Права детей в сфере охраны здоровья: новое в законодательстве

59

В отличие от ранее действо­вавших Основ законодатель­ства РФ об охране здоровья граждан (далее — Основы) в новом Законе гораздо больше внимания уде­лено правам детей как особой группы населения. Отметим, что наряду с по­нятием "несовершеннолетние", кото­рое использовалось в Основах, в За­коне об охране здоровья применяется понятие "дети", что, по-нашему мне­нию, наиболее соответствует Конвен­ции ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ас­самблеи от 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990; далее — Конвен­ция).

Впервые в истории российского медицин­ского права приори­тет охраны здоровья детей назван одним из основных принципов охраны здоровья (п. 3 ст. 4 Закона об охране здоровья). Означенный принцип раскрывается в ст. 7 Закона. Согласно п. 1 указан­ной статьи государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического раз­вития.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) обязанность забо­титься о здоровье, физическом, пси­хическом, духовном и нравственном развитии своих детей возложена на родителей в рамках реализации ими родительских прав по воспитанию. При этом особо подчеркивается, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей (п. 1 ст. 65 СК РФ).

Таким образом, охрана здоровья детей является одной из важных це­лей деятельности государства и пред­метом особой заботы семьи.

Принцип приоритета охраны здо­ровья детей означает, что дети неза­висимо от их семейного и социаль­ного благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоро­вье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (п. 2 ст. 7 Зако­на об охране здоровья). Интересно, что в приведенной норме Закона гово­рится именно об особой охране самих детей, а не их прав в сфере здравоох­ранения. Данная норма созвучна по­ложениям преамбул Декларации прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959) и Конвенции. В первой говорится о том, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незре­лости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения", во второй о том, что "дети имеют право на особую заботу и по­мощь".

По новому Закону медицинские организации, общественные объеди­нения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья (п. 3 ст. 7 За­кона об охране здоровья). Данная нор­ма развивает положение Федераль­ного закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) "Об основных га­рантиях прав ребенка в Российской Федерации" о том, что обеспечение прав детей на охрану здоровья га­рантируется государством. Согласно ст. 10 Закона в государственных и му­ниципальных учреждениях здравоох­ранения медицинская помощь детям

По новому Закону медицинские орга­низации, общественные объединения и иные организации обязаны призна­вать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья

профилактику заболевания, меди­цинскую диагностику и лечебно-оздо­ровительную работу, в т. ч. диспан­серное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими за­болеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Принцип приоритета охраны здо­ровья детей находит практическое вы­ражение в сформулированных Зако­ном задачах органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного са­моуправления в сфере охраны здоровья де­тей. Перечисленные органы в соответствии со своими полномочи­ями разрабатывают и реализуют програм- мв1, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение мате­ринской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жиз­ни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (п. 4 ст. 7 Закона об охране здоровья).

Кроме того, органы государствен­ной власти как Российской Федера­ции, так и ее субъектов в соответст­вии со своими полномочиями создают и развивают медицинские органивания в них детей, в т. ч. детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфра­структуру, ориентированную на ор­ганизованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья (п. 5 ст. 7 Закона об охране здоровья).

Закон об охране здоровья преду­сматривает участие юного пациента в решении вопроса о необходимо­сти медицинского вмешательства. По общему правилу несовершен­нолетние в возрасте старше 15 лет (не­совершеннолетние, больные наркомани­ей, в возрасте старше 16 лет) имеют право на информированное добровольное согла­сие на медицинское вмешательство или на отказ от него (п. 2 ст. 54). В исклю­чительных случаях, установленных законом, такое согласие дает один из родителей или иной законный пред­ставитель. Оно требуется:

— если лицо не достигло возраста, установленного ч. 2 ст. 54 Закона об охране здоровья;

— если лицо признано недееспособ­ным в установленном законом поряд­ке и по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмеша­тельство;

— если речь идет о несовершеннолет­нем больном наркоманией при оказа­нии ему наркологической помощи или медицинском освидетельствовании

в целях установления состояния на­ркотического либо иного токсическо­го опьянения (за исключением уста­новленных законодательством РФ случаев приобретения несовершен­нолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетне­го возраста) (п. 2 ст. 20 Закона об ох­ране здоровья).

При определенных обстоятельст­вах законом допускается медицин­ское вмешательство без согласия одного из родителей или иного за­конного представителя. Такое вмеша­тельство возможно:

— если оно необходимо по экстрен­ным показаниям для устранения уг­розы жизни несовершеннолетнего и если отсутствуют законные предста­вители;

— в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также страдающих тяжелыми психически­ми расстройствами или совершивших общественно опасные деяния (пре­ступления).

Особенность реализации прав де­тей в сфере охраны здоровья состоит в том, что реализация ряда важных прав осуществляется их законными представителями. Одним из таких прав является право на получение информации о состоянии здоровья (ст. 22 Закона об охране здоровья). В отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 15 лет (боль­ных наркоманией — 16 лет), данным правом обладают их законные пред­ставители (родители, усыновители, опекуны, попечители). Перечислен­ным лицам должна предоставляться информация о состоянии здоровья

несовершеннолетнего, как-то: сведе­ния о результатах медицинского об­следования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и прогнозе развития заболевания, методах оказа­ния медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах меди­цинского вмешательства, его послед­ствиях и результатах оказания меди­цинской помощи (п. 1 ст. 22).

При этом законный представитель несовершеннолетнего пациента имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отража­ющей состояние здоровья подопеч­ного, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов (п. 4 ст. 22). Кроме того, у законного представителя есть пра­во на основании письменного заявле­ния получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских до­кументов. Основания, порядок и сро­ки предоставления медицинских до­кументов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнитель­ной власти (п. 5 ст. 22).

