text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Прокурорская проверка исполнения трудового законодательства

  • 15 марта 2012
  • 81

Этой статьей установ­лено, что в целях обес­печения верховенства закона, единства и укреп­ления законности, за­щиты прав и свобод че­ловека и гражданина, а также охраняемых зако­ном интересов общества и государства прокура­тура РФ осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в органах государственной власти и местного самоуправ­ления, коммерческих и некоммерческих организациях и контролирует соответствие законам издаваемых ими правовых актов. И хотя в п. 2 указанной статьи надзорная деятельность в отношении исполнения законодательства о труде непосредственно не названа, данный вид надзора на протяжении последних десяти лет является одним из приоритетных направлений в работе органов отечественной прокуратуры.

Поводов для проверки той или иной организации может быть несколько.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Повод 1. Задание вышестоящей прокуратуры, в котором прокуро­ру района (города) или специализи­рованному прокурору (например, природоохранному, транспортному) предписано осуществить комплекс­ную проверку исполнения трудового законодательства на определенной территории или же на конкретных предприятиях (объектах).

Повод 2. Проведение плановой проверки, осуществляемой согласно плану работы прокуратуры на полу­годие, в который включена подобная проверка (запланирована на опреде­ленный месяц). При этом планы ра­бот районных прокуратур являются служебными документами, в связи с этим работодатели заранее не уведом­ляются о запланированных в их отно­шении проверочных мероприятиях.

Повод 3. Указание прокурора о проведении выборочной проверки ис­полнения трудового законодательства в определенной организации, данное подчиненным работникам на основа­нии сведений о нарушении законно­сти (внеплановая проверка).

Повод 4. Материалы средств мас­совой информации. Публикации в журналах, газетах, сообщения, пе­реданные по каналам телерадиове­щания, материалы интернет-сайтов также являются основанием для вне­плановых проверок, но в данном слу­чае инициировать их, помимо руко­водителя прокуратуры, имеет право работник прокуратуры, на которого возложен данный вид надзора.

Повод 5. Обращение в прокурату­ру (как устное, так и письменное), со­держащее информацию о нарушении

законности в данной сфере. При этом ст. 10 Закона о прокуратуре обязы­вает прокуратуру рассматривать не только заявления самих работников, чьи права могли быть нарушены, но и обращения уполномоченного по пра­вам человека, депутатов представи­тельных органов, партий, иных обще­ственных организаций.

Выездная проверка

Проверка организации надзорным ведомством начинается с поступления запроса о необходимости предостав­ления определенной документации.

Подготовка

Поскольку проверка исполнения трудового законодательства со сто­роны прокуратуры представляет со­бой организационное мероприятие, в котором может быть задействовано большое число лиц, о ее начале работ­ники прокуратуры, как правило, уве­домляют руководство организации по телефону заранее (минимум за один день).

Дата начала проверочных меро­приятий согласуется между работни­ками прокуратуры и работодателем.

ПРИМЕР

Руководство районной клинической больницы № 5 получило факс из прокуратуры о том, что на днях в лечебное учреж­дение придет прокурор с проверкой. Поскольку нарушений закона больница не допускала, проверка не испугала адми­нистрацию. Однако время было выбрано крайне неудачное. Сотрудники больницы готовились к научной конференции международного значения, ожидался приезд коллег из дру­гих городов. В такой ситуации главный врач больницы задал­ся вопросом, можно ли отсрочить проверку, перенести ее на неделю, да еще так, чтобы в прокуратуре не подумали, что больница ищет способы уйти от проверки.

Задача последнего — обеспечить, чтобы сотрудники кадровых подраз­делений, бухгалтеры, заместители ру­ководителя, иные лица, отвечающие за организацию работы на определен­ном участке, находились на рабочих местах, с целью предоставить проку­рорским работникам оперативную возможность ознакомиться с интере­сующей их документацией, визуально осмотреть производственные поме­щения и т. д.

Согласование начала провероч­ных мероприятий в отечественном законодательстве не регламентиро­вано. Поэтому просьба руководите­ля отсрочить приезд прокуратуры на определенное время (скажем, на день или два) в целях исполнения всех тре­бований надзорного органа не будет считаться нарушением и не может рассматриваться как воспрепятство­вание проведению проверки.

