text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Оказание медицинской помощи на платной основе: новые законодательные подходы

  • 15 марта 2012
  • 42

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охра­ны здоровья граждан в Рос­сийской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья), принятый в кон­це 2011 г., гарантирует право на бес­платную медицинскую помощь для граждан. Часть 2 ст. 19 Закона гласит: "Каждый имеет право на медицин­скую помощь в гарантированном объе­ме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государ­ственных гарантий бесплатного оказа­ния гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольно­го медицинского страхо­вания".

Вместе с тем в Зако­не об охране здоровья впервые на таком уров­не закреплено право граждан на получение платных медицинских услуг (ст. 84). С принятием данного за­кона закончен многолетний спор сто­ронников разрешения платных меди­цинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здраво­охранения и их противников. Однако для законного предоставления плат­ных медицинских услуг организа­циями, участвующими в реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам ме­дицинской помощи, необходимо раз­работать механизм реализации норм нового закона в подзаконных норма­тивно-правовых актах, а также меха­низм прозрачного контроля за плат­ными медицинскими услугами.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Оказание платных медицинских услуг государственными и муни­ципальными учреждениями здра­воохранения на сегодняшний день регламентировано Гражданским ко­дексом РФ (далее — ГК РФ), Бюджет­ным кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 "Об утверждении Правил предостав­ления платных медицинских услуг населению медицинскими учрежде­ниями".

Вопрос о конституционности ука­занного постановления был вынесен на рассмотрение Верховного Суда РФ. Суд сформулировал позицию, со­гласно которой российское законода­тельство не запрещает государствен­ным и муниципальным учреждениям здравоохранения оказывать платные медицинские услуги (определение Верховного Суда РФ от 25.07.2002 № КАС 02-373). Подобная легитима­ция сегодня в основном рассматривается в контексте ст. 7 Конститу­ции РФ, где охрана здоровья стоит в ряду задач социального государства. Признается и защита (обеспечение) государством двух основных прав — права на достойную жизнь и права на свободное развитие. Достойная жизнь прежде всего характеризуется наличием минимального набора бес­платных для человека благ (объемы медицинской помощи, предусмот­ренные Программой государствен­ных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи; далее — Программа), а свободное раз­витие — возможностью беспрепятственного доступа к дополнительным, хотя и не бесплатным благам.

В соответствии с общими принци­пами деятельности государства, за­крепленными в Конституции, именно частные медицинские организации, а не оказывающие платные меди­цинские услуги государственные и муниципальные лечебно-профилак­тические учреждения (ЛПУ) должны составлять основу частной системы здравоохранения.

Оказание платных медицинских услуг государственными и муници­пальными ЛПУ нередко приводит к сокращению ими объема бесплат­ной помощи, предоставляемой по программе государственных гарантий

При оказании платных медицин­ских услуг государственные и муни­ципальные учреждения здравоохра­нения выполняют функции частных медицинских организаций. Такая практика подрывает финансовую основу рынка частных медицинских услуг, формируя условия неравной конкуренции для частных медицин­ских организаций1.

Оказывать значительный объем платных медицинских услуг государ­ственным (муниципальным) учрежде­ниям позволяют следующие преиму­щества:

— смешанное финансирование из бюджетов соответствующих уровней, системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и доходов от ком­мерческой деятельности;

— льготы при уплате налогов и оформлении лицензий, которых не имеют частники;

— широкая известность, что позволя­ет практически не тратить средства на продвижение услуг;

— государственные ЛПУ вкладывают собственные средства в ремонт по­мещений, материалы и оборудование в весьма ограниченном объеме. В ос­новном это делается за счет средств бюджета. По этой причине государ­ственные и ведомственные учрежде­ния легко побеждают в ценовой кон­куренции, занимая весь низ и почти всю середину среднеценового сег­мента рынка платных услуг.

Медицинские организации госу­дарственной и муниципальной си­стем здравоохранения довольно часто предпочитают работать на платной основе, вместо того чтобы оказывать медицинскую помощь бесплатно. Но при этом они не хотят терять и бюд­жетное финансирование, что препят­ствует сокращению излишних мощ­ностей.

Сложившаяся ситуация меша­ет развитию частной системы здра­воохранения. Кроме того, оказание платных медицинских услуг государ­ственными и муниципальными ЛПУ нередко приводит к сокращению ими объема бесплатной помощи, предо­ставляемой по программе государ­ственных гарантий.

С принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законода­тельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием пра­вового положения государственных (муниципальных) учреждений" (да­лее — Закон № 83-ФЗ) изменился правовой статус государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Появились три типа государственных (муниципальных) учреждений — автономное, бюджет­ное и казенное.

Финансирование данных учрежде­ний осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного задания. Собственник имущества перестает нести субсидиарную от­ветственность по обязательствам ав­тономных и бюджетных учреждений. Помимо выполнения государственно­го задания автономным и бюджетным учреждениям предоставляется право заниматься приносящей доходы дея­тельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение бюд­жетных учреждений.

В условиях недостаточности фи­нансирования в рамках государствен­ного задания и отсутствия субсиди­арной ответственности собственника автономные и бюджетные учрежде­ния вынуждены развивать дополни­тельную приносящую доход деятель­ность. Тем более что законодательно разрешается осуществлять "иные виды деятельности, поскольку это слу­жит достижению целей". В этой си­туации необходимо четко прописать условия предоставления платных ме­дицинских услуг населению, чтобы не допустить замену гарантируемой бес­платной медицинской помощи плат­ной.

В новом Законе об охране здоровья впервые на законодательном уровне производится регламентация оказа­ния платных медицинских услуг. Этой теме посвящена отдельная статья Закона — 84 "Оплата медицинских услуг". В соответствии с указанной статьей граждане имеют право на по­лучение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бы­товых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых до­полнительно при оказании медицин­ской помощи. Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на ос­новании договоров, в том числе дого­воров добровольного медицинского страхования. Данной нормой, по сути, узаконено, что бытовые, сервисные и транспортные услуги, дополнительно предоставляемые в процессе оказа­ния медицинской помощи, могут быть платными.

Согласно Закону об охране здо­ровья при оказании платных меди­цинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помо­щи, утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнитель­ной власти. В соответствии со ст. 37 "Порядки оказания медицинской по­мощи и стандарты медицинской по­

мощи" Закона порядки включают в себя в том числе:

"3) стандарт оснащения медицин­ской организации, ее структурных подразделений;

4) рекомендуемые штатные норма­тивы медицинской организации, ее структурных подразделений...".

Платные услуги сверх стандартов

В соответствии со ст. 84 Закона об охране здоровья платные медицин­ские услуги могут оказываться в пол­ном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе па­циента в виде отдель­ных консультаций или медицинских вмеша­тельств, в том числе в объеме, превышаю­щем объем выполняе­мого стандарта меди­цинской помощи.

Понятно, что плат­ные медицинские услуги в полном объеме стандарта медицинской помо­щи будут оказываться теми медицин­скими организациями, которые не участвуют в реализации программ го­сударственных гарантий бесплатно­го оказания гражданам медицинской помощи и целевых программ, финан­сируемых за счет соответствующего бюджета. А вот отдельные консульта­ции и медицинские вмешательства, в том числе сверх выполняемых стан­дартов медицинской помощи, будут предоставляться и медицинскими ор­ганизациями, участвующими в реали­зации вышеуказанных программ.

Подразумевается, что оказание платных медицинских услуг сверх стандартов медицинской помощи до­пустимо не само по себе, а в целях более быстрого достижения медицин­ской эффективности.

Если идея формирования Програм­мы на основе стандартов медицинской помощи, когда станет возможным оплачивать медицинскую помощь в соответствии со стандартом, будет реализована, границы стандарта ме­дицинской помощи могут служить основой для разделения бесплатного и платного оказания медицинской по­мощи. Различные ав­торы предлагают свои алгоритмы оформле­ния правоотношений с пациентом при плат­ном оказании меди­цинской помощи на- селению2.

С нашей точки зре­ния, наиболее веро­ятны следующие ва­рианты развития со­бытий при оказании платных медицин­ских услуг.

Вариант 1

Врач назначает диагностические исследования и лекарственные препа­раты из перечней стандарта медицин­ской помощи. Пациент соглашается на предложенное бесплатное обсле­дование и лечение в рамках Програм­мы в соответствии со стандартом ме­дицинской помощи.

В медицинской документации де­лается запись: "С предложенным обследованием и лечением на бес­платной основе в рамках программы

государственных гарантий бесплатно­го оказания гражданам медицинской помощи в соответствии со стандартом медицинской помощи согласен".

