text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Организация и проведение выборов различного уровня в стационарах медицинских организаций

  • 15 апреля 2012
  • 64

Граждане демократического общества должны беспрепят­ственно реализовывать свое право на свободное волеизъявление при проведении выборов. И хотя дан­ное право не ставится под сомнение, его реализация сопряжена с известны­ми трудностями. Прошедшие выборы различных уровней власти свидетель­ствуют о том, что их проведение нахо­дится под пристальным вниманием, а все случаи нарушений подробно ана­лизируются как активными членами

общественных органи­заций, так и правоохра­нительными органами. Лозунг "Мы — за чест­ные выборы!" включают в свои избирательные тезисы представители всех политических дви­жений. Поскольку тема выборов еще свежа, рассмотрим один из ее аспектов — проведение выборной кампании в ..... больницах.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

После проведенных в декабре 2011 г. выборов в Государствен­ную Думу активность избирателей значительно выросла. В средствах массовой информации и в Интер­нете появились материалы, свиде­тельствующие о нарушениях во вре­мя проведения выборов, в т. ч. по отношению к лицам, находившимся в стационарах. Например, в город­ской больнице г. Жуковский списки лиц на голосование были составлены с серьезными нарушениями, а в Интернете опубликованы персональ­ные данные пациентов с нарушением врачебной тайны1. По итогам дум­ских выборов "Единая Россия", ко­торую обвиняли в фальсификациях, показала самые высокие результаты (более 90%) именно в больницах, пси­хиатрических клиниках, тюрьмах и воинских частях. На выборах 4 дека­бря на эти участки даже допустили наблюдателей2. В ряде больниц Там­бова руководство заставило врачей брать открепительные удостовере­ния по месту регистрации и голосо­вать 4 марта на выборах президента на работе3.

Нормативная база

Пункт 2 ст. 32 Конституции РФ гласит: "Граждане Российской Феде­рации имеют право избирать и быть избранными в органы государствен­ной власти и органы местного само­управления, а также участвовать в референдуме". Этой нормой закре­плены основные политические права, обеспечивающие гражданам их учас­тие в реализации высшего непосред­ственного выражения народовластия в форме свободных выборов. Для обес­печения данного права в России при­няты два основных федеральных зако­на, регламентирующих выборы. Это Федеральные законы от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях из­бирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее — Закон № 67-ФЗ) и от 26.11.1996 № 138-ФЗ "Об обеспе­чении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"4. Как указано в п. 2 ст. 130 Конституции РФ, местное само­управление осуществляется гражда­нами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы мест­ного самоуправления. Отдельным за­коном описывается порядок выборов в Государственную Думу (Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выбо­рах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации", далее — Закон о выборах депутатов).

Порядок выборов Президента РФ определен в ст. 81 Конституции РФ, в которой указано, что граждане РФ из­бирают Президента на основе всеоб­щего равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании. Во исполнение указанной нормы при­нят Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Рос­сийской Федерации" (далее — Закон о выборах Президента).

Наличие у дееспособного избира­теля заболевания не может служить основанием для отказа в реализации его избирательного права, подобные действия могут быть расценены как дискриминация избирателя. При этом в соответствии с п. 3 ст. 5 Федераль­ного закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья) государ­ство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обу­словленной наличием у них каких-ли­бо заболеваний. Избирательное право должно быть реализовано, невзирая на место нахождения избирателя, в т. ч. во время его госпитализации в медицинской организации. Естест­венно, что организация и проведение выборов в стационарных подразделе­ниях медицинских организаций всех форм собственности возлагается на администрацию. Необходимо также соблюдение избирательных прав со­трудников медицинских организаций, участвующих в выборных кампаниях или находящихся на дежурстве (рабо­те) во время выборов.

В перечисленных федеральных за­конах особое внимание уделяется сле­дующим задачам:

— образование избирательных участ­ков в местах временного пребывания, в частности в больницах;

— формирование списков избирателей;

— подготовка помещения для голосо­вания;

— гласность в деятельности избира­тельных комиссий.

В каждом законе за эти задачи от­вечают разные статьи (см. таблицу).

В подзаконных актах (приводятся при описании организации выборов) основное внимание уделяется:

— организации голосования граждан РФ, находящихся в местах временно­го пребывания, в т. ч. в больницах;

— календарному плану мероприятии по подготовке и проведению выборов;

— формированию участковых изби­рательных комиссий в местах времен­ного пребывания с участием сотруд­ников учреждений;

— форме заявления о включении в список избирателей на избиратель­ном участке;

— документам, удостоверяющим лич­ность избирателя.