Может сложиться так, что руково­дитель организации не владеет опе­ративной обстановкой, связанной с качеством исполнения требований Трудового кодекса РФ и иных нор­мативных актов подчиненными ему сотрудниками или же, возможно, со­мневается в наличии и правильном составлении необходимых докумен­тов. В этом случае целесообразно в ходе телефонного разговора с работ­ником прокуратуры детально выяс­нить, какая документация будет за­требована, каким работникам нужно находиться на месте и быть готовыми дать пояснения, какие еще вопросы могут заинтересовать прокурорских работников в ходе проверки. Чтобы оперативно устранить нарушения (если они вдруг были допущены),

необходимо договориться с прове­ряющим сотрудником прокуратуры о более позднем сроке его приезда (корректно мотивировать небольшую отсрочку объективными обстоятель­ствами, которые могут помешать ком­плексно и оперативно осуществить намеченную прокурорскую провер­ку) и исправить ситуацию.

Порядок выездной проверки

После согласования времени нача­ла проверочных мероприятий в назна­ченный час сотрудник прокуратуры прибывает в организацию. В соответ­ствии со ст. 22 Закона о прокуратуре прокурорский работник вправе при предъявлении служебного удостове­рения беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднад­зорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с посту­пившей в органы прокуратуры инфор­мацией о фактах нарушения закона. За недопуск сотрудника прокуратуры на территорию организации вряд ли привлекут к ответственности. Одна­ко от проверки все равно не уйти, и, надо полагать, она будет более чем пристрастной. Организуя процесс контроля, следует позаботиться, что­бы он прошел на бесконфликтной ос­нове. В противном случае учреждение рискует получить значительное число актов прокурорского реагирования.

Несмотря на то что в законодатель­стве процедура проверочных меро­приятий сотрудниками прокуратуры не регламентирована, в целом она носит формализованный характер. Вместе с тем закрепленные в Законе о прокуратуре права и обязанности

Основные аспекты, на которые органы прокуратуры об­ратят внимание в первую очередь:

- своевременность выплаты заработной платы;

- надлежащее оформление на работу;

- предоставление отпусков;

- производственный травматизм;

- труд несовершеннолетних;

- соблюдение техники безопасности.

прокурорских работников ограниче­ны ст. 26 Закона: органы прокуратуры не вправе вмешиваться в хозяйствен­ную деятельность организаций. Это означает, что прокуратура не может давать советы и указания по подбо­ру и расстановке кадров, назначению ответственных лиц за охрану труда, оценке квалификации работников, улучшению производственного цикла или иной внутрихозяйственной и внутриорганизационной деятельности.

Перед началом мероприятий со­трудник прокуратуры знакомится с должностными лицами, деятельность которых предстоит проверить. На данном этапе истребуются приказы о назначении на должность руководи­теля кадрового подразделения, подчи­ненных ему специалистов, изучаются их трудовые договоры и должност­ные инструкции. Это необходимо для определения непосредственной ком­петенции сотрудников организации в интересующих надзорный орган вопросах, а в дальнейшем — для уста­новления степени их ответственности за выявленные нарушения, а также составления актов прокурорского реагирования. Могут быть запроше­ны и изучены и учредительные доку­менты юридического лица.

Закон не предусматривает каких-либо особенностей проведения органами прокуратуры проверочных меро­приятий по исполнению законодательства о труде и за­нятости населения. В целом работники прокуратуры в данном случае будут осуществлять те же действия, что и инспектора государственной инспекции труда (ГИТ).

Работа организации может быть проверена и по другим направлениям. Струдников прокуратуры могут заин­тересовать иные обстоятельства, выяв­ленные в ходе текущей проверки и тре­бующие юридической квалификации.

Указанием Генпрокуратуры Рос­сии от 14.11.2008 № 229/7р "Об ор­ганизации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правитель­ством РФ мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других сек­торах экономики" прокурорам пред­ложено:

— усилить надзор за соблюдением конституционных прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;

— по каждому факту невыплаты зара­ботной платы виновных лиц привле­кать к административной ответствен­ности;

— при выявлении фактов повторного совершения правонарушения в ука­занной сфере использовать полномо­чия по привлечению виновных лиц к ответственности в виде дисквалифи­кации;

— в отношении руководителей и должностных лиц, которые не вы­плачивают вознаграждение за труд свыше двух месяцев, инициировать применение мер уголовно-правового воздействия.

