text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Антикоррупционные механизмы системы государственных и муниципальных закупок

  • 15 февраля 2012
  • 92

Формирование современной отечественной системы госу­дарственных закупок невоз­можно без тщательного и всесторон­него изучения вопроса о коррупци­онной составляющей. Коррупция в госзакупках, к сожалению, — явление не новое. Еще ни одно государство не смогло полностью победить это зло. Наша страна, увы, не исключение. Вспомним хотя бы инцидент с закуп­кой томографов для учреждений здра­воохранения в различных субъектах Российской Федерации. Эта история получила широкую огласку и пока­

зала, как слабо подго­товлены специалисты в сфере государственных закупок для борьбы с коррупционными про­явлениями со стороны отдельных должност­ных лиц или организа­ций.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Коррупция в системе госзаказа достигла таких ошеломляющих масштабов, что потребовалась смена всей норма­тивной базы по госзакупкам. Следует отметить, что оценить уровень кор­рупции в сфере размещения заказов позволили нормативные, техниче­ские, программные и организаци­онные механизмы, которые активно внедряются в стране с 2005 г.

На наш субъективный взгляд, ис­коренить коррупцию в системе госза­купок невозможно. Но уменьшить ее процент реально. Для этого необходи­ма реализация комплекса мер, пред­лагаемых ниже.

Хотя полностью одолеть корруп­цию в государственных закупках пока не удалось ни одной стране мира, это вовсе не означает бессмысленность мер по снижению ее уровня. Борьба с коррупцией в системе закупок как в государственном, так и в коммерче­ском секторе экономики невозможна без комплексного подхода к решению этой сложной проблемы.

Российской и международной практикой выработаны четыре основ­ных подхода, подтвердивших свою действенность:

— регламентационные методы;

— технические методы;

— психологические методы;

— контрольные и репрессивные меры.

Каждый из этих подходов мы рас­смотрим, во-первых, с точки зрения го­сударственного регулирования, во-вто­рых, с точки зрения воздействия на локальном уровне, совершаемого ру­ководством конкретного органа власти или учреждения.

Регламентационные методы

Государственное регулирование

Основным документом, регламен­тирующим процедуру размещения государственных и муниципальных закупок, служит Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выпол­нение работ, оказание услуг для госу­дарственных и муниципальных нужд" (далее — Закон о размещении зака­зов). Во исполнение и развитие ос­новного документа принято порядка тридцати подзаконных нормативных актов — постановления и распоряже­ния Правительства РФ, приказы кон­тролирующего органа (ФАС России) и органа, уполномоченного в сфере нормативно-правового регулирова­ния системы закупок.

Напомним, что Закон о размещении заказов писали специально с целью вы­явления и предотвращения коррупци­онных схем в соответствующей сфере деятельности. Перечислим основные проблемы, которые решает Закон.

1. До 1 января 2006 г. (дата вступ­ления в силу Закона о размещении заказов) информация обо всех осу­ществляемых процедурах государ­ственных и муниципальных закупок размещалась в печатных средствах массовой информации. Такое поло­жение дел не способствовало разви­тию конкуренции среди предприятий, участвующих в бюджетных закуп­ках. В стране 83 субъекта РФ, более 2 тыс. муниципальных образований и примерно такое же количество пе­чатных изданий, в которых можно было найти информацию о торгах. Каждый участник государственных и муниципальных закупок публико­вал информацию в местном печатном издании. В связи с введением в дей­ствие Закона о размещении заказов все процедуры по закупкам обязали публиковать в электронном виде в Интернете, а с 1 января 2011 г. — на Едином общероссийском официаль­ном сайте. С этого момента закупки всех уровней бюджетной системы размещаются в одном общедоступном месте с удобным способом поиска по нескольким критериям.

2. До 1 января 2006 г. должност­ные лица, ответственные за государ­ственные и муниципальные закупки, устанавливали произвольные тре­бования к поставщикам, исполните­лям, подрядчикам. Таким образом, можно было ограничить участие предпринимателей в торгах и обес­печить контракт "своей" компании. Сегодня существует четкий перечень требований формального характе­ра к участникам размещения зака­за по предоставлению документов. Устанавливать произвольные или до­полнительные требования Закон за­прещает. Квалификация участников проводится по понятным для всех эко­номическим критериям и предполага­ет наличие опыта выполнения подоб­ных работ.

3. До 1 января 2006 г. поставщик, с которым заключался государствен­ный контракт, выбирался произволь­но. Сегодня мы владеем таким меха­низмом, как электронные аукционы, которые обеспечивают не только эф­фективность расходования бюджет­ных средств, но и технологический прорыв.

Электронный аукцион обеспечил анонимность участия предпринима­телей. Теперь заказчик не может воз­действовать на них путем установле­ния условий участия и субъективных требований. Электронный аукцион позволяет закупить товар требуемого качества по наименьшей стоимости. Качество задает (устанавливает) го­сударственный или муниципальный заказчик. Мы часто слышим критику в адрес аукционов, но сами по себе аукционы всего лишь инструмент. Аукционы, технические задания и спецификации формируют заказчи­ки. Именно они ответственны за ре­зультат.

4. До 1 января 2006 г. существовала возможность изменять любые усло­вия заключенных контрактов, в том числе стоимость и объемы работ, что само по себе являлось предпосылкой для коррупции. С введением Закона о размещении заказов такая практика ушла в прошлое. Теперь установлен ограниченный перечень случаев вне­сения изменений в действующий кон­тракт. Закон не допускает произволь­ного изменения стоимости контракта, сроков выполнения работ, оказания услуг, поставки и многих других поло­жений, что существенно ограничива­ет возможности для реализации кор­рупционных схем.

5. До 1 января 2006 г. обжаловать результаты торгов можно было толь­ко в судебном порядке, но эта про­цедура занимала много времени, по­этому к завершению разбирательства контракт обычно уже был выполнен другим участником. Таким образом, восстановить справедливость было практически невозмож­но. Сегодня существу­ет короткая процедура обжалования действий заказчиков в ФАС Рос­сии и Рособоронзаказе, которая за шесть лет применения до­казала свою эффективность. Ее меха­низм позволяет быстро восстанавли­вать нарушенные права участников размещения заказа и преграждает путь на торги "своим" участникам.

6. До весны 2011 г. заказчики про­извольно устанавливали начальную (максимальную) цену контракта. Это приводило к закупкам дорогостоящего оборудования, цены которого значи­тельно превышали рыночные. С введе­нием в Закон о размещении заказов ст. 19.1 заказчики обязаны обосновывать установленные цены и проводить мо­ниторинг заключенных контрактов на аналогичные товары, работы, услуги.

Это далеко не все механизмы про­тиводействия коррупции, заложен­ные в Закон о размещении заказов.

Локальные методы

Закон о размещении заказов не ограничивает внутреннюю деятель­ность государственных и муниципаль­ных заказчиков. Бороться с корруп­ционными проявлениями можно и на локальном уровне. Для этого необхо­димо создать эффективную систему правил, подробно регламентирующих действия сотрудников в той или иной ситуации. Подобные правила будут способствовать уменьшению субъек­тивного элемента в решении сотруд­ника. Следует также прописать четкие механизмы контроля за точным соблю­дением этих правил. Отдельная мера — введение независимого аудита.

На сегодняшний день в России про­цесс госзакупок регулируют множе­ство нормативных актов, однако это не мешает вмешиваться в него нечест­ным сотрудникам. Неоднозначное толкование или принятие субъектив­ных решений — вот главный кор­рупционный фактор, который фак­тически "закреплен" современным отечественным законодательством в области госзакупок. Бороться с ним

можно как на общегосударственном уровне, изменяя, дополняя и совер­шенствуя нормы права, так и на мест­ном — путем введения специальных локальных актов, ужесточающих процедуру принятия решения и по возможности исключающих "личное усмотрение".

Для сотрудников необходимо вво­дить систему индивидуальных долж­ностных инструкций, в которых будут четко прописаны все "шаги" при осу­ществлении государственных заку­пок. Эта мера позволит минимизиро­вать фактор субъективности.

Технические методы

Данные методы значительно

уменьшают вероятность сговора представителей отделов закупок и по­тенциальных исполнителей, устраняя возможность личных контактов меж­ду участниками процедуры госзаку­пок.

Государственное регулирование

Мы уже упоминали об электрон­ных аукционах. Это эффективный технический метод противодействия коррупции.

Участники размещения заказа не знают друг друга и не могут дого­вориться о результате торгов и со­гласовать стоимость контракта, что положительно влияет на снижение начальных цен и благоприятствует развитию конкуренции в целом.

Все электронные аукционы прово­дятся на специально отобранных пяти электронных торговых площадках, где процессом управляет программ­но-аппаратный комплекс. У недоб­росовестных заказчиков больше нет возможности ограничить доступ в зал

торгов, выставив охрану, поскольку зал виртуальный и участвовать в тор­гах можно с персонального компью­тера через Интернет.

К мерам локального воздействия можно отнести оборудование пере­говорных комнат и рабочих мест спе­циалистов по закупкам системами контроля и видеонаблюдения. Недо­статком подобных мер следует при­знать их высокую стоимость. Кроме того, целесообразно ввести контроль служебной переписки. Лучше все­го организовать единый почтовый сервер и установить корпоративную почту.

Психологические методы

Мы постоянно слышим с экра­нов телевизоров, читаем в печатных и электронных СМИ высказывания сотрудников правоохранительных и различных контрольных органов о неотвратимости наказания за совер­шенные деяния. Это тоже один из ме­тодов государственного воздействия.

