Правовое обеспечение гарантий доступности лекарственных средств

49

Эффективность оказания меди­цинских услуг напрямую за­висит от возможности исполь­зовать качественные лекарственные препараты. Гарантии доступности лекарственных средств устанавлива­ются как в международных правовых актах, так и в националь­ном законодательстве.

Конвенция МОТ № 102 "О минимальных нор­мах социального обес­печения" (Женева, 28 июня 1952 г.) говорит о том, что медицинское обслуживание должно включать обеспечение наиболее необходимыми медикаментами, пред­писанными врачом или другим дипломирован­ным специалистом. Это означает, что минималь­ным стандартом в обла­сти лекарственного обес­печения выступают те препараты, без которых оказание медицинской помощи невоз­можно.

Несколько иначе выглядят подоб­ные нормы в Конвенции МОТ № 130 "О медицинской помощи и пособиях по болезни" (принята в Женеве 25 ию­ня 1969 г., не ратифицирована Россией). В соответствии со ст. 13 Конвен­ции медицинская помощь должна включать отпуск необходимых меди­каментов по рецепту врача или друго­го квалифицированного специалиста. Следовательно, речь идет обо всех лекарственных средствах, требуемых для лечения.

Вместе с тем даже государства с высоким уровнем экономики не могут предоставить гражданам возмож­ность получения всех лекарственных средств бесплатно. Это обусловливает применение различных схем привле­чения личных средств пациентов для приобретения лекарственных препа­ратов. В соответствии с упомянутыми статьями Конвенций такое участие должно быть посильным для граждан и не должно влиять на эффективность медицинской и социальной защиты.

В основу системы персональных расходов пациента на лекарственные средства могут быть положены раз­ные принципы. Одни связаны с раз­мером денежных средств, которые вынужден потратить пациент на ме­дикаменты, другие — с видом требуе­мых лекарственных средств.

В качестве примера первого вари­анта можно привести практику, сло­жившуюся в Соединенных Штатах Америки. В рамках программы "Ме­дикэр", рассчитанной на пожилых людей, инвалидов и лиц, страдающих определенными заболеваниями, су­ществует возможность застраховать­ся для получения лекарственных средств. После уплаты ежегодного страхового взноса застрахованные лица оплачивают только 25 % стоимо­сти лекарственных средств, пока их общая стоимость не превысит опреде­ленной суммы (предельная первона­чальная сумма, покрываемая страхов­кой). Затем, до установленного предела, застрахованное лицо оплачи­вает расходы на лекарства самостоя­тельно (граница прямых расходов участника). После этого пациент оплачивает только 5% от стоимости лекарств или небольшие суммы за каждое приобретенное лекарствен­ное средство.

Примером другого подхода служит законодательство Италии, где степень участия пациента зависит от того, к какой группе лекарственных средств относится требуемый медикамент. Таких групп всего три. Первая вклю­чает лекарства, имеющие статус жиз­ненно важных (доплата не требуется), вторая предполагает доплату в разме­ре 30 — 40%. Третья группа препаратов является для пациента полностью платной.

В Российской Федерации уста­новлены отличные от приведенных примеров правила обеспечения ле­карственными средствами. Следует уточнить, что в российском законода­тельстве наиболее значимы положе­ния о бесплатном предоставлении ле­карственных средств. К сожалению, нормы о лекарственном обеспечении, устанавливающие объем прав граждан в данной области, достаточно сложны.

Формирование целостного пред­ставления о системе обеспечения не­обходимыми медикаментами требует анализа законов и подзаконных актов, принятых различными органами ис­полнительной власти как на федераль­ном, так и на региональном уровне. Это не способствует созданию у гра­ждан четкого представления о своих правах в области оказания медицин­ской помощи.

В недавно принятом Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — За­кон об охране здоровья) отсутствуют положения, прямо закрепляющие права граждан на обеспечение лекар­ственными препаратами, в том числе бесплатно. Соответствующие нормы "растворены" в статьях закона, посвя­щенных иным вопросам.

Важнейшими являются положения ст. 80 Закона об охране здоровья, где при характеристике содержания Про­граммы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной ме­дицинской помощи устанавливаются и условия обеспечения пациентов ле­карственными препаратами.

Итак, для получения лекарствен­ных препаратов бесплатно необходи­мо одновременное наличие несколь­ких обстоятельств, таких как:

— оказание медицинской помощи в определенных условиях и формах;

— наличие необходимого медицин­ского препарата в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарст­венных препаратов (ЖНВЛП) в со­ответствии с Федеральным законом

от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее — За­кон о лекарственных средствах);

— указание на данный медицинский препарат в стандарте медицинской помощи.

В соответствии с ч. 2 ст. 80 Закона об охране здоровья обеспечение граждан лекарственными препарата­ми осуществляется "при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гра­жданам медицинской помощи пер­вичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в не­отложной форме, специализирован­ной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой меди­цинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационар­ных условиях". Видно, что формули­ровка данной нормы не вполне удач­на, так как не позволяет однозначно ответить на вопрос, являются ли ста­ционарные условия обязательными для обеспечения бесплатными лекар­ствами при всех видах медицинской помощи.

Представим возможное толкова­ние указанной нормы в табличной форме.

Второе условие (наличие препара­та в Перечне) носит отсылочный ха­рактер и требует анализа положений

Закона о лекарственных средствах. В соответствии с легальным опреде­лением, закрепленным в ст. 4 ука­занного закона, перечень жизненно необходимых и важнейших лекарст­венных препаратов — это ежегодно утверждаемый Правительством РФ перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные по­требности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболева­ний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Россий­ской Федерации.