Данным указанием прокурорам также предписано взять под особый контроль деятельность предприятий и организаций, где в связи с их ликвида­цией, сокращением численности или штата планируется высвобождение работников. При проверках испол­нения работодателями законодатель­ства о труде требуется анализировать выполнение ими обязанностей по выплате выходного пособия, обеспе­чению гарантий и компенсаций, свя­занных с расторжением трудового договора.

Привлечение специалистов

В соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре при проведении про­верочных мероприятий прокурату­ра вправе привлекать специалистов. Данное законодательное положение обусловлено тем, что на практике про­веряющие прокуроры не обладают спе­циальными познаниями в каких-либо узкопрофильных отраслях (например, в производственных характеристиках сложного технического оборудования и вариантах его безопасной эксплуа­тации для работников, бухгалтерских расчетах). В нормативных актах по­рядок и особенности привлечения к прокурорским проверкам лиц, обла­дающих необходимыми знаниями и навыками, не закреплены.

На практике прокуратура может привлечь к совместным проверочным мероприятиям сотрудников государ­ственной инспекции труда (ГИТ), а также органов, компетентных в опре­деленных аспектах, относящихся к трудовым отношениям. Например, это могут быть органы, осущест­вляющие контроль и надзор в сфере

обеспечения санитарно-эпидемиоло­гического благополучия населения, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, государствен­ный экологический контроль, госу­дарственный контроль за безопасно­стью взрывоопасных производств, органы государственного энергетиче­ского надзора и т. д.

Отмеченные ведомства и их должностные лица являются для прокуратуры поднадзорными субъ­ектами, которые согласно законода­тельству обязаны выделить специа­листов. В связи с этим необходимо помнить, что отечественная прокура­тура осуществляет всеобщий надзор за исполнением законности и может проверять исполнение трудового за­конодательства, используя различные подходы и применяя широкий спектр средств и методов. И если должност­ные лица ГИТ по итогам проверки в подавляющем большинстве случаев возбуждают производство об админи­стративном правонарушении, пред­усмотренном ч. 1 и 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонару­шениях (далее — КоАП РФ), то орга­ны прокуратуры не ограничиваются только этой статьей.

Круг вопросов и ответственность

Объем проверочных мероприятий определяется не только плановыми заданиями и перечнем вопросов, под­лежащих проверке, но и инициативой надзирающего проку­рора, от которого зави­сит включение тех или иных сфер, близких по своему общественному значению к реализации прав граждан на безопасные условия труда. Полномочия органов прокура­туры в данном случае шире, чем пред­ставителей ГИТ.

В статье 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществле­нии государственного контроля (над­зора) и муниципального контроля" (далее — Закон о защите прав юри­дических лиц) закреплено, что ру­ководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномочен­ный представитель при проведении проверки имеют право:

— непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящим­ся к предмету проверки;

— получать от органа государственно­го контроля (надзора), органа муници­пального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;

— знакомиться с результатами про­верки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действия­ми должностных лиц органа государ­ственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

— обжаловать действия (бездей­ствие) должностных лиц органа го­сударственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуаль­ного предпринимателя при проведе­нии проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответ­ствии с законодательством РФ.

Однако нужно иметь в виду, что указанные положения не распростра­няются на порядок проведения прове­рок органами прокуратуры (ч. 3 ст. 1 Закона о защите прав юридических лиц).

По результатам проверки и приня­тых мер должностное лицо прокура­туры готовит справку на имя своего руководителя, которая относится к служебным документам и не предна­значена для посторонних лиц. Если работник прокуратуры привлекает для проверки исполнения трудово­го законодательства специалистов и совместно с ними проверяет работу организации, то он является руко­водителем данной группы и коорди­нирует их действия. Представители

иных контролирующих органов, присутствую­щих при данной про­верке, предоставляют сведения о ее результатах и выявленных нару­шениях в удобной для прокурорско­го работника форме. Отмеченные лица также могут не составлять акты о результатах проверки, так как в за­конодательстве подобные ситуации не регламентированы.

Срок проведения проверки и объ­ем проверочных мероприятий уста­навливается по инициативе проку­рорского работника, поскольку он является главным действующим ли­цом в данной ситуации и несет всю полноту ответственности, а иные при­сутствующие при проверке лица ис­полняют данные им указания.

