text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Правовое регулирование медицинского освидетельствования подростков на предмет незаконного потребления психоактивных веществ

  • 15 апреля 2012
  • 85

В последние годы на страницах печати активно обсуждаются проблемы наркомании и токси­комании, формирования зависимо­сти от потребления психоактивных веществ в немедицинских целях у большого числа российских граждан, в первую очередь у подростков. Бо­лее половины потребителей психоак­тивных веществ составляют молодые люди в возрасте от 12 до 25 лет2.

Немедицинское по­требление психоактив­ных веществ в России стало одной из значи­мых проблем не только медицины и правоохра­нительных органов, но и общества в целом, что потребовало принятия Стратегии государст­венной антинаркотической политики.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

В настоящее время предлагаются различные пути решения комплекса сложных медицинских, правоохранительных, социальных проблем, вызванных ростом потребле­ния психоактивных веществ в России. Помимо прочего, рассматривается возможность введения обязательного медицинского освидетельствования, позволяющего выявлять потребителей психоактивных веществ (в т. ч. на ран­них стадиях).

Медицинское освидетельствова­ние для выявления факта потребления психоактивного вещества и его результаты можно рассматривать как один из способов (методов):

— раннего выявления лиц, допуска­ющих немедицинское потребление психоактивных веществ (без зависи­мости или с начальной зависимостью), что позволяет проводить психологи­ческую и социальную коррекцию;

— выявления больных наркоманией, что дает возможность проводить ле­чение и диспансерное наблюдение за больными;

— индивидуальной и групповой про­филактики (предотвращения) приема психоактивных веществ (угроза вы­явления; запреты и ограничения для занятия отдельными видами деятель­ности и проч.);

— снижения числа преступлений, обусловленных приемом психоактивных веществ (за счет более ран­него выявления, лечения, диспан­серного наблюдения), а также иных правонарушений, социальных кон­фликтов (бытовых, профессиональ­ных и др.);

— оптимизации прогнозирования и планирования (благодаря формирова­нию более точной картины происхо­дящего в социуме).

Стратегия государственной антинаркотической политики прямо не называет медицинское освидетельст­вование одной из профилактических мер по снижению потребления психо­активных веществ, но содержит неко­торые положения, представляющие для нас несомненный интерес. Неме­дицинское потребление психоактивных веществ предлагается снижать, помимо прочего, путем развития си­стемы раннего выявления незакон­ных потребителей наркотиков.

При постановке проблемы меди­цинского освидетельствования под­ростков с целью профилактики немеди­цинского потребления психоактивных веществ и выявления лиц с формиру­ющейся либо сформировавшейся за­висимостью следует решить два ключе­вых вопроса:

— Допустимо ли обязательное осви­детельствование больших контингентов населения для выявления среди них лиц, злоупотребляющих психоак­тивными веществами?

— Каким должен быть порядок тако­го освидетельствования (в случае если ответ на первый вопрос положитель­ный)?

Основным недостатком обяза­тельного медицинского освидетель­ствования следует считать то, что оно сопровождается ограничением прав личности, сопряжено с принуждени­ем в той или иной форме. В качестве основных аргументов против можно привести нормы действующего зако­нодательства, включая конституци­онные. Так, согласно ст. 2 Конститу­ции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина

— обязанность государства. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции в Российской Федерации признают­ся и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно об­щепризнанным принципам и нормам международного права. Часть 1 ст. 22 Конституции гласит: каждый имеет право на свободу и личную непри­косновенность.

В силу ч. 2 ст. 1 Гражданского ко­декса РФ (далее — ГК РФ) гражда­не (физические лица) приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противореча­щих законодательству условий дого­вора. Жизнь и здоровье физического лица — абсолютные неимуществен­ные блага, охраняемые законом (ч. 1 ст. 150 ГК РФ).