Условия реализации

Этот вариант изначально пред­полагает, что в рамках Программы, сформированной на основе стандар­тов медицинской помощи, лечение будет наилучшим и всеобъемлющим.

В действительности же могут по­требоваться лечебно-диагностические мероприятия и лекарственные препа­раты, более эффективные для конкрет­ного больного (исходя из его состояния здоровья, сопутствующих заболе­ваний, аллергологического статуса и т. д.), чем те, что предлагаются в рамках выделенных финансовых ресурсов. Поэтому врач обязан информировать пациента не только о бесплатных ме­тодах обследования и лечения, но и об альтернативных методах диагно­стики и лечения, которые не всегда входят в Программу. При этом ин­формация должна предоставляться исключительно с позиций достиже­ния наилучшего результата лечения заболевания, но без давления со сто­роны врача. Решение принимает сам пациент.

Преимущества:

— обследование и лечение для паци­ента бесплатное;

— риск возникновения претензий к медицинской организации со сторо­ны контролирующих органов сведен к минимуму.

Недостатки:

Малообеспеченные пациенты огра­ничены в получении медицинской по­мощи за рамками Программы (хотя являются законопослушными платель­щиками налогов и страховых взносов), поскольку ряд современных, наиболее эффективных, но дорогостоящих ме­тодов диагностики и лечения может не входить в региональные стандарты медицинской помощи в связи с недо­статочностью финансовых средств. Однако данная проблема является об­щегосударственной, а не проблемой организации взаимодействия субъек­тов правоотношений по оказанию ме­дицинской помощи.

Вариант 2

Врач, как и в первом варианте, назначает диагностические исследо­вания и лекарственные препараты из перечней стандарта медицинской помощи. Пациент в целом соглаша­ется на предложенное бесплатное обследование и лечение, однако от­казывается от какого-то обследо­вания или принятия того или иного препарата (например, болезненных диагностических исследований или приема цитостатических препаратов и т. д.).

Врач предлагает заменить методы обследования и лечения, регламенти­рованные стандартом медицинской помощи, на другие медицинские ме­роприятия и лекарственные средства, которые больной может оплатить са­мостоятельно. Пациент отказывается от этих лечебно-диагностических ме­роприятий.

В медицинской документации де­лается запись: "С предложенным

обследованием и лечением на бес­платной основе в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в соответствии со стандартом

медицинской помощи согласен. Но отказываюсь от (указать).

Информирован, что мое решение мо­жет повлиять на эффективность лече­ния".

Условия реализации

Врач обязан информировать паци­ента обо всех последствиях отказа от обследования или лечения. Необходи­мо тщательное оформление отказа от обследования или лечения в медицин­ской документации, с перечислением всех возможных последствий данного отказа для здоровья пациента, эффек­тивности лечения.

Преимуществ у этого варианта нет. К недостаткам можно отнести:

— возможность предъявления пре­тензий к медицинской организации со стороны пациента (при недостаточ­ной эффективности лечения и несо­блюдении требований к оформлению в медицинской документации отказа пациента от диагностических и (или) лечебных мероприятий);

— возможность предъявления пре­тензий со стороны контролирующих органов, а также наложение штраф­ных санкций страховой медицинской организацией (СМО) за несоблюде­ние стандарта медицинской помощи и (или) за недостаточную эффектив­ность лечения пациента.

Вариант 3

Особенности состояния здоровья пациента и его заболевания предпо­лагают применение лечебно-диагно­стических мероприятий и (или) ле­карственных средств, не входящих в стандарт медицинской помощи. К данному случаю не относится назна­чение и применение по медицинским показаниям лекарственных препа­ратов, не входящих в перечень жиз­ненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случа­ях их замены из-за индивидуальной непереносимости и по жизненным показаниям. В этой ситуации в соответствии со ст. 80 "Программа госу­дарственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" Закона об охране здоровья медицинская помощь не подлежит оплате за счет личных средств граж­дан.

Врач сразу предлагает пациенту более эффективные диагностические исследования или лекарственные препараты, не входящие в стандарт медицинской помощи. Соответствен­но за дополнительные медицинские мероприятия и лекарственные сред­ства больной должен платить само­стоятельно.

Пациент не соглашается на реко­мендованное обследование и лечение. В этой ситуации врач должен пред­ложить медицинские мероприятия по перечню, регламентированному стандартом медицинской помощи, которые будут оказаны пациенту на бесплатной основе. При этом необхо­димо проинформировать пациента о

возможно меньшей эффективности данных методов диагностики и лече­ния.

В медицинской документации делается запись: "На обследование и лечение на бесплатной основе в рамках программы государствен­ных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в соответствии со стандартом меди­цинской помощи согласен. От пред­ложенного обследования и лечения на платной основе отказываюсь. Информирован, что мое решение может повлиять на эффек­тивность лечения".

Условия реализации

Врач обязан предоставлять инфор­мацию пациенту исключительно с позиций достижения наилучшего ре­зультата лечения заболевания, но без давления. Решение принимает сам пациент.

Предложения по лечебно-диагности­ческим мероприятиям, не входящим в стандарт медицинской помощи, но более эффективным для данного боль­ного, должны быть обоснованы и опи­саны в медицинской документации

помощи, но более эффективным для данного больного, должны быть обос­нованы и описаны в медицинской до­кументации. В случае возникновения претензий со стороны пациента на недостаточную эффективность лече­ния потребуется экспертиза качества медицинской помощи.

Преимущества:

— обследование и лечение для паци­ента бесплатное;

— минимальный риск возникновения претензий к медицинской организа­ции со стороны контролирующих ор­ганов.

Недостатки:

— возможно меньшая эффектив­ность лечения;

— вероятность предъявления претен­зий со стороны пациента при недоста­точной эффективности лечения.

Вариант 4

Исходные данные аналогичны ва­рианту 3 с той лишь разницей, что па­циент соглашается на предложенное обследование и лечение.

В этом случае в медицинской доку­ментации делается запись: "С пред­ложенным обследованием и лечени­ем согласен. Согласен на назначение диагностических, лечебных меро­приятий (указать) и лекар­ственных препаратов указать), которые буду оплачивать самостоятельно".

Условия реализации

Врач обязан предоставлять ин­формацию пациенту исключительно с позиций достижения наилучшего результата лечения заболевания, но без давления. Решение принимает сам пациент. Предложения по лечеб­но-диагностическим мероприятиям, не входящим в стандарт медицин­ской помощи, но более эффективным для данного больного, должны быть обоснованы и описаны в медицин­ской документации. В соответствии со ст. 779 — 783 ГК РФ заключает­ся договор о возмездном оказании услуг, о заключении договора де­лается запись в медицинской доку­ментации. Необходим контроль за предоставлением платных медицин­ских услуг в государственных и му­ниципальных медицинских органи­зациях, в том числе за соблюдением принципов информированности и добровольности согласия на них со стороны пациента.

Преимущество этого варианта — возможность более быстрого дости­жения медицинской эффективности. К недостаткам можно отнести:

— завышенные ожидания от лечения со стороны пациента;

— вероятность предъявления претен­зий пациентом (при недостаточной эффективности лечения, несоблю­дении требований к оформлению в медицинской документации инфор­мированного добровольного согласия пациента на платные медицинские услуги);

— возможность предъявления пре­тензий к медицинской организации со стороны контролирующих органов (органов управления здравоохранением), а также наложения штрафных санкций СМО за несоблюдение стан­дарта медицинской помощи.

Неоднозначность толкования норм

В статье 84 Закона об охране здо­ровья дополнительно регламентиро­вано оказание платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в Программе. Соглас­но Закону такие организации имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги на иных услови­ях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами го­сударственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской по­мощи и (или) целевыми программами.

В соответствии со ст. 81 Закона об охране здоровья в рамках территори­альной программы государственных гарантий органы государственной власти субъектов РФ устанавливают, кроме прочего, порядок и условия предоставления медицинской помо­щи, в том числе сроки ожидания ме­дицинской помощи, оказываемой в плановом порядке.

Поскольку данные нормы вносят­ся в закон, должно быть исключено всякое неоднозначное их толкование. Однако, на наш взгляд, такая неодно­значность присутствует.

На сегодняшний день в программах государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицин­ской помощи, ежегодно утверждае­мых правительством, в разделе II описаны условия и виды оказания ме­дицинской помощи (что включает, кем предоставляется). Однако эти условия

достаточно общие. Предполагается, что конкретные условия и порядок предоставления медицинской помо­щи на территории субъектов РФ будут определены в территориальных про­граммах государственных гарантий в зависимости от потребности населе­ния и возможностей государственной и муниципальной систем здравоохра­нения. К таким условиям можно от­нести: сроки ожидания плановой гос­питализации, порядок направления на плановую госпитализацию, макси­мальная продолжительность нахожде­ния в очереди на отдельные диагности­ческие исследования, допустимость или недопустимость очередности при оказании медицинской помощи боль­ным с определенными заболеваниями и состояниями и т. д.