Проверка после проверки

Прокурорские проверки прово­дятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требую­щих принятия мер прокурором. При наличии оснований для проверки со­трудники прокуратуры вправе про­вести ее, несмотря на то, что ранее (пусть даже неделю или две назад) с подобной проверкой уже приходи­ли инспекторы ГИТ. Кроме того, на практике бывает так, что работники прокуратуры требуют от инспекции труда предоставить материалы про­верки той или иной организации. Не исключено, что изучение такой до­кументации покажет: проверка ГИТ проведена поверхностно, необходи­мые факты не нашли должного юри­дического оформления, а виновные

лица не были привлечены к админист­ративной ответственности. В резуль­тате повторных проверочных меро­приятий прокуратура может принять меры как в отношении организации, так и самой инспекции труда.

Пример, когда прокуратура опера­тивно реагирует на информацию, по­ступившую от ГИТ, является наиболее правильным вариантом действий про­курорских работников в случае, если цели и тематика проверок органов прокуратуры и ГИТ совпадают. Одна­ко если круг вопросов, возникших у надзорного ведомства, шире, а также имеются иные факты, нуждающиеся в уточнении, то работники прокура­туры вправе самостоятельно осуще­ствить все необходимые проверочные мероприятия.

Этапы проверки

Продолжая разговор о процедуре проводимой органами прокуратуры выездной проверки, условно разде­лим ее на два этапа.

Этап 1. Как уже отмечалось, он включает в себя знакомство проку­рорских работников с руководящи­ми лицами организации (в случае если проверка проводится впервые) и изучение документации, интере­сующей проверяющих лиц. На этом этапе они могут попросить копии ка­ких-либо материалов или же соста­вить определенные справки.

Если подготовка займет определен­ное время, необходимо заранее обго­ворить срок и порядок предоставле­ния таких сведений непосредственно в прокуратуру. В настоящее время до­ступ прокурорских работников в Ин­тернет с рабочих компьютеров огра­ничен (пересылка сведений между прокуратурами внутри субъекта РФ осуществляется с использованием се­тей, закрытых для иных пользовате­лей), поэтому указанная информация необходима прокурорским работни­кам на бумажном носителе. Место для общения с работниками прокуратуры целесообразно определить заранее. Это может быть кабинет директора, начальника отдела кадров, отдельное помещение рядом с приемной, конфе­ренц-зал и т. д.

Этап 2. Включает в себя осмотр предприятия. Показывать производ­ственные помещения необходимо, если представитель прокуратуры за­явит об этом. В таком случае потребуются лица, отвечающие за цеха, мастерские, склады и другие помеще­ния, которые могут разъяснить воз­никшие у прокурорского работника вопросы, показать журналы и иную документацию, хранящуюся на ме­стах.

Невыездная (документарная) проверка

Сущность данной проверки состо­ит в том, что работник прокуратуры вызывает для дачи объяснений нуж­ных ему лиц и истребует необходи­мую документацию, находясь в своем рабочем кабинете. В процессе прове­рочных мероприятий он изучает пре­доставленные по запросу материалы.

Статистическая и иная информа­ция, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокура­туры функций, предоставляются по требованию прокурора безвозмезд­но. В запросе прокуратуры устанав­ливается разумный срок его исполне­ния; обычно в конце запроса имеется фамилия подготовившего его долж­ностного лица (в дальнейшем именно оно и будет вас проверять) и его слу­жебный телефон. В случае если у вас возникли какие-либо вопросы по ис­полнению требований прокуратуры, отраженных в запросе, целесообраз­но их разрешить, связавшись с этим сотрудником.

При поступлении запроса из про­куратуры необходимо полно и точно исполнить содержащиеся в нем тре­бования, а именно подготовить и на­править с сопроводительным письмом те документы, которые запрашивают­ся. Предоставление лишней докумен­тации или сведений не требуется и может явиться нежелательным пово­дом для возникновения дополнитель­ных вопросов к вашей организации.

Неисполнение требований проку­ратуры, содержащихся в запросе, а также несвоевременное, неполное, искаженное предоставление запра­шиваемой информации (сведений) может явиться поводом для привлече­ния к административной ответствен­ности по ст. 19.7 КоАП РФ. В числе санкций данная статья предусматри­вает наложение административного штрафа на должностных лиц — от 300 до 500 руб., на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб.

