Правовое регулирование медицинского освидетельствования подростков на предмет незаконного потребления психоактивных веществ

61

В последние годы на страницах печати активно обсуждаются проблемы наркомании и токси­комании, формирования зависимо­сти от потребления психоактивных веществ в немедицинских целях у большого числа российских граждан, в первую очередь у подростков. Бо­лее половины потребителей психоак­тивных веществ составляют молодые люди в возрасте от 12 до 25 лет2.

Немедицинское по­требление психоактив­ных веществ в России стало одной из значи­мых проблем не только медицины и правоохра­нительных органов, но и общества в целом, что потребовало принятия Стратегии государст­венной антинаркотической политики.

В настоящее время предлагаются различные пути решения комплекса сложных медицинских, правоохранительных, социальных проблем, вызванных ростом потребле­ния психоактивных веществ в России. Помимо прочего, рассматривается возможность введения обязательного медицинского освидетельствования, позволяющего выявлять потребителей психоактивных веществ (в т. ч. на ран­них стадиях).

Медицинское освидетельствова­ние для выявления факта потребления психоактивного вещества и его результаты можно рассматривать как один из способов (методов):

— раннего выявления лиц, допуска­ющих немедицинское потребление психоактивных веществ (без зависи­мости или с начальной зависимостью), что позволяет проводить психологи­ческую и социальную коррекцию;

— выявления больных наркоманией, что дает возможность проводить ле­чение и диспансерное наблюдение за больными;

— индивидуальной и групповой про­филактики (предотвращения) приема психоактивных веществ (угроза вы­явления; запреты и ограничения для занятия отдельными видами деятель­ности и проч.);

— снижения числа преступлений, обусловленных приемом психоактивных веществ (за счет более ран­него выявления, лечения, диспан­серного наблюдения), а также иных правонарушений, социальных кон­фликтов (бытовых, профессиональ­ных и др.);

— оптимизации прогнозирования и планирования (благодаря формирова­нию более точной картины происхо­дящего в социуме).

Стратегия государственной антинаркотической политики прямо не называет медицинское освидетельст­вование одной из профилактических мер по снижению потребления психо­активных веществ, но содержит неко­торые положения, представляющие для нас несомненный интерес. Неме­дицинское потребление психоактивных веществ предлагается снижать, помимо прочего, путем развития си­стемы раннего выявления незакон­ных потребителей наркотиков.

При постановке проблемы меди­цинского освидетельствования под­ростков с целью профилактики немеди­цинского потребления психоактивных веществ и выявления лиц с формиру­ющейся либо сформировавшейся за­висимостью следует решить два ключе­вых вопроса:

— Допустимо ли обязательное осви­детельствование больших контингентов населения для выявления среди них лиц, злоупотребляющих психоак­тивными веществами?

— Каким должен быть порядок тако­го освидетельствования (в случае если ответ на первый вопрос положитель­ный)?

Основным недостатком обяза­тельного медицинского освидетель­ствования следует считать то, что оно сопровождается ограничением прав личности, сопряжено с принуждени­ем в той или иной форме. В качестве основных аргументов против можно привести нормы действующего зако­нодательства, включая конституци­онные. Так, согласно ст. 2 Конститу­ции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина

— обязанность государства. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции в Российской Федерации признают­ся и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно об­щепризнанным принципам и нормам международного права. Часть 1 ст. 22 Конституции гласит: каждый имеет право на свободу и личную непри­косновенность.

В силу ч. 2 ст. 1 Гражданского ко­декса РФ (далее — ГК РФ) гражда­не (физические лица) приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противореча­щих законодательству условий дого­вора. Жизнь и здоровье физического лица — абсолютные неимуществен­ные блага, охраняемые законом (ч. 1 ст. 150 ГК РФ).

Посягательства на нематериаль­ные блага возможны со стороны само­го обладателя блага, когда он наносит ущерб своему здоровью, употребляя наркотики, алкоголь, нарушая врачеб­ные предписания или игнорируя вра­чебную помощь, может лишить себя жизни. Однако, по общему правилу эти действия (бездействие) правово­го значения не имеют. В то же время гражданин существует не сам по себе в изолированном пространстве, а в социуме, наделен определенным пра­вовым статусом, включающим в себя совокупность прав и обязанностей. Конституция РФ в части 2 ст. 6 про­возглашает, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свобода­ми и исполняет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

Что же касается личной свободы, то она имеет предел и простирается до границ, где начинаются личная свобо­да и права других граждан государст­ва. Реализация прав и свобод челове­ка и гражданина не должна нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Именно поэтому в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным зако­ном только в той мере, в какой это не­обходимо в целях защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эта норма продублирована в ч. 2 ст. 1 ГК РФ: гражданские права могут быть ограничены на основании феде­рального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нрав­ственности, здоровья, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспече­ния обороны страны и безопасности государства.

Иными словами, для того чтобы во­прос о допустимости обязательного медицинского освидетельствования лиц на потребление психоактивных веществ был решен положительно, необходимо сочетание определенных условий:

— цели ограничения прав и свобод должны быть социально оправданы, а сами ограничения — им адекватны;

— ограничение прав и свобод уста­навливается только федеральным за­коном; на законодателе лежит обязан­ность по обеспечению соразмерности ограничения прав и свобод конститу­ционно закрепленным целям.

Обществу и государству небезраз­лично состояние здоровья подрастаю­щего поколения по ряду причин. Сре­ди них:

— решение перспективных экономи­ческих и социальных задач, вопросов пенсионного обеспечения населения страны;

— сохранение здоровья следующих поколений;

— поддержание обороноспособности страны (особенно остро стоит пробле­ма здоровья подростков в условиях сохраняющегося призыва на службу в вооруженные силы страны).

Действенность тех или иных меха­низмов, инструментов зависит от це­лого ряда факторов: знания текущей ситуации, эффективности уже суще­ствующих методов профилактики и борьбы с теми или иными проблема­ми, точности прогнозов, социокуль­турных и иных факторов.

Российский законодатель уже не один год идет по пути ограничения прав личности при оказании отдель­ных видов медицинской помощи, в т. ч. при медицинских освидетель­ствованиях.

Современными источниками пра­вового регулирования отдельных ви­дов медицинского освидетельствова­ния являются:

— Кодекс РФ об административных правонарушениях;

— Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здо­ровья граждан в Российской Федера­ции" (далее — Закон об охране здоро­вья);

— Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гаран­тиях прав граждан при ее оказании";

— Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ "О предупреждении распро­странения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-ин­фекции)";

— Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии";

— Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";

— Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";

— Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ "Об альтернативной граж­данской службе";

— постановление Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с бо­лезнью";

— постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его резуль­татов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинско­го освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определе­ния наличия наркотических средств или психотропных веществ в орга­низме человека при проведении ме­дицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством";

— постановление Правительства РФ от 14.01.2011 № 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении пре­ступлений";

— приказ Минздрава России

от 10.09.1996 № 332 "О порядке меди­цинского освидетельствования гра­ждан, желающих стать усыновителя­ми, опекунами (попечителями) или приемными родителями";

— приказ Минздрава России

от 11.09.2000 № 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для вы­дачи лицензии на право приобрете­ния оружия" и др.

Статья 65 Закона об охране здоровья содер­жит понятие медицин­ского освидетельствова­ния лица и перечисляет его виды. Под медицин­ским освидетельствованием лица понимают совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследова­ний, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Закон выделяет несколько видов медицинского освидетельствования:

1) освидетельствование на состоя­ние опьянения (алкогольного, нарко­тического или иного токсического);

2) психиатрическое освидетель­ствование;

3) освидетельствование на нали­чие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;

4) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;

5) иные виды медицинского осви­детельствования, установленные за­конодательством Российской Федера­ции.

Исследуемый в этой статье вид ос­видетельствования прямо не назван законодателем в силу отсутствия за­крепления на федеральном уровне медицинского освидетельствования подростков для выявления фактов не­медицинского потребления психоак­тивных веществ. В то же время фор­мулировка законодателя "иные виды медицинского освидетельствования" предполагает возможность введения его новых видов.

