text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

О компенсации морального вреда в условиях совершенствования правового положения учреждений здравоохранения

  • 15 июля 2012
  • 62

Во исполнение Указа Прези­дента РФ от 18.07.2008 № 1108 "О совершенствовании Граж­данского кодекса Российской Феде­рации" рабочей группой Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства раз­работан проект Концеп­ции развития законода­тельства о юридических лицах (далее — Проект концепции). Проект во­шел в качестве состав­ной части в общий про­ект Концепции развития гражданского законо­дательства РФ (одобре­на решением Совета по кодификации и совер­шенствованию граждан­ского законодательства при Президенте РФ от 07.10.2009).

Параграф 2 подразде­ла 8 Концепции посвя­щен законодательству об учреждениях. На момент опубли­кования Проекта общие нормы, определяющие правовой статус уч­реждения, содержались лишь в не­скольких статьях Гражданского ко­декса РФ (далее — ГК РФ). Подавляющее большинство норм, устанавливающих особенности пра­вового режима отдельных видов уч­реждений, имеется в различных нормативных правовых актах, не яв­ляющихся специальными законами об учреждениях. Эти нормы (в зави­симости от осуществляемых функ­ций и видов деятельности учрежде­ний) можно найти в Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образова­нии", в федеральных законах от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-техниче­ской политике" и др.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Теоретики и практикующие юристы неоднократно указывали на то, что в отдельных случаях нормы перечислен­ных законов противоречат ГК РФ. Единственный закон, который полно­стью посвящен особому типу учрежде­ния — автономному, — это Федераль­ный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (да­ лее — Закон об автономных учрежде­ниях).

Авторы Проекта предлагают ис­править отдельные недостатки дей­ствующего законодательства об уч­реждениях, отмеченные в Проекте концепции. Их предложения по со­вершенствованию законодательства послужили основой для разработки нескольких нормативных правовых актов.

Кардинальные изменения в бюд­жетном секторе экономики обусловле­ны вступившим в силу 1 января 2011 г. Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в от­дельные законодательные акты Рос­сийской Федерации в связи с совер­шенствованием правового положения государственных (муниципальных) уч­реждений" (далее — Закон № 83-ФЗ). Рассмотрим отдельные нововведения подробнее.

До введения в действие рассматри­ваемого закона учреждения действова­ли в том правовом режиме, который создавался в совершенно иных соци­ально-экономических условиях. Ранее, до вступления в силу Закона № 83-ФЗ, гражданское законодательство разли­чало частные (созданные граждани­ном или юридическим лицом) и госу­дарственные или муниципальные учреждения (созданные соответствен­но Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образова­нием). Закон № 83-ФЗ предусматрива­ет новую конструкцию — казенное учреждение, а также вносит значи­тельные изменения в правовой статус всех видов и типов учреждений.

Определение понятий

Прежде чем приступить к исследо­ванию проблемных вопросов право­вого режима учреждений, считаем не­обходимым привести определения понятий автономного, бюджетного и казенного учреждений с учетом изме­нений, внесенных Законом № 83-ФЗ.

Согласно ст. 2 Закона об авто­номных учреждениях автономным учреждением признается некоммер­ческая организация, созданная Рос­сийской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления пред­усмотренных российским законода­тельством полномочий органов госу­дарственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоох­ранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, за­нятости населения, физической куль­туры и спорта.

Создание автономных учреждений в иных сферах допускается лишь в случаях, установленных федеральны­ми законами. Ограничив сферы дея­тельности автономных учреждений, Закон № 83-ФЗ предписал в течение одного года со дня его официального опубликования реорганизовать или ликвидировать автономные учрежде­ния, созданные в иных сферах, чем указанные в ст. 2 Закона об автоном­ных учреждениях (п. 14 ст. 31 Закона № 83-ФЗ).

Согласно ст. 9.2 Федерального зако­на от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммер­ческих организациях" (далее — Закон об НКО) бюджетным учреждением признается некоммерческая организа­ция, созданная Российской Федера­цией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспе­чения реализации предусмотренных законодательством Российской Феде­рации полномочий соответственно ор­ганов государственной власти или ор­ганов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоох­ранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, за­нятости населения, физической куль­туры и спорта, а также в иных сферах.

Правовой режим ответственности учреждений

Из приведенных официальных определений нельзя уяснить сущ­ность и отличительные признаки каждого из типов учреждений. Раз­граничение можно провести, изучив другие законы, устанавливающие правовой статус каждого из учрежде­ний исходя из критериев финансово­го обеспечения деятельности, право­вого режима имущества и степени хозяйственной самостоятельности, правового режима ответственности по обязательствам.

Нас интересует последний крите­рий — правовой режим ответственно­сти по обязательствам учреждений. О правовых проблемах ответственно­сти государственных (муниципальных) учреждений по своим обязательствам мы поговорим чуть позже, здесь лишь исследуем правовые нормы, определя­ющие ее режим.

Согласно нормам ст. 120 ГК РФ и ст. 2 Закона об автономных учрежде­ниях, действовавшим до вступления в силу Закона № 83-ФЗ, автономное уч­реждение могло отвечать по своим обязательствам только имуществом, закрепленным за ним при создании (за исключением недвижимого и осо­бо ценного движимого имущества).

Обратить взыскание на любое имуще­ство, приобретенное или полученное таким учреждением в процессе его деятельности, закон не позволял.

Закон № 83-ФЗ коренным образом изменил такой порядок. Теперь учреж­дение отвечает по своим обязательст­вам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом (т. е. не только тем, которое было закре­плено за ним при создании), за исклю­чением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного на выделенные собст­венником средства. Автономное учре­ждение и собственник его имущества не несут ответственности по обязатель­ствам друг друга.

Бюджетное учреждение до измене­ния его правового статуса отвечало по своим обязательствам лишь находив­шимися в распоряжении названного учреждения денежными средствами.

При недостаточности таких средств субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учрежде­ния должен был нести собственник его имущества.

Законом № 83-ФЗ существенно расширены пределы имущественной ответственности бюджетного учре­ждения. В настоящее время бюджет­ное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управле­ния имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением соб­ственником или приобретенного на выделенные собственником средства, и любого недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не отвечает по его обяза­тельствам.

Что касается казенного учрежде­ния, то в соответствии со ст. 120 ГК РФ оно отвечает по своим обяза­тельствам лишь находящимися в его распоряжении денежными средства­ми. При недостаточности таких средств субсидиарную ответствен­ность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Законом № 83-ФЗ определено, что переходный период заканчивается 1 июля 2012 г. До этой даты существу­ющие государственные (муниципаль­ные) учреждения должны выбрать для себя одну из трех предлагаемых зако­ном форм.

Таким образом, с вступлением в силу норм Закона № 83-ФЗ и отказом собственника от субсидиарной ответ­ственности у бюджетных и автоном­ных учреждений возникает пробле­ма — как удовлетворить требования кредиторов (пациентов, предъявив­ших исковые требования) при отсут­ствии либо недостаточности денеж­ных средств ответчика для исполнения решения суда.

Ситуация осложняется участивши­мися исками граждан к учреждениям здравоохранения в связи с причине­нием вреда жизни или здоровью па­циента при оказании медицинской помощи. Суды в подобных случаях нередко оказываются на стороне па­циента, а учреждение несет имущест­венные потери. Описанная проблема наглядно проиллюстрирована в ситуа­ции к статье.

Институт компенсации морального вреда существует в отечественном праве с 1992 г. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновен­ность, честь и доброе имя, деловая ре­путация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора ме­ста пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные не­имущественные права и другие нема­териальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередавае­мы иным способом.

Нематериальные блага защищают­ся в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех слу­чаях и тех пределах, в каких использо­вание способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушен­ного нематериального права и харак­тера последствий этого нарушения.

Если гражданину причинен мораль­ный вред (физические или нравствен­ные страдания) действиями, нарушаю­щими его личные неимущественные права, либо в других случаях, преду­смотренных законом, суд может воз­ложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страда­ний, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причи­нен вред (ст. 151 ГК РФ).

Статья 1068 ГК РФ гласит: "Юриди­ческое лицо либо гражданин возме­щает вред, причиненный его работни­ком при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязан­ностей".

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 "Некоторые вопросы применения зако­нодательства о компенсации морально­го вреда" под моральным вредом пони­маются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на при­надлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные бла­га (жизнь, здоровье, достоинство лич­ности, деловая репутация, неприкос­новенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.), или нарушаю­щими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неи­мущественные права в соответствии с законами об охране прав на результа­ты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.

Институт морального вреда остает­ся одним из самых обсуждаемых в гражданском праве. Наиболее проб­лемными можно считать вопросы об обоснованности сумм исковых требо­ваний, о критериях и методах оценки размера компенсации судом.

Проблема значительных компенса­ционных выплат становится актуаль­ной для здравоохранения. Суммы за­явленных и удовлетворенных судами исков по компенсациям морального вреда растут1. Зачастую они превыша­ют финансовые возможности лечеб­ных учреждений.

Авторы не берутся определять да­же примерную стоимость человече­ской жизни и здоровья, однако принцип разумности и справедливо­сти распространяется на обе сторо­ны процесса. Медицинские учре­ждения относятся к некоммерческим юридическим лицам, которые в со­ответствии со ст. 50 ГК РФ "могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, по­скольку это служит достижению це­лей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям".

В статье 5 Закона № 83-ФЗ уточня­ется, что автономное, а также бюд­жетное учреждение "вправе осу­ществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, по­скольку это служит достижению це­лей, ради которых оно создано, и соот­ветствующую этим целям, при условии, что такая деятельность ука­зана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от такой деятель­ности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в само­стоятельное распоряжение... учреж­дения".

В стоимость медицинской услуги заложена низкая рентабельность, по­скольку цель услуги — оказание ме­дицинской помощи. Таким образом, приносящая доход деятельность учреждений не дает возможность по­лучать значительную прибыль, за счет которой появляется возможность удовлетворять неподъемные для уч­реждения исковые требования.

С 1 января 2012 г. вступил в силу приказ Минфина России от 21.07.2011 № 86н "Об утверждении порядка пре­доставления информации государст­венным (муниципальным) учрежде­нием, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения ука­занного сайта". Со второго полугодия 2012 г. информация о деятельности учреждений, о закрепленном за ними имуществе, о бюджетных услугах, ко­торые этими учреждениями оказыва­ются, и их стоимости подлежит разме­щению на официальном сайте в сети Интернет.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 298 ГК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоя­тельное распоряжение бюджетного учреждения. В статье 22 Закона Орен­бургской области от 20.12.2010 № 4156/942-1У-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 г. и на плановый пе­риод 2012 и 2013 гг." устанавливается следующее. В 2011 г. средства, полу­ченные от оказания платных услуг ка­зенными или бюджетными учреж­дениями Оренбургской области, являющимися получателями бюджет­ных средств, а также безвозмездные поступления от физических и юриди­ческих лиц, в том числе добровольные пожертвования, средства от принося­щей доходы деятельности, учитыва­ются на лицевых счетах, открытых вышеназванным учреждениям в ми­нистерстве финансов Оренбургской области.

Перечисленные средства расходу­ются указанными учреждениями в пределах остатков средств на этих ли­цевых счетах в соответствии с гене­ральными разрешениями, оформлен­ными в установленном министерством финансов Оренбургской области по­рядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доходы деятельности, утвержденными в порядке, определя­емом соответствующим главным рас­порядителем средств областного бюд­жета.

Расходы учреждения на возмеще­ние убытков и вреда, в том числе на компенсацию морального вреда по решению судебных органов, подле­жат отнесению на ст. 290 "Прочие расходы" экономической классифи­кации расходов бюджетов РФ. Таким образом, заявленная истцами сумма исковых требований в размере 30 млн руб. (по 10 млн руб. на каждого истца) в случае удовлетворения судом будет намного превышать собствен­ные доходы учреждения за год.

Давно назрела необходимость обобщить судебную практику по де­лам о возмещении вреда, причиненно­го жизни и здоровью пациентов при оказании медицинской помощи. Ана­лиз решений судов по подобным искам позволил бы определить сред­нюю стоимость иска и соотнести ее с видом и степенью тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

Это позволит обоснованно решить вопрос о страховых суммах, в преде­лах которых страховщик при насту­плении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязатель­ного страхования) обязуется возме­стить потерпевшим причиненный вред.

В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего от­ношения по обязательствам вследст­вие причинения вреда жизни или здо­ровью гражданина" содержатся такие разъяснения.

Размер возмещения вреда в силу п. 3 ст. 1083 ГК РФ может быть умень­шен судом с учетом имущественного положения причинителя вреда — гражданина, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, со­вершенными умышленно. Данное по­ложение не распространяется на юридических лиц: финансовые и иные подобные затруднения не учи­тываются.

Судебная практика показывает, что исковые требования к медицин­ским учреждениям по компенсации морального вреда удовлетворяются, как правило, частично.

Так, в приведенном в начале ста­тьи примере суд, заслушав стороны, установил, что истцы — мать Карава­ева, сын и брат К.Т. Соломиной — ис­пытывают сильнейшие нравственные страдания, они понесли невосполни­мую утрату, таким образом, им при­чинен моральный вред в связи со смертью дочери, матери и сестры. В силу ст. 151 ГК РФ они имеют право на компенсацию ответчиком мораль­ного вреда. Решением районного суда г. Оренбурга с учетом степени нрав­ственных страданий требования ист­цов удовлетворены частично. В поль­зу матери и сына взыскано 450 тыс. руб., в пользу брата — 100 тыс. руб.