Кроме того, о начале проверки в отношении конкретной организации может свидетельствовать повестка о явке в прокуратуру для дачи объ­яснения или же вызов кого-либо из сотрудников по телефону. В случае если лицо надлежащим образом было извещено о необходимости явиться в прокуратуру (получило повестку о явке и поставило свою подпись) и иг­норировало это требование без объ­ективных, зафиксированных доку­ментально причин, оно также может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

Помощник или заместитель про­курора могут потребовать письменные объяснения у лиц, имеющих от­ношение к выявленным нарушениям трудового законодательства. У ра­ботников организации, имеющих непродолжительный стаж работы и впервые сталкивающихся с подобной ситуацией, процедура опроса вызы­вает, как правило, негативные ассо­циации и опасения. Следует заметить, что дача письменных объяснений яв­ляется обычной формальностью. Она необходима для полноты собираемого проверочного материала и по большо­му счету не обязательна для работо­дателя, поскольку в соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обя­зан свидетельствовать против самого себя.

Проверка по жалобе

Проверка по жалобе или заявле­нию включает в себя аналогичные действия: истребование сведений и взятие письменных объяснений у лиц, имеющих отношение к доводам, изложенным заявителем. В случае если изложенные в обращении фак­ты нуждаются в уточнении, работник прокуратуры имеет право вызвать лицо, написавшее данное обращение, и побеседовать с ним. Как правило, если на организацию подали жалобу в органы прокуратуры, об этом станет известно через непродолжительный промежуток времени (в организацию поступит запрос документов или по­следует вызов в прокуратуру).

Работа прокуроров с обращения­ми граждан и юридических лиц до­пускает согласительную процедуру, позволяющую избежать привлечения к ответственности. Ее сущность за­ключается в следующем. Если работо­датель, узнав о том, что на него подана жалоба и изложенные в ней доводы соответствуют действительности, са­мостоятельно и оперативно примет меры к восстановлению нарушенных прав и интересов (например, в крат­чайшие сроки погасит задолженность по заработной плате), то он имеет шанс получить лишь предостереже­ние о недопустимости нарушения за­кона.

Если устранить все нарушения до принятия прокуратурой мер проку­рорского реагирования, можно по­пробовать убедить заявителя на этом основании повторно обратиться в про­куратуру с просьбой не рассматривать по существу ранее поданное заявле­ние. В случае поступления прокурору подобного (повторного) обращения всегда принимается решение о снятии с разрешения и контроля первоначаль­ной жалобы.

В тех случаях, когда работодатель считает свои действия по отношению к заявителю правомерными, ему не­обходимо обосновывать свою пози­цию исключительно со ссылкой на действующее законодательство и пра­воприменительную практику.

Оформление результатов

Завершение проверки исполнения трудового законодательства (как до­кументарной, так и выездной) закан­чивается принятием мер прокурор­ского реагирования в том случае, если выявлены нарушения нормативных правовых актов.

Имейте в виду, что момент окон­чания проверочных мероприятий для работодателя и для проверяющего его работника прокуратуры может и не совпадать. Из содержания Закона о прокуратуре следует, что органы прокуратуры должны принять меры к восстановлению нарушенных интере­сов граждан и привлечению виновных лиц к ответственности. Вместе с тем в подавляющем большинстве случаев для органов прокуратуры окончание проверки обусловлено направлением ответа заявителю, подготовкой до­кладной записки на имя вышестояще­го прокурора с указанием результатов проверки, а также направлением для рассмотрения по существу актов про­курорского реагирования.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по су­ществу находящихся в его производ­стве дел и материалов, а также пре­доставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федераль­ным законодательством.

Не имея возможности ознакомиться с материалами проведенной в отноше­нии него проверки, работодатель, к со­жалению, вынужден только пассивно ожидать представления или протеста прокурора по почте, а также вызова в прокуратуру для вынесения предосте­режения о недопустимости нарушения закона. А вот уже имея на руках эти бумаги, учреждение может считать ос­новную фазу прокурорских провероч­ных мероприятий завершенной.

Акты прокурорского реагирования

Закон о прокуратуре не содержит понятий "меры прокурорского реаги­рования", "акты прокурорского реа­гирования". В нем определены доку­менты, составляемые компетентными должностными лицами органов про­куратуры и служащие мерами реаги­рования на нарушения действующего законодательства. К таким докумен­там относятся:

— протест прокурора (ст. 23);

— представление прокурора (ст. 24);

— постановление о возбуждении про­изводства об административном пра­вонарушении (ст. 25).

