text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Правовое обеспечение гарантий доступности лекарственных средств

  • 15 июля 2012
  • 60

Эффективность оказания меди­цинских услуг напрямую за­висит от возможности исполь­зовать качественные лекарственные препараты. Гарантии доступности лекарственных средств устанавлива­ются как в международных правовых актах, так и в националь­ном законодательстве.

Конвенция МОТ № 102 "О минимальных нор­мах социального обес­печения" (Женева, 28 июня 1952 г.) говорит о том, что медицинское обслуживание должно включать обеспечение наиболее необходимыми медикаментами, пред­писанными врачом или другим дипломирован­ным специалистом. Это означает, что минималь­ным стандартом в обла­сти лекарственного обес­печения выступают те препараты, без которых оказание медицинской помощи невоз­можно.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Несколько иначе выглядят подоб­ные нормы в Конвенции МОТ № 130 "О медицинской помощи и пособиях по болезни" (принята в Женеве 25 ию­ня 1969 г., не ратифицирована Россией). В соответствии со ст. 13 Конвен­ции медицинская помощь должна включать отпуск необходимых меди­каментов по рецепту врача или друго­го квалифицированного специалиста. Следовательно, речь идет обо всех лекарственных средствах, требуемых для лечения.

Вместе с тем даже государства с высоким уровнем экономики не могут предоставить гражданам возмож­ность получения всех лекарственных средств бесплатно. Это обусловливает применение различных схем привле­чения личных средств пациентов для приобретения лекарственных препа­ратов. В соответствии с упомянутыми статьями Конвенций такое участие должно быть посильным для граждан и не должно влиять на эффективность медицинской и социальной защиты.

В основу системы персональных расходов пациента на лекарственные средства могут быть положены раз­ные принципы. Одни связаны с раз­мером денежных средств, которые вынужден потратить пациент на ме­дикаменты, другие — с видом требуе­мых лекарственных средств.

В качестве примера первого вари­анта можно привести практику, сло­жившуюся в Соединенных Штатах Америки. В рамках программы "Ме­дикэр", рассчитанной на пожилых людей, инвалидов и лиц, страдающих определенными заболеваниями, су­ществует возможность застраховать­ся для получения лекарственных средств. После уплаты ежегодного страхового взноса застрахованные лица оплачивают только 25 % стоимо­сти лекарственных средств, пока их общая стоимость не превысит опреде­ленной суммы (предельная первона­чальная сумма, покрываемая страхов­кой). Затем, до установленного предела, застрахованное лицо оплачи­вает расходы на лекарства самостоя­тельно (граница прямых расходов участника). После этого пациент оплачивает только 5% от стоимости лекарств или небольшие суммы за каждое приобретенное лекарствен­ное средство.

Примером другого подхода служит законодательство Италии, где степень участия пациента зависит от того, к какой группе лекарственных средств относится требуемый медикамент. Таких групп всего три. Первая вклю­чает лекарства, имеющие статус жиз­ненно важных (доплата не требуется), вторая предполагает доплату в разме­ре 30 — 40%. Третья группа препаратов является для пациента полностью платной.

В Российской Федерации уста­новлены отличные от приведенных примеров правила обеспечения ле­карственными средствами. Следует уточнить, что в российском законода­тельстве наиболее значимы положе­ния о бесплатном предоставлении ле­карственных средств. К сожалению, нормы о лекарственном обеспечении, устанавливающие объем прав граждан в данной области, достаточно сложны.

Формирование целостного пред­ставления о системе обеспечения не­обходимыми медикаментами требует анализа законов и подзаконных актов, принятых различными органами ис­полнительной власти как на федераль­ном, так и на региональном уровне. Это не способствует созданию у гра­ждан четкого представления о своих правах в области оказания медицин­ской помощи.

В недавно принятом Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — За­кон об охране здоровья) отсутствуют положения, прямо закрепляющие права граждан на обеспечение лекар­ственными препаратами, в том числе бесплатно. Соответствующие нормы "растворены" в статьях закона, посвя­щенных иным вопросам.

Важнейшими являются положения ст. 80 Закона об охране здоровья, где при характеристике содержания Про­граммы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной ме­дицинской помощи устанавливаются и условия обеспечения пациентов ле­карственными препаратами.

Итак, для получения лекарствен­ных препаратов бесплатно необходи­мо одновременное наличие несколь­ких обстоятельств, таких как:

— оказание медицинской помощи в определенных условиях и формах;

— наличие необходимого медицин­ского препарата в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарст­венных препаратов (ЖНВЛП) в со­ответствии с Федеральным законом

от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее — За­кон о лекарственных средствах);

— указание на данный медицинский препарат в стандарте медицинской помощи.

В соответствии с ч. 2 ст. 80 Закона об охране здоровья обеспечение граждан лекарственными препарата­ми осуществляется "при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гра­жданам медицинской помощи пер­вичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в не­отложной форме, специализирован­ной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой меди­цинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационар­ных условиях". Видно, что формули­ровка данной нормы не вполне удач­на, так как не позволяет однозначно ответить на вопрос, являются ли ста­ционарные условия обязательными для обеспечения бесплатными лекар­ствами при всех видах медицинской помощи.

Представим возможное толкова­ние указанной нормы в табличной форме.

Второе условие (наличие препара­та в Перечне) носит отсылочный ха­рактер и требует анализа положений

Закона о лекарственных средствах. В соответствии с легальным опреде­лением, закрепленным в ст. 4 ука­занного закона, перечень жизненно необходимых и важнейших лекарст­венных препаратов — это ежегодно утверждаемый Правительством РФ перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные по­требности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболева­ний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Россий­ской Федерации.

Примечательно, что в Законе о ле­карственных средствах эта катего­рия вводится только в целях государ­ственного регулирования цен на лекарственные препараты для меди­цинского применения. Перечень формируется путем отбора лекарст­венных средств, отвечающих следу­ющим критериям:

— применение конкретного лекарст­венного препарата для диагностики, профилактики, лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структу­ре заболеваемости в России;

— преимущество конкретного ле­карственного препарата по срав­нению с другими лекарственными препаратами при определенном за­болевании, синдроме или клиниче­ской ситуации;

— терапевтическая эквивалентность конкретного лекарственного препара­та лекарственным препаратам со схо­жим механизмом фармакологическо­го действия.

Третье условие касается стандар­тов медицинской помощи, содержа­ние которых впервые было раскрыто в ст. 37 Закона об охране здоровья.

Применение условий, определен­ных этой статьей, требует специаль­ных знаний и четкого понимания ка­тегорий законодательства в сфере здравоохранения. Вместе с тем даже при таком подходе трудно истолко­вать однозначно нормы, содержащие­ся в ч. 3 ст. 80 Закона об охране здоро­вья. В частности, в статье сказано, что при оказании медицинской по­мощи в рамках программы государ­ственных гарантий бесплатного ока­зания гражданам медицинской помощи и территориальных про­грамм государственных гарантий бесплатного оказания гражданам ме­дицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств гра­ждан:

— назначение и применение лекар­ственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, по медицинским показаниям в соответствии со стан­дартами медицинской помощи;

— назначение и применение по меди­цинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, — в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

В связи с этим возникает вопрос: зачем в ч. 2 ст. 80 законодатель огра­ничивает право на бесплатное полу­чение лекарств лишь случаями оказа­ния медицинской помощи в определенных условиях или форме? Нормы закона оставляют данный во­прос без ответа.

Еще один проблемный аспект каса­ется соотношения перечня ЖНВЛП и стандартов качества медицинской по­мощи. То, что в законе содержится требование об одновременном вклю­чении лекарственного препарата и в перечень, и в стандарт, позволяет предположить, что в каких-то случаях препарат может быть в перечне, но не войдет в стандарт, или наоборот. Од­нако при отсутствии у пациента воз­можности приобрести лекарство за собственный счет стандарт не может быть выполнен.

В целом, хотя и с определенной долей условности, можно сделать вывод, что при амбулаторном лече­нии граждане приобретают лекарст­ва самостоятельно. При этом обеспечение граждан лекарствами может проводиться в общем и в специаль­ном порядке. В последнем случае речь идет о возможности граждани­на, страдающего определенным за­болеванием или принадлежащего к определенной социальной группе, приобрести лекарственные средства на льготных условиях — бесплатно или со скидкой. Правовое регулиро­вание данных отношений осуществ­ляется субъектами Российской Фе­дерации.

На федеральном уровне льготное лекарственное обеспечение осу­ществляется, прежде всего, на основа­нии ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государствен­ной социальной помощи". В ней ска­зано, что отдельные категории гра­ждан имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами меди­цинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарст­венными препаратами, изделиями ме­дицинского назначения.

К таким категориям относятся ин­валиды и участники Великой Отечест­венной войны, ветераны боевых дей­ствий, инвалиды, дети-инвалиды и т. д. Эти граждане бесплатно могут полу­чить лишь определенные лекарствен­ные средства, включенные в соответ­ствующий перечень (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665).

Таким образом, бесплатное пре­доставление лекарственных средств при амбулаторном лечении — мера социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения. В том случае, если гражданин не от­носится к таким категориям, он приобретает лекарственные средст­ва самостоятельно.

Скидки на приобретение лекарственных средств уста­навливаются региональным законодательством и рас­пространяются на другие категории граждан, например тружеников тыла, реабилитированных лиц и др. Нормы ст. 81 Закона об охране здоровья гласят, что частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи является перечень лекарственных препаратов, отпуска­емых населению в соответствии:

1) с Перечнем групп населения и категорий заболева­ний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпуска­ются по рецептам врачей бесплатно;

2) Перечнем групп населения, при амбулаторном лече­нии которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей со скидкой 50%.

Чтобы защитить граждан от чрез­мерных трат в связи с необоснованно высокими ценами на лекарства, с не­давнего времени в Российской Федера­ции действует механизм контролируе­мого ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарст­венные средства. Подобные модели су­ществуют и в других странах, например в Германии. Вопросам государст­венного регулирования цен на лекарст­венные средства посвящено постанов­ление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 "О государственном регулиро­вании цен на лекарственные препара­ты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарст­венных препаратов".

Данные меры не всегда могут обес­печить приобретение необходимых ле­карственных средств — например, если пациент страдает хроническим заболеванием, требующим дорогостоящего лечения. Нес­лучайно все чаще звучат предложе­ния о введении "лекарственного страхования", од­нако ввиду сложно­сти и затратности такого механизма реальных действий в этой сфере пока не предпринято.

Можно резюми­ровать, что россий­ская система гарантий лекарственного обеспечения имеет неоднородный ха­рактер, состоит из множества элемен­тов. Необходимость конкретизации основных положений, определяющих права граждан в этой сфере на уровне федерального закона, свидетельствует о недостаточно высоком уровне пра­вового регулирования.

Понятные и четкие законодатель­ные установления позволили бы не только облегчить гражданам задачу, связанную с пониманием объема сво­их правомочий в области лекарствен­ного обеспечения, но и в целом гаран­тировать эффективную реализацию конституционного права на медицин­скую помощь.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.