Нововведения в законодательстве 2012 года об охране здоровья граждан

129

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охра­ны здоровья граждан в Рос­сийской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья) пришел на смену Закону РФ от 22.07.1993 № 5487-1 "Ос­новы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гра­ждан" (далее — Основы). За прошед­шие 18 лет основы неоднократно изме­нялись, дополнялись, редактировались. То, что сразу бросается в глаза — замена разделов на главы, появление новых глав, исчезновение некоторых существовавших ранее, изменение наименования глав, лишь внешние различия старого и нового за­конодательных актов. Тем не менее ко многим нововведениям в структуре За­кона следует отнестись одобрительно.

Для примера рассмотрим гл. 2, 8, 10, 11. Они появились в связи с расшире­нием содержания ряда положений, представленных в Основах иногда лишь одной статьей. Так, в ст. 2 разде­ла 1 Основ было названо пять принци­пов охраны здоровья граждан. Теперь этим принципам посвящена целая гл. 2, состоящая из 10 статей. Произошло это не только вследствие увеличения числа принципов до девяти, но и пото­му, что каждый принцип разъясняется законодателем в отдельной статье.

Глава 8 нового закона (ст. 66 — 68) охватывает медицинские мероприя­тия, осуществляемые в связи со смер­тью человека (определение момента смерти, проведение патологоанато­мических вскрытий, использование тела, органов и тканей умершего чело­века). Об этих мероприятиях в Осно­вах почему-то говорилось в разделе 8, именуемом "Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражда­нам" (ст. 45 — 48).

Глава 10 "Программа государствен­ных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" выросла из ст. 20.1 раздела "Права граждан в области охраны здоровья" Основ. О финансовом обеспечении системы охраны здоровья граждан ранее говорилось лишь в ст. 10 разде­ла 3 Основ, в новом законе ему посвя­щена отдельная гл. 11.

В новый законодательный акт в качестве отдельных глав не вошли ра­нее существовавшие разделы 7 "Ме­дицинская деятельность по плани­рованию семьи и регулированию репродуктивной функции человека", 5 "Права отдельных групп населения в области охраны здоровья", 11 "Ме­ждународное сотрудничество". Од­нако это не означает, что соответствующие правовые нормы не попали в Закон об охране здоровья: статьи о правах семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, при­менении вспомогательных репродук­тивных технологий, искусственном прерывании беременности, медицин­ской стерилизации теперь помещены в гл. 6 "Охрана здоровья матери и ре­бенка, вопросы семьи и репродуктив­ного здоровья". Вопросы финансового обеспечения оказания медицинской помощи военнослужащим и прирав­ненным к ним лицам, а также лицам, задержанным, заключенным под стра­жу, отбывающим наказание в виде ограничения или лишения свободы, ареста, урегулированы ст. 83 гл. 11 с от­сылкой к другим российским законам. Международным договорам и их роли в законодательстве об охране здоровья посвящена ч. 5 ст. 3, а о международ­ном сотрудничестве РФ в сфере охра­ны здоровья, в том числе заключении международных договоров, говорится в п. 17 ч. 1 ст. 14 Закона об охране здо­ровья.

Прежние или несколько изменен­ные названия носят гл. 1, 3 — 5, 7, 9, 13. Глава 12 "Организация контроля в сфере охраны здоровья" не имеет аналога в Основах и содержит много новых положений, имеющих особое значение в условиях реформирования системы оказания медицинской помо­щи населению страны.

Итак, с принятием нового закона правовое регулирование вопросов в сфере охраны здоровья граждан стра­ны нисколько не сократилось, право­вая основа деятельности субъектов отношений в рассматриваемой обла­сти пополнилась новыми правовыми предписаниями.

Основные принципы охраны здоровья

Среди основных принципов охра­ны здоровья (ст. 4—13) по-прежнему названы:

— соблюдение прав граждан в сфе­ре охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государ­ственных гарантий;

— социальная защищенность гра­ждан в случае утраты здоровья;

— приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

— ответственность органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав гра­ждан в сфере охраны здоровья.

К вышеуказанным принципам но­вый закон добавил:

— приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

— доступность и качество медицин­ской помощи;

— недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

— соблюдение врачебной тайны;

— приоритет охраны здоровья детей. К подобной инициативе можно

отнестись одобрительно. Раскрывая последний из названных принципов в

ст. 7 Закона об охране здоровья, зако­нодатель выделяет разработку и реа­лизацию органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления программ, направ­ленных на профилактику, раннее вы­явление и лечение заболеваний, сни­жение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, принятие мер по ор­ганизации обеспечения детей лекар­ственными препаратами, специали­зированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Представляется вполне уместным упоминание в ст. 5 обязанности госу­дарства гарантировать гражданам за­щиту от любых форм дискриминации при предоставлении медицинской помощи.

Полномочия органов власти

В главе Закона об охране здоровья, посвященной полномочиям федераль­ных органов государственной влас­ти РФ и субъектов РФ, органов мест­ного самоуправления, воспроизведено многое из того, что было на этот счет сказано в Основах, хотя прежние пред­писания не избежали уточнений и ре­дакционной правки при переносе их в новый закон. В то же время можно говорить о расширении круга полно­мочий органов государственной власти всех уровней, включении в рассматри­ваемый законодательный акт сведений о полномочии Минздравсоцразвития России (ч. 2 ст. 14). Например, теперь среди полномочий федеральных орга­нов государственной власти значатся: — установление порядка осущест­вления медицинской деятельности на

Бесспорно удачным нововведением можно назвать разъяснение в ряде статей нового закона механизма реализации прав гражданина. Например, в ст. 20 весьма подробно изложено:

- кем именно и при каких условиях дается согласие на медицинское вмешательство, особенно в отношении несовершеннолетних, недееспособных граждан;

- какие правовые последствия наступают при отказе от медицинского вмешательства;

- когда допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или закон­ного представителя пациента и кто принимает такое решение.

принципах государственно-частного партнерства;

— организация медико-биологиче­ского обеспечения спортсменов спор­тивных сборных команд РФ;

— мониторинг безопасности меди­цинских изделий, регистрация по­бочных действий, нежелательных ре­акций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, со­здающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обраще­нии зарегистрированных медицин­ских изделий;

— обеспечение разработки и реали­зации программ научных исследова­ний в сфере охраны здоровья, их ко­ординация и т. д.

Права граждан в сфере охраны здоровья

Права граждан на охрану здоровья, которые ранее были включены в раз­делы 4 и 6 Основ, объединены в гл. 4 (ст. 18 — 28). При этом каждому праву гражданина посвящена отдельная ста­тья. Назовем некоторые из них:

— право на охрану здоровья и меди­цинскую помощь;

— право на информированное доб­ровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицин­ского вмешательства;

— право на информацию о факторах, влияющих на здоровье, и о состоянии здоровья и др.

В эту главу (ч. 5 ст. 19) помещены права пациентов, которым в старом законодательном акте была посвяще­на ст. 30 раздела 6.

Среди провозглашенных прав гра­ждан в сфере охраны здоровья новы­ми являются:

— право на выбор врача и медицин­ской организации (ст. 21);

— право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируе­мых на добровольной основе.

Право на выбор врача и медицин­ской организации гражданам уже было предоставлено годом раньше в ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицин­ском страховании в Российской Феде­рации" (далее — Закон об ОМС). При этом в Правилах обязательного меди­цинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Рос­сии от 28.02.2011 № 158н, предусмотре­но такое финансирование медицин­ских организаций, которое не будет

нарушено при переходе гражданина из одной медицинской организации в другую. В связи с тем что Закон об ОМС распространяется лишь на от­ношения в области обязательного ме­дицинского страхования, провозгла­шение этого же права гражданина в Законе об охране здоровья не является лишним, поскольку данный законода­тельный акт распространяется на всю систему здравоохранения.

Право гражданина на создание об­щественных объединений имеет боль­шое значение в связи с тем, что такие объединения могут в установленном российским законодательством по­рядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны труда и решать вопросы, связанные с их на­рушением. Следует иметь в виду, что таким объединениям запрещено ре­кламировать конкретные торговые на­именования лекарственных препара­тов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализиро­ванных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.

Охрана здоровья семьи

Изменения коснулись и охраны здоровья семьи (гл. 6). Во-первых, те­перь один из родителей, иной член семьи, иной законный представитель имеет право на бесплатное нахож­дение с ребенком в медицинской организации в течение всего перио­да лечения ребенка в стационарных условиях независимо от возраста ре­бенка. Во-вторых, закон устанавлива­ет, что при совместном нахождении в медицинской организации с ребен­ком в возрасте до четырех лет, а с ребенком старше четырех лет — при

наличии медицинских показании пла­та за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, не взимается.