Это специфические акты, являю­щиеся формой реагирования, — они выносятся только прокурорами и их заместителями в порядке реализации их полномочий и обязательны для ис­полнения теми органами и их долж­ностными лицами, которым они пред­писаны.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадав­ший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значи­тельного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение при­обрело особое общественное значе­ние, прокурор предъявляет и поддер­живает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В слу­чае если по результатам проверки ис­полнения трудового законодательства единственным способом реагирова­ния на выявленные нарушения яв­ляется обращение прокурора в суд с заявлением (например, о взыскании с работодателя невыплаченных коман­дировочных расходов), то данный иск будет являться актом и мерой проку­рорского реагирования.

Протест прокурора

В соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре прокурор или его заме­ститель приносит протест на проти­воречащий закону правовой акт в ор­ган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессу­альным законодательством РФ.

То есть Закон о прокуратуре допу­скает два варианта действий:

— принести протест на правовой акт в орган или должностному лицу, его издавшему;

— обратиться в суд.

Протест подлежит обязательно­му рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. В исключительных об­стоятельствах, требующих немед­ленного устранения нарушения за­кона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

Данный документ должен соответ­ствовать определенным требованиям не только по форме, но и по содер­жанию. Обязательными реквизитами протеста прокурора являются:

— название органа, в который он при­носится;

— точное наименование акта, являю­щегося, по мнению прокурора, проти­воречащим закону.

В содержательной части протеста отражаются следующие позиции:

ПРИМЕР

При проведении проверки по жалобе лица, незаконно уво­ленного с места работы, прокурор установил обоснован­ность доводов заявителя и неправомерность действий должностных лиц, его уволивших. В такой ситуации прине­сение протеста на незаконный приказ об увольнении будет скорейшим способом удовлетворения указанной жалобы, нежели подача в суд искового заявления о восстановлении на работе, поскольку судебная защита интересов заявите­ля в данном случае займет более длительный промежуток времени и потребует больше усилий со стороны работников прокуратуры.

— в чем выражается несоответствие либо противоречие акта (его части), на который направлено прокурорское воздействие;

— точное наименование закона, с ко­торым данный акт вступил в противо­речие (несоответствие);

— предложение устранить допу­щенное нарушение (необходимо из­ложить, в каких конкретных юри­дических действиях оно должно выражаться и какие правовые послед­ствия нести);

— требование рассмотреть протест в оговоренные законом сроки со ссыл­кой на правовые нормы и указание на то, что ответ о результатах рассмотре­ния протеста должен быть незамедли­тельно отправлен прокурору в пись­менной форме.

Ответом на протест является при­каз или распоряжение об отмене или внесении изменений в правовой акт, который был опротестован. В случае несогласия с требованиями, изложен­ными в протесте прокуратуры, рабо­тодатель должен в указанный срок дать мотивированный ответ.

Представление прокурора

Согласно ст. 24 Закона о прокура­туре представление об устранении нарушений закона вносится прокуро­ром или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полно­мочны устранить допущенные нару­шения, и подлежит безотлагательно­му рассмотрению.

В представлении отражаются:

— орган и должностное лицо, которо­му оно адресовано;

— источники информации об имев­ших место нарушениях закона.

Данный акт или мера прокурор­ского реагирования носит во многом комплексный и аналитический харак­тер, в нем дается описание и характе­ристика выявленных нарушений за­кона и их негативных последствий. В пред­ставлении также разъ­ясняются нормы пра­вовых актов, анали­зируются причины и условия, способствующие нарушению за­конности в той или иной сфере, определя­ются требования про­курора об их устра­нении и указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представления. Вместе с тем рекомен­дации прокурора по устранению на­рушений закона должны иметь право­вую направленность и не вторгаться в сферу хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Предложения по устранению об­стоятельств, способствовавших на­рушениям закона, экономического, организационно-управленческого, тех­нического характера должны базиро­ваться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий. В чис­ле требований, направленных на устра­нение правонарушений и их причин, в представлении допустима постановка вопроса о необходимости привлече­ния к ответственности (дисциплинар­ной, материальной) конкретных лиц, попустительствовавших нарушениям, но при условии, что в их действиях от­сутствуют признаки преступления или административного проступка.

Представление подлежит рассмо­трению непосредственно после его получения. Кроме того, в ч. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре указано, что в течение месяца должны быть приня­ты конкретные мерв1 по устранению допу­щенных нарушений закона, их причин и условий, им спо­собствующих, с по­следующим сообще­нием результатов при­нятых мер прокурору в письменной форме.

Ответ на пред­ставление подписы­вается должностным лицом, которому оно адресовано. В ответе должна быть отражена деятельность, связанная с устранением отмеченных в представлении нарушений и приня­тием профилактических мер, направ­ленных на их недопущение.

Срок исполнения, указанный в протесте или представлении, начи­нает исчисляться со дня получения этих документов. Буквальное испол­нение всех требований, содержащих­ся в представлении прокуратуры об устранении нарушений трудового за­конодательства, и направление ответа строго в указанный срок (равно как и удовлетворение протеста) является фактическим окончанием прокурор­ской проверки работодателя.

Ответственность работодателя

Статья 17.7 КоАП РФ предусматри­вает административную ответствен­ность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих

из его полномочий. То есть в случае умышленного игнорирования изло­женных в представлении и в про­тесте требований прокурор вправе возбудить производство об админист­ративном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ. В качестве санкции в этом случае предусмотрено наложение ад­министративного штрафа на долж­ностных лиц — от 2000 до 3000 руб.

На практике распространено воз­буждение производства об админист­ративных правонарушениях, преду­смотренных ст. 17.7 КоАП РФ, по фактам непредставления ответов на протесты и представления прокурора в указанные в этих документах сроки.

Согласно ст. 28.4 КоАП РФ при осу­ществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением зако­нов, действующих на территории Рос­сии, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правона­рушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ. Из смысла положений статьи вытекает, что прокурор вправе возбудить дело об административном правонарушении в отношении любо­го юридического и физического лица. Стоит обратить внимание на то, что в полномочия прокурора не входит при­знание лица виновным и наложение на него административного штрафа.

Возбудив дело об административном правонарушении, должностные лица прокуратуры выносят постановление и направляют этот документ и все не­обходимые материалы в орган, уполно­моченный в соответствии с КоАП РФ рассматривать данную категорию дел.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод челове­ка и гражданина имеет характер пре­ступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы совершившие его лица были подвергнуты уголовному пре­следованию в соответствии с законом (п. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре).

Предостережение о недопустимости нарушения закона

Согласно ст. 25.1 Закона о проку­ратуре в целях предупреждения пра­вонарушений и при наличии сведе­ний о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его замести­тель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противо­правных деяниях, содержащих при­знаки экстремистской деятельно­сти, — руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопусти­мости нарушения закона. В случае не­исполнения требований, изложенных в указанном предостережении, долж­ностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в уста­новленном законом по­рядке.

Прокурор при про­ведении надзорной про­верки может объявить предостережение лишь при наличии веских задокументи­рованных оснований, связанных с тем, что в будущем, возможно, лицо совершит правонарушение. Поста­новление Верховного Суда РФ от 27.09.2005 № 45-ад05-2 определяет особенности его применения и ука­зывает, что предостережение проку­рора, изданное в силу полномочий, установленных Законом о прокура­туре, должно содержать указание на конкретный федеральный закон, о недопустимости нарушения которо­го прокурор предупреждает. Такое предостережение никаких юридиче­ских последствий для лица, которому оно объявлено, не влечет, то есть ни к чему не обязывает и не вызывает наступление какой-либо ответствен­ности. Если лицо, которому было объ­явлено данное предостережение, все же совершит в дальнейшем правона­рушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия для него породят иные меры прокурорского реагирования, принятые в связи с нарушением за­конности, а не с предостережением. Вопрос о том, чтобы учитывать пред­остережение как отягчающее обстоя­тельство при повторных нарушениях, в действующем законодательстве не рассматривается.

На практике органы прокурату­ры объявляют должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона в случаях, когда принять иные меры прокурорского реагирования невозможно.

Заключение

При посещении медицинской ор­ганизации работники прокуратуры

не имеют точной информации о рас­становке кадрового состава, квалифи­кации работников, компетентности в плане знаний трудового законода­тельства. Поэтому главные врачи име­ют возможность завладеть инициати­вой путем убеждения проверяющих, что требования закона неукоснитель­но соблюдаются, и доказать это на деле, предоставив всю требуемую до­кументацию, оформленную надлежа­щим образом. Отсутствие по резуль­татам проверки актов прокурорского реагирования или объявление толь­ко предостережений о недопусти­мости нарушения законности будет свидетельствовать о высоком уровне правовой подготовки специалистов учреждения и гарантировать, что сле­дующая прокурорская проверка бу­дет нескоро (конечно, при отсутствии письменных жалоб и несчастных слу­чаев).

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.