text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Проблемы реализации информированного добровольного согласия лиц с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

  • 15 марта 2012
  • 9

Российская Федерация как со­циальное государство в полном объеме реализует право каж­дого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Это право об­щепризнано нормами международно­го права, например ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948), ст. 12 Международного пакта об экономиче­ских, социальных и культурных пра­вах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966).

Одним из возможных способов реализации данного права являет­ся обеспечение благо­приятной окружающей среды, в том числе пу­тем ограничения распро­странения инфекцион­ных заболеваний, пред­ставляющих опасность для окружающих.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Согласно ст. 1 Фе­дерального закона от

30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно­-эпидемиологическом благополучии населения" инфекционные заболева­ния, представляющие опасность для окружающих, — это инфекционные заболевания человека, характеризую­щиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).

В соответствии с постановлени­ем Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляю­щих опасность для окружающих" (далее — постановление № 715) к за­болеваниям, опасным для окружаю­щих, отнесены:

— болезнь, вызванная вирусом имму­нодефицита человека (ВИЧ);

— вирусные лихорадки, передавае­мые членистоногими, и вирусные ге­моррагические лихорадки;

— гельминтозы;

— гепатит В, гепатит С;

— дифтерия;

— инфекции, передающиеся преиму­щественно половым путем;

— лепра;

— малярия;

— педикулез;

— акариаз и другие инфестации;

— сап и мелиоидоз;

— сибирская язва;

— туберкулез;

— холера;

— чума.

Для улучшения качества жизни человека и гражданина в стране идет модернизация здравоохранения, ко­орая предусматривает в том числе изменение нормативно-правового ре­гулирования данной отрасли.

С 1 января 2012 г. вступили в силу положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Россий­ской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья). Как и в ранее дей­ствовавшем документе (Основы зако­нодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. Вер­ховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-I), в новом законе указано, что необходимым предварительным усло­вием медицинского вмешательства является информированное добро­вольное согласие гражданина или его законного представителя на медицин­ское вмешательство.

Данная норма берет свое начало не только в документах, находящихся выше по иерархической лестнице, но и в таких актах, как Гражданский ко­декс РФ (далее — ГК РФ) и Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", затрагивающих право человека на информацию.

Национальное законодательство предусматривает возможность ока­зания медицинской помощи как с согласия, так и без согласия лица. Естественно, для организаций, ока­зывающих медицинскую помощь, в правовом плане всегда целесооб­разно получить согласие лица на ее оказание, тем самым защитив себя от необоснованных претензий паци­ентов.

Новый Закон об охране здоро­вья в ст. 20 определяет, что инфор­мированное добровольное согласие гражданина (в том числе с заболева­ниями, представляющими опасность для окружающих) или его законно­го представителя на медицинское вмешательство дается на основании предоставленной медицинским ра­ботником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания меди­цинской помощи, свя­занном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагае­мых результатах оказания медицин­ской помощи.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешатель­ство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении лица, не достигшего возраста, уста­новленного законодательством, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоя­нию не способно дать согласие на медицинское вмешательство (п. 1 ч. 2 ст. 20). Следует напомнить, что недее­способным в РФ может быть признан гражданин, который вследствие пси­хического расстройства не может по­нимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ).

Необходимо подчеркнуть, что впервые на законодательном уровне предусматривается письменная фор­ма изложения информированного добровольного согласия на медицин­ское вмешательство или отказ от него. Также необходимым условием явля­ется подпись гражданина, одного из родителей или иного законного пред­ставителя, медицинского работника.

Законодатель предусмотрел также случаи, когда информированное доб­ровольное согласие на медицинское вмешательство не требуется. В част­ности, оказание медицинской помо­щи без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного

представителя возможно в отноше­нии лиц, страдающих заболевания­ми, представляющими опасность для окружающих (п. 2 ч. 9 ст. 20 Закона об охране здоровья).

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 20 Закона ре­шение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного пред­ставителя принимается консилиумом врачей. В случае если собрать консилиум не­возможно, решение принимает непосред­ственно лечащий (де­журный) врач с внесе­нием такого решения в медицинскую доку­ментацию пациента и

последующим уведомлением должностнв1х лиц медицинской организации (руко­водителя медицинской организации или руководителя отделения меди­цинской организации), гражданина, в отношении которого проведено ме­дицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного пред­ставителя лица, в отношении кото­рого проведено медицинское вмеша­тельство.

Проанализировав нормы нового законодательства, можно с сожале­нием констатировать, что некоторые аспекты так до конца и не урегулиро­ваны. В результате при применении норм нового законода­тельства об информи­рованном добровольном согласии при оказании медицинской помощи ли­цам с заболеваниями, представляющими опас­ность для окружающих, могут возник­нуть следующие вопросы:

1. Все ли лица с заболеваниями, представляющими опасность для окру­жающих, могут быть подвержены не­добровольной госпитализации?

Данный вопрос возникает при ана­лизе постановления № 715. При состав­лении Перечня заболеваний, представ­ляющих опасность для окружающих, законодатель не клас­сифицировал заболе­вания по тяжести, степени опасности, по возможным последст­виям для здоровья (например, возникно­вения инвалидности), тем самым уравняв та­кие заболевания, как педикулез и чума. На данный момент, учитывая нормы но­вого закона, лица с вышеуказанными заболеваниями при их несогласии на лечение могут быть подвергнуты при­нудительной госпитализации. И если при таких заболеваниях, как чума или холера, сомнения в необходимости ме­дицинских манипуляций без согласия лица не возникает, то при педикулезе, с учетом дефицита коечного фонда, целесообразность подобных действий вызывает вопросы.

2. Возможно ли для подтвержде­ния диагноза при подозрении на за­болевание, представляющее опас­ность для окружающих, проведение диагностических манипуляций без согласия гражданина (одного из ро­дителей или иного законного пред­ставителя)?

3. В течение какого периода после медицинского вмешательства без со­гласия гражданина должно последо­вать уведомление должностных лиц медицинской организации (руково­дителя медицинской организации или руководителя отделения меди­цинской организации), гражданина, в отношении которого проведено ме­дицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного пред­ставителя недееспособного лица, в отношении которого проведено ме­дицинское вмешательство?

В связи с вышесказанным пред­лагаем дополнить Закон об охране здоровья и изложить п. 22 ст. 2 в сле­дующей редакции: "Особо опасные инфекции — инфекционные заболе­вания, представляющие угрозу для че­ловека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертно­сти и инвалидности, возможным эмбриотоксическим эффектом, а также быстрым распространением среди на­селения (эпидемия)".

Пункт 2 ч. 9 ст. 20 изложить в редак­ции: "Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного пред­ставителя допускается: <...> 2) в отно­шении лиц, страдающих заболевания­

ми, представляющими опасность для окружающих или при подозрении на особо опасные инфекции".

Пункт 1 ч. 10 ст. 20 следует изло­жить в редакции: "Решение о меди­цинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя при­нимается: консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум не­возможно, — непосредственно леча­щим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую доку­ментацию пациента и последующим уведомлением в установленные зако­нодательством сроки должностных лиц медицинской организации (руко­водителя медицинской организации или руководителя отделения меди­цинской организации), гражданина, в отношении которого проведено ме­дицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного пред­ставителя недееспособного лица, в отношении которого проведено ме­дицинское вмешательство".

Внесение дополнений в действую­щее законодательство в целях со­блюдения прав и свобод человека и гражданина может помочь избежать неправомерных действий со стороны медицинского персонала и предотвра­тить возникновение необоснованных претензий у пациентов с заболева­ниями, представляющими опасность для окружающих, при оказании им медицинской помощи.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.