Примечательно, что в Законе о ле­карственных средствах эта катего­рия вводится только в целях государ­ственного регулирования цен на лекарственные препараты для меди­цинского применения. Перечень формируется путем отбора лекарст­венных средств, отвечающих следу­ющим критериям:

— применение конкретного лекарст­венного препарата для диагностики, профилактики, лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структу­ре заболеваемости в России;

— преимущество конкретного ле­карственного препарата по срав­нению с другими лекарственными препаратами при определенном за­болевании, синдроме или клиниче­ской ситуации;

— терапевтическая эквивалентность конкретного лекарственного препара­та лекарственным препаратам со схо­жим механизмом фармакологическо­го действия.

Третье условие касается стандар­тов медицинской помощи, содержа­ние которых впервые было раскрыто в ст. 37 Закона об охране здоровья.

Применение условий, определен­ных этой статьей, требует специаль­ных знаний и четкого понимания ка­тегорий законодательства в сфере здравоохранения. Вместе с тем даже при таком подходе трудно истолко­вать однозначно нормы, содержащие­ся в ч. 3 ст. 80 Закона об охране здоро­вья. В частности, в статье сказано, что при оказании медицинской по­мощи в рамках программы государ­ственных гарантий бесплатного ока­зания гражданам медицинской помощи и территориальных про­грамм государственных гарантий бесплатного оказания гражданам ме­дицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств гра­ждан:

— назначение и применение лекар­ственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, по медицинским показаниям в соответствии со стан­дартами медицинской помощи;

— назначение и применение по меди­цинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, — в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

В связи с этим возникает вопрос: зачем в ч. 2 ст. 80 законодатель огра­ничивает право на бесплатное полу­чение лекарств лишь случаями оказа­ния медицинской помощи в определенных условиях или форме? Нормы закона оставляют данный во­прос без ответа.

Еще один проблемный аспект каса­ется соотношения перечня ЖНВЛП и стандартов качества медицинской по­мощи. То, что в законе содержится требование об одновременном вклю­чении лекарственного препарата и в перечень, и в стандарт, позволяет предположить, что в каких-то случаях препарат может быть в перечне, но не войдет в стандарт, или наоборот. Од­нако при отсутствии у пациента воз­можности приобрести лекарство за собственный счет стандарт не может быть выполнен.

В целом, хотя и с определенной долей условности, можно сделать вывод, что при амбулаторном лече­нии граждане приобретают лекарст­ва самостоятельно. При этом обеспечение граждан лекарствами может проводиться в общем и в специаль­ном порядке. В последнем случае речь идет о возможности граждани­на, страдающего определенным за­болеванием или принадлежащего к определенной социальной группе, приобрести лекарственные средства на льготных условиях — бесплатно или со скидкой. Правовое регулиро­вание данных отношений осуществ­ляется субъектами Российской Фе­дерации.

На федеральном уровне льготное лекарственное обеспечение осу­ществляется, прежде всего, на основа­нии ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государствен­ной социальной помощи". В ней ска­зано, что отдельные категории гра­ждан имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами меди­цинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарст­венными препаратами, изделиями ме­дицинского назначения.

К таким категориям относятся ин­валиды и участники Великой Отечест­венной войны, ветераны боевых дей­ствий, инвалиды, дети-инвалиды и т. д. Эти граждане бесплатно могут полу­чить лишь определенные лекарствен­ные средства, включенные в соответ­ствующий перечень (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665).

Таким образом, бесплатное пре­доставление лекарственных средств при амбулаторном лечении — мера социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения. В том случае, если гражданин не от­носится к таким категориям, он приобретает лекарственные средст­ва самостоятельно.

Скидки на приобретение лекарственных средств уста­навливаются региональным законодательством и рас­пространяются на другие категории граждан, например тружеников тыла, реабилитированных лиц и др. Нормы ст. 81 Закона об охране здоровья гласят, что частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи является перечень лекарственных препаратов, отпуска­емых населению в соответствии:

1) с Перечнем групп населения и категорий заболева­ний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпуска­ются по рецептам врачей бесплатно;

2) Перечнем групп населения, при амбулаторном лече­нии которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей со скидкой 50%.

Чтобы защитить граждан от чрез­мерных трат в связи с необоснованно высокими ценами на лекарства, с не­давнего времени в Российской Федера­ции действует механизм контролируе­мого ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарст­венные средства. Подобные модели су­ществуют и в других странах, например в Германии. Вопросам государст­венного регулирования цен на лекарст­венные средства посвящено постанов­ление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 "О государственном регулиро­вании цен на лекарственные препара­ты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарст­венных препаратов".

Данные меры не всегда могут обес­печить приобретение необходимых ле­карственных средств — например, если пациент страдает хроническим заболеванием, требующим дорогостоящего лечения. Нес­лучайно все чаще звучат предложе­ния о введении "лекарственного страхования", од­нако ввиду сложно­сти и затратности такого механизма реальных действий в этой сфере пока не предпринято.

Можно резюми­ровать, что россий­ская система гарантий лекарственного обеспечения имеет неоднородный ха­рактер, состоит из множества элемен­тов. Необходимость конкретизации основных положений, определяющих права граждан в этой сфере на уровне федерального закона, свидетельствует о недостаточно высоком уровне пра­вового регулирования.

Понятные и четкие законодатель­ные установления позволили бы не только облегчить гражданам задачу, связанную с пониманием объема сво­их правомочий в области лекарствен­ного обеспечения, но и в целом гаран­тировать эффективную реализацию конституционного права на медицин­скую помощь.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль