text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Обязательное медицинское страхование: обновление и развитие правовой базы

  • 15 июля 2011
  • 73

Годом обновления и развития правовой базы обязательно­го медицинского страхования можно назвать 2011 г. Именно в этом году стал действовать (за исключени­ем некоторых положений) Федераль­ный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском стра­ховании в Российской Федерации" (далее — Закон об ОМС). В 2011 г. в него трижды вносились изменения; был принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федера­ции" (далее — Закон об охране здоровья). Кроме того, в Федераль­ный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, регулирую­щий уплату страховых взносов во внебюджет­ные фонды обязатель­ного социального стра­хования, были внесены изменения, имеющие значение для обязатель­ного медицинского страхования (да­лее - ОМС).

Коротко напомним, какие именно вопросы обязательного медицинского страхования регулируют указанные выше федеральные законы, чтобы было ясно, в развитие каких положе­ний в дальнейшем стали приниматься подзаконные нормативные правовые акты.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Начнем с Закона об охране здоро­вья. Он, хотя и появился позже других законов, имеющих отношение к ОМС, является актом более широкого дейст­вия, чем Закон об ОМС. В нем обяза­тельное медицинское страхование представлено в качестве составной части системы охраны здоровья в Рос­сии.

В частности, из гл. 11 Закона об ох­ране здоровья видно, что средства ОМС —лишь один из источников фи­нансирования российского здравоох­ранения. В соответствии со ст. 83 За­кона об охране здоровья средства ОМС (наряду с бюджетными ассигно­ваниями из иных финансовых источ­ников) предназначены для обеспече­ния первичной медико-санитарной, специализированной, скорой меди­цинской помощи, а также для оказа­ния медицинской помощи населению отдельных территорий и работникам отдельных организаций, указанных в ст. 42 Закона (в рамках территориаль­ных программ ОМС). В этой статье речь идет о населении закрытых ад­министративно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими фак­торами, о работниках организаций от­дельных отраслей промышленности с опасными условиями труда, включен­ных в утверждаемые Правительством РФ перечни.

Более конкретное перечисление видов медицинской помощи, оказыва­емой за счет средств ОМС, содержится в базовой программе ОМС, которая является составной частью Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицин­ской помощи. На 2012 г. такая Про­грамма была утверждена постановле­нием Правительства РФ от 21.10.2011 № 856.

Механизм формирования доход­ной части бюджета ОМС представлен в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Фе­дерации, Фонд социального страхо­вания Российской Федерации, Феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования", который стал действовать с 2010 г. (далее — Закон № 212-ФЗ). В 2011 г. закон полу­чил новое наименование; более чем в 40 его статей были внесены измене­ния и дополнения; появился ряд но­вых статей. Из наименования Закона исчезло упоминание о территориаль­ных фондах ОМС, поскольку в насто­ящее время страховой тариф, опре­деленный для ОМС, не делится, как ранее, на две части (одна из частей предназначалась для территориаль­ных фондов).

Закон № 212-ФЗ регулирует поря­док уплаты страховых взносов во все внебюджетные фонды обязательно­го социального страхования, поэто­му изменения и дополнения, кото­рые были в него внесены, касаются и обязательного медицинского страхо­вания.

Перечислим основные затронутые вопросы:

— круг плательщиков страховых взно­сов;

— исполнение обязанностей по упла­те страховых взносов;

— база, облагаемая страховыми взно­сами, ее предельная величина;

— расчеты по начисленным и упла­ченным страховым взносам;

— суммы, с которых страховые взно­сы не взимаются;

— финансовый учет и отчетность;

— права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взно­сов;

— порядок обжалования решений и иных актов органов контроля и др.

Отдельно упомянем ст. 58.2. Она появилась в Законе № 212-ФЗ в соот­ветствии с Федеральным законом от                    03.12.2011 № 379-ФЗ "О внесении из­менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопро­сам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюд­жетные фонды".

В этой статье, в частности, указано, что в 2012 — 2013 гг. тариф страховых взносов в Федеральный фонд ОМС составляет 5, 1% в пределах установ­ленной предельной величины базы для начисления страховых взносов. Ука­занная база с учетом ее индексации в текущем году — коэффициент 1, 1048 в соответствии с постановлением Пра­вительства РФ от 24.11.2011 № 974 — в отношении каждого физического лица не превышает 512 тыс. руб. нара­стающим итогом с 1 января 2012 г.

Коротко охарактеризуем Закон об ОМС, который пришел на смену Зако­ну РФ от 28.06.1991 № 1499-1 "О ме­дицинском страховании граждан в Российской Федерации".