Право на получение информации о состоянии здоровья своего ребенка

принадлежит любому родителю, не лишенному родительских прав и не ограниченному в этих правах, незави­симо от того, проживает ли ребенок с обоими родителями или с одним из них. Данное право основано на прин­ципе равенства прав обоих родителей (п. 1 ст. 61 СК РФ), в соответствии с которым родитель, проживающий от­дельно от ребенка, имеет те же права, что и родитель, с которым проживает ребенок, включая право на получение информации о ребенке из любых уч­реждений, в т. ч. лечебных (п. 4 ст. 66 СК РФ). Помимо этого, отдельно жи­вущий родитель вправе общаться с ребенком в случаях, когда ребенок находится в экстремальной ситуации, включая нахождение ребенка в лечеб­ном учреждении, о чем будет сказано далее. Необходимость обеспечения перечисленных прав продиктована, прежде всего, интересами ребенка: чтобы родитель, проживающий от­дельно от ребенка, мог полноценно участвовать в его жизни и заботиться о нем.

Вместе с тем положение Закона об охране здоровья о праве законных представителей несовершеннолетних на получение информации об их здо­ровье вызывает ряд вопросов.

Если следовать букве нового Зако­на, а именно п. 2 ст. 22, то получается, что родитель 15-летнего подростка ли­шен права на получение информации о состоянии его здоровья. Более того, по достижении 15 лет ребенок впра­ве самостоятельно определять, кому следует предоставить право на полу­чение такой информации. Однако за­конодатель не учел, что родительские права, к числу которых относится и право на получение информации о здоровье ребенка, сохраняют силу до достижения детьми возраста 18 лет (совершеннолетия). Исключение со­ставляет вступление несовершенно­летних детей в брак и иные установ­ленные законом случаи приобретения детьми полной дееспособности до до­стижения ими совершеннолетия (п. 2 ст. 61 СК РФ), когда родительские права прекращаются раньше. Во всех остальных случаях родители вплоть до достижения детьми 18 лет обязаны заботиться об их здоровье, а следова­тельно, и иметь право на получение информации о здоровье ребенка. Од­нако норма Закона об охране здоро­вья (как и предшествующая ей норма Основ) противоречит положению Се­мейного кодекса РФ.

Представляется, что такая ситу­ация не только нарушает права ро­дителей, но, прежде всего, не соот­ветствует интересам детей. Вовремя полученная и осмысленная родителем достоверная информация о здоровье своего ребенка поможет ему принять решение относительно дальнейшего лечения (или отказа от него). Напро­тив, ребенок даже при условии полу­чения информации о своем здоровье чаще всего по объективным причинам (недостаток жизненного опыта, бо­язнь брать на себя ответственность) не в состоянии адекватно оценить

ситуацию. В связи с этим полагаем, что возрастная граница должна быть пересмотрена и приведена в соответ­ствие с СК РФ. Право на получение информации о состоянии здоровья ребенка должно быть предоставлено его родителям (законным представи­телям) до достижения ребенком воз­раста 18 лет.

Еще одно право, в интересах ребен­ка реализуемое его родителями, — это право родителя (в т. ч. проживающе­го отдельно) на общение с ребенком в случаях, когда ребенок находится в экстремальной ситуации, включая его нахождение в лечебном учреждении (п. 2 ст. 55 СК РФ).

Следует уточнить, что в СК РФ не раскрыто понятие экстремальной си­туации. Вместе с тем в СК РФ дан при­мерный перечень таких ситуаций, к которым относится и нахождение ре­бенка в лечебном учреждении. В этих условиях возрастает риск причинения ребенку морального и физического вреда, в связи с чем ему необходимо предоставить возможность общаться с близкими людьми, прежде всего с родителями. Право на общение подра­зумевает не только личный контакт, но и общение при помощи средств связи, например, по телефону. Огра­ничение этого права ребенка возмож­но только при наличии существенных причин (например, опасность для ре­бенка со стороны родственников).

В целях обеспечения права на за­щиту и права на общение при нахо­ждении ребенка в лечебном учрежде­нии одному из родителей, иному члену семьи или иному законному пред­ставителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение

с ребенком в медицинской организа­ции при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения неза­висимо от возраста ребенка (п. 3 ст. 51 Закона об охране здоровья).

При совместном нахождении в медицинской организации в стацио­нарных условиях с ребенком до до­стижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возра­ста — при наличии медицинских по­казаний, плата за создание условий пребывания в стационаре, в т. ч. за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взима­ется (п. 3 ст. 51 Закона об охране здо­ровья). Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.

Согласно ст. 18 Федерального за­кона от 30.03.1995 № 38-ФЗ "О пре­дупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефи­цита человека (ВИЧ-инфекции)" ро­дителям и лицам, их заменяющим, разрешается совместное пребывание с ВИЧ-инфицированными детьми в возрасте до 15 лет.

Особое внимание в новом Законе уделено вопросу о донорстве органов и тканей человека и их трансплан­тации (пересадке). Согласно ст. 47 изъятие органов и тканей для тран­сплантации не допускается у живого лица, не достигшего восемнадцати­летнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга) (п. 3). Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека разреше­на при наличии информированно­го добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетне­го реципиента, данного в порядке, установленном уполномоченным фе­деральным органом исполнительной власти (п. 5).

В случае смерти несовершеннолет­него лица изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основа­нии испрошенного согласия одного из родителей (п. 8).

Таким образом, действующим рос­сийским законодательством регулиру­ются различные аспекты прав детей в сфере охраны здоровья. Важно, что­бы существующие правовые нормы применялись на практике должным образом, а обнаруженные в законода­тельстве пробелы своевременно устра­нялись. Это и будет означать приоритет охраны здоровья детей в государстве.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль