Принудительные меры медицинского характера как меры индивидуальной профилактики правонарушений

13

31 августа 2011 г. в “Российской газете” была опубликована статья Владимира Богданова “Полиция в психушку не посадит”. В статье говорилось о резонансе, который вызвал законопроект “Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации”, размещенный на сайте МВД России, в связи с предложением применения к правонарушителям принудительных мер медицинского характера. Законопроект, как указывалось в статье, “был сразу встречен в штыки многими правозащитниками, которые посчитали, что возвращается практика так называемой карательной психиатрии”. К такому выводу правозащитники пришли после официального пояснения руководства МВД, что профилактика включает “амбулаторное лечение у психиатра, нахождение в психиатрическом стационаре, в т. ч. с интенсивным наблюдением”. По словам председателя Московской Хельсинской группы Людмилы Алексеевой, данная законодательная норма может применяться против инакомыслящих. Член Общественной наблюдательной комиссии по Московской области Эдуард Рудык высказался более резко, заявив, что законопроект нарушает конституционные и международные правовые нормы и игнорирует “презумпцию психического здоровья”. По его выражению, сегодня руки у врачей связаны законом о психиатрической помощи, а принятие нового закона позволит властям “убирать в психушки неугодных им граждан”.

Анализ положений законопроекта, о котором идет речь в предисловии к статье, не подтверждает опасений некоторых правозащитников и журналистов. Создается впечатление, что высказавшиеся по поводу законопроекта лица либо вообще не читали документ, либо абсолютно некомпетентны в предмете его регулирования.

Что же в действительности предусматривает законопроект?

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, установлено, что главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать, в том числе, совершенствование правового регулирования предупреждения преступлений, а также создание единой государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений.

Поэтому в Пояснительной записке к законопроекту, разработанному МВД России, указывается, что его предназначением служит урегулирование в рамочном формате правовых основ для формирования и функционирования системы профилактики правонарушений в РФ, объединяющей действующие региональные системы профилактики правонарушений. Система основана на принципах, позволяющих различным государственным органам, органам местного самоуправления, предпринимательскому сообществу, институтам гражданского общества осуществлять многоуровневую профилактику правонарушений на федеральном уровне, в субъектах РФ, в муниципальных образованиях.

Законопроект, в частности, предусматривает меры общей, индивидуальной и виктимологической профилактики. Меры общей профилактики реализуются путем применения указанных в законопроекте социально-экономических, оганизационно-управленческих, идеологических и воспитательных мер, технических мер и мер правового характера. Виктимологическая профилактика заключается:

— в выявлении лиц, способных стать жертвой правонарушения в силу присущих им субъективных качеств (лиц с повышенной виктимностью) или объективных свойств;

— устранении либо нейтрализации факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих поведение отдельных лиц, обусловливающее совершение в отношении них правонарушений;

— выявлении групп риска таких лиц с целью восстановления или активизации их защитных свойств;

— разработке либо совершенствовании имеющихся специальных средств защиты лиц от правонарушений.

К лицам с повышенной виктимностью относятся и лица, страдающие психическим расстройством. В этом плане законопроект как раз стимулирует принятие комплекса мер по обеспечению личной, имущественной и иной безопасности таких лиц (см. ст. 13 законопроекта).

Меры индивидуальной профилактики, в отличие от мер общей профилактики, применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица, от которого следует ожидать совершения правонарушения, либо на его ближайшее окружение в целях предупреждения совершения правонарушений со стороны указанных лиц, а также устранения (минимизации, нейтрализации) причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению. Это традиционные с позиции криминологии подходы.

В статье 12 законопроекта перечислены конкретные меры индивидуальной профилактики:

— профилактическая беседа;

— вынесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

— установление особых требований к поведению правонарушителя;

— профилактический учет и контроль;

— принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия, устанавливаемые судом;

— установление судом административного надзора;

— иные меры индивидуальной профилактики правонарушений, применяемые субъектами системы профилактики в установленном законом порядке.

Меры принудительного и ограничительного характера, как указывается в данной норме, применяются на основании и в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Итак, законопроект не придает какого-либо иного смысла уже существующему институту принудительных мер медицинского характера (далее — ПММХ), относящихся к так называемым иным мерам уголовно-правового характера (ч. 2 ст. 2 Уголовного кодекса РФ, далее — УК РФ), не вводит дополнительных оснований для их применения. Он не предусматривает новых категорий граждан, на которых станут распространяться такие меры, и не предполагает внесения каких-либо изменений или дополнений в УК РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее — УПК РФ), а также в Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее — Закон о психиатрической помощи). Как следует из заключителвнв1х положений законопроекта и Пояснительной записки к нему, предлагается внести изменения лишь в Бюджетный кодекс РФ и два Федеральных закона: от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Следовательно, ПММХ, являющиеся по своей природе мерами государственного принуждения, по-прежнему будут применяться исключительно на основании решения суда и только к лицам, совершившим общественно опасное деяние.

Таким образом, в ст. 12 законопроекта предпринята попытка объединить в один перечень различные по своему характеру меры, которые в соответствии с законами, их предусматривающими, нацелены в т. ч. на профилактику правонарушений на индивидуальном уровне.

Опасения, что применение ПММХ в качестве индивидуальной меры профилактики правонарушений станет возможным к обычным гражданам (не привлекавшимся к уголовной ответственности и не признававшимся невменяемыми) на основании лишь ст. 12 данного законопроекта в обход норм УК и УПК РФ, необоснованны. Если какое-либо лицо (чисто гипотетически) будет помещено в стационар якобы для применения к нему ПММХ, однако не по предусмотренным УК РФ основаниям, то данные действия не могут считаться применением именно ПММХ. Лицо в нарушение норм УК РФ может быть помещено в стационар, но только под видом применения к нему ПММХ (подобные случаи, впрочем, автору статьи неизвестны). Такое действие, как и любое другое незаконное помещение в психиатрический стационар (например, якобы по основаниям, предусмотренным ст. 29 Закона о психиатрической помощи), может быть квалифицировано как преступление.

Мы будем следить за развитием ситуации вокруг законопроекта.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль