text
Портал для медицинских работников

Нововведения в законодательстве 2012 года об охране здоровья граждан

  • 15 февраля 2012
  • 135

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охра­ны здоровья граждан в Рос­сийской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья) пришел на смену Закону РФ от 22.07.1993 № 5487-1 "Ос­новы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гра­ждан" (далее — Основы). За прошед­шие 18 лет основы неоднократно изме­нялись, дополнялись, редактировались. То, что сразу бросается в глаза — замена разделов на главы, появление новых глав, исчезновение некоторых существовавших ранее, изменение наименования глав, лишь внешние различия старого и нового за­конодательных актов. Тем не менее ко многим нововведениям в структуре За­кона следует отнестись одобрительно.

Для примера рассмотрим гл. 2, 8, 10, 11. Они появились в связи с расшире­нием содержания ряда положений, представленных в Основах иногда лишь одной статьей. Так, в ст. 2 разде­ла 1 Основ было названо пять принци­пов охраны здоровья граждан. Теперь этим принципам посвящена целая гл. 2, состоящая из 10 статей. Произошло это не только вследствие увеличения числа принципов до девяти, но и пото­му, что каждый принцип разъясняется законодателем в отдельной статье.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Глава 8 нового закона (ст. 66 — 68) охватывает медицинские мероприя­тия, осуществляемые в связи со смер­тью человека (определение момента смерти, проведение патологоанато­мических вскрытий, использование тела, органов и тканей умершего чело­века). Об этих мероприятиях в Осно­вах почему-то говорилось в разделе 8, именуемом "Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражда­нам" (ст. 45 — 48).

Глава 10 "Программа государствен­ных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" выросла из ст. 20.1 раздела "Права граждан в области охраны здоровья" Основ. О финансовом обеспечении системы охраны здоровья граждан ранее говорилось лишь в ст. 10 разде­ла 3 Основ, в новом законе ему посвя­щена отдельная гл. 11.

В новый законодательный акт в качестве отдельных глав не вошли ра­нее существовавшие разделы 7 "Ме­дицинская деятельность по плани­рованию семьи и регулированию репродуктивной функции человека", 5 "Права отдельных групп населения в области охраны здоровья", 11 "Ме­ждународное сотрудничество". Од­нако это не означает, что соответствующие правовые нормы не попали в Закон об охране здоровья: статьи о правах семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, при­менении вспомогательных репродук­тивных технологий, искусственном прерывании беременности, медицин­ской стерилизации теперь помещены в гл. 6 "Охрана здоровья матери и ре­бенка, вопросы семьи и репродуктив­ного здоровья". Вопросы финансового обеспечения оказания медицинской помощи военнослужащим и прирав­ненным к ним лицам, а также лицам, задержанным, заключенным под стра­жу, отбывающим наказание в виде ограничения или лишения свободы, ареста, урегулированы ст. 83 гл. 11 с от­сылкой к другим российским законам. Международным договорам и их роли в законодательстве об охране здоровья посвящена ч. 5 ст. 3, а о международ­ном сотрудничестве РФ в сфере охра­ны здоровья, в том числе заключении международных договоров, говорится в п. 17 ч. 1 ст. 14 Закона об охране здо­ровья.

Прежние или несколько изменен­ные названия носят гл. 1, 3 — 5, 7, 9, 13. Глава 12 "Организация контроля в сфере охраны здоровья" не имеет аналога в Основах и содержит много новых положений, имеющих особое значение в условиях реформирования системы оказания медицинской помо­щи населению страны.

Итак, с принятием нового закона правовое регулирование вопросов в сфере охраны здоровья граждан стра­ны нисколько не сократилось, право­вая основа деятельности субъектов отношений в рассматриваемой обла­сти пополнилась новыми правовыми предписаниями.

Основные принципы охраны здоровья

Среди основных принципов охра­ны здоровья (ст. 4—13) по-прежнему названы:

— соблюдение прав граждан в сфе­ре охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государ­ственных гарантий;

— социальная защищенность гра­ждан в случае утраты здоровья;

— приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

— ответственность органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав гра­ждан в сфере охраны здоровья.

К вышеуказанным принципам но­вый закон добавил:

— приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

— доступность и качество медицин­ской помощи;

— недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

— соблюдение врачебной тайны;

— приоритет охраны здоровья детей. К подобной инициативе можно

отнестись одобрительно. Раскрывая последний из названных принципов в

ст. 7 Закона об охране здоровья, зако­нодатель выделяет разработку и реа­лизацию органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления программ, направ­ленных на профилактику, раннее вы­явление и лечение заболеваний, сни­жение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, принятие мер по ор­ганизации обеспечения детей лекар­ственными препаратами, специали­зированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Представляется вполне уместным упоминание в ст. 5 обязанности госу­дарства гарантировать гражданам за­щиту от любых форм дискриминации при предоставлении медицинской помощи.

Полномочия органов власти

В главе Закона об охране здоровья, посвященной полномочиям федераль­ных органов государственной влас­ти РФ и субъектов РФ, органов мест­ного самоуправления, воспроизведено многое из того, что было на этот счет сказано в Основах, хотя прежние пред­писания не избежали уточнений и ре­дакционной правки при переносе их в новый закон. В то же время можно говорить о расширении круга полно­мочий органов государственной власти всех уровней, включении в рассматри­ваемый законодательный акт сведений о полномочии Минздравсоцразвития России (ч. 2 ст. 14). Например, теперь среди полномочий федеральных орга­нов государственной власти значатся: — установление порядка осущест­вления медицинской деятельности на

Бесспорно удачным нововведением можно назвать разъяснение в ряде статей нового закона механизма реализации прав гражданина. Например, в ст. 20 весьма подробно изложено:

- кем именно и при каких условиях дается согласие на медицинское вмешательство, особенно в отношении несовершеннолетних, недееспособных граждан;

- какие правовые последствия наступают при отказе от медицинского вмешательства;

- когда допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или закон­ного представителя пациента и кто принимает такое решение.

принципах государственно-частного партнерства;

— организация медико-биологиче­ского обеспечения спортсменов спор­тивных сборных команд РФ;

— мониторинг безопасности меди­цинских изделий, регистрация по­бочных действий, нежелательных ре­акций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, со­здающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обраще­нии зарегистрированных медицин­ских изделий;

— обеспечение разработки и реали­зации программ научных исследова­ний в сфере охраны здоровья, их ко­ординация и т. д.

Права граждан в сфере охраны здоровья

Права граждан на охрану здоровья, которые ранее были включены в раз­делы 4 и 6 Основ, объединены в гл. 4 (ст. 18 — 28). При этом каждому праву гражданина посвящена отдельная ста­тья. Назовем некоторые из них:

— право на охрану здоровья и меди­цинскую помощь;

— право на информированное доб­ровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицин­ского вмешательства;

— право на информацию о факторах, влияющих на здоровье, и о состоянии здоровья и др.

В эту главу (ч. 5 ст. 19) помещены права пациентов, которым в старом законодательном акте была посвяще­на ст. 30 раздела 6.

Среди провозглашенных прав гра­ждан в сфере охраны здоровья новы­ми являются:

— право на выбор врача и медицин­ской организации (ст. 21);

— право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируе­мых на добровольной основе.

Право на выбор врача и медицин­ской организации гражданам уже было предоставлено годом раньше в ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицин­ском страховании в Российской Феде­рации" (далее — Закон об ОМС). При этом в Правилах обязательного меди­цинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Рос­сии от 28.02.2011 № 158н, предусмотре­но такое финансирование медицин­ских организаций, которое не будет

нарушено при переходе гражданина из одной медицинской организации в другую. В связи с тем что Закон об ОМС распространяется лишь на от­ношения в области обязательного ме­дицинского страхования, провозгла­шение этого же права гражданина в Законе об охране здоровья не является лишним, поскольку данный законода­тельный акт распространяется на всю систему здравоохранения.

Право гражданина на создание об­щественных объединений имеет боль­шое значение в связи с тем, что такие объединения могут в установленном российским законодательством по­рядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны труда и решать вопросы, связанные с их на­рушением. Следует иметь в виду, что таким объединениям запрещено ре­кламировать конкретные торговые на­именования лекарственных препара­тов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализиро­ванных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.

Охрана здоровья семьи

Изменения коснулись и охраны здоровья семьи (гл. 6). Во-первых, те­перь один из родителей, иной член семьи, иной законный представитель имеет право на бесплатное нахож­дение с ребенком в медицинской организации в течение всего перио­да лечения ребенка в стационарных условиях независимо от возраста ре­бенка. Во-вторых, закон устанавлива­ет, что при совместном нахождении в медицинской организации с ребен­ком в возрасте до четырех лет, а с ребенком старше четырех лет — при

наличии медицинских показании пла­та за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, не взимается.

В статье 52 нового закона, посвя­щенной правам беременных женщин и матерей, ничего не сказано о предо­ставлении и продолжительности отпу­сков по беременности и родам, по ухо­ду за ребенком и о выплате пособий за эти периоды. Однако отсутствие этих положений не ущемляет права женщин, поскольку они регламенти­рованы другими законодательными актами. Об отпусках сказано в ст. 255 и 256 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), а о выплате пособий в периоды таких отпусков — в Федеральном за­коне от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обя­зательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособ­ности и в связи с материнством" (да­лее — Закон № 255-ФЗ). Дублирования правовых норм, с нашей точки зрения, не требуется.

Статья 56 "Искусственное преры­вание беременности" во многом вос­производит содержание ст. 37 Основ, однако в нее добавлены весьма важ­ные уточнения. Во-первых, названы сроки беременности, при которых возможно ее искусственное преры­вание, и период, в течение которого должна быть проведена операция при обращении женщины в меди­цинскую организацию по данному поводу. Во-вторых, определены усло­вия, при которых возможно искус­ственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном порядке недееспо­собной.

Права несовершеннолетних

Статья 54 о правах несовершенно­летних в сфере охраны здоровья до­полнена следующими новыми поло­жениями:

— право на прохождение медицин­ских осмотров, в том числе при по­ступлении в образовательные учре­ждения и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождении диспансе­ризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, а также право на оказание медицинской по­мощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных уч­реждениях (п. 1 ч. 1);

— право на оказание медицинской помощи в период оздоровления и ор­ганизованного отдыха (см. п. 2 ч. 1);

— возможность нахождения детей- сирот, детей, оставшихся без попече­ния родителей, и детей, находящих­ся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до 4 лет (включительно) в медицинских организациях государ­ственной и муниципальной систем здравоохранения (ч. 3).

Порядок реализации всех трех пе­речисленных прав устанавливается

уполномоченным органом исполни­тельной власти, а условия прохожде­ния медицинских осмотров, диспан­серизации, нахождения малолетних детей в медицинских организациях — органами государственной власти субъектов РФ.

Вспомогательные репродуктивные технологии

Несомненный интерес представля­ет содержание ст. 55 Закона об охра­не здоровья, посвященной примене­нию вспомогательных репродуктив­ных технологий (ВРТ). В настоящее время все большее распространение получают методы лечения бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрио­нов происходят вне материнского ор­ганизма. Ранее законодательная база для решения вопросов, возникаю­щих в процессе использования таких методов (в том числе и при выборе суррогатной матери), отсутствовала. О применении методов ВРТ в терапии женского и мужского бесплодия речь шла в приказе Минздрава России от 26.02.2003 № 67. В статье 35 Основ упо­миналось лишь о праве женщины де­тородного возраста на искусственное оплодотворение и имплантацию эм­бриона, на информацию и врачебную тайну о проведении такой процедуры в учреждениях, получивших соответ­ствующую лицензию, и об уголовной ответственности за незаконное про­ведение искусственного оплодотворе­ния. Теперь же определены условия, при которых возможно рассматри­ваемое медицинское вмешательство, установлен круг лиц, которые могут

быть донорами и суррогатными мате­рями, утверждено право граждан на криоконсервацию и хранение своих половых клеток и т. д.

Экспертиза

Глава 7 "Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование" содержит существенные изменения и дополнения по сравнению с аналогич­ными положениями Основ. Изменения в первую очередь затронули экспер­тизу временной нетрудоспособности, дополнительно сказано об экспертизе качества медицинской помощи (ст. 64 Закона об охране здоровья), эксперти­зе профессиональной пригодности и экспертизе связи заболевания с про­фессией (ст. 63 Закона), медицинском освидетельствовании (ст. 65 Закона).

В статью 59 "Экспертиза времен­ной нетрудоспособности" включены положения из нормативных актов министерств и ведомств. Это касает­ся, например, сроков выдачи листка нетрудоспособности врачом едино­лично (ч. 2) и сроков направления на медико-социальную экспертизу длительно болеющих граждан (ч. 4). Ранее эти сроки были определены в документах, определяющих порядок выдачи листков нетрудоспособности (в период с 2007 по июль 2011 г. дей­ствовал приказ Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514, его сменил приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н).

В Законе об охране здоровья со­кращен период выдачи листка нетру­доспособности врачом. Согласно пп. 2 и 3 ст. 59 лечащий врач единолично выдает гражданам листок нетрудо­способности на срок до 15 (а не до 30,

как раньше) календарных дней вклю­чительно, а фельдшер или зубной врач (в установленных Минздравсоцраз­вития России случаях) — на срок до 10 календарных дней включительно.

Продление листка нетрудоспособ­ности на больший срок (но не более чем на 15 календарных дней единовре­менно) осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской органи­зации из числа "врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспо­собности".

Фонду социального страхования РФ предоставлено право проводить про­верку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листка не­трудоспособности (ч. 7 ст. 59 Основ). Ранее в ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ речь шла всего лишь о праве страховщика "обращаться в Росздравнадзор с за­просами о проведении в медицинских организациях проверок организации экспертизы временной нетрудоспо­собности, обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособно­сти". В связи с этим в Порядке выда­чи листков нетрудоспособности под­разумевался совместный контроль соблюдения правил выдачи больнич­ных листков Росздравнадзором и Фон­дом социального страхования РФ.

Другие нормы

Глава 13 "Ответственность в сфе­ре охраны здоровья" — единственная глава Закона об охране здоровья, ко­торая состоит из одной статьи (ст. 98), объединяющей в себе три статьи ста­рого законодательного акта. К сожа­лению, она носит декларационный

характер и содержит отсылки к рос­сийскому законодательству без ка­кой-либо конкретизации.

Особого внимания заслуживают гл. 5 "Организация охраны здоровья" и гл. 9 "Медицинские работники и фармацевтические работники, меди­цинские организации". Несмотря на то что соблюдена преемственность норм права (например, в гл. 5 ком­ментируемого законодательного акта вошли 7 статей из Основ), в них до­вольно много новых положений, о ко­торых будет сказано далее.

Новые положения Закона об охране здоровья

Понятийный аппарат. В норматив­ных правовых актах первого десяти­летия постсоветского периода было не принято давать определения ис­пользуемых в них понятий. Не было их и в Основах. Между тем раскрытие основных понятий, которые в право­применительной деятельности важны и для медицинского персонала, и для получателей медицинской помощи, можно только приветствовать. С вве­дением в нормативный акт определе­ний (ст. 2 Закона об охране здоровья, а также другие его статьи) стало ясно,

какой смысл законодатель вкладыва­ет в отдельные термины и словосоче­тания.

Новые виды экспертиз. Положи­тельно следует отнестись к появлению в новом законе ст. 63 "Экспертиза про­фессиональной пригодности и экспер­тиза связи заболевания с профессией" и 65 "Медицинское освидетельствова­ние". С их помощью можно ответить на ряд вопросов, возникающих при применении трудового законодатель­ства. Например, ст. 185 ТК РФ "Гаран­тии работникам, направляемым на ме­дицинский осмотр (обследование)" в совокупности со ст. 65 и 46 Закона об охране здоровья помогает разобрать­ся, чем медицинское освидетельство­вание отличается от медицинского осмотра и каковы разновидности ме­дицинского осмотра. Экспертиза свя­зи заболевания с профессией важна при определении профессиональных заболеваний, а экспертиза профес­сиональной пригодности — при при­менении п. 5 ст. 83 ТК РФ.

Об экспертизе качества медицин­ской помощи (ст. 64 Закона) впервые

было упомянуто в Законе об ОМС. Поскольку критерии оценки качества медицинской помощи по группам за­болеваний или состояний еще толь­ко формируются (ч. 2 ст. 64 Закона об охране здоровья вступит в силу в 2015 г.), экспертиза качества меди­цинской помощи пока находится в стадии становления.

Четкая структура организации охраны здоровья начала складывать­ся в последние годы. Из Основ было неясно, на чем базируется организа­ция охраны здоровья, какие виды ме­дицинской помощи оказываются, что представляют собой государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения, какое значение бу­дут иметь порядки оказания медицин­ской помощи (они должны быть раз­работаны к 2013 г.) и т. д.

В новом законе мы видим четкую классификацию медицинской помо­щи по нескольким основаниям. К ви­дам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная, спе­циализированная (в том числе высо­котехнологичная), скорая (в том числе специализированная) и паллиатив­ная. По формам оказания медицин­ская помощь делится на экстренную, неотложную, плановую. Определены и условия получения медицинской помощи пациентом: вне медицинской организации, амбулаторно, в дневном стационаре и стационарно с детализа­цией их в ст. 32.

Отдельно упоминается первая по­мощь, которую гражданин должен получить до оказания медицинской помощи (ст. 31). Существует регла­ментированный перечень мероприя­тий по оказанию первой помощи,

утвержденный приказом Минздрав­соцразвития России от 17.05.2010 № 353н.

Положительно следует оценить введение в Закон норм о паллиативной медицинской помощи, медицинской помощи гражданам, страдающим ред­кими (орфанными) заболеваниями (Минздравсоцразвития России подго­товило перечень редких заболеваний, который даст возможность опреде­лить уровень финансового обеспече­ния помощи больным), об оказании медицинской помощи при чрезвы­чайных обстоятельствах и особенно­стях оказания медицинской помощи населению отдельных территорий и работникам отдельных организаций (ст. 36, 41, 42, 44 Закона).