Посягательства на нематериаль­ные блага возможны со стороны само­го обладателя блага, когда он наносит ущерб своему здоровью, употребляя наркотики, алкоголь, нарушая врачеб­ные предписания или игнорируя вра­чебную помощь, может лишить себя жизни. Однако, по общему правилу эти действия (бездействие) правово­го значения не имеют. В то же время гражданин существует не сам по себе в изолированном пространстве, а в социуме, наделен определенным пра­вовым статусом, включающим в себя совокупность прав и обязанностей. Конституция РФ в части 2 ст. 6 про­возглашает, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свобода­ми и исполняет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

Что же касается личной свободы, то она имеет предел и простирается до границ, где начинаются личная свобо­да и права других граждан государст­ва. Реализация прав и свобод челове­ка и гражданина не должна нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Именно поэтому в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным зако­ном только в той мере, в какой это не­обходимо в целях защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эта норма продублирована в ч. 2 ст. 1 ГК РФ: гражданские права могут быть ограничены на основании феде­рального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нрав­ственности, здоровья, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспече­ния обороны страны и безопасности государства.

Иными словами, для того чтобы во­прос о допустимости обязательного медицинского освидетельствования лиц на потребление психоактивных веществ был решен положительно, необходимо сочетание определенных условий:

— цели ограничения прав и свобод должны быть социально оправданы, а сами ограничения — им адекватны;

— ограничение прав и свобод уста­навливается только федеральным за­коном; на законодателе лежит обязан­ность по обеспечению соразмерности ограничения прав и свобод конститу­ционно закрепленным целям.

Обществу и государству небезраз­лично состояние здоровья подрастаю­щего поколения по ряду причин. Сре­ди них:

— решение перспективных экономи­ческих и социальных задач, вопросов пенсионного обеспечения населения страны;

— сохранение здоровья следующих поколений;

— поддержание обороноспособности страны (особенно остро стоит пробле­ма здоровья подростков в условиях сохраняющегося призыва на службу в вооруженные силы страны).

Действенность тех или иных меха­низмов, инструментов зависит от це­лого ряда факторов: знания текущей ситуации, эффективности уже суще­ствующих методов профилактики и борьбы с теми или иными проблема­ми, точности прогнозов, социокуль­турных и иных факторов.

Российский законодатель уже не один год идет по пути ограничения прав личности при оказании отдель­ных видов медицинской помощи, в т. ч. при медицинских освидетель­ствованиях.

Современными источниками пра­вового регулирования отдельных ви­дов медицинского освидетельствова­ния являются:

— Кодекс РФ об административных правонарушениях;

— Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здо­ровья граждан в Российской Федера­ции" (далее — Закон об охране здоро­вья);

— Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гаран­тиях прав граждан при ее оказании";

— Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ "О предупреждении распро­странения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-ин­фекции)";

— Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии";

— Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";

— Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";

— Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ "Об альтернативной граж­данской службе";

— постановление Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с бо­лезнью";

— постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его резуль­татов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинско­го освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определе­ния наличия наркотических средств или психотропных веществ в орга­низме человека при проведении ме­дицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством";

— постановление Правительства РФ от 14.01.2011 № 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении пре­ступлений";

— приказ Минздрава России

от 10.09.1996 № 332 "О порядке меди­цинского освидетельствования гра­ждан, желающих стать усыновителя­ми, опекунами (попечителями) или приемными родителями";

— приказ Минздрава России

от 11.09.2000 № 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для вы­дачи лицензии на право приобрете­ния оружия" и др.

Статья 65 Закона об охране здоровья содер­жит понятие медицин­ского освидетельствова­ния лица и перечисляет его виды. Под медицин­ским освидетельствованием лица понимают совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследова­ний, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Закон выделяет несколько видов медицинского освидетельствования:

1) освидетельствование на состоя­ние опьянения (алкогольного, нарко­тического или иного токсического);

2) психиатрическое освидетель­ствование;

3) освидетельствование на нали­чие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;

4) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;

5) иные виды медицинского осви­детельствования, установленные за­конодательством Российской Федера­ции.

Исследуемый в этой статье вид ос­видетельствования прямо не назван законодателем в силу отсутствия за­крепления на федеральном уровне медицинского освидетельствования подростков для выявления фактов не­медицинского потребления психоак­тивных веществ. В то же время фор­мулировка законодателя "иные виды медицинского освидетельствования" предполагает возможность введения его новых видов.