Однако регионы весьма воль­но определяют условия оказания медицинской помощи. Некоторые территориальные программы даже содержат нормы, противоречащие федеральному законодательству.

По нашему мнению, если в закон вводить такой критерий платности ме­дицинских услуг, как "иные условия",

ПРИМЕР

то эти условия должны быть юридиче­ски и организационно однозначными.

К тому же права граждан одина­ковы на территории РФ, и чтобы они были реализованы во всех субъектах РФ согласно территориальным про­граммам государственных гарантий, необходимо на федеральном уровне (хотя бы в подзаконных нормативно­-правовых актах) однозначно, путем определения четких критериев регла­ментировать, что представляют собой "иные условия".

Формальность норм

Медицинские организации, уча­ствующие в реализации базовой и территориальной программ госу­дарственных гарантий, имеют право оказывать пациентам платные меди­цинские услуги при самостоятельном обращении за получением медицин­ских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных ст. 21 За­кона об охране здоровья.

В соответствии со ст. 21 Закона гражданин при оказании ему ме­дицинской помощи в рамках Про­граммы имеет право на выбор ме­дицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным фе­деральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия последнего. Для получения первичной медико-санитарной помо­щи (ПМСП) гражданин выбирает ме­дицинскую организацию, в том чис­ле по территориально-участковому принципу, не чаще одного раза в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребы­вания гражданина). В выбранной ме­дицинской организации гражданин

делает выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-те- рапевта, врача-терапевта участково­го, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской органи­зации.

Оказание первичной специализи­рованной медико-санитарной помо­щи осуществляется:

— по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участко­вого, врача общей практики (семей­ного врача), фельдшера, врача-специалиста;

— в случае самостоятельного обраще­ния гражданина в медицинскую орга­низацию, в том числе организацию, выбранную им, как описано выше, с учетом порядков оказания медицин­ской помощи.

Для получения специализирован­ной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организа­ции делается по направлению лечаще­го врача. В случае если в реализации территориальной программы государ­ственных гарантий принимают уча­стие несколько медицинских органи­заций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профи­лю, лечащий врач обязан проинфор­мировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установлен­ных территориальной Программой.

И наконец, медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом со­блюдения установленных требований к срокам ее оказания.

Таким образом, ст. 21 Закона об охране здоровья закрепляет опреде­ленный маршрут движения пациента при получении медицинской помощи, следование которому гарантирует па­циенту бесплатное предоставление медицинской помощи. А вот отклоне­ние от маршрута уже подразумевает платность медицинских услуг. Откло­нением может считаться:

— выбор медицинской организации при получении ПМСП чаще одного раза в год (за исключением случаев изменения места жительства или ме­ста пребывания гражданина);

— выбор врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача об­щей практики (семейного врача) или фельдшера в выбранной медицин­ской организации чаще одного раза в год (за исключением случаев замены медицинской организации);

— выбор медицинской организации для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме без направления врача.

Практически вся медицинская по­мощь, предоставляемая в медицин­ских организациях государственной и муниципальной систем здравоохра­нения на сегодняшний день, оказы­вается с соблюдением маршрута, за­крепленного в Законе. Случаи выбора

медицинской организации без изме­нения места жительства или выбора участкового врача чаще 1 раза в год являются единичными. Специали­зированная медицинская помощь в плановом порядке в медицинских ор­ганизациях государственной и муни­ципальной систем здравоохранения предоставляется только по направле­нию врача.

Поэтому, на наш взгляд, введение в Закон данных норм не актуально, но­сит формальный характер и не требу­ет создания отдельного механизма их реализации.

Заключение

В Законе об охране здоровья впер­вые законодательно закреплено ока­зание платных медицинских услуг населению. Эти услуги стали доступ­ными и законными. При этом следует отметить, что в соответствии со ст. 84 Закона об охране здоровья отказ па­циента от предлагаемых платных ме­дицинских услуг не может быть при­чиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках базовой и территориальной программ государ­ственных гарантий бесплатного оказа­ния гражданам медицинской помощи. Порядок и условия предоставления медицинскими организациями плат­ных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством РФ.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.