Истцы подали кассационную жало­бу на решение суда — они просили пересмотреть решение из-за слишком заниженной выплаты. В свою очередь, медицинское учреждение в кассаци­онной жалобе посчитало размер ком­пенсации морального вреда необосно­ванно большим. Кроме того, ответчик обратил внимание суда на то обстоя­тельство, что ММУЗ № X является не­коммерческой организацией — бюд­жетным учреждением, и наложение на него обязанности выплатить 1 млн руб. может парализовать дальнейшую работу учреждения. Решение район­ного суда г. Оренбурга было отмене­но, дело направлено на новое рассмо­трение.

Порядок выплаты компенсации по решению суда

Порядок обращения взыскания (меры принудительного исполнения решения суда) на средства бюджет­ных учреждений в случае удовлетво­рения судом требований истца в гражданском процессе подробно рас­крыт в п. 20 ст. 30 Закона № 83-ФЗ.

Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (должников) осуществляется на основании испол­нительных документов (исполнитель­ный лист, судебный приказ) с указа­нием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а так­же в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления ис­полнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропу­щенного срока предъявления испол­нительных документов.

Орган, открывающий и ведущий лицевые счета должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направ­ляет бюджетному учреждению уве­домление о поступлении исполни­тельного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя. Бюджетное учреждение — должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполни­тельного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисле­ние средств для полного либо частич­ного исполнения в пределах общего остатка средств, учтенных на его ли­цевом счете.

При отсутствии либо при недоста­точности денежных средств для ис­полнения предъявленных исполни­тельных документов бюджетное учреждение обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника (Управление Федерального казначей­ства), платежный документ на перечи­сление средств для полного либо ча­стичного исполнения исполнительного документа, не позднее следующего ра­бочего дня после дня поступления средств на определенный лицевой счет должника.

При нарушении бюджетным уч­реждением установленных требова­ний орган, осуществляющий откры­тие и ведение лицевых счетов должника, до момента устранения нарушения приостанавливает прове­дение операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подраз­делений, с уведомлением должника и его подразделений.

При невозможности осуществить взыскание денежных средств с бюд­жетного учреждения — должника в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев взыскание обращается на имущество должника в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном про­изводстве".

Очевидно, что если предъявлен крупный иск, а на лицевом счете от­ветчика недостаточно средств, то в невыгодном положении остаются обе стороны — как истец, так и ответчик.

Истец не получает должного удовлет­ворения своих требований — реаль­ная имущественная база самостоя­тельной ответственности бюджетного и автономного учреждений здраво­охранения оказывается недостаточ­ной. Ответчик в лице учреждения здравоохранения после возмещения иска по судебному решению может лишиться не только всех находящих­ся в его распоряжении денежных средств, но и части имущества для обеспечения полного удовлетворения требований истца, а это существенно осложнит реализацию основной це­ли, для которой оно было создано собственником — оказание медицин­ской помощи гражданам.

Перспективы развития законодательства

Установленный Законом № 83-ФЗ режим имущественной ответственно­сти учреждений неоднократно под­вергался критике как со стороны практикующих специалистов, так и со стороны ученых-цивилистов. В частности, указывалось на то, что он ущемляет права кредиторов государ­ственных (муниципальных) учрежде­ний и не соответствует принципам ре­гулирования рыночных отношений. Дальнейшее следование такому режи­му может значительно дестабилизи­ровать экономический оборот.

Один из положительных результа­тов проводимой в настоящее время ре­формы гражданского законодательст­ва Российской Федерации — проект Федерального закона "О внесении из­менений в части первую, вторую, тре­тью и четвертую Гражданского кодек­са Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Рос­сийской Федерации"4 (далее — Зако­нопроект), внесенный Президентом РФ в Государственную Думу 03.04.2012.

Среди нововведений Законопроек­та особо стоит отметить предложение для бюджетных учреждений восста­новить, а для автономных — ввести субсидиарную ответственность их уч­редителей (собственников имущест­ва — публично-правовых образова­ний) по обязательствам учреждения, связанным с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

Согласно п. 2 ст. 120 "учреждение отвечает по своим обязательствам на­ходящимися в его распоряжении де­нежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случа­ях, предусмотренных п. 4 — 6 ст. 1201 и п. 2 ст. 1202 настоящего Кодекса, не­сет собственник соответствующего имущества".

Такая норма хотя и не снимет всех правовых проблем, существу­ющих в исследуемой области (в частности, не решаются проблемы, возникающие в связи с исполнени­ем обязательств перед контрагента­ми — юридическими лицами), но позволит избежать острых негатив­ных последствий, на которые авто­ры обратили внимание в этой ста­тье.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.