Следует также упомянуть попытки региональных властей решить обо­значенную проблему. Так, в соответ­ствии с ч. 2 ст. 17 Закона г. Москвы от 28.02.2007 № 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребле­ния наркотических средств и психо­тропных веществ в городе Москве" выявление лиц, незаконно потребля­ющих наркотические средства, пси­хотропные вещества, осуществляется государственными наркологически­ми учреждениями на основании ре­зультатов медицинского освидетель­ствования, проводимого в порядке, установленном федеральным законо­дательством. Медицинское освиде­тельствование проводится на основа­нии:

— добровольного обращения лица, незаконно потребляющего наркоти­ческие средства, психотропные веще­ства;

— просьбы родителей или иных за­конных представителей несовершен­нолетних, незаконно потребляющих наркотические средства, психотроп­ные вещества;

— направления лица на медицин­ское освидетельствование органами прокуратуры, дознания, органами, осуществляющими оперативно-ро­зыскную деятельность, следователем, судьей или органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

— решения органов или учреждений здравоохранения, принимаемого в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

— направления, выданного должност­ным лицом организации по месту ра­боты освидетельствуемого, в случаях и порядке, установленных федераль­ным законодательством;

— наличия иных оснований для меди­цинского освидетельствования, уста­новленных федеральным законода­тельством.

Таким образом, можно говорить о сложившейся совокупности норм о медицинском освидетельствовании, в т. ч. обязательном. Действующие в настоящее время нормы о медицин­ском освидетельствовании (некото­рым из них уже больше десяти лет) не были отменены законодателем и не были признаны неконституционны- ми4. Следовательно, большинство из

них можно считать социально оправ­данными.

Положительный ответ на вопрос о допустимости обязательного освиде­тельствования больших континген­тов населения для выявления среди них лиц, злоупотребляющих психо­активными веществами, отнюдь не означает, что порядку медицинского освидетельствования подростков не требуется особое внимание. Необхо­дима разработка ряда норм (сведен­ных в соответствующую главу) фе­дерального закона, которыми будут определены:

— категории лиц, подвергаемых обя­зательному медицинскому освиде­тельствованию на факт потребления психоактивных веществ, по возрасту, полу, принадлежности к определен­ной группе (учащиеся, абитуриенты, курсанты, призывники и проч.);

— права и обязанности лиц, подвер­гаемых обязательному медицинскому освидетельствованию;

— последствия отказа от освидетель­ствования;

— срок (сроки) проведения медицин­ского освидетельствования и перио­дичность освидетельствования;

— органы и должностные лица, в чьи функции входит организация и про­ведение медицинского освидетель­ствования;

— права и обязанности органов и должностных лиц; юридическая от­ветственность за нарушение предъяв­ляемых требований; порядок обжало­вания действий (бездействия) органов и должностных лиц;

— взаимодействие различных орга­нов и должностных лиц (организаци­онное, информационное и др.);

— источники финансирования ме­роприятий по медицинскому освиде­тельствованию;

— порядок подготовки лиц к ме­дицинскому освидетельствованию (консультация педагога, психолога, разъяснение существа медицинского вмешательства, требования законо­дательства, права и обязанности лица; обжалование результатов и т. д.);

— порядок медицинского освидетель­ствования (специальные медицин­ские вопросы; норма может содер­жать отсылку к инструкции, принятой уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти);

— результаты медицинского освиде­тельствования на факт потребления психоактивных веществ и их дальней­шее использование;

— порядок обжалования результатов медицинского освидетельствования; повторное медицинское освидетель­ствование.

В Стратегии государственной антинаркотической политики отмечается,

что современное состояние системы наркологической медицинской по­мощи и системы реабилитации лиц, больных наркоманией, оставляет же­лать лучшего. Поэтому активность по выявлению этих лиц, в т. ч. по ре­зультатам проведенного медицинско­го освидетельствования, имеет смысл лишь в увязке с решением ряда меди­цинских и социальных задач (лечение, последующая медико-социальная реа­билитация и адаптация). Это, в свою очередь, требует разработки соответ­ствующей федеральной программы, внесения дополнений и изменений в законодательство об охране здоровья граждан, образовательное законода­тельство и трудовое законодательство.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.