Следует также упомянуть попытки региональных властей решить обо­значенную проблему. Так, в соответ­ствии с ч. 2 ст. 17 Закона г. Москвы от 28.02.2007 № 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребле­ния наркотических средств и психо­тропных веществ в городе Москве" выявление лиц, незаконно потребля­ющих наркотические средства, пси­хотропные вещества, осуществляется государственными наркологически­ми учреждениями на основании ре­зультатов медицинского освидетель­ствования, проводимого в порядке, установленном федеральным законо­дательством. Медицинское освиде­тельствование проводится на основа­нии:

— добровольного обращения лица, незаконно потребляющего наркоти­ческие средства, психотропные веще­ства;

— просьбы родителей или иных за­конных представителей несовершен­нолетних, незаконно потребляющих наркотические средства, психотроп­ные вещества;

— направления лица на медицин­ское освидетельствование органами прокуратуры, дознания, органами, осуществляющими оперативно-ро­зыскную деятельность, следователем, судьей или органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

— решения органов или учреждений здравоохранения, принимаемого в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

— направления, выданного должност­ным лицом организации по месту ра­боты освидетельствуемого, в случаях и порядке, установленных федераль­ным законодательством;

— наличия иных оснований для меди­цинского освидетельствования, уста­новленных федеральным законода­тельством.

Таким образом, можно говорить о сложившейся совокупности норм о медицинском освидетельствовании, в т. ч. обязательном. Действующие в настоящее время нормы о медицин­ском освидетельствовании (некото­рым из них уже больше десяти лет) не были отменены законодателем и не были признаны неконституционны- ми4. Следовательно, большинство из

них можно считать социально оправ­данными.

Положительный ответ на вопрос о допустимости обязательного освиде­тельствования больших континген­тов населения для выявления среди них лиц, злоупотребляющих психо­активными веществами, отнюдь не означает, что порядку медицинского освидетельствования подростков не требуется особое внимание. Необхо­дима разработка ряда норм (сведен­ных в соответствующую главу) фе­дерального закона, которыми будут определены:

— категории лиц, подвергаемых обя­зательному медицинскому освиде­тельствованию на факт потребления психоактивных веществ, по возрасту, полу, принадлежности к определен­ной группе (учащиеся, абитуриенты, курсанты, призывники и проч.);

— права и обязанности лиц, подвер­гаемых обязательному медицинскому освидетельствованию;

— последствия отказа от освидетель­ствования;

— срок (сроки) проведения медицин­ского освидетельствования и перио­дичность освидетельствования;

— органы и должностные лица, в чьи функции входит организация и про­ведение медицинского освидетель­ствования;

— права и обязанности органов и должностных лиц; юридическая от­ветственность за нарушение предъяв­ляемых требований; порядок обжало­вания действий (бездействия) органов и должностных лиц;

— взаимодействие различных орга­нов и должностных лиц (организаци­онное, информационное и др.);

— источники финансирования ме­роприятий по медицинскому освиде­тельствованию;

— порядок подготовки лиц к ме­дицинскому освидетельствованию (консультация педагога, психолога, разъяснение существа медицинского вмешательства, требования законо­дательства, права и обязанности лица; обжалование результатов и т. д.);

— порядок медицинского освидетель­ствования (специальные медицин­ские вопросы; норма может содер­жать отсылку к инструкции, принятой уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти);

— результаты медицинского освиде­тельствования на факт потребления психоактивных веществ и их дальней­шее использование;

— порядок обжалования результатов медицинского освидетельствования; повторное медицинское освидетель­ствование.

В Стратегии государственной антинаркотической политики отмечается,

что современное состояние системы наркологической медицинской по­мощи и системы реабилитации лиц, больных наркоманией, оставляет же­лать лучшего. Поэтому активность по выявлению этих лиц, в т. ч. по ре­зультатам проведенного медицинско­го освидетельствования, имеет смысл лишь в увязке с решением ряда меди­цинских и социальных задач (лечение, последующая медико-социальная реа­билитация и адаптация). Это, в свою очередь, требует разработки соответ­ствующей федеральной программы, внесения дополнений и изменений в законодательство об охране здоровья граждан, образовательное законода­тельство и трудовое законодательство.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль