Здравоохранение

Порядок разработки тарифной политики в стоматологической поликлинике

  • 15 июля 2012
  • 59

Кто должен заниматься разработкой тарифной поли­тики в медицинской организации, а именно в стомато­логической поликлинике? Какими нормативными до­кументами следует руководствоваться при формиро­вании тарифов?

Зам. главного врача стоматологической поликлиники, Ставропольский край

Под тарифной политикой понимается определение общих це­лей, которых медицинская организация собирается достичь с по­мощью цен на свои услуги. Правильная тарифная политика и обо­снованное ценообразование - обязательные условия для обеспе­чения финансовой устойчивости учреждения.

С одной стороны, средства, получаемые как оплата медицин­ских услуг, должны не только покрывать расходы, но и обеспечи­вать прибыль, необходимую для развития, в том числе для приоб­ретения современного оборудования и расходных материалов, обучения специалистов новым методикам. С другой стороны, уровень цен должен соответствовать платежеспособному спросу и обеспечивать необходимый поток пациентов.

В условиях высокой конкуренции на рынке стоматологических услуг тарифная политика может быть инструментом, создающим конкурентное преимущество для тех учреждений, которые ведут ее наиболее грамотно.

Разработкой тарифной политики в медицинской организации занимаются специалисты экономической службы под руковод­ством главного врача. Без знания руководителем ЛПУ основных положений нормативных документов, регулирующих вопросы ценообразования, невозможно принимать правильные управлен­ческие решения и оценивать обоснованность применения в уч­реждении тех или иных методик ценообразования.

Перечислим базовые документы, применяемые в организаци­ях всех отраслей экономической деятельности. Это:

  • Гражданский кодекс РФ (ст. 314 “Срок исполнения обязатель­ства”, ст. 424 “Цена”, ст. 426 “Публичный договор”, ст. 486 “Опла­та товара”, ст. 487 “Предварительная оплата товара”, ст. 503 “Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежаще­го качества”, ст. 735 “Цена и оплата работы”; ст. 737 “Последствия обнаружения недостатков в выполнении работы”); На­логовый кодекс РФ (ст. 252 “Расходы. Группировка расходов”, ст. 253 “Расходы, связанные с производством и реализацией”, ст. 254 “Материальные расходы”, ст. 264 “Прочие расходы, свя­занные с производством и (или) реализацией”, ст. 318 “Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию”, ст. 324 “Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств”);
  • Трудовой кодекс РФ (раздел IV “Оплата и нормирование труда”). К отраслевым нормативным документам, регулирующим во­просы ценообразования в медицинских организациях, относится Номенклатура работ и услуг в здравоохранении (утв. Минздрав­соцразвития России 12.07.2004). Она может использоваться при формировании тарифов на простые, сложные и комплексные ус­луги, услуги медицинского сервиса, работы в здравоохранении. В частности, в разделе VII приведена методика расчета затрат на медицинские услуги. Приложением к Номенклатуре является Ре­естр работ и услуг с указанием условных единиц трудоемкости (трудозатрат) (УЕТ).

В здравоохранении вместо термина “цена” часто используется термин “тариф” (ставка, по которой взимается плата за услуги). Экономическая суть этих понятий совпадает - это та сумма денег, за которую пациент (покупатель) согласен купить, а медицинская организация (производитель, продавец) готова продать данную медицинскую услугу.

При разработке тарифной политики необходимо осуществить следующие мероприятия:

  • определить социальные и финансовые цели;
  • произвести расчет затрат на оказание медицинской помощи того или иного вида;
  • определить потенциальных конкурентов;
  • провести экономический анализ деятельности хозяйствующих субъектов в системе здравоохранения;
  • провести сегментный анализ рынка услуг здравоохранения;
  • оценить влияние мер государственного регулирования в обла­сти ценообразования;
  • предусмотреть возможность снижения или повышения цен. Важнейший инструмент для достижения поставленных целей - выбранная стратегия ценообразования. Это комплекс практиче­ских методов, которых целесообразно придерживаться при уста­новлении тарифов на конкретные виды помощи.

Методика ценообразования предполагает (помимо соблюде­ния нормативных требований и целей организации) следующие шаги:

  • выбор расчетной единицы цены;
  • использование стандарта медицинской помощи;
  • определение расходов по элементам затрат;
  • определение величины прибыли;
  • учет инфляции;
  • учет различных коэффициентов, отражающих сложность, тех­нологичность, качество и другие характеристики услуги;
  • установление окончательной цены на услугу.

Если говорить о стоматологических услугах, то в качестве рас­четной единицы цены используется цена одной УЕТ и цена одной зубопротезной единицы. В стоматологии за одну УЕТ принято время, затрачиваемое на лечение среднего кариеса с наложением пломбы из цемента (14,5 мин).

Количество УЕТ, необходимое для выполнения услуг (в том числе стоматологических), приведено в Реестре работ и услуг (приложение к Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении). Кроме того, классификатор основных стоматологических лечеб­но-диагностических мероприятий и технологий, выраженных в УЕТ, приведен в табл. 3.3 приложения 3 к Методическим реко­мендациям по порядку формирования и экономического обосно­вания территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной меди­цинской помощи (утв. Минздравом России и Федеральным фон­дом ОМС 28.08.2001).

Наиболее простой путь обеспечения надлежащего уровня ка­чества медицинской помощи - использование утвержденного стандарта (безусловно, с учетом особенностей конкретного кли­нического случая).

Стандарты медицинской помощи позволяют обосновать вели­чину затрат на оказание услуги. В стандартах содержатся следую­щие данные: возрастная категория пациента; название, фаза и стадия заболевания (с кодом МКБ-10); условия оказания меди­цинской помощи; средняя длительность лечения (в днях); виды, средняя частота и кратность врачебных приемов, лабораторных и инструментальных исследований; виды, средняя частота и дли­тельность применения; средние суточные дозы лекарственных препаратов и т. д.

Все большее распространение получает система пооперацион­ного расчета себестоимости (Activity-based costing - ABC). В за­падных компаниях АВС постепенно вытесняет другие системы калькуляции. На начальных этапах своего развития система АВС использовалась в основном на промышленных предприятиях, но затем нашла свое применение и в сфере услуг. Этому способствовал прогресс в области разработки и распространения информационных технологий.

АВС - это усовершенствованная система расчета себестоимо­сти, позволяющая лучше учесть и измерить накладные расходы при производстве конкретных видов услуг (работ). Чтобы приме­нять ее, необходимо наладить управленческий учет в учреждении.

В системе АВС в качестве основного объекта расчета рассма­тривается отдельная операция - это событие, задача или единица работы с отдельной целью (например, установка оборудования, его обслуживание, производство услуги, ее продажа и т. д.). За­траты, подсчитанные по каждой операции, распределяются затем по объектам калькуляции себестоимости на основе перечня опе­раций, предпринятых для оказания каждой услуги.

Отнесение прямых затрат на каждую услугу не представляет особой сложности, поэтому основное внимание при калькуляции себестоимости по системе АВС уделяется расчету косвенных за­трат.

При работе по системе АВС соблюдают определенные прин­ципы:

  • косвенные затраты распределяют на группы по операциям (на­пример, четыре операции - четыре группы косвенных затрат);
  • для каждой группы затрат определяют базовую единицу учета, на основе которой будут измеряться затраты;
  • в некоторых случаях определенная группа затрат может быть отнесена прямо на продукт, а не на операцию.

Группы затрат соответствуют ключевым операциям. Затраты распределяются по продуктам и клиентам с помощью так называ­емых драйверов затрат или баз распределения, в которых опреде­лены причинно-следственные связи с группами затрат.

Для того чтобы составить перечень операций, связанных с дея­тельностью коммерческой стоматологической поликлиники, ре­комендуется сформировать рабочую группу, состоящую из раз­личных специалистов - сотрудников администрации, отделений, оказывающих услуги, бухгалтерии и т. д.

Например, ключевыми операциями могут быть:

  • предоставление конкретных видов медицинских услуг;
  • обслуживание медицинского оборудования;
  • дезинфекция помещений;
  • администрирование и управление всеми процессами в данной коммерческой организации.

Продемонстрируем пример пошагового расчета себестоимо­сти услуг стоматологической поликлиники.

  1. Выбор объектов калькуляции затрат. Цель этого этапа - рассчитать себестоимость деятельности, распределить затраты по видам медицинских услуг и подсчитать затраты на единицу услуги.
  2. Определение прямых затрат по продуктам. Определяются затраты на зарплату и начисления на нее, медикаменты, расход­ные материалы, предметы медицинского назначения и т. п.
  3. Выбор базовой единицы для распределения косвенных расходов по услугам. За базовую единицу можно принять время работы (ч, мин), площадь помещений (м2), количество лаборатор­ных исследований, рентгеновских снимков и т. п.
  4. Определение косвенных расходов на основе выбранных базовых единиц учета затрат. Накладные расходы соотносятся с операциями с учетом причинно-следственной связи между за­тратами по операции и базовой единицей распределения затрат. Часто затраты распределяют сначала по операциям, а потом уже по услугам.
  5. Подсчет величины косвенных расходов, распределяемых по продуктам.
  6. Расчет полной себестоимости продукта путем сложения всех прямых и косвенных затрат.

Система АВС применима при выборе ценовой стратегии, ана­лизе прибыли в разрезе групп услуг, потребителей услуг, струк­турных подразделений, а также для анализа затрат.

Приведем пример практического использования поопераци­онной калькуляции себестоимости в целях ценообразования.

Предположим, что в стоматологической поликлинике пять структурных подразделений, из них три основных (хирургиче­ское, терапевтическое и детское отделения) и два вспомогательных (рентгеновский кабинет и лаборатория).

За календарный период (например, за 2010 г.) лаборатория проводила исследования для хирургического, терапевтического и детского отделений в соотношении 15/60/25. Рентгеновские ис­следования за тот же период проводились для хирургического, терапевтического и детского отделений в соотношении 23/48/29.

Известны затраты на содержание каждого основного и вспо­могательного подразделения. Известно, что рентабельность дея­тельности стоматологической поликлиники в 2010 г. составила 33% от общих затрат.

Известен годовой план УЕТ по основным подразделениям и предполагается, что общий уровень цен в 2011 г. вырастет на 6% по сравнению с 2010 г. Необходимо рассчитать цену одной УЕТ в каждом из основных подразделений поликлиники на 2011 г. с учетом затрат на содержание вспомогательных подразделений.

В среднем цена одной УЕТ в данной поликлинике составляет 19,4 руб. Цена комплексной стоматологической услуги состоит из суммы цен простых услуг. Чтобы ее определить, необходимо цену одной УЕТ умножить на общее число УЕТ комплексной ус­луги.

Наибольший объем прибыли приносит терапевтическое отде­ление (189 581 руб. в год). При этом наибольший экономический эффект имеет работа хирургического отделения (в расчете на одну УЕТ прибыль хирургического отделения составляет 4,9 руб., а терапевтического - 4,3 руб.).

Приведенный пример применения системы АВС при расчете цен на стоматологические услуги показывает, что учет затрат вспомогательных подразделений поликлиники (лаборатории, рентгеновского кабинета) приводит к повышению цены не менее чем в 1,5 раза. В то же время определение доли участия каждого подразделения поликлиники в достижении прибыли основных отделений делает весь коллектив поликлиники заинтересован­ным в результатах своего труда.

Использование системы АВС позволяет точно определить се­бестоимость услуг медицинской организации и обосновать их цену.

На вопрос отвечала Н.Г. Шамшурина, д-р экон. наук, проф. кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования ГБОУ ВПО “Первый МГМУ им. И.М. Сеченова”

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.