Антикоррупционные механизмы системы государственных и муниципальных закупок

92

Формирование современной отечественной системы госу­дарственных закупок невоз­можно без тщательного и всесторон­него изучения вопроса о коррупци­онной составляющей. Коррупция в госзакупках, к сожалению, — явление не новое. Еще ни одно государство не смогло полностью победить это зло. Наша страна, увы, не исключение. Вспомним хотя бы инцидент с закуп­кой томографов для учреждений здра­воохранения в различных субъектах Российской Федерации. Эта история получила широкую огласку и пока­

зала, как слабо подго­товлены специалисты в сфере государственных закупок для борьбы с коррупционными про­явлениями со стороны отдельных должност­ных лиц или организа­ций.

Коррупция в системе госзаказа достигла таких ошеломляющих масштабов, что потребовалась смена всей норма­тивной базы по госзакупкам. Следует отметить, что оценить уровень кор­рупции в сфере размещения заказов позволили нормативные, техниче­ские, программные и организаци­онные механизмы, которые активно внедряются в стране с 2005 г.

На наш субъективный взгляд, ис­коренить коррупцию в системе госза­купок невозможно. Но уменьшить ее процент реально. Для этого необходи­ма реализация комплекса мер, пред­лагаемых ниже.

Хотя полностью одолеть корруп­цию в государственных закупках пока не удалось ни одной стране мира, это вовсе не означает бессмысленность мер по снижению ее уровня. Борьба с коррупцией в системе закупок как в государственном, так и в коммерче­ском секторе экономики невозможна без комплексного подхода к решению этой сложной проблемы.

Российской и международной практикой выработаны четыре основ­ных подхода, подтвердивших свою действенность:

— регламентационные методы;

— технические методы;

— психологические методы;

— контрольные и репрессивные меры.

Каждый из этих подходов мы рас­смотрим, во-первых, с точки зрения го­сударственного регулирования, во-вто­рых, с точки зрения воздействия на локальном уровне, совершаемого ру­ководством конкретного органа власти или учреждения.

Регламентационные методы

Государственное регулирование

Основным документом, регламен­тирующим процедуру размещения государственных и муниципальных закупок, служит Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выпол­нение работ, оказание услуг для госу­дарственных и муниципальных нужд" (далее — Закон о размещении зака­зов). Во исполнение и развитие ос­новного документа принято порядка тридцати подзаконных нормативных актов — постановления и распоряже­ния Правительства РФ, приказы кон­тролирующего органа (ФАС России) и органа, уполномоченного в сфере нормативно-правового регулирова­ния системы закупок.

Напомним, что Закон о размещении заказов писали специально с целью вы­явления и предотвращения коррупци­онных схем в соответствующей сфере деятельности. Перечислим основные проблемы, которые решает Закон.

1. До 1 января 2006 г. (дата вступ­ления в силу Закона о размещении заказов) информация обо всех осу­ществляемых процедурах государ­ственных и муниципальных закупок размещалась в печатных средствах массовой информации. Такое поло­жение дел не способствовало разви­тию конкуренции среди предприятий, участвующих в бюджетных закуп­ках. В стране 83 субъекта РФ, более 2 тыс. муниципальных образований и примерно такое же количество пе­чатных изданий, в которых можно было найти информацию о торгах. Каждый участник государственных и муниципальных закупок публико­вал информацию в местном печатном издании. В связи с введением в дей­ствие Закона о размещении заказов все процедуры по закупкам обязали публиковать в электронном виде в Интернете, а с 1 января 2011 г. — на Едином общероссийском официаль­ном сайте. С этого момента закупки всех уровней бюджетной системы размещаются в одном общедоступном месте с удобным способом поиска по нескольким критериям.

2. До 1 января 2006 г. должност­ные лица, ответственные за государ­ственные и муниципальные закупки, устанавливали произвольные тре­бования к поставщикам, исполните­лям, подрядчикам. Таким образом, можно было ограничить участие предпринимателей в торгах и обес­печить контракт "своей" компании. Сегодня существует четкий перечень требований формального характе­ра к участникам размещения зака­за по предоставлению документов. Устанавливать произвольные или до­полнительные требования Закон за­прещает. Квалификация участников проводится по понятным для всех эко­номическим критериям и предполага­ет наличие опыта выполнения подоб­ных работ.

3. До 1 января 2006 г. поставщик, с которым заключался государствен­ный контракт, выбирался произволь­но. Сегодня мы владеем таким меха­низмом, как электронные аукционы, которые обеспечивают не только эф­фективность расходования бюджет­ных средств, но и технологический прорыв.