Впервые законодательство о здра­воохранении содержит упоминание о порядках оказания медицинской помощи и ее стандартах (ст. 37). Пока они не утверждены, но ведется ра­бота по их подготовке. Стандарты будут включать в себя набор необхо­димых диагностических и лечебных процедур, кратность их предоставле­ния, методики лечения в зависимости от возраста, осложнений болезни и ряда других факторов, перечни ис­пользуемых лекарственных средств, дорогостоящих изделий медицинско­го назначения, компонентов крови и препаратов, диетического (лечебного и профилактического) питания и пр. Они должны будут гарантировать не­обходимый уровень бесплатной ме­дицинской помощи во всех регионах страны.

Правила, определяющие поря­док донорства тканей человека и их трансплантации, волеизъявления на

этот счет граждан и их родственни­ков, запрет на принуждение к изъя­тию органов и тканей человека для трансплантации и ряд других условий проведения подобных операций, так­же впервые столь подробно и четко обозначены в Законе об охране здо­ровья, хотя ч. 15 ст. 47 дополнительно содержит отсылку к специальному федеральному закону.

Важно, что именно в главу, посвя­щенную организации охраны здоро­вья, помещена ст. 30 "Профилактика заболеваний и формирование здоро­вого образа жизни", которая вместе со ст. 12 дает представление о том, как должен реализоваться принцип прио­ритета профилактики в сфере охраны здоровья, названный в ст. 4 Закона. Этому же будет способствовать и дис­пансеризация, о которой идет речь в ст. 46.

В главе 9, посвященной медицин­ским и фармацевтическим работни­кам, медицинским организациям,

можно выделить ст. 74, 75, 77. Во-пер­вых, в них названы действия, которые такие работники не вправе совершать в процессе своей профессиональной деятельности. Во-вторых, разъясня­ется, как следует поступать и работ­никам, и руководителю организации в случае возникновения конфликта интересов. В-третьих, подробно изло­жены особенности подготовки меди­цинских и фармацевтических работ­ников.

Обязанности граждан, медицин­ских организаций, медицинских и фармацевтических работников. Как правило, в законодательных актах пе­речислялись в основном права участ­ников отношений системы здраво­охранения и лишь изредка уделялось внимание обязанностям. Эту тради­цию уже нарушил Закон об ОМС, перечислив, в частности, в ст. 16 обя­занности застрахованных лиц. Обя­занности же всех граждан в сфере охраны здоровья теперь названы в ст. 27 Закона об охране здоровья. Обя­занностям медицинских организаций посвящена ст. 73, медицинских и фар­мацевтических работников — ст. 79.

Оплата медицинских услуг. По­явление статьи с таким названием обусловлено сложившейся практи­кой нерегулируемого замещения бесплатных медицинских услуг плат­ными. Статью 84, в которой впервые говорится об оказании платных меди­цинских услуг населению, не следу­ет применять в отрыве от ст. 82 и 83, определяющих источники финанси­рования охраны здоровья граждан. Иначе могут быть нарушены права граждан, поскольку, как представля­ется, ст. 84, особенно ее ч. 3 и 4, изло­жены недостаточно четко.

Контроль в сфере охраны здо­ровья. В главе 12, где говорится об организации такого контроля, пред­ставлены виды контроля и их харак­теристика (ст. 85, 87 — 90, 95, 96); пол­номочия органов, осуществляющих государственный контроль (ст. 86); ведение персонифицированного уче­та при осуществлении медицинской деятельности (ст. 92 — 94) и связанные с ним информационные системы в сфере здравоохранения (ст. 91); меди­цинская статистика (ст. 97).

Обращает на себя внимание пер­сонифицированный учет, о котором первоначально было сказано в Законе об ОМС. Порядок ведения персони­фицированного учета в сфере обяза­тельного медицинского страхования был утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 25.01.2011 № 29н. Упоминание о нем в Законе об охране здоровья свидетельствует о том, что персонифицированный учет будет распространен на всю систему здравоохранения.

Как видно из изложенного выше, Закон об охране здоровья не только значительно увеличился в объеме по сравнению с Основами, но и содер­жит большое число правовых норм, появление которых вызвано потреб­ностью модернизировать организа­цию медицинской помощи населе­нию. Однако многие правовые нормы начнут реально работать лишь после принятия соответствующих подза­конных нормативных актов.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

×

×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.