Следует сказать и о том, что лич­ная выгода в наше время оказалась выше моральных принципов, таких как честь, достоинство, долг и др. Не­обходимо воспитывать людей с госу­дарственным мышлением, которых сегодня очень не хватает в секторе государственного и муниципального управления.

Воздействие на локальном уровне

Проверка анкетных данных, биогра­фии кандидата на долж­ность сотрудника отдела закупок и отзывов с пре­дыдущих мест работы — самый простой, распро­страненный, а также наименее затратный метод, который позволяет изначально не допускать к коррупционно-опасным видам деятель­ности кандидатов с судимостями или уволенных с предыдущих мест работы за финансовые и коррупционные пра­вонарушения. Особое внимание уделя­ется квалификации и репутации потен­циального сотрудника.

Далее, рекомендуется проводить специальные тестирования и провер­ки кандидатов на должность сотруд­ников отделов закупок. Для этого мо­гут быть использованы компьютерные тестирования, полиграф (с согласия кандидата), провокационные действия руководства учреждения с целью вы­явления лояльности сотрудников про­фильных отделов к коррупционным элементам, показательные процессы по делам о правонарушении в этой области, создание системы взаимного контроля сотрудников, эффективная мотивация сотрудников. Поощрение добросовестных и трудолюбивых со­трудников, причем не только финан­совое, но и моральное, является, на наш взгляд, наилучшим проявлением расположения руководства учрежде­ния к честным сотрудникам.

Еще одна действенная мера, к сожалению, редко применяемая в нашем государстве, — ротация со­трудников отделов закупок и членов комиссий по размещению заказов. Она позволяет разрушить или хотя бы расшатать сложившийся в конкрет­ном учреждении коррупционный уклад в системе госзакупок.

Немаловажно также формирова­ние корпоративной этики нетерпимо­сти к коррупции. Применению данной меры мешает отсутствие этического кодекса для организации. Этот ко­декс, закрепив основные параметры этической составляющей деятельно­сти госзаказчиков, позволит умень­шить влияние субъективных факто­ров на решение сотрудника.

Контрольные и “репрессивные” меры

Государственное регулирование

В Законе о размещении заказов много внимания уделено контроль­ным мероприятиям. Их перечень не ограничивается только приведенным в этом Законе. Это любые контроль­ные мероприятия надзорных органов власти — ФАС России, Счетной пала­ты, прокуратуры, Следственного ко­митета, МВД и др.

Сегодня контрольными мероприя­тиями охвачен весь цикл закупки — от обоснования цены до исполнения контракта. Другое дело, что корруп­ция процветает не только среди чинов­ников, но и в контрольно-надзорных органах власти, и это мешает наво­дить порядок и пре­пятствовать корруп­ционным схемам. В настоящее время в этом направле­нии идет работа, и уже достигнуты определенные результаты.

На законодательном (норматив­ном) уровне государство обеспечило и превентивные методы противодей­ствия коррупции и меры по предот­вращению последствий совершенных деяний. Главное, добросовестно ис­полнять их.

Локальное воздействие направле­но на создание условий невыгодности коррупционных действий для сотруд­ников, ответственных за размещение государственных заказов. К таким ме­рам, в частности, можно отнести:

— применение к провинившимся со­трудникам дисциплинарных взыска­ний и разъяснение им всей полноты ответственности по действующему административному и уголовному за­конодательству;

— проведение специальных тренин­гов по разъяснению составов, ответ­ственности и наказания за правона­рушения в области госзакупок;

— огласку коррупционных инциден­тов в учреждении.

Мы рекомендуем проводить в учреждениях комплексно-аналитиче­ское исследование, направленное:

— на идентификацию ведомственных потенциально коррупционных прав и полномочий;

— выявление типичных факторов коррупционного риска;

— анализ должностей на коррупци­онность на основе документов, регла­ментирующих их полномочия;

— выработку механизмов противо­действия коррупции, в том числе раз­работку и утверждение этического кодекса государственного служащего;

— разработку методических реко­мендаций по созданию системы мони­торинга коррупционных рисков.

Необходимо отметить, что приме­нение каждого метода противодей­ствия коррупции на практике огра­ничено его спецификой и требует дополнительных организационных и финансовых ресурсов. Достичь ощу­тимых показателей снижения кор­рупции позволяет лишь комплексный подход — сбалансированное исполь­зование всех методов противодей­ствия на всех этапах процесса госу­дарственных закупок.

Сформированная в России норма­тивно-правовая база потенциально позволяет проводить эффективную комплексную политику противодей­ствия коррупции. Насколько действенной и решительной окажется эта политика, какие будут достигнуты результаты, заранее оценить слож­но. Успех любой антикоррупционной кампании в значительной мере зави­сит от воли руководства страны.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.