отметить, что авторы и лоббисты вступившего в силу Закона об ОМС были своевременно проинформированы о вышеизложенных проблемах и о возможных путях их решения. Так, летом прошлого года в Минздравсоцразвития, ФФОМС и профильные комитеты Государственной Думы было направлено письмо профессора Н.А. Кравченко, автора Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам РФ и одного из разработчиков Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

В данном письме, в частности, говорилось следующее:

"Законопроект не предусматривает возмещение расходов на оказание застрахованным экстренной медицинской помощи медицинскими организациями, не участвующими в системе ОМС.

С одной стороны, в настоящее время в России работает большое число медицинских организаций различных форм собственности, по разным причинам не участвующих в системе обязательного медицинского страхования, но периодически вынужденных оказывать застрахованным ОМС экстренную (неотложную) помощь в угрожающих жизни ситуациях по причине удаленности или недоступности ЛПУ, работающих в системе ОМС.

С другой стороны, законопроект не предусматривает возмещение этим медицинским организациям их расходов на оказание застрахованным экстренной медицинской помощи, что объективно ухудшает ее своевременность и доступность.

Предлагаемое решение — дополнить статью 8 пунктом 10:

10. Страховщик обязан возмещать расходы медицинских организаций, не участвующих в системе обязательного медицинского страхования, по оказанию застрахованным лицам экстренной (неотложной) медицинской помощи в случае непосредственной угрозы их жизни и здоровью, исходя из действующего в системе ОМС тарифа на оплату медицинской помощи".

К сожалению, какой-либо реакции на письмо ни со стороны законодателей, ни со стороны Минздравсоцразвития и ФФОМС не последовало. Вступивший в силу закон по-прежнему сохраняет низкую доступность неотложной помощи для граждан России, создавая условия для их преждевременной гибели или инвалидизации по предотвращаемым причинам. Хочется надеяться, что получившая общественный резонанс история гибели 40-летнего политика на пороге одного из ведущих лечебных учреждений страны привлечет внимание ответственных лиц к пробелам в законодательстве.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.