Электронный аукцион обеспечил анонимность участия предпринима­телей. Теперь заказчик не может воз­действовать на них путем установле­ния условий участия и субъективных требований. Электронный аукцион позволяет закупить товар требуемого качества по наименьшей стоимости. Качество задает (устанавливает) го­сударственный или муниципальный заказчик. Мы часто слышим критику в адрес аукционов, но сами по себе аукционы всего лишь инструмент. Аукционы, технические задания и спецификации формируют заказчи­ки. Именно они ответственны за ре­зультат.

4. До 1 января 2006 г. существовала возможность изменять любые усло­вия заключенных контрактов, в том числе стоимость и объемы работ, что само по себе являлось предпосылкой для коррупции. С введением Закона о размещении заказов такая практика ушла в прошлое. Теперь установлен ограниченный перечень случаев вне­сения изменений в действующий кон­тракт. Закон не допускает произволь­ного изменения стоимости контракта, сроков выполнения работ, оказания услуг, поставки и многих других поло­жений, что существенно ограничива­ет возможности для реализации кор­рупционных схем.

5. До 1 января 2006 г. обжаловать результаты торгов можно было толь­ко в судебном порядке, но эта про­цедура занимала много времени, по­этому к завершению разбирательства контракт обычно уже был выполнен другим участником. Таким образом, восстановить справедливость было практически невозмож­но. Сегодня существу­ет короткая процедура обжалования действий заказчиков в ФАС Рос­сии и Рособоронзаказе, которая за шесть лет применения до­казала свою эффективность. Ее меха­низм позволяет быстро восстанавли­вать нарушенные права участников размещения заказа и преграждает путь на торги "своим" участникам.

6. До весны 2011 г. заказчики про­извольно устанавливали начальную (максимальную) цену контракта. Это приводило к закупкам дорогостоящего оборудования, цены которого значи­тельно превышали рыночные. С введе­нием в Закон о размещении заказов ст. 19.1 заказчики обязаны обосновывать установленные цены и проводить мо­ниторинг заключенных контрактов на аналогичные товары, работы, услуги.

Это далеко не все механизмы про­тиводействия коррупции, заложен­ные в Закон о размещении заказов.

Локальные методы

Закон о размещении заказов не ограничивает внутреннюю деятель­ность государственных и муниципаль­ных заказчиков. Бороться с корруп­ционными проявлениями можно и на локальном уровне. Для этого необхо­димо создать эффективную систему правил, подробно регламентирующих действия сотрудников в той или иной ситуации. Подобные правила будут способствовать уменьшению субъек­тивного элемента в решении сотруд­ника. Следует также прописать четкие механизмы контроля за точным соблю­дением этих правил. Отдельная мера — введение независимого аудита.

На сегодняшний день в России про­цесс госзакупок регулируют множе­ство нормативных актов, однако это не мешает вмешиваться в него нечест­ным сотрудникам. Неоднозначное толкование или принятие субъектив­ных решений — вот главный кор­рупционный фактор, который фак­тически "закреплен" современным отечественным законодательством в области госзакупок. Бороться с ним

можно как на общегосударственном уровне, изменяя, дополняя и совер­шенствуя нормы права, так и на мест­ном — путем введения специальных локальных актов, ужесточающих процедуру принятия решения и по возможности исключающих "личное усмотрение".

Для сотрудников необходимо вво­дить систему индивидуальных долж­ностных инструкций, в которых будут четко прописаны все "шаги" при осу­ществлении государственных заку­пок. Эта мера позволит минимизиро­вать фактор субъективности.

Технические методы

Данные методы значительно

уменьшают вероятность сговора представителей отделов закупок и по­тенциальных исполнителей, устраняя возможность личных контактов меж­ду участниками процедуры госзаку­пок.

Государственное регулирование

Мы уже упоминали об электрон­ных аукционах. Это эффективный технический метод противодействия коррупции.

Участники размещения заказа не знают друг друга и не могут дого­вориться о результате торгов и со­гласовать стоимость контракта, что положительно влияет на снижение начальных цен и благоприятствует развитию конкуренции в целом.

Все электронные аукционы прово­дятся на специально отобранных пяти электронных торговых площадках, где процессом управляет программ­но-аппаратный комплекс. У недоб­росовестных заказчиков больше нет возможности ограничить доступ в зал

торгов, выставив охрану, поскольку зал виртуальный и участвовать в тор­гах можно с персонального компью­тера через Интернет.

К мерам локального воздействия можно отнести оборудование пере­говорных комнат и рабочих мест спе­циалистов по закупкам системами контроля и видеонаблюдения. Недо­статком подобных мер следует при­знать их высокую стоимость. Кроме того, целесообразно ввести контроль служебной переписки. Лучше все­го организовать единый почтовый сервер и установить корпоративную почту.

Психологические методы

Мы постоянно слышим с экра­нов телевизоров, читаем в печатных и электронных СМИ высказывания сотрудников правоохранительных и различных контрольных органов о неотвратимости наказания за совер­шенные деяния. Это тоже один из ме­тодов государственного воздействия.

Следует сказать и о том, что лич­ная выгода в наше время оказалась выше моральных принципов, таких как честь, достоинство, долг и др. Не­обходимо воспитывать людей с госу­дарственным мышлением, которых сегодня очень не хватает в секторе государственного и муниципального управления.

Воздействие на локальном уровне

Проверка анкетных данных, биогра­фии кандидата на долж­ность сотрудника отдела закупок и отзывов с пре­дыдущих мест работы — самый простой, распро­страненный, а также наименее затратный метод, который позволяет изначально не допускать к коррупционно-опасным видам деятель­ности кандидатов с судимостями или уволенных с предыдущих мест работы за финансовые и коррупционные пра­вонарушения. Особое внимание уделя­ется квалификации и репутации потен­циального сотрудника.

Далее, рекомендуется проводить специальные тестирования и провер­ки кандидатов на должность сотруд­ников отделов закупок. Для этого мо­гут быть использованы компьютерные тестирования, полиграф (с согласия кандидата), провокационные действия руководства учреждения с целью вы­явления лояльности сотрудников про­фильных отделов к коррупционным элементам, показательные процессы по делам о правонарушении в этой области, создание системы взаимного контроля сотрудников, эффективная мотивация сотрудников. Поощрение добросовестных и трудолюбивых со­трудников, причем не только финан­совое, но и моральное, является, на наш взгляд, наилучшим проявлением расположения руководства учрежде­ния к честным сотрудникам.

Еще одна действенная мера, к сожалению, редко применяемая в нашем государстве, — ротация со­трудников отделов закупок и членов комиссий по размещению заказов. Она позволяет разрушить или хотя бы расшатать сложившийся в конкрет­ном учреждении коррупционный уклад в системе госзакупок.

Немаловажно также формирова­ние корпоративной этики нетерпимо­сти к коррупции. Применению данной меры мешает отсутствие этического кодекса для организации. Этот ко­декс, закрепив основные параметры этической составляющей деятельно­сти госзаказчиков, позволит умень­шить влияние субъективных факто­ров на решение сотрудника.

Контрольные и “репрессивные” меры

Государственное регулирование

В Законе о размещении заказов много внимания уделено контроль­ным мероприятиям. Их перечень не ограничивается только приведенным в этом Законе. Это любые контроль­ные мероприятия надзорных органов власти — ФАС России, Счетной пала­ты, прокуратуры, Следственного ко­митета, МВД и др.

Сегодня контрольными мероприя­тиями охвачен весь цикл закупки — от обоснования цены до исполнения контракта. Другое дело, что корруп­ция процветает не только среди чинов­ников, но и в контрольно-надзорных органах власти, и это мешает наво­дить порядок и пре­пятствовать корруп­ционным схемам. В настоящее время в этом направле­нии идет работа, и уже достигнуты определенные результаты.

На законодательном (норматив­ном) уровне государство обеспечило и превентивные методы противодей­ствия коррупции и меры по предот­вращению последствий совершенных деяний. Главное, добросовестно ис­полнять их.

Локальное воздействие направле­но на создание условий невыгодности коррупционных действий для сотруд­ников, ответственных за размещение государственных заказов. К таким ме­рам, в частности, можно отнести:

— применение к провинившимся со­трудникам дисциплинарных взыска­ний и разъяснение им всей полноты ответственности по действующему административному и уголовному за­конодательству;

— проведение специальных тренин­гов по разъяснению составов, ответ­ственности и наказания за правона­рушения в области госзакупок;

— огласку коррупционных инциден­тов в учреждении.

Мы рекомендуем проводить в учреждениях комплексно-аналитиче­ское исследование, направленное:

— на идентификацию ведомственных потенциально коррупционных прав и полномочий;

— выявление типичных факторов коррупционного риска;

— анализ должностей на коррупци­онность на основе документов, регла­ментирующих их полномочия;

— выработку механизмов противо­действия коррупции, в том числе раз­работку и утверждение этического кодекса государственного служащего;

— разработку методических реко­мендаций по созданию системы мони­торинга коррупционных рисков.

Необходимо отметить, что приме­нение каждого метода противодей­ствия коррупции на практике огра­ничено его спецификой и требует дополнительных организационных и финансовых ресурсов. Достичь ощу­тимых показателей снижения кор­рупции позволяет лишь комплексный подход — сбалансированное исполь­зование всех методов противодей­ствия на всех этапах процесса госу­дарственных закупок.

Сформированная в России норма­тивно-правовая база потенциально позволяет проводить эффективную комплексную политику противодей­ствия коррупции. Насколько действенной и решительной окажется эта политика, какие будут достигнуты результаты, заранее оценить слож­но. Успех любой антикоррупционной кампании в значительной мере зави­сит от воли руководства страны.

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×