В статье 52 нового закона, посвя­щенной правам беременных женщин и матерей, ничего не сказано о предо­ставлении и продолжительности отпу­сков по беременности и родам, по ухо­ду за ребенком и о выплате пособий за эти периоды. Однако отсутствие этих положений не ущемляет права женщин, поскольку они регламенти­рованы другими законодательными актами. Об отпусках сказано в ст. 255 и 256 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), а о выплате пособий в периоды таких отпусков — в Федеральном за­коне от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обя­зательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособ­ности и в связи с материнством" (да­лее — Закон № 255-ФЗ). Дублирования правовых норм, с нашей точки зрения, не требуется.

Статья 56 "Искусственное преры­вание беременности" во многом вос­производит содержание ст. 37 Основ, однако в нее добавлены весьма важ­ные уточнения. Во-первых, названы сроки беременности, при которых возможно ее искусственное преры­вание, и период, в течение которого должна быть проведена операция при обращении женщины в меди­цинскую организацию по данному поводу. Во-вторых, определены усло­вия, при которых возможно искус­ственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном порядке недееспо­собной.

Права несовершеннолетних

Статья 54 о правах несовершенно­летних в сфере охраны здоровья до­полнена следующими новыми поло­жениями:

— право на прохождение медицин­ских осмотров, в том числе при по­ступлении в образовательные учре­ждения и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождении диспансе­ризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, а также право на оказание медицинской по­мощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных уч­реждениях (п. 1 ч. 1);

— право на оказание медицинской помощи в период оздоровления и ор­ганизованного отдыха (см. п. 2 ч. 1);

— возможность нахождения детей- сирот, детей, оставшихся без попече­ния родителей, и детей, находящих­ся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до 4 лет (включительно) в медицинских организациях государ­ственной и муниципальной систем здравоохранения (ч. 3).

Порядок реализации всех трех пе­речисленных прав устанавливается

уполномоченным органом исполни­тельной власти, а условия прохожде­ния медицинских осмотров, диспан­серизации, нахождения малолетних детей в медицинских организациях — органами государственной власти субъектов РФ.

Вспомогательные репродуктивные технологии

Несомненный интерес представля­ет содержание ст. 55 Закона об охра­не здоровья, посвященной примене­нию вспомогательных репродуктив­ных технологий (ВРТ). В настоящее время все большее распространение получают методы лечения бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрио­нов происходят вне материнского ор­ганизма. Ранее законодательная база для решения вопросов, возникаю­щих в процессе использования таких методов (в том числе и при выборе суррогатной матери), отсутствовала. О применении методов ВРТ в терапии женского и мужского бесплодия речь шла в приказе Минздрава России от 26.02.2003 № 67. В статье 35 Основ упо­миналось лишь о праве женщины де­тородного возраста на искусственное оплодотворение и имплантацию эм­бриона, на информацию и врачебную тайну о проведении такой процедуры в учреждениях, получивших соответ­ствующую лицензию, и об уголовной ответственности за незаконное про­ведение искусственного оплодотворе­ния. Теперь же определены условия, при которых возможно рассматри­ваемое медицинское вмешательство, установлен круг лиц, которые могут

быть донорами и суррогатными мате­рями, утверждено право граждан на криоконсервацию и хранение своих половых клеток и т. д.

Экспертиза

Глава 7 "Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование" содержит существенные изменения и дополнения по сравнению с аналогич­ными положениями Основ. Изменения в первую очередь затронули экспер­тизу временной нетрудоспособности, дополнительно сказано об экспертизе качества медицинской помощи (ст. 64 Закона об охране здоровья), эксперти­зе профессиональной пригодности и экспертизе связи заболевания с про­фессией (ст. 63 Закона), медицинском освидетельствовании (ст. 65 Закона).

В статью 59 "Экспертиза времен­ной нетрудоспособности" включены положения из нормативных актов министерств и ведомств. Это касает­ся, например, сроков выдачи листка нетрудоспособности врачом едино­лично (ч. 2) и сроков направления на медико-социальную экспертизу длительно болеющих граждан (ч. 4). Ранее эти сроки были определены в документах, определяющих порядок выдачи листков нетрудоспособности (в период с 2007 по июль 2011 г. дей­ствовал приказ Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514, его сменил приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н).

В Законе об охране здоровья со­кращен период выдачи листка нетру­доспособности врачом. Согласно пп. 2 и 3 ст. 59 лечащий врач единолично выдает гражданам листок нетрудо­способности на срок до 15 (а не до 30,

как раньше) календарных дней вклю­чительно, а фельдшер или зубной врач (в установленных Минздравсоцраз­вития России случаях) — на срок до 10 календарных дней включительно.

Продление листка нетрудоспособ­ности на больший срок (но не более чем на 15 календарных дней единовре­менно) осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской органи­зации из числа "врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспо­собности".

