Здравоохранение

Новейшие технологии генетической диагностики заболеваний

• 15 августа 2012

Какие новейшие технологии применяются в настоящее время при генетической диагностике заболеваний?

Главный врач, Ленинградская обл.

Важнейшим достижением медицинской генетики за последние годы является разработка методов выделения и детального изуче­ния ДНК, являющейся носителем наследственной информации. Это позволило разработать диагностику генетических заболева­ний на различных уровнях, от предымплантационной и феталь­ной диагностики до массового скрининга на выявление таких заболеваний у больших групп населения. Наряду с этим разрабаты­ваются методы молекулярной терапии, основанные на коррекции генетических дефектов в клетках самого пациента с помощью корректировки или их замены на “нормальные” гены.

Настоящую революцию в биологии произвела расшифровка генома человека, которая завершена в 2003 г. в рамках междуна­родного проекта “Геном человека”, при участии 20 развитых стран (США, Англия, Германия, Россия и др.). В результате проведен­ных исследований установлено, что в хромосомах человека содер­жится около 22 тыс. генов (ранее считалось, что их должно быть 50-100 тыс.), полностью определена последовательность 3 млрд нуклеотидных пар, из которых состоит двойная спираль ДНК, со­держащая всю генетическую информацию о человеке. Картирова­ние человеческого генома создает условия для выявления генети­ческих причин многих заболеваний, разработки чувствительных диагностических тестов, которые позволят контролировать эф­фективность генной терапии.

Расшифровка генома человека еще не означает, что его можно сразу использовать для диагностики и лечения каждого генетиче­ского заболевания. Как отмечают специалисты, мы распознали буквы неизвестного языка, но пока не можем говорить на нем, и пройдет еще много лет, пока этот код станет понятен или “переведен”.

До настоящего времени считалось, что один ген кодирует один белок. Сегодня доказано, что существует большое количество ге­нов, способных кодировать несколько различных белковых моле­кул, но некоторые гены могут только совместными усилиями за­пустить синтез единственного белка.

В настоящее время функция далеко не всех генов расшифрова­на. Установление функции каждого гена - задача для генетиков на многие десятки лет. После ее решения будут усовершенствованы диагностика, лечение и профилактика заболеваний, генетическая обусловленность которых уже установлена, и разработаны мето­ды диагностики, лечения и профилактики огромного количества генетических заболеваний, к которым генетики не смогли пока “подобрать ключи”.

В медицине генетические технологии используются с диагно­стическими и лечебными целями. Наибольшее практическое зна­чение пока имеют диагностические исследования. В настоящее время установлена локализация генов, ответственных за разви­тие таких моногенных заболеваний, как муковисцидоз, хорея Гентингтона, семейная гиперхолестеринемия, семейная гипертрофи­ческая кардиомиопатия. Доказана генетическая основа мульти­генных заболеваний: болезни Альцгеймера, ишемической болез­ни сердца, артериальной гипертонии, сахарного диабета, первич­ного остеопороза (идиопатического, постменопаузального и ин­волюционного), некоторых видов рака (рака яичника и рака мо­лочной железы). Наряду с этим обнаружены и секвестрированы гены, ответственные за развитие ожирения, эпилепсии, болезни Паркинсона, артрита, бронхиальной астмы, меланомы, за регуля­цию роста человека. Установлена генетическая природа многих психических заболеваний, например, шизофрении, аутизма, аф­фективных расстройств.

Различают следующие виды генетической диагностики:

•          предымплантационная диагностика - проводится в процессе ЭКО: до переноса эмбриона в полость матки выполняется гене­тический анализ ДНК одной из клеток зародыша, полученного методом искусственного оплодотворения in vitro и достигшего в стадии развития восьми клеток. При отсутствии патологиче­ского гена зародыш переносится в матку и продолжает свое развитие, при его наличии зародыш уничтожается. Сторонни­ки некоторых ортодоксальных взглядов считают уничтожение такого зародыша этическим нарушением;

•          пренатальная диагностика - генетическая ДНК-диагностика на этапе внутриутробного развития с целью выявления у плода генетической патологии, например, синдрома Дауна и др. В слу­чае обнаружения патологии задача врача состоит в разъясне­нии родителям ее проявлений и последствий, после чего они решают вопрос о сохранении плода или прерывании беремен­ности. При наличии показаний профессиональный и мораль­ный долг врача - настоять на проведении пренатальной диа­гностики. В США врач, не предложивший женщине провести эту процедуру при наличии оснований, может быть привлечен к ответственности. Так, в штате Вирджиния суд обязал врача пожизненно содержать ребенка с синдромом Дауна, т. к. он не предложил своевременно клиентке провести пренатальную диагностику по медицинским показаниям.

•          Пренатальная диагностика проводится также с целью выявле­ния генетической предрасположенности к возникновению в будущем некоторых соматических и психических заболева­ний. Выявление такой предрасположенности позволяет при­нять соответствующие профилактические меры.

•          Пренатальной диагностике должна обязательно предшество­вать консультация генетика, в ходе которой женщина получает исчерпывающую информацию о методе, его возможных ос­ложнениях, медицинском риске для матери и плода.

•          К этическим принципам проведения пренатальной диагности­ки относятся добровольность процедуры, наличие показаний (случаи наследственных заболеваний в семье, воздействие на женщину токсических соединений, способных вызвать патоло­гию плода), равные возможности для получения этого вида по­мощи при наличии медицинских показаний, свободный выбор женщины и (или) супругов относительно возможного исхода беременности пораженным плодом. Считается неэтичным ис­пользовать пренатальную диагностику для определения отцов­ства, за исключением случаев изнасилования (в этих случаях исследование проводится по решению суда), для определения пола плода, за исключением выявления заболеваний, сцеплен­ных с полом, а также по просьбе беременной при отсутствии медицинских показаний;

•          скрининг новорожденных на наличие определенных наслед­ственных заболеваний. В России ежегодно появляется около 60 тыс. детей с врожденными пороками развития и наслед­ственными болезнями, в т. ч. 15 тыс. - с тяжелыми поражения­ми органов и систем организма. Ранняя диагностика таких за­болеваний может значительно улучшить их прогноз. Классиче­ским примером является выявление у новорожденных фенил­кетонурии - тяжелейшего наследственного заболевания, при котором страдает центральная нервная система. Своевремен­ная диагностика этого заболевания и назначение специальной диеты в сочетании с психокоррекционной терапией и метода­ми социальной адаптации в ряде случаев приводят к положи­тельному результату;

•          пресимптоматическое медико-генетическое тестирование взрослых - проводится до появления симптомов заболевания, чаще при наличии у ближайших родственников какой-либо ге­нетической патологии, например, обменного характера. Целью такого тестирования является превентивное выявление воз­можных генетических дефектов. Особую ценность имеет меди­ко-генетическое консультирование для предупреждения на­следственного заболевания у потомства. При обнаружении предрасположенности к генетическому заболеванию у одного из родителей есть возможность проведения предымплантаци­онной генетической диагностики и имплантации в матку заро­дыша, лишенного патологического гена;

•          генетическое скринирование популяции с целью определения носителей генов наиболее тяжелых наследственных заболева­ний, а также на подверженность таким распространенным за­болеваниям, как рак, сахарный диабет, болезни сердечно-сосу­дистой системы, болезнь Альцгеймера, шизофрения. По изме­нениям ДНК, имеющихся в базе данных генетиков, в настоя­щее время возможна идентификация 4 тыс. генетических мар­керов, определяющих предрасположенность к различным за­болеваниям. Однако Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует проводить такое тестирование только при условии, что результаты тестирования могут быть использова­ны для профилактики и лечения заболеваний;

•          генетический скрининг на производстве является обычной практикой в США, Германии и некоторых других странах, проводится с целью выявления лиц, имеющих на генетиче­ском уровне дефекты, обусловливающие развитие профес­сиональных заболеваний, например, лиц с дефицитом а1-антитрипсина, у которых на производстве с воздействием полютантов могут довольно быстро развиться пневмокониоз и хронические неспецифические заболевания бронхолегочной системы (хроническая обструктивная болезнь легких). Медико-генетическое консультирование и проведение скри­нинговых исследований требуют соблюдения определенных де­онтологических правил. Прежде всего, они проводятся в соответ­ствии с принципом добровольного информированного согласия с обязательным соблюдением врачебной тайны. Результаты гене­тического обследования должны оставаться конфиденциальными между самим пациентом, лечащим врачом и специалистом- генетиком, который интерпретирует эти результаты.

Особое значение приобретает вопрос об использовании полу­ченной информации. Далеко не каждый пациент хочет знать о на­личии у него генетического дефекта, который почти неизбежно приведет к развитию тяжелого инвалидизирующего заболевания или к летальному исходу в не столь отдаленном будущем. Сооб­щать такую информацию можно только по желанию пациента, в мягкой форме, с обязательным учетом его психологического со­стояния. При этом пациент должен быть проинформирован, что при обнаружении определенных генетических изменений невоз­можно дать однозначный прогноз их влияния на состояние его здоровья и продолжительность жизни.

Недопустима передача такой информации без разрешения самого пациента или его законного представителя третьей сто­роне, например, органам образования, трудоустройства, страхо­вания, социальным службам, что может привести к дискрими­нации по генетическим признакам. Исключением являются родственники пациента (братья, сестры, родители, дети), для которых представляется важной информация о выявленных у пациента генетических дефектах. Передача такой информации этим лицам, а также супруге (супругу) при их желании полу­чить эту информацию должна происходить только с согласия пациента, причем передается не вся информация, а только не­обходимая ее часть. В некоторых случаях (с учетом важности) информация передается этим лицам без согласия пациента, но он ставится об этом в известность. Данная рекомендация обус­ловлена особенностями этики медицинской генетики, которая распространяется не только на пациента, но и на членов его се­мьи, его родственников и прямых потомков в нескольких по­колениях.

Генетическая информация не должна использоваться в неме­дицинских целях. Так, о генетических отклонениях и связанной с этим подверженности работника определенным профессио­нальным заболеваниям не должен знать работодатель. В то же время сам пациент должен быть информирован о том, что про­должение его работы на данном производстве связано с риском развития профессионального заболевания. Получение сведений о генетических отклонениях не должно использоваться в каче­стве условия приобретения страховки. Соблюдение этих поло­жений исключает дискриминацию при трудоустройстве и стра­ховании.

При проведении медико-генетической консультации и генети­ческого скрининга тестируемые должны получать подробную ин­формацию о целях и возможных результатах обследования. При

выявлении гена наследственного заболевания, в т. ч. носительства гена заболевания с поздним началом развития, они должны полу­чить квалифицированную генетическую консультацию с разъяс­нением значения такого носительства для самого пациента и чле­нов его семьи и методах “сдерживания” начала клинического про­явления заболевания.

Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