Подготовка и организация выборов

Процесс организации и подготовки выборов в стационаре можно условно разделить на следующие этапы:

— предварительный этап (за несколь­ко месяцев до выборов);

— подготовительный этап (начинает­ся за 1, 5 — 2 месяца до выборов, закан­чивается за сутки перед выборами);

— проведение выборов (сам день вы­боров и сутки перед этим);

— подведение итогов (несколько дней после проведения выборов).

Предварительный этап заключа­ется в создании условий для прове­дения выборов. Этот этап включа­ет изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей проведе­ние выборов данного уровня, а так­же отбор сотрудников для участия в штабе выборов в медицинской орга­низации.

Подготовительный этап начинает­ся за 1, 5 — 2 месяца и заключается в создании отлаженного механизма ре­ализации права пациента на участие в выборах и свободное волеизъявление. Работа ведется по пяти направлениям, за каждым из которых закрепляется

член штаба (комиссии) по проведе­нию выборов.

1. Взаимодействие с избиратель­ными комиссиями — территори­альной (ТИК) и участковой (УИК). Необходимо уточнить их местополо­жение, контактные телефоны и от­ветственных лиц. Как правило, ТИК письменно рассылает запросы об от­ветственных лицах в медицинской ор­ганизации, сообщает об УИК, а также организует обучение. В срок не позд­нее месяца следует взять в ТИК обра­зец заявления о включении в список на голосование. Эти заявления запол­няют пациенты. Примерный образец заявления приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерально­го Собрания Российской Федерации шестого созыва, утвержденным по­становлением ЦИК РФ от 10.08.2011 № 24/248-6. По общему правилу из­бирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосо­вания.

2. Работа с сотрудниками медицин­ской организации. Ее следует начать с издания приказа по организации, в котором будут указаны состав штаба (комиссии) с разграничением полно­мочий, режим работы (еженедельно в конкретный день с указанием време­ни, в последнюю неделю — ежеднев­но). Перед выборами за 1 — 2 недели необходимо определить круг лиц, за­действованных в работе в день выбо­ров, письменно взять у них согласие на работу в нерабочий день (так как выборы чаще всего проводятся в вос­кресенье), а также на форму оплаты сверхурочной работы, издать соответ­ствующий приказ. С составом штаба (комиссии) и прочими сотрудниками (по отделениям) необходимо провести учебу, во время которой разъяснять поведение при подготовке и проведе­нии выборов. Так, нужно оговорить недопустимость определенных дей­ствий (односторонняя агитация, запу­гивание пациентов с использованием их зависимого положения, агитация в так называемый день молчания и др.). Можно изложить требования закона и подзаконных актов в виде памятки для сотрудников. Такую инструкцию следует обсудить с ТИК во избежание несогласованности и ошибок.

3. Работа с пациентами и форми­рование списков для голосования. Это наиболее трудная часть работы, при этом от ее качественного исполнения зависит итоговая оценка проведения выборов в стационаре. Небрежное со­ставление списков и неточности в них приводят к нарушению прав пациен­тов на участие в выборах. Это может послужить основанием привлечения

должностных лиц медицинской орга­низации к ответственности. Необхо­димо нацелить сотрудников на вклю­чение в списки как можно большего числа пациентов, при этом учитывая такие факторы, как желание некото­рых пациентов уйти домой для голо­сования, дееспособность, физическая возможность голосовать (относится к пациентам реанимации, находящимся на ИВЛ, в коме, после наркоза и т. п.). Также нужно принять во внимание способность пациента ориентировать­ся в месте и времени и понимать об­ращенную речь — для дееспособных психически нездоровых пациентов, находящихся в остром периоде забо­левания. Для последней группы следу­ет принимать комиссионное решение и оформлять его письменно в истории болезни в срок не позже суток до дня выборов (последний срок уточнения списков). Слишком рано проводить комиссию также не рекомендуется, так как пациенту к выборам может стать лучше, а в списки его не включи­ли. При оценке способности пациента участвовать в голосовании следует вы­делять пациентов, имеющих ограни­ченные способности к передвижению, слабо владеющих рукой вследствие парезов и параличей, плохо видящих, слабо слышащих. Необходимо заранее определить объем помощи, который потребуется пациентам для реализа­ции их права на участие в выборах.

В день голосования избиратель, яв­ляющийся инвалидом по зрению либо имеющий другие нарушения здоро­вья, не позволяющие ему самостоя­тельно расписаться в получении изби­рательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, принять

участие в электронном голосовании, в соответствии с ч. 10 ст. 75 Закона о выборах депутатов и п. 10 ст. 69 За­кона о выборах Президента вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя. Однако тот не дол­жен являться членом избирательной комиссии, зарегистрированным кан­дидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом или уполномоченным предста­вителем политической партии, в т. ч. по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) на­блюдателем. Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию

о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе списка изби­рателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гра­жданина, лица, оказывающего помощь избирателю. Помощь может потребо­ваться еще на этапе ознакомления со списком кандидатов.

При формировании списков в них нужно включить только дееспособ­ных лиц. Так, в п. 3 ст. 32 Конституции РФ указано: "Не имеют права изби­рать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособны­ми". Но у таких лиц должны быть в на­личии документы, подтверждающие этот статус. Практика же показывает, что даже в отношении недееспособ­ных лиц в психоневрологических ин­тернатах и психиатрических больни­цах нередко отсутствуют документы, подтверждающие лишение дееспо­собности. Проверить наличие таких документов необходимо на предвари­тельном этапе подготовки к выборам, так как это занимает много времени.

При составлении списков и во вре­мя голосования избирателя иденти­фицируют по документу, удостоверя­ющему личность. К таким документам относятся:

— паспорт (постановление Прави­тельства РФ от 08.07.1997 № 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации");

— временное удостоверение лично­сти гражданина (форма 2П — при­ложение 2 к приказу Федеральной миграционной службы от 07.12.2009 № 339 "Об утверждении Админи­стративного регламента Федеральной миграционной службы по предостав­лению государственной услуги по вы­даче, замене и по исполнению государ­ственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность граждани­на Российской Федерации на террито­рии Российской Федерации");

— военный билет, временное удосто­верение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

— документ, удостоверяющий лич­ность гражданина РФ, по которому гражданин РФ осуществляет въезд в РФ (для лиц, постоянно проживаю­щих за пределами территории РФ) в соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";

— паспорт моряка (удостоверение личности моряка);

— справка установленной формы, выдаваемая гражданам РФ, находя­щимся в местах содержания под стра­жей, подозреваемым и обвиняемым, в порядке, утверждаемом Правитель­ством РФ в случае организации голо­сования лицам, находящимся в стражных отделениях психиатрических больниц.

Составление списков необходимо поручить сотруднику, имеющему навы­ки работы с электронными табличны­ми документами (например, Microsoft Office Excel или Open Office Calc). Ин­формацию из отделений лучше соби­рать в электронном виде, объединяя в единый список. При этом в список вно­сятся графы, требуемые избиратель­ными комиссиями на подготовитель­ном этапе, и графы, необходимые для списков в день голосования. В таблице "Сведения об избирателях, временно пребывающих в (название лечебного учреждения)" указаны фамилия, имя, отчество избирателя, число, месяц, год его рождения, место регистрации. В списках для голосования необходи­мо учитывать данные документа, удо­стоверяющего личность. Официально списки для голосования называются "реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосо­вания" (п. 2 ст. 71 Закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Рос­сийской Федерации"). Они составля­ются избирательной комиссией на ос­новании сведений, предоставленных администрацией места временного пребывания избирателей. Сроки пре­доставления списков заранее публику­ются в Календарных планах (см. поста­новления Центральной избирательной комиссии РФ от 31.08.2011 № 29/261-6 "О Календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выбо­ров депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва" и от 26.11.2011 № 62/542-6 "О Календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Рос­сийской Федерации"). Например, при

проведении выборов 4 марта 2012 г. списки необходимо было представлять в УИК не позднее 25 февраля 2012 г., а с 25 февраля 2012 г. до дня голосова­ния — ежедневно. Ответственными за предоставление назначаются руко­водители больниц, санаториев, домов отдыха, мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, и других мест временного пребывания.

4. Организация мест или помеще­ний для голосования. Выделяют два типа организационных решений: цен­трализованное и децентрализован­ное голосование в местах временного пребывания. При первом типе голо­сование всех пациентов происходит в одном месте, специально подготовлен­ном и оборудованном с учетом требо­ваний закона (ст. 61 Закона № 67-ФЗ, ст. 72 Закона о выборах депутатов, ст. 66 Закона о выборах Президента). Такое решение удобно для избира­тельной комиссии и наблюдателей, не сопряжено со сложностями доставки пациентов, может применяться в боль­ницах с небольшой коечной мощно­стью, компактно расположенных или соединенных системой переходов. Для крупных стационаров и больниц, рас­положенных в разных корпусах, осо­бенно далеко отстоящих друг от друга, более рационально организовать де­централизованное голосование, когда члены УИК и наблюдатели переходят из отделения в отделение с урной для голосования. На подготовительном этапе разрабатывается маршрут сле­дования комиссии, сопровождающих и закрепленных за отделениями лиц, организуются закрытые кабины для голосования и информационные стен­ды. Содержание стендов перечислено в указанных выше статьях, описываю­щих помещения для голосования.

5. Предоставление возможности для голосования сотрудникам, нахо­дящимся на работе в день выборов, при подготовке приказа по организации и проведению выборов. Сотрудник име­ет возможность проголосовать:

— совместно с пациентами в месте временного пребывания, для чего по­требуется взять открепительное удо­стоверение по месту жительства;

— по месту регистрации, и тогда издает­ся приказ об изменении времени начала смены (например, с 9-00 вместо 8-00) для обеспечения участия в выборах.

Проведение выборов

Накануне выборов начинается этап, обозначенный нами как прове­дение выборов. Такое временное де­ление выбрано в связи с особым режи­мом "дня молчания", когда запрещена агитация и избирателю предостав­ляется возможность обдумать при­нимаемое решение. Администрации медицинского учреждения предстоит в этот день обеспечить отсутствие аги­тационных материалов в отделении и повторно уточнить списки поступив­ших и выписанных пациентов, а так­же сообщить об изменении сведений в УИК. При грамотной предваритель­ной подготовке проведение выборов обычно не вызывает затруднений. Заранее следует обсудить предостав­ление транспорта членам УИК, а при территориальной разобщенности кор­пусов — варианты доставки комиссии в места голосования. Возможен опе­ративный контроль при получении данных из отделений вовремя голо­сования. Хотя такой контроль не ре­гламентирован в нормативных актах, он помогает учитывать опыт и исправ­лять ошибки при организации после­дующих выборов.

Подведение итогов

В следующие после выборов дни проводится заключительный этап,

включающий оценку результатов (процент проголосовавших от количе­ства пациентов, выразивших желание голосовать; допущенные нарушения; помощь, оказанная при голосовании лицам с ограниченными физически­ми возможностями), а также оценку активности и вклада сотрудников, ко­торые будут учитываться при преми­ровании или распределении стимули­рующих материальных выплат.

Нарушения при проведении выборов

При проведении выборов в стациона­рах возможны следующие нарушения:

— нарушение права избирателя на участие в выборах путем не включения избирателя в список для голосования или необоснованного исключения из списка (в т. ч. дееспособного избирателя в психиатрическом стационаре);

— включение недееспособного изби­рателя в список для голосования;

— лишение права на голосование лиц, не имеющих или утерявших паспорт гражданина РФ;

— нарушение правил проведения аги­тации, в т. ч. в предвыборный период молчания;

— нарушение гласности в деятель­ности избирательной комиссии;

— нарушение права избирателя на свободное волеизъявление, в т. ч. дав­ление на избирателя;

— нарушение права дееспособного избирателя, имеющего препятствия для выражения воли (ограниченные физические возможности — парез, паралич, слепота и др.);

— разглашение врачебной тайны при проведении выборов;

— нарушение права на участие в вы­борах сотрудников медицинской ор­ганизации, находящихся на дежур­стве в день проведения выборов;

— отказ работодателя предоставить ра­ботнику отпуск для участия в выборах;

— привлечение сотрудников для уча­стия в выборах с нарушением трудо­вого законодательства.

Особое внимание следует уделить информированию об администра­тивной и уголовной ответственности должностных лиц медицинской орга­низации за нарушение избирательно­го права пациентов. В Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) есть несколько ста­тей, которые могут быть применены в случае нарушения избирательных прав пациентов и сотрудников медицинских организаций: 5.1, 5.3, 5.4, 5.6 — 5.12, 5.14, 5.22, 5.24 КоАП РФ. Ответственность за­ключается в наложении штрафа, вели­чина которого зависит от субъекта пра­вонарушения и составляет от 500 руб. до 2 тыс. руб. для физических лиц, от 1 тыс. до 5 тыс. руб. для должностных лиц, от 10 тыс. до 100 тыс. руб. для юри­дических лиц. Некоторые особенности административной ответственности установлены и в Выписке из протокола от 27.09.2006 № 187-4-4 заседания Цен­тральной избирательной комиссии РФ "О Рекомендациях по некоторым во­просам применения Кодекса Россий­ской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями"6. Уголовная ответственность наступает по ст. 141, 141.1, 142 и 142.1 Уголовного кодекса РФ. Границы от­ветственности — от наложения штрафа (минимальная мера) до лишения свобо­ды на срок до 5 лет (максимальная мера).

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.