text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Правовые аспекты рекламы заменителей женского молока в лечебных учреждениях

  • 15 мая 2012
  • 112

В связи с либерализацией отечественного законодательства в начале 1990-х гг. в Россию хлынул поток разных товаров, в том числе заменителей женского молока. Вместе с новыми товарами пришли и новые маркетинговые технологии их продвижения с целью завоевания предпочтений отдельных групп потребителей.

Под заменителем женского молока или адаптированной молочной смесью в соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее — Технический регламент) понимаются продукты детского питания для детей раннего возраста, произведенные в жидкой или порошкообразной форме на основе коровьего молока или молока других сельскохозяйственных животных и максимально приближенные по химическому составу к женскому молоку в целях удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в необходимых веществах и энергии.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

В силу специфики товара (продукт детского питания для детей раннего возраста, удовлетворяющий их физиологические потребности) компании-разработчики и продавцы заменителей женского молока при продвижении своих продуктов в первую очередь делают ставку на медицинских и фармацевтических работников как авторитетных агентов, обладающих специальными знаниями и навыками и способных завоевать доверие женщин. В настоящее время на рынке заменителей женского молока представлено более 70 разных смесей десяти крупных производителей. В основном они используют следующие маркетинговые приемы:

— распространение в медицинских и фармацевтических организациях (в первую очередь в аптеках) рекламных материалов, содержащих сведения о грудном и искусственном вскармливании, заменителях грудного молока;

— раздача матерям первых бесплатных образцов детских смесей в медицинских организациях от медицинских работников или иных лиц;

оплата труда медицинских и фармацевтических работников, активно рекомендующих (продающих) конкретный заменитель женского молока;

— "подарки" агентам (руководителям медицинских организаций, ключевым лидерам мнения) по результатам различных акций, мероприятий, проводимых компаниями, реализующими заменители грудного молока;

— бесплатные поставки заменителей женского молока в медицинские организации (в первую очередь родильные дома);

— подготовка и передача в медицинские организации бланков амбулаторных и стационарных медицинских карт, истории развития ребенка, рецептурных бланков с указанием на них наименований детских смесей;

— активное внедрение всевозможных образовательных и иных программ для медицинских и фармацевтических работников, а также будущих мам, где наряду с информацией по гигиене питания дается реклама детских смесей.

Ситуация, сложившаяся в России, не уникальна. Многие западные страны уже прошли этот этап и сделали ряд шагов по правовому регулированию маркетинга заменителей женского молока.

В 1981 г. Резолюцией Всемирной ассамблеи здравоохранения принят Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока, известный также как Международный кодекс по маркетингу заменителей грудного молока (далее — Кодекс)2. За принятие Кодекса проголосовало 118 стран, включая СССР. Против Кодекса голосовала одна страна (США). Несколько стран воздержались (в том числе Корея, Япония).

Данный Кодекс был разработан с учетом мнений экспертов в области медицины на основе анализа существующих негативных явлений на рынках заменителей женского молока в ряде стран. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), обеспечение детей полноценным сбалансированным питанием является одной из проблем охраны здоровья и условием нормального развития ребенка. Особое значение имеет правильное сбалансированное питание детей первого года жизни.

Кодекс содержит ряд важных положений. Среди них запрет на:

— рекламу продуктов искусственного детского питания среди населения;

— распространение бесплатных образцов этих продуктов среди матерей;

— рекламу продуктов детского питания в учреждениях здравоохранения (включая распространение бесплатных образцов);

— рекламу продуктов детского питания медицинским персоналом;

— подарки и передачу образцов продуктов детского питания работникам здравоохранения;

— использование текстов и изображений, идеализирующих искусственное вскармливание на этикетках продуктов детского питания.

В соответствии с Кодексом:

— информация, предоставляемая работникам здравоохранения, должна быть строго научной и основанной на фактах;

— любая информация об искусственном питании, включая текст на этикетках, должна разъяснять преимущества грудного вскармливания и предупреждать о затратах и опасностях, связанных с искусственным вскармливанием;

— неподходящие продукты, как, например, сгущенное молоко, не должны предлагаться в качестве питания для грудных детей;

— все продукты должны быть высокого качества, соответствовать стандартам пищевых продуктов для младенцев и детей.

Основным недостатком Кодекса следует признать его рекомендательный характер.

Среди стран, которые в той или иной мере восприняли положения Кодекса, можно выделить несколько групп:

— страны, которые привели национальное законодательство в полное соответствие с нормами Кодекса (Индия, Иран, Аргентина, Бразилия, Албания, Грузия);

— страны, которые привели свое законодательство в соответствие с большинством требований Кодекса (Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Латвия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция);

— страны, которые внедрили в национальное законодательство отдельные положения Кодекса (Израиль, Таиланд, Армения, Турция, Египет, Судан);

— страны, которые не руководствуются положениями настоящего Кодекса.

Россию по состоянию действующего законодательства можно отнести к третьей группе стран.

Еще в конце 1990-х гг. в целях поддержания и пропаганды среди населения и медицинских работников грудного вскармливания, способствующего формированию и становлению здоровья младенцев и снижению их заболеваемости и смертности, был организован Научно-практический центр по пропаганде, поощрению и поддержке грудного вскармливания (приказ Минздрава России от 13.10.1997 № 302).

В ряде регионов предпринимаются попытки административными мерами

бороться с агрессивным маркетингом заменителей женского молока и снижением грудного вскармливания детей. Например, проводится мониторинг грудного вскармливания новорожденных детей в акушерских стационарах, организуются курсы по грудному вскармливанию для врачей и среднего медицинского персонала, психологов, преподавателей медицинских колледжей3.