В действующем ныне Законе:

— широко представлен понятийный аппарат (ст. 3, 10, 15, 43, 45 и др.);

— подробно названы полномочия РФ и субъектов РФ в сфере обязательного медицинского страхования (ст. 5 — 8);

— четко обозначен круг лиц, подле­жащих ОМС, их права и обязанности

(ст. 10, 16, 18), субъекты и участники ОМС (ст. 9, 12, 13, 33, 34);

— подробно охарактеризованы страхо­вые медицинские организации (ст. 14, 19, 28, 38, 39);

— представлены требования к дея­тельности медицинских организаций; содержание договоров на оказание и оплату медицинской помощи, кото­рые они должны заключать со страхо­выми медицинскими организациями; их права и обязанности, а также по­рядок взаимодействия с территори­альным фондом ОМС и СМО при ве­дении персонифицированного учета сведений об оказанной медицинской помощи (ст. 15, 20, 39, 47);

— впервые много внимания уделено программам медицинского страхова­ния (гл. 7); уплате страховых взносов на обязательное медицинское стра­хование неработающего населения (ст. 24, 25); системе договоров в ОМС (гл. 8); контролю объемов, сроков, ка­чества, условий предоставления меди­цинской помощи (гл. 9); организации персонифицированного учета (гл. 10); медицинскому полису (п. 1 ч. 1 ст. 16, ст. 45, 46, ч. 2 ст. 51).

Несмотря на то что Закон об ОМС гораздо содержательнее, чем его пред­шественник, — в нем вдвое больше статей, — в первый же год его действия девять статей подверглись изменени­ям и дополнениям в соответствии с федеральными законами от 14.06.2011 № 136-ФЗ, от 30.11.2011 № 369, от 03.12.2011 № 379.

Обратим внимание на уточнение ст. 10 и 11 Закона об ОМС. Во- первых, среди застрахованных в числе лиц, самостоятель­но обеспечивающих себя работой, появились арбитражные страховате­ли. Во-вторых, в число работающих по трудовому договору, относящихся к застрахованным лицам, теперь входят и руководители организаций, являющиеся единственными участ­никами (учредителями), членами ор­ганизаций, собственниками их иму­щества.

В-третьих, помимо лиц, работаю­щих по авторскому заказу, в перечень застрахованных лиц включены также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключи­тельного права на произведения нау­ки, литературы, искусства, издатель­ским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предо­ставлении права использования про­изведения науки, литературы, искус­ства.

В-четвертых, в числе страховате­лей неработающих граждан теперь названы не только органы исполни­тельной власти субъектов РФ, уполно­моченные высшими органами госу­дарственной власти субъектов РФ, но и иные организации, определенные Правительством РФ.

Изменения, предусмотренные Фе­деральным законом от 30.11.2011 № 369, коснулись и таких вопросов, как:

— нормированный страховой запас (ст. 26);

— полномочия Федерального фонда ОМС (ст. 33);

— штрафы, применяемые к медицин­ским организациям за использование средств не по целевому назначению (ст. 39);

— территориальный реестр экспер­тов качества медицинской помощи (ст. 40);

— программы и мероприятия модер­низации здравоохранения и их фи­нансовое обеспечение (ст. 50);

— единовременные компенсацион­ные выплаты медицинским работни­кам в возрасте до 35 лет, прибывшим после окончания вуза на работу в сель­скую местность, и выделение на эти выплаты средств (ст. 51) и др.

В течение 2011 и 2012 гг. Минздравсоцразвития России было принято большое количество нормативных ак­тов. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 № 1226, вступив­шим в силу с 1 января 2011 г., в целях единообразного применения Закона об ОМС названному министерству было предоставлено право издавать разъяснения (в том числе совместно с Федеральным фондом ОМС, а так­же по согласованию с Минфином России), касающиеся вопросов, от­носящихся к его компетенции. Дру­гим постановлением (от 08.12.2011 № 1018) Правительство РФ предо­ставило Минздравсоцразвития Рос­

сии дополнительные полномочия в сфере обязательного медицинского страхования.

Рассмотрим те документы Минздравсоцразвития России, в которых разъяснены положения, вызывающие наибольший интерес наших читателей.

Правила обязательного медицинского страхования

В Законе об ОМС неоднократно упоминаются правила обязательного медицинского страхования, в кото­рых должны быть более подробно раскрыты права, обязанности субъек­тов и участников обязательного меди­цинского страхования, их финансо­вое обеспечение (например, в ст. 14, 16, 32, 34, 45, 46 Закона). Правила обя­зательного медицинского страхова­ния (далее — Правила ОМС) были утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н.

Положения, содержащиеся в Пра­вилах, посвящены в основном движе­нию финансовых потоков. В частности, представлено их движение по схеме "территориальный фонд ОМС — стра­ховая медицинская организация — ме­дицинская организация"; описан про­цесс взаиморасчетов между этими организациями и территориальными фондами ОМС различных субъектов РФ; приведена методика формирова­ния тарифов на оплату медицинской помощи и подушевых нормативов фи­нансового обеспечения медицинского страхования (разделы 7—10, 14).

Именно в Правилах ОМС показан механизм расчетов между субъектами РФ при оказании медицинской помо­щи в одном субъекте РФ гражданам,

которым медицинский полис выдан в другом субъекте РФ. Территориаль­ный фонд ОМС (далее — ТФОМС) по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицин­скую помощь, оказанную в объеме базовой программы, не позднее 25 дней с даты представления счета медицинской организации.

ТФОМС субъекта РФ, в котором выдан полис, за счет средств своего нормированного страхового запаса осуществляет возмещение средств первому территориальному фонду не позднее 25 дней с даты получения от него счета с учетом результатов прове­денного контроля объемов, сроков, ка­чества и условий предоставления ме­дицинской помощи (ч. 8 ст. 34 Закона об ОМС). Порядок использования средств нормированного страхового запаса ТФОМС утвержден приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 227.

Обмен данными при осуществле­нии расчетов за медицинскую по­мощь, оказанную за пределами субъ­екта РФ, на территории которого выдан полис, производится в элек­тронном виде в соответствии с прика­зом Минздравсоцразвития России от 25.01.2011 № 29н.

Подробно о содержании счетов, сроках проведения медико-экономи­ческого контроля счета, составлении актов (например, акта о причинах не­принятия к оплате выставленного счета, акта сверки по счетам и др.) и прочих деталях проведения расче­тов по денежным средствам сказано в п. 133—151 Правил ОМС. Таким обра­зом, право застрахованных лиц на по­лучение бесплатной помощи не только закреплено в ст. 16 Закона об ОМС, но и подкреплено механизмом финансо­вых расчетов между субъектами РФ в гл. 9 Правил ОМС.

Помимо финансовых вопросов, пе­речисленных выше, в Правилах ОМС много внимания уделено деятельности страховых медицинских организаций (СМО) в свете тех положений, которые изложены в ст. 14 Закона об ОМС. Речь идет о порядке ведения реестра СМО; об оплате ими медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу в ле­чебно-профилактических учреждени­ях; о выдаче гражданам полисов ОМС; о требованиях к размещению СМО ин­формации в информационно-коммуни­кационной сети Интернет, в средствах массовой информации (см. разде­лы 2 — 5, 8, 13, 14).

В первой части ст. 14 Закона об ОМС сказано, что страховая меди­цинская организация должна иметь лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, осу­ществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятель­ности. Постановлением Правительст­ва РФ от 31.12.2010 № 1227 установле­но, что лицензирование деятельности СМО производится Федеральной службой по финансовым рынкам. Указаны особенности лицензирова­ния с учетом деятельности таких ор­ганизаций в сфере обязательного ме­дицинского страхования.

В Правилах ОМС есть ответы и на такие важные вопросы, затрагиваю­щие интересы застрахованных лиц, как выбор страховой медицинской ор­ганизации и получение полиса ОМС.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона об ОМС ТФОМС реализуют государ­ственную политику в сфере обязатель­ного медицинского страхования на территориях субъектов РФ. Задачи, сформулированные в Типовом положе­нии о ТФОМС (утв. приказом Мин­здравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н), направлены в первую очередь на защиту интересов застрахованных лиц.

В разделе 2 Типового положения говорится об обеспечении ТФОМС предусмотренных законодательст­вом прав граждан, гарантий бес­платного оказания им медицинской помощи в рамках территориальной и базовой программ ОМС, о созда­нии условий для обеспечения до­ступности и качества медицинской помощи.

Территориальный фонд наделен широкими полномочиями страховщи­ка. Перечислим эти полномочия:

— аккумулирование средств ОМС и управление ими;

— участие в разработке территориаль­ных программ государственных гаран­тий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в определении тарифов на оплату медицинской помо­щи на территории субъекта РФ;

— утверждение для СМО дифферен­цированных подушевых тарифов в порядке, установленном Правилами ОМС;

— проведение контроля объемов, сро­ков качества и условий предоставле­ния медицинской помощи, использо­вания средств ОМС;

— предъявление в интересах застра­хованных лиц требований к страхова­телям, СМО и медицинским организа­циям, в том числе в судебном порядке, связанных с защитой их прав и закон­ных интересов;

— ведение реестров СМО, медицин­ских организаций, экспертов качества медицинской помощи, регионального сегмента единого регистра застрахо­ванных лиц;

— сбор и обработка данных персони­фицированного учета сведений о за­страхованных лицах и сведений о ме­дицинской помощи;

— подготовка и переподготовка кад­ров для осуществления деятельности в сфере ОМС.

В Типовом положении о ТФОМС перечислено 25 функций, которые осуществляет территориальный фонд при реализации своих полномочий. Этот перечень не исчерпывающий, поскольку в п. 9 речь идет и об иных функциях в установленной сфере де­ятельности, которые могут быть пред­усмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Положение о территориальном фон­де ОМС утверждается высшим испол­нительным органом государственной власти субъекта РФ, как сказано в ч. 6 ст. 34 Закона об ОМС (в ред. Федераль­ного закона от 30.11.2011 № 369-ФЗ). Для реализации своих полномочий тер­риториальные фонды могут создавать филиалы и представительства.

Порядок ведения персонифицированного учета в сфере ОМС

В соответствии со ст. 43 Закона об ОМС организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице вводятся в интересах граждан. С помощью такого персонифициро­ванного учета можно определять по­требности в объемах медицинской помощи (для разработки программ ОМС), осуществлять контроль за ис­пользованием средств ОМС, обеспе­чить гарантии прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицин­ской помощи надлежащего качества и соответствующего объема.

Порядок ведения персонифициро­ванного учета в сфере обязательного медицинского страхования утвержден приказом Минздравсоцразвития Рос­сии от 25.01.2011 № 29н (далее — По­рядок учета).

Можно сказать, что персонифици­рованный учет имеет две части:

— учет сведений о застрахованных лицах (единый регистр, состоящий из центрального и регионального сегмен­тов);

— учет сведений о медицинской по­мощи, оказанной застрахованным лицам, который является результатом сбора, обработки, передачи и хране­ния ряда сведений медицинского ха­рактера.

В соответствии с ч. 3 ст. 43 Закона об ОМС персонифицированный учет, сбор, обработка, передача и хранение сведений осуществляются Федераль­ным фондом ОМС и его территори­альными фондами, Пенсионным фон­дом РФ и его территориальными органами, СМО, медицинскими орга­низациями и страхователями для не­работающих граждан.

Перечень сведений личного харак­тера, которые попадают в первую часть персонифицированного учета застрахованных лиц, есть и в ст. 44 Закона об ОМС, и в п. 3 Порядка уче­та. Ведение регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц осуществляет территориальный фонд ОМС на основании сведений, предо­ставляемых страховыми медицински­ми организациями.

СМО вменено в обязанности обес­печивать достоверность и коррект­ность вносимых сведений, проводить проверки, позволяющие предотвра­тить появление дублирующих записей в региональном сегменте единого ре­гистра застрахованных лиц. СМО в соответствии с договором о финансо­вом обеспечении ОМС формируют и по мере необходимости передают ин­формационные файлы с изменениями в территориальный фонд ОМС (при наличии изменений — не реже одного раза в день).

Территориальный орган Пенсион­ного фонда России (ПФР) ежеквар­тально — не позднее 25-го числа вто­рого месяца, следующего за отчетным периодом, — в соответствии с согла­шением об информационном обмене между ПФР и Федеральным фондом ОМС представляет в соответствую­щий территориальный фонд ОМС сведения о работающих застрахован­ных лицах для внесения их в регио­нальный сегмент единого регистра за­страхованных лиц. Страхователь для неработающих граждан ежемесячно (не позднее 5-го числа каждого меся­ца) также на основании соответству­ющего соглашения представляет в ТФОМС сведения о неработающих пенсионерах.

Территориальный фонд при внесе­нии изменений в региональный сег­мент единого регистра формирует файлы с изменениями, которые на­правляет в Федеральный фонд ОМС для актуализации (обновления) цент­рального сегмента. При обработке файлов в ФОМС проверяется нали­чие у застрахованного лица ранее вы­данного действующего полиса ОМС единого образца в центральном сег­менте единого регистра застрахован­ных лиц.

Персонифицированный учет све­дений о медицинской помощи, ока­занной застрахованным лицам, ведет­ся медицинскими организациями, СМО, территориальными фондами ОМС в электронном виде.

Контроль за оказанием медицинской помощи

Как следует из ст. 40 Закона об ОМС, правила и процедура организа­ции и проведения контроля за оказа­нием медицинской помощи устанавли­ваются Федеральным фондом ОМС. Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинско­му страхованию был утвержден при­казом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 (далее — Порядок контроля).

Порядок контроля — довольно объемный документ, который дает представление о том, как должны проводиться в жизнь положения, за­ фиксированные в ст. 40 — 42 (гл. 9) За­кона об ОМС.

Возьмем для примера реализацию указанного контроля посредством ме­дико-экономического контроля, меди­ко-экономической экспертизы и эк­спертизы качества медицинской помощи. В Законе об ОМС дается лишь определение каждого из этих мероприятий и уделено внимание субъектам проведения контроля, оформлению соответствующих доку­ментов.

В Порядке контроля мы найдем:

— объект контроля (организация и оказание медицинской помощи по ОМС) и его цели (п. 3 — 5);

— подробную характеристику ор­ганизации медико-экономического контроля, способов его проведения (п. 7-10);

— виды медико-экономической эк­спертизы; случаи, когда она проводит­ся; перечень документов; факторы, которые подвергаются проверке, ее оформление (п. 11-19);

— существо экспертизы качества ме­дицинской помощи, ее виды, причи­ны, методы и сроки проведения, вы­бор тематики проверок (п. 20-37).

В рассматриваемом документе представлены также порядок осу­ществления ТФОМС контроля за дея­тельностью страховых медицинских организаций; координация взаимо­действия субъектов контроля на тер­ритории субъекта РФ; права и обязан­ности экспертов и организаций, которые они проверяют; движение отчетов о результатах проверок; пра­вила информирования застрахован­ных лиц о выявленных нарушениях; порядок применения санкций за нару­шения, установленные в ходе конт­роля; сроки и порядок обжалования медицинской организацией заключе­ний СМО.

Особое внимание уделено требова­ниям, которые предъявляются к ли­цам, привлекаемым в качестве специ­алистов к медико-экономическому контролю, медико-экономической эк­спертизе и экспертизе качества меди­цинской помощи. Порядок ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи терри­ториальным фондом ОМС и размеще­ния его на официальном сайте ТФОМС в сети Интернет утвержден приказом ФФОМС от 13.12.2011 № 230.

Единовременные компенсационные выплаты

Федеральным законом от 30.11.2011 № 369-ФЗ в ст. 51 Закона об ОМС бы­ли введены ч. 12.1-12.5. Предусмотре­но, что в 2012 г. медицинским работни­кам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 гг. после окончания обра­зовательного учреждения высшего профессионального образования в сельский населенный пункт или пере­ехавшим туда на работу из другого на­селенного пункта и заключившим трудовой договор с государственным учреждением здравоохранения субъ­екта РФ или муниципальным учреж­дением здравоохранения, полагается единовременная компенсационная выплата.

Для этих выплат из бюджета Феде­рального фонда ОМС предоставляются средства из расчета 1 млн руб. на одно­го указанного медицинского работни­ка. Уполномоченный орган исполни­тельной власти субъекта РФ и ТФОМС в срок до 15-го числа месяца, предшест­вующего месяцу, в котором осуществ­ляются единовременные компенсаци­онные выплаты, должны представить в ФОМС заявки на получение межбюджетных трансфертов. Форма такой за­явки утверждена приказом ФФОМС от 01.12.2011 № 224.

Договор, который заключают такие лица, предусматривает:

— обязанность медицинского работ­ника трудиться в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабо­чего времени;

— возврат части единовременной выплаты в случае прекращения тру­дового договора до истечения пяти­летнего срока, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду. Исключение установлено для случаев прекращения трудового договора в соответствии с п. 8 ст. 77, п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 81, п. 1, 2, 5 — 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Кроме этого в ч. 12.3 ст. 51 Закона об ОМС сказано, что медицинским работникам, в том числе указанным в ч. 12.1, имеющим высшее или среднее медицинское образование, работаю­щим в сельском населенном пункте и (или) переехавшим на работу в сель­ский населенный пункт из другого населенного пункта, предоставляют­ся жилое помещение и (или) земель­ный участок для жилищного строи­тельства, и (или) компенсация части процентной ставки по кредитам, пре­доставляемым на приобретение жи­лья, и (или) иные меры поддержки. Правительством РФ было принято постановление от 17.10.2011 № 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 — 2014 гг. медицинских и фарма­цевтических работников, проживаю­щих и работающих в сельских насе­ленных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных госу­дарственных учреждениях".

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.