Оказание медицинской помощи на платной основе: новые законодательные подходы

38

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охра­ны здоровья граждан в Рос­сийской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья), принятый в кон­це 2011 г., гарантирует право на бес­платную медицинскую помощь для граждан. Часть 2 ст. 19 Закона гласит: "Каждый имеет право на медицин­скую помощь в гарантированном объе­ме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государ­ственных гарантий бесплатного оказа­ния гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольно­го медицинского страхо­вания".

Вместе с тем в Зако­не об охране здоровья впервые на таком уров­не закреплено право граждан на получение платных медицинских услуг (ст. 84). С принятием данного за­кона закончен многолетний спор сто­ронников разрешения платных меди­цинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здраво­охранения и их противников. Однако для законного предоставления плат­ных медицинских услуг организа­циями, участвующими в реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам ме­дицинской помощи, необходимо раз­работать механизм реализации норм нового закона в подзаконных норма­тивно-правовых актах, а также меха­низм прозрачного контроля за плат­ными медицинскими услугами.

Оказание платных медицинских услуг государственными и муни­ципальными учреждениями здра­воохранения на сегодняшний день регламентировано Гражданским ко­дексом РФ (далее — ГК РФ), Бюджет­ным кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 "Об утверждении Правил предостав­ления платных медицинских услуг населению медицинскими учрежде­ниями".

Вопрос о конституционности ука­занного постановления был вынесен на рассмотрение Верховного Суда РФ. Суд сформулировал позицию, со­гласно которой российское законода­тельство не запрещает государствен­ным и муниципальным учреждениям здравоохранения оказывать платные медицинские услуги (определение Верховного Суда РФ от 25.07.2002 № КАС 02-373). Подобная легитима­ция сегодня в основном рассматривается в контексте ст. 7 Конститу­ции РФ, где охрана здоровья стоит в ряду задач социального государства. Признается и защита (обеспечение) государством двух основных прав — права на достойную жизнь и права на свободное развитие. Достойная жизнь прежде всего характеризуется наличием минимального набора бес­платных для человека благ (объемы медицинской помощи, предусмот­ренные Программой государствен­ных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи; далее — Программа), а свободное раз­витие — возможностью беспрепятственного доступа к дополнительным, хотя и не бесплатным благам.

В соответствии с общими принци­пами деятельности государства, за­крепленными в Конституции, именно частные медицинские организации, а не оказывающие платные меди­цинские услуги государственные и муниципальные лечебно-профилак­тические учреждения (ЛПУ) должны составлять основу частной системы здравоохранения.

Оказание платных медицинских услуг государственными и муници­пальными ЛПУ нередко приводит к сокращению ими объема бесплат­ной помощи, предоставляемой по программе государственных гарантий

При оказании платных медицин­ских услуг государственные и муни­ципальные учреждения здравоохра­нения выполняют функции частных медицинских организаций. Такая практика подрывает финансовую основу рынка частных медицинских услуг, формируя условия неравной конкуренции для частных медицин­ских организаций1.

Оказывать значительный объем платных медицинских услуг государ­ственным (муниципальным) учрежде­ниям позволяют следующие преиму­щества:

— смешанное финансирование из бюджетов соответствующих уровней, системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и доходов от ком­мерческой деятельности;

— льготы при уплате налогов и оформлении лицензий, которых не имеют частники;

— широкая известность, что позволя­ет практически не тратить средства на продвижение услуг;

— государственные ЛПУ вкладывают собственные средства в ремонт по­мещений, материалы и оборудование в весьма ограниченном объеме. В ос­новном это делается за счет средств бюджета. По этой причине государ­ственные и ведомственные учрежде­ния легко побеждают в ценовой кон­куренции, занимая весь низ и почти всю середину среднеценового сег­мента рынка платных услуг.

Медицинские организации госу­дарственной и муниципальной си­стем здравоохранения довольно часто предпочитают работать на платной основе, вместо того чтобы оказывать медицинскую помощь бесплатно. Но при этом они не хотят терять и бюд­жетное финансирование, что препят­ствует сокращению излишних мощ­ностей.

Сложившаяся ситуация меша­ет развитию частной системы здра­воохранения. Кроме того, оказание платных медицинских услуг государ­ственными и муниципальными ЛПУ нередко приводит к сокращению ими объема бесплатной помощи, предо­ставляемой по программе государ­ственных гарантий.

С принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законода­тельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием пра­вового положения государственных (муниципальных) учреждений" (да­лее — Закон № 83-ФЗ) изменился правовой статус государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Появились три типа государственных (муниципальных) учреждений — автономное, бюджет­ное и казенное.

Финансирование данных учрежде­ний осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного задания. Собственник имущества перестает нести субсидиарную от­ветственность по обязательствам ав­тономных и бюджетных учреждений. Помимо выполнения государственно­го задания автономным и бюджетным учреждениям предоставляется право заниматься приносящей доходы дея­тельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение бюд­жетных учреждений.

В условиях недостаточности фи­нансирования в рамках государствен­ного задания и отсутствия субсиди­арной ответственности собственника автономные и бюджетные учрежде­ния вынуждены развивать дополни­тельную приносящую доход деятель­ность. Тем более что законодательно разрешается осуществлять "иные виды деятельности, поскольку это слу­жит достижению целей". В этой си­туации необходимо четко прописать условия предоставления платных ме­дицинских услуг населению, чтобы не допустить замену гарантируемой бес­платной медицинской помощи плат­ной.

В новом Законе об охране здоровья впервые на законодательном уровне производится регламентация оказа­ния платных медицинских услуг. Этой теме посвящена отдельная статья Закона — 84 "Оплата медицинских услуг". В соответствии с указанной статьей граждане имеют право на по­лучение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бы­товых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых до­полнительно при оказании медицин­ской помощи. Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на ос­новании договоров, в том числе дого­воров добровольного медицинского страхования. Данной нормой, по сути, узаконено, что бытовые, сервисные и транспортные услуги, дополнительно предоставляемые в процессе оказа­ния медицинской помощи, могут быть платными.

Согласно Закону об охране здо­ровья при оказании платных меди­цинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помо­щи, утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнитель­ной власти. В соответствии со ст. 37 "Порядки оказания медицинской по­мощи и стандарты медицинской по­

мощи" Закона порядки включают в себя в том числе:

"3) стандарт оснащения медицин­ской организации, ее структурных подразделений;

4) рекомендуемые штатные норма­тивы медицинской организации, ее структурных подразделений...".

Платные услуги сверх стандартов

В соответствии со ст. 84 Закона об охране здоровья платные медицин­ские услуги могут оказываться в пол­ном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе па­циента в виде отдель­ных консультаций или медицинских вмеша­тельств, в том числе в объеме, превышаю­щем объем выполняе­мого стандарта меди­цинской помощи.

Понятно, что плат­ные медицинские услуги в полном объеме стандарта медицинской помо­щи будут оказываться теми медицин­скими организациями, которые не участвуют в реализации программ го­сударственных гарантий бесплатно­го оказания гражданам медицинской помощи и целевых программ, финан­сируемых за счет соответствующего бюджета. А вот отдельные консульта­ции и медицинские вмешательства, в том числе сверх выполняемых стан­дартов медицинской помощи, будут предоставляться и медицинскими ор­ганизациями, участвующими в реали­зации вышеуказанных программ.

Подразумевается, что оказание платных медицинских услуг сверх стандартов медицинской помощи до­пустимо не само по себе, а в целях более быстрого достижения медицин­ской эффективности.

Если идея формирования Програм­мы на основе стандартов медицинской помощи, когда станет возможным оплачивать медицинскую помощь в соответствии со стандартом, будет реализована, границы стандарта ме­дицинской помощи могут служить основой для разделения бесплатного и платного оказания медицинской по­мощи. Различные ав­торы предлагают свои алгоритмы оформле­ния правоотношений с пациентом при плат­ном оказании меди­цинской помощи на- селению2.

С нашей точки зре­ния, наиболее веро­ятны следующие ва­рианты развития со­бытий при оказании платных медицин­ских услуг.

Вариант 1

Врач назначает диагностические исследования и лекарственные препа­раты из перечней стандарта медицин­ской помощи. Пациент соглашается на предложенное бесплатное обсле­дование и лечение в рамках Програм­мы в соответствии со стандартом ме­дицинской помощи.

В медицинской документации де­лается запись: "С предложенным обследованием и лечением на бес­платной основе в рамках программы

государственных гарантий бесплатно­го оказания гражданам медицинской помощи в соответствии со стандартом медицинской помощи согласен".

Условия реализации

Этот вариант изначально пред­полагает, что в рамках Программы, сформированной на основе стандар­тов медицинской помощи, лечение будет наилучшим и всеобъемлющим.

В действительности же могут по­требоваться лечебно-диагностические мероприятия и лекарственные препа­раты, более эффективные для конкрет­ного больного (исходя из его состояния здоровья, сопутствующих заболе­ваний, аллергологического статуса и т. д.), чем те, что предлагаются в рамках выделенных финансовых ресурсов. Поэтому врач обязан информировать пациента не только о бесплатных ме­тодах обследования и лечения, но и об альтернативных методах диагно­стики и лечения, которые не всегда входят в Программу. При этом ин­формация должна предоставляться исключительно с позиций достиже­ния наилучшего результата лечения заболевания, но без давления со сто­роны врача. Решение принимает сам пациент.

Преимущества:

— обследование и лечение для паци­ента бесплатное;

— риск возникновения претензий к медицинской организации со сторо­ны контролирующих органов сведен к минимуму.

Недостатки:

Малообеспеченные пациенты огра­ничены в получении медицинской по­мощи за рамками Программы (хотя являются законопослушными платель­щиками налогов и страховых взносов), поскольку ряд современных, наиболее эффективных, но дорогостоящих ме­тодов диагностики и лечения может не входить в региональные стандарты медицинской помощи в связи с недо­статочностью финансовых средств. Однако данная проблема является об­щегосударственной, а не проблемой организации взаимодействия субъек­тов правоотношений по оказанию ме­дицинской помощи.

Вариант 2

Врач, как и в первом варианте, назначает диагностические исследо­вания и лекарственные препараты из перечней стандарта медицинской помощи. Пациент в целом соглаша­ется на предложенное бесплатное обследование и лечение, однако от­казывается от какого-то обследо­вания или принятия того или иного препарата (например, болезненных диагностических исследований или приема цитостатических препаратов и т. д.).

Врач предлагает заменить методы обследования и лечения, регламенти­рованные стандартом медицинской помощи, на другие медицинские ме­роприятия и лекарственные средства, которые больной может оплатить са­мостоятельно. Пациент отказывается от этих лечебно-диагностических ме­роприятий.

В медицинской документации де­лается запись: "С предложенным

обследованием и лечением на бес­платной основе в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в соответствии со стандартом

медицинской помощи согласен. Но отказываюсь от (указать).

Информирован, что мое решение мо­жет повлиять на эффективность лече­ния".

Условия реализации

Врач обязан информировать паци­ента обо всех последствиях отказа от обследования или лечения. Необходи­мо тщательное оформление отказа от обследования или лечения в медицин­ской документации, с перечислением всех возможных последствий данного отказа для здоровья пациента, эффек­тивности лечения.

Преимуществ у этого варианта нет. К недостаткам можно отнести:

— возможность предъявления пре­тензий к медицинской организации со стороны пациента (при недостаточ­ной эффективности лечения и несо­блюдении требований к оформлению в медицинской документации отказа пациента от диагностических и (или) лечебных мероприятий);

— возможность предъявления пре­тензий со стороны контролирующих органов, а также наложение штраф­ных санкций страховой медицинской организацией (СМО) за несоблюде­ние стандарта медицинской помощи и (или) за недостаточную эффектив­ность лечения пациента.

Вариант 3

Особенности состояния здоровья пациента и его заболевания предпо­лагают применение лечебно-диагно­стических мероприятий и (или) ле­карственных средств, не входящих в стандарт медицинской помощи. К данному случаю не относится назна­чение и применение по медицинским показаниям лекарственных препа­ратов, не входящих в перечень жиз­ненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случа­ях их замены из-за индивидуальной непереносимости и по жизненным показаниям. В этой ситуации в соответствии со ст. 80 "Программа госу­дарственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" Закона об охране здоровья медицинская помощь не подлежит оплате за счет личных средств граж­дан.

Врач сразу предлагает пациенту более эффективные диагностические исследования или лекарственные препараты, не входящие в стандарт медицинской помощи. Соответствен­но за дополнительные медицинские мероприятия и лекарственные сред­ства больной должен платить само­стоятельно.

Пациент не соглашается на реко­мендованное обследование и лечение. В этой ситуации врач должен пред­ложить медицинские мероприятия по перечню, регламентированному стандартом медицинской помощи, которые будут оказаны пациенту на бесплатной основе. При этом необхо­димо проинформировать пациента о

возможно меньшей эффективности данных методов диагностики и лече­ния.

В медицинской документации делается запись: "На обследование и лечение на бесплатной основе в рамках программы государствен­ных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в соответствии со стандартом меди­цинской помощи согласен. От пред­ложенного обследования и лечения на платной основе отказываюсь. Информирован, что мое решение может повлиять на эффек­тивность лечения".

Условия реализации

Врач обязан предоставлять инфор­мацию пациенту исключительно с позиций достижения наилучшего ре­зультата лечения заболевания, но без давления. Решение принимает сам пациент.

Предложения по лечебно-диагности­ческим мероприятиям, не входящим в стандарт медицинской помощи, но более эффективным для данного боль­ного, должны быть обоснованы и опи­саны в медицинской документации

помощи, но более эффективным для данного больного, должны быть обос­нованы и описаны в медицинской до­кументации. В случае возникновения претензий со стороны пациента на недостаточную эффективность лече­ния потребуется экспертиза качества медицинской помощи.

Преимущества:

— обследование и лечение для паци­ента бесплатное;

— минимальный риск возникновения претензий к медицинской организа­ции со стороны контролирующих ор­ганов.

Недостатки:

— возможно меньшая эффектив­ность лечения;

— вероятность предъявления претен­зий со стороны пациента при недоста­точной эффективности лечения.

Вариант 4

Исходные данные аналогичны ва­рианту 3 с той лишь разницей, что па­циент соглашается на предложенное обследование и лечение.

В этом случае в медицинской доку­ментации делается запись: "С пред­ложенным обследованием и лечени­ем согласен. Согласен на назначение диагностических, лечебных меро­приятий (указать) и лекар­ственных препаратов указать), которые буду оплачивать самостоятельно".

Условия реализации

Врач обязан предоставлять ин­формацию пациенту исключительно с позиций достижения наилучшего результата лечения заболевания, но без давления. Решение принимает сам пациент. Предложения по лечеб­но-диагностическим мероприятиям, не входящим в стандарт медицин­ской помощи, но более эффективным для данного больного, должны быть обоснованы и описаны в медицин­ской документации. В соответствии со ст. 779 — 783 ГК РФ заключает­ся договор о возмездном оказании услуг, о заключении договора де­лается запись в медицинской доку­ментации. Необходим контроль за предоставлением платных медицин­ских услуг в государственных и му­ниципальных медицинских органи­зациях, в том числе за соблюдением принципов информированности и добровольности согласия на них со стороны пациента.

Преимущество этого варианта — возможность более быстрого дости­жения медицинской эффективности. К недостаткам можно отнести:

— завышенные ожидания от лечения со стороны пациента;

— вероятность предъявления претен­зий пациентом (при недостаточной эффективности лечения, несоблю­дении требований к оформлению в медицинской документации инфор­мированного добровольного согласия пациента на платные медицинские услуги);

— возможность предъявления пре­тензий к медицинской организации со стороны контролирующих органов (органов управления здравоохранением), а также наложения штрафных санкций СМО за несоблюдение стан­дарта медицинской помощи.

Неоднозначность толкования норм

В статье 84 Закона об охране здо­ровья дополнительно регламентиро­вано оказание платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в Программе. Соглас­но Закону такие организации имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги на иных услови­ях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами го­сударственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской по­мощи и (или) целевыми программами.

В соответствии со ст. 81 Закона об охране здоровья в рамках территори­альной программы государственных гарантий органы государственной власти субъектов РФ устанавливают, кроме прочего, порядок и условия предоставления медицинской помо­щи, в том числе сроки ожидания ме­дицинской помощи, оказываемой в плановом порядке.

Поскольку данные нормы вносят­ся в закон, должно быть исключено всякое неоднозначное их толкование. Однако, на наш взгляд, такая неодно­значность присутствует.

На сегодняшний день в программах государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицин­ской помощи, ежегодно утверждае­мых правительством, в разделе II описаны условия и виды оказания ме­дицинской помощи (что включает, кем предоставляется). Однако эти условия

достаточно общие. Предполагается, что конкретные условия и порядок предоставления медицинской помо­щи на территории субъектов РФ будут определены в территориальных про­граммах государственных гарантий в зависимости от потребности населе­ния и возможностей государственной и муниципальной систем здравоохра­нения. К таким условиям можно от­нести: сроки ожидания плановой гос­питализации, порядок направления на плановую госпитализацию, макси­мальная продолжительность нахожде­ния в очереди на отдельные диагности­ческие исследования, допустимость или недопустимость очередности при оказании медицинской помощи боль­ным с определенными заболеваниями и состояниями и т. д.

Однако регионы весьма воль­но определяют условия оказания медицинской помощи. Некоторые территориальные программы даже содержат нормы, противоречащие федеральному законодательству.

По нашему мнению, если в закон вводить такой критерий платности ме­дицинских услуг, как "иные условия",

ПРИМЕР

то эти условия должны быть юридиче­ски и организационно однозначными.

К тому же права граждан одина­ковы на территории РФ, и чтобы они были реализованы во всех субъектах РФ согласно территориальным про­граммам государственных гарантий, необходимо на федеральном уровне (хотя бы в подзаконных нормативно­-правовых актах) однозначно, путем определения четких критериев регла­ментировать, что представляют собой "иные условия".

Формальность норм

Медицинские организации, уча­ствующие в реализации базовой и территориальной программ госу­дарственных гарантий, имеют право оказывать пациентам платные меди­цинские услуги при самостоятельном обращении за получением медицин­ских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных ст. 21 За­кона об охране здоровья.

В соответствии со ст. 21 Закона гражданин при оказании ему ме­дицинской помощи в рамках Про­граммы имеет право на выбор ме­дицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным фе­деральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия последнего. Для получения первичной медико-санитарной помо­щи (ПМСП) гражданин выбирает ме­дицинскую организацию, в том чис­ле по территориально-участковому принципу, не чаще одного раза в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребы­вания гражданина). В выбранной ме­дицинской организации гражданин

делает выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-те- рапевта, врача-терапевта участково­го, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской органи­зации.

Оказание первичной специализи­рованной медико-санитарной помо­щи осуществляется:

— по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участко­вого, врача общей практики (семей­ного врача), фельдшера, врача-специалиста;

— в случае самостоятельного обраще­ния гражданина в медицинскую орга­низацию, в том числе организацию, выбранную им, как описано выше, с учетом порядков оказания медицин­ской помощи.

Для получения специализирован­ной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организа­ции делается по направлению лечаще­го врача. В случае если в реализации территориальной программы государ­ственных гарантий принимают уча­стие несколько медицинских органи­заций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профи­лю, лечащий врач обязан проинфор­мировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установлен­ных территориальной Программой.

И наконец, медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом со­блюдения установленных требований к срокам ее оказания.

Таким образом, ст. 21 Закона об охране здоровья закрепляет опреде­ленный маршрут движения пациента при получении медицинской помощи, следование которому гарантирует па­циенту бесплатное предоставление медицинской помощи. А вот отклоне­ние от маршрута уже подразумевает платность медицинских услуг. Откло­нением может считаться:

— выбор медицинской организации при получении ПМСП чаще одного раза в год (за исключением случаев изменения места жительства или ме­ста пребывания гражданина);

— выбор врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача об­щей практики (семейного врача) или фельдшера в выбранной медицин­ской организации чаще одного раза в год (за исключением случаев замены медицинской организации);

— выбор медицинской организации для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме без направления врача.

Практически вся медицинская по­мощь, предоставляемая в медицин­ских организациях государственной и муниципальной систем здравоохра­нения на сегодняшний день, оказы­вается с соблюдением маршрута, за­крепленного в Законе. Случаи выбора

медицинской организации без изме­нения места жительства или выбора участкового врача чаще 1 раза в год являются единичными. Специали­зированная медицинская помощь в плановом порядке в медицинских ор­ганизациях государственной и муни­ципальной систем здравоохранения предоставляется только по направле­нию врача.

Поэтому, на наш взгляд, введение в Закон данных норм не актуально, но­сит формальный характер и не требу­ет создания отдельного механизма их реализации.

Заключение

В Законе об охране здоровья впер­вые законодательно закреплено ока­зание платных медицинских услуг населению. Эти услуги стали доступ­ными и законными. При этом следует отметить, что в соответствии со ст. 84 Закона об охране здоровья отказ па­циента от предлагаемых платных ме­дицинских услуг не может быть при­чиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках базовой и территориальной программ государ­ственных гарантий бесплатного оказа­ния гражданам медицинской помощи. Порядок и условия предоставления медицинскими организациями плат­ных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством РФ.

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×