С целью сохранения здоровья детей и поощрения естественного грудного вскармливания в отдельных субъектах РФ органы управления издали нормативно-правовые акты, ограничивающие рекламу заменителей женского молока в медицинских организациях4.

Подобные попытки имеют временный или незначительный эффект (о чем свидетельствуют сохраняющиеся высокие показатели искусственного вскармливания и неоднократные обращения медиков к проблеме естественного вскармливания5), так как четко не определено правовое поле для реализации маркетинга заменителей женского молока в России.

Отдельно следует рассмотреть Методическое письмо Минздравсоцразвития России от 13.07.2011 № 154/10/2-6796 "Об организации работы службы родовспоможения в условиях внедрения современных перинатальных технологий". В соответствии с этим документом в женских консультациях, акушерских стационарах и детских поликлиниках не допускается реклама заменителей грудного молока и групповой инструктаж женщин по искусственному кормлению. Образцы детских смесей могут быть предоставлены работникам здравоохранения лишь в тех случаях, когда это необходимо для профессиональной оценки или научных исследований на уровне учреждения. Работники здравоохранения не должны предоставлять образцы детских питательных смесей беременным женщинам, матерям младенцев и детей раннего возраста или членам их семей.

Поставка и использование в качестве заменителей грудного молока переданных в виде дара или продажи по низким ценам учреждениям или организациям детских смесей допускается только в тех случаях, когда имеются противопоказания к грудному вскармливанию ребенка (наличие ВИЧ-инфекции, открытая форма туберкулеза у матери, прием лекарственных средств матерью, противопоказанных ребенку (цитостатики, гипотензивные средства, некоторые антибактериальные препараты), тяжелое состояние матери). При этом работники здравоохранения и члены их семей не должны принимать вознаграждение в денежной или какой-либо иной форме за продвижение переданной или проданной по низкой цене продукции.

К сожалению, это письмо не является нормативно-правовым актом, не обладает юридической силой и не подкреплено соответствующими правовыми санкциями.

Как указывалось выше, СССР был одной из стран, проголосовавших за принятие Кодекса, следовательно, и за введение в последующем в национальное законодательство правовых норм, регулирующих маркетинг заменителей женского молока. Российская Федерация как правопреемник приняла на себя обязательства по выполнению Кодекса.

Следует также упомянуть Конвенцию о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, Нью-Йорк). В силу п. "е" ч. 2 ст. 24 Конвенции

государства-участники6 принимают необходимые меры для обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления. Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Россией в 1990 г. (постановление Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-I).

Какие же правовые нормы, регулирующие продвижение заменителей грудного молока, содержит федеральное законодательство? В последние годы в национальном законодательстве появились нормы, которые регламентируют безопасность заменителей женского молока и содержат основные требования к информации о данном товаре (в частности, требования к этикетке), а также запреты и ограничения в части рекламы таких продуктов.

В соответствии с ч. 6 ст. 15 Технического регламента при производстве заменителей женского молока и последующих смесей в целях максимального приближения к составу женского молока допускается включение в их состав только L-аминокислот, таурина, нуклеотидов, пребиотиков (галакто- и фруктоолигосахаридов, лактулозы), бифидобактерий и других пробиотиков, а также рыбного жира и других концентратов полиненасыщенных жирных кислот.

Форма применения витаминов и минеральных веществ, используемых для производства продуктов детского питания на молочной основе для детей раннего возраста, и содержание витаминов и минеральных веществ в этих продуктах установлены соответствующими приложениями к Техническому регламенту.

Статьей 35 Технического регламента определены требования к упаковке продуктов детского питания (герметичная мелкоштучная упаковка), а ст. 36 Закона — требования к маркировке (указание на возраст детей, для которых предназначены, условия приготовления и хранения и др.).

Часть 2 ст. 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" содержит следующую формулировку: "Реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей. Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов".

В силу ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья) общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе рекламировать конкретные торговые наименования лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.

Таким образом, Российская Федерация отходит от сугубо административных мер и создает правовое поле, в рамках которого должен существовать маркетинг заменителей женского молока в России. Однако основные негативные факторы, которыми сопровождается продвижение заменителей женского молока в России (попытки рекламы продуктов в медицинских организациях, фактический подкуп чиновников от здравоохранения, медицинских и фармацевтических работников и др.), сложно устранить ввиду отсутствия должной правовой базы.

В последние годы активно обсуждались проблемы продвижения лекарственных средств медицинским сообществом7, а также механизмы нивелирования негативных процессов в этой сфере8. Итогом дискуссий стало законодательное определение ограничений для медицинских и фармацевтических работников, которые обеспечиваются дисциплинарными (ст. 192 Трудового кодекса РФ) и административными санкциями9.

Статьей 74 Закона об охране здоровья установлены ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности. Медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе принимать подарки, денежные средства (в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха):

— от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий;

— организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата;

— организаций оптовой торговли лекарственными средствами;

— аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций).

Исключение составляют вознаграждения по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, в связи с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности.

Запрет также распространяется на участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств вышеперечисленных компаний и их представителей.

Данная статья в силу упущения законодателя и/или разработчиков Закона не распространяется на медицинских и фармацевтических работников, задействованных в маркетинговых схемах производителей и продавцов заменителей женского молока.

Полагаем, что дополнение текста ст. 74 Закона об охране здоровья словами "заменителей женского молока" после слов "... реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий" может изменить ситуацию. В этом случае Россия делает еще один шаг по приведению своего законодательства в соответствие с большинством норм Кодекса и выполнению принятых на себя международных обязательств.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.