Здравоохранение

Проведение и организация экспертизы временной нетрудоспособности

  • 15 августа 2012
  • 87

Как изменился порядок проведения экспертизы вре­менной нетрудоспособности в соответствии с недавно вступившим в силу Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохра­нения и социального развития?

Главный врач, Орловская обл.

Экспертиза временной нетрудоспособности (далее - ЭВН) -  один из основных видов медицинской экспертизы, в осуществле­нии которого принимают участие все лечащие врачи, а в опреде­ленных случаях - члены врачебной комиссии медицинской орга­низации. В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее - Закон № 323-ФЗ) “экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, ко­торый единолично выдает гражданам листки нетрудоспособно­сти сроком до 15 календарных дней включительно... Продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в ча­сти 2 настоящей статьи (но не более чем на 15 календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комис­сии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.” Учитывая актуаль­ность данного вида экспертной деятельности, правильная орга­низация экспертного процесса является одним из приоритетных направлений в работе медицинских организаций.

Законодательная база, которая служит основой для разработки и внедрения в практику мероприятий, в т. ч. по организации и по­рядку проведения ЭВН, предусматривает также осуществление различных форм контроля, которые достаточно четко регламен­тированы.

Однако в настоящее время нормативно-правовая база в сфере здравоохранения активно корректируется, что диктует необходи­мость своевременно отслеживать изменения в документах, которые требуют новых форм работы медицинской организации. В статье будут рассмотрены новые документы, которые вносят поправки в сложившуюся практику проведения контроля за орга­низацией ЭВН, дополняют и совершенствуют существующие формы контроля.

Следует обратить внимание на изменения в организации кон­троля за проведением ЭВН, который проводится основным субъ­ектом внешнего ведомственного контроля - Росздравнадзором и его территориальными управлениями и четко нормативно регу­лируется. В настоящий момент данная форма контроля осуществляется в соответствии с Административным регламентом Феде­ральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социаль­ного развития по исполнению государственной функции по кон­тролю за порядком производства медицинской экспертиз, ут­вержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.11.2011 № 1330н (далее - Административный регламент).

Данный нормативно-правовой акт существенно отличается от предыдущего документа, который определял порядок осущест­вления внешнего ведомственного контроля за организацией и по­рядком производства ЭВН, а в настоящее время признан утратив­шим силу.

Нормативно-правовая база, содержащая требования к орга­низации экспертной деятельности

Рассмотрим новый документ с позиции особенностей его практического применения. Данный Административный регла­мент прописан более детально, чем предыдущий, и состоит из 5 разделов (отмененный документ состоял из 3 разделов). Наибо­лее актуальным для медицинских организаций является раздел I “Общие положения”, в котором представлен подробный обзор нормативных документов, в соответствии с которыми осущест­вляется исполнение государственной функции по контролю за порядком производства определенных видов медицинской экс­пертизы, в т. ч. ЭВН. В данных нормативных правовых актах со­держатся требования к организации экспертной деятельности, установленные действующим законодательством РФ.

Рекомендуем руководителям медицинских организаций, отве­чающим в соответствии с должностными инструкциями за орга­низацию работы по проведению ЭВН, внимательно изучить эти документы и оценить соответствие экспертной деятельности ме­дицинской организации предъявляемым требованиям, с последу­ющими организационными выводами и корректировками.

Особое внимание следует обратить на следующие законода­тельные акты:

•          Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охра­ны здоровья граждан в РФ”;

•          Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ “О порядке рассмо­трения обращений граждан Российской Федерации”;

•          Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муни­ципального контроля”;

•          Федеральный закон от 02.07.1992 №3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”;

•          постановление Правительства РФ от 25.02.2003 № 123 “Об ут­верждении Положения о военно-врачебной экспертизе”;

•          постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 “Об ут­верждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития”;

•          приказ Минздрава России и ФСС РФ от 06.10.1998 № 291/167 “Об утверждении Инструкции о порядке осуществления кон­троля за организацией экспертизы временной нетрудоспособ­ности”;

•          приказ Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 № 160 “Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве”;

•          приказ Минздравсоцразвития России “Об утверждении по­рядка выдачи листков нетрудоспособности” от 29.06.2011 № 624н;

•          приказ Минздравсоцразвития России от 24.09.2008 № 513н “Об организации деятельности врачебной комиссии медицин­ской организации”.

Кроме этого, в п. 5 раздела I Административного регламента подробно прописаны правила проведения проверок, которые обязаны соблюдать должностные лица Росздравнадзора и его управлений по субъектам РФ. Это чрезвычайно важная часть до­кумента, знание которой необходимо руководителям медицин­ских организаций. Требования к проверяющим состоят из 13 пунктов и позволяют проверяемым (юридическим лицам) за­щищать свои законные интересы и высказывать несогласие в свя­зи с необоснованными претензиями проверяющих, не подкре­пленными нормативно.

В разделе I Административного регламента подробно изло­жены права должностных лиц Росздравнадзора и его управле­ний по субъектам РФ (п. 6), а также права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юри­дического лица (п. 7) при проведении мероприятий по контролю. Несмотря на то что прав у юридических лиц (проверяемых) при осуществлении проверок, особенно порядка организации ЭВН, меньше, чем у проверяющих, эти права настолько суще­ственны и принципиальны, что позволяют руководителям ме­дицинских организаций при необходимости защищать собственные интересы. В свою очередь, от представителей Росздравнадзора и его территориальных управлений требуется ар­гументированно доказать обоснованность своих действий, как уже было указано.

Например, в соответствии с подп. 3 п. 7 проверяемое юридиче­ское лицо имеет право “знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц”.

Вышеизложенные положения в предыдущем Административ­ном регламенте прописаны не были. Поэтому новый документ подлежит доскональному изучению, что позволит руководителям медицинских организаций всегда быть готовыми как к плановым, так и к внеплановым проверкам порядка организации и произ­водства ЭВН.

При осуществлении внешнего ведомственного контроля за по­рядком производства ЭВН, в соответствии с подп. 1 п. 10 раз­дела I, предъявляются определенные требования к различным направлениям экспертной деятельности:

  • по ведению медицинской документации;
  • проведению медицинского осмотра пациента и записей дан­ных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулатор­ного (стационарного) больного, обосновывающих необходи­мость временного освобождения от работы;
  • направлению на консультацию к специалистам, на госпитали­зацию, по определению необходимости и сроков временного или постоянного перевода по состоянию здоровья на другую работу, по направлению гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертизу;
  • выписке и продлению срока листка нетрудоспособности;
  • соблюдению врачебной тайны;
  • правомочности производства ЭВН;
  • соблюдению законных прав граждан при производстве ЭВН. Указанные требования во многом определяют не только зада­чи, стоящие перед лечащими врачами, осуществляющими ЭВН на первом этапе оказания гражданам медицинской помощи, но и за­дачи, решаемые субъектами внутреннего ведомственного кон­троля, и должны быть использованы в экспертной практике. Дан­ные требования практически повторяют требования, изложен­ные в отмененном документе, за исключением пункта о требова­ниях к определению степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, который в настоящем до­кументе отсутствует.

Раздел II “Требования к порядку исполнения государственной функции”, раздел III “Состав, последовательность и сроки выпол­нения административных процедур (действий), требования к по­рядку их выполнения, в том числе особенности выполнения ад­министративных процедур (действий) в электронной форме” и раздел IV “Порядок и формы контроля за исполнением государ­ственной функции” Административного регламента в основном ставят организационные, в т. ч. информационные, задачи перед основным субъектом внешнего ведомственного контроля - Росздравнадзором и его управлениями по субъектам РФ.

Раздел II Административного регламента более подробно про­писывает процедуру исполнения государственной контрольной функции, в т. ч. требования к предоставлению информации о по­рядке и результатах ее проведения, включая условия приема граждан, чего в предыдущем документе указано не было.

Для руководителей медицинских организаций определенный интерес представляют сведения, содержащиеся в разделе III, о по­рядке проведения плановых и внеплановых проверок с целью осуществления контроля за организацией ЭВН. Согласно Адми­нистративному регламенту плановая проверка проводится не чаще одного раза в три года, сведения о проведении плановых проверок должны быть размещены на официальном сайте Росздравнадзора.

Внеплановые проверки порядка организации и производства ЭВН осуществляются при наличии оснований, указанных в п. 29 раздела III Административного регламента, в форме документар­ной и (или) выездной проверки. Процедура проведения внепла­новых проверок - как документарных, так и выездных - четко прописана в Административном регламенте. Следует обратить внимание, что при проведении документарной проверки Росздравнадзор не вправе требовать у юридического лица сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки. В то же время, если юридическое лицо не предоставляет необходимые сведения либо достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении проверяющих, вызывает сомнения, Росздравнадзор имеет право запрашивать дополнительные доку­менты, а также осуществлять выездные проверки.

Новые нормативно-правовые акты (Закон № 323-ФЗ и Адми­нистративный регламент) конкретизируют действующее законо­дательство в сфере организации мероприятий по контролю за порядком производства ЭВН, вводят в практику дополнительные формы внешнего ведомственного и вневедомственного контроля и предъявляют ряд требований как к юридическим лицам, под­лежащим контролю, так и к субъектам, осуществляющим функ­цию контроля. Изучение данных нормативных документов по­зволит руководителям медицинских организаций правильно ор­ганизовать проведение ЭВН на всех уровнях экспертного процес­са, своевременно и грамотно осуществлять внутренний контроль по данному направлению деятельности и избежать организаци­онных ошибок в экспертной работе.

Новые нормативно-правовые акты более четко определяют не только основные направления контроля за организацией и прове­дением ЭВН, но также процедуру проведения контролирующих мероприятий, что способствует совершенствованию форм и мето­дов контроля.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.