Фонду социального страхования РФ предоставлено право проводить про­верку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листка не­трудоспособности (ч. 7 ст. 59 Основ). Ранее в ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ речь шла всего лишь о праве страховщика "обращаться в Росздравнадзор с за­просами о проведении в медицинских организациях проверок организации экспертизы временной нетрудоспо­собности, обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособно­сти". В связи с этим в Порядке выда­чи листков нетрудоспособности под­разумевался совместный контроль соблюдения правил выдачи больнич­ных листков Росздравнадзором и Фон­дом социального страхования РФ.

Другие нормы

Глава 13 "Ответственность в сфе­ре охраны здоровья" — единственная глава Закона об охране здоровья, ко­торая состоит из одной статьи (ст. 98), объединяющей в себе три статьи ста­рого законодательного акта. К сожа­лению, она носит декларационный

характер и содержит отсылки к рос­сийскому законодательству без ка­кой-либо конкретизации.

Особого внимания заслуживают гл. 5 "Организация охраны здоровья" и гл. 9 "Медицинские работники и фармацевтические работники, меди­цинские организации". Несмотря на то что соблюдена преемственность норм права (например, в гл. 5 ком­ментируемого законодательного акта вошли 7 статей из Основ), в них до­вольно много новых положений, о ко­торых будет сказано далее.

Новые положения Закона об охране здоровья

Понятийный аппарат. В норматив­ных правовых актах первого десяти­летия постсоветского периода было не принято давать определения ис­пользуемых в них понятий. Не было их и в Основах. Между тем раскрытие основных понятий, которые в право­применительной деятельности важны и для медицинского персонала, и для получателей медицинской помощи, можно только приветствовать. С вве­дением в нормативный акт определе­ний (ст. 2 Закона об охране здоровья, а также другие его статьи) стало ясно,

какой смысл законодатель вкладыва­ет в отдельные термины и словосоче­тания.

Новые виды экспертиз. Положи­тельно следует отнестись к появлению в новом законе ст. 63 "Экспертиза про­фессиональной пригодности и экспер­тиза связи заболевания с профессией" и 65 "Медицинское освидетельствова­ние". С их помощью можно ответить на ряд вопросов, возникающих при применении трудового законодатель­ства. Например, ст. 185 ТК РФ "Гаран­тии работникам, направляемым на ме­дицинский осмотр (обследование)" в совокупности со ст. 65 и 46 Закона об охране здоровья помогает разобрать­ся, чем медицинское освидетельство­вание отличается от медицинского осмотра и каковы разновидности ме­дицинского осмотра. Экспертиза свя­зи заболевания с профессией важна при определении профессиональных заболеваний, а экспертиза профес­сиональной пригодности — при при­менении п. 5 ст. 83 ТК РФ.

Об экспертизе качества медицин­ской помощи (ст. 64 Закона) впервые

было упомянуто в Законе об ОМС. Поскольку критерии оценки качества медицинской помощи по группам за­болеваний или состояний еще толь­ко формируются (ч. 2 ст. 64 Закона об охране здоровья вступит в силу в 2015 г.), экспертиза качества меди­цинской помощи пока находится в стадии становления.

Четкая структура организации охраны здоровья начала складывать­ся в последние годы. Из Основ было неясно, на чем базируется организа­ция охраны здоровья, какие виды ме­дицинской помощи оказываются, что представляют собой государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения, какое значение бу­дут иметь порядки оказания медицин­ской помощи (они должны быть раз­работаны к 2013 г.) и т. д.

В новом законе мы видим четкую классификацию медицинской помо­щи по нескольким основаниям. К ви­дам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная, спе­циализированная (в том числе высо­котехнологичная), скорая (в том числе специализированная) и паллиатив­ная. По формам оказания медицин­ская помощь делится на экстренную, неотложную, плановую. Определены и условия получения медицинской помощи пациентом: вне медицинской организации, амбулаторно, в дневном стационаре и стационарно с детализа­цией их в ст. 32.

Отдельно упоминается первая по­мощь, которую гражданин должен получить до оказания медицинской помощи (ст. 31). Существует регла­ментированный перечень мероприя­тий по оказанию первой помощи,

утвержденный приказом Минздрав­соцразвития России от 17.05.2010 № 353н.

Положительно следует оценить введение в Закон норм о паллиативной медицинской помощи, медицинской помощи гражданам, страдающим ред­кими (орфанными) заболеваниями (Минздравсоцразвития России подго­товило перечень редких заболеваний, который даст возможность опреде­лить уровень финансового обеспече­ния помощи больным), об оказании медицинской помощи при чрезвы­чайных обстоятельствах и особенно­стях оказания медицинской помощи населению отдельных территорий и работникам отдельных организаций (ст. 36, 41, 42, 44 Закона).

Впервые законодательство о здра­воохранении содержит упоминание о порядках оказания медицинской помощи и ее стандартах (ст. 37). Пока они не утверждены, но ведется ра­бота по их подготовке. Стандарты будут включать в себя набор необхо­димых диагностических и лечебных процедур, кратность их предоставле­ния, методики лечения в зависимости от возраста, осложнений болезни и ряда других факторов, перечни ис­пользуемых лекарственных средств, дорогостоящих изделий медицинско­го назначения, компонентов крови и препаратов, диетического (лечебного и профилактического) питания и пр. Они должны будут гарантировать не­обходимый уровень бесплатной ме­дицинской помощи во всех регионах страны.

Правила, определяющие поря­док донорства тканей человека и их трансплантации, волеизъявления на

этот счет граждан и их родственни­ков, запрет на принуждение к изъя­тию органов и тканей человека для трансплантации и ряд других условий проведения подобных операций, так­же впервые столь подробно и четко обозначены в Законе об охране здо­ровья, хотя ч. 15 ст. 47 дополнительно содержит отсылку к специальному федеральному закону.

Важно, что именно в главу, посвя­щенную организации охраны здоро­вья, помещена ст. 30 "Профилактика заболеваний и формирование здоро­вого образа жизни", которая вместе со ст. 12 дает представление о том, как должен реализоваться принцип прио­ритета профилактики в сфере охраны здоровья, названный в ст. 4 Закона. Этому же будет способствовать и дис­пансеризация, о которой идет речь в ст. 46.

В главе 9, посвященной медицин­ским и фармацевтическим работни­кам, медицинским организациям,

можно выделить ст. 74, 75, 77. Во-пер­вых, в них названы действия, которые такие работники не вправе совершать в процессе своей профессиональной деятельности. Во-вторых, разъясня­ется, как следует поступать и работ­никам, и руководителю организации в случае возникновения конфликта интересов. В-третьих, подробно изло­жены особенности подготовки меди­цинских и фармацевтических работ­ников.

Обязанности граждан, медицин­ских организаций, медицинских и фармацевтических работников. Как правило, в законодательных актах пе­речислялись в основном права участ­ников отношений системы здраво­охранения и лишь изредка уделялось внимание обязанностям. Эту тради­цию уже нарушил Закон об ОМС, перечислив, в частности, в ст. 16 обя­занности застрахованных лиц. Обя­занности же всех граждан в сфере охраны здоровья теперь названы в ст. 27 Закона об охране здоровья. Обя­занностям медицинских организаций посвящена ст. 73, медицинских и фар­мацевтических работников — ст. 79.

Оплата медицинских услуг. По­явление статьи с таким названием обусловлено сложившейся практи­кой нерегулируемого замещения бесплатных медицинских услуг плат­ными. Статью 84, в которой впервые говорится об оказании платных меди­цинских услуг населению, не следу­ет применять в отрыве от ст. 82 и 83, определяющих источники финанси­рования охраны здоровья граждан. Иначе могут быть нарушены права граждан, поскольку, как представля­ется, ст. 84, особенно ее ч. 3 и 4, изло­жены недостаточно четко.

Контроль в сфере охраны здо­ровья. В главе 12, где говорится об организации такого контроля, пред­ставлены виды контроля и их харак­теристика (ст. 85, 87 — 90, 95, 96); пол­номочия органов, осуществляющих государственный контроль (ст. 86); ведение персонифицированного уче­та при осуществлении медицинской деятельности (ст. 92 — 94) и связанные с ним информационные системы в сфере здравоохранения (ст. 91); меди­цинская статистика (ст. 97).

Обращает на себя внимание пер­сонифицированный учет, о котором первоначально было сказано в Законе об ОМС. Порядок ведения персони­фицированного учета в сфере обяза­тельного медицинского страхования был утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 25.01.2011 № 29н. Упоминание о нем в Законе об охране здоровья свидетельствует о том, что персонифицированный учет будет распространен на всю систему здравоохранения.

Как видно из изложенного выше, Закон об охране здоровья не только значительно увеличился в объеме по сравнению с Основами, но и содер­жит большое число правовых норм, появление которых вызвано потреб­ностью модернизировать организа­цию медицинской помощи населе­нию. Однако многие правовые нормы начнут реально работать лишь после принятия соответствующих подза­конных нормативных актов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль