Работник-пенсионер: права и гарантии

182

Российское законодательство предоставляет трудящемуся пенсионеру равные права с другими работниками. Так, ст. 19 Конституции РФ гарантируется равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Граждане РФ равны в своих правах независимо от факта достижения ими пенсионного возраста.

Конституционный Суд РФ в своих решениях, касающихся трудовых и социальных прав граждан, неоднократно отмечал, что соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). При равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении. Если же условия не являются равными, федеральным законом для них может быть установлен различный правовой статус (Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 № 378-О-П, далее — Определение № 378-О-П). При этом из конституционных норм и принципов не вытекает право гражданина занимать избранную им определенную должность или выполнять конкретную работу, как и обязанность кого бы то ни было предоставить гражданину такую работу на удобных для него условиях.

Вместе с тем, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ, закрепление в Конституции РФ принципа свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду. Это предопределяет обязанность государства обеспечивать баланс конституционных прав и свобод сторон трудового договора, справедливые условия найма и увольнения, в том числе надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в РФ как социальном правовом государстве (Постановления Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 № 19-П, от 15.03.2005 №3-П).

Особенности социального статуса пенсионеров»

Действующее трудовое право и законодательство о социальном обеспечении оперирует терминами "пожилые трудящиеся", "граждане пожилого возраста", "лица преклонного возраста", "престарелые лица". Таких понятий, как "пенсионер" и "работающий пенсионер", в законодательстве нет. Конституционный Суд РФ в Определении № 378-О-П указал, что к пенсионерам по старости относятся лица, достигшие пенсионного возраста, которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту (по старости). Если пенсия назначена в силу других обстоятельств, такой гражданин пенсионером по старости (возрасту) не является.

При этом гражданин, достигший пенсионного возраста, но которому по различным причинам пенсия не назначена, пенсионером не считается (п. 3 Определения № 378-О-П).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее — Закон о трудовых пенсиях) право на трудовую пенсию по старости (возрасту) имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости (возрасту) назначается досрочно в следующих установленных законом случаях.

1. Лицам, работающим в особых условиях.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений утверждены постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537.

2. Некоторым категориям работников, перечисленным в ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях.

Например, досрочно пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

3. Безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на

пенсию по старости, но не ранее чем за два года до установленного законодательством РФ срока выхода на пенсию (п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", далее — Закон о занятости).

Достижение работником определенного возраста само по себе не может рассматриваться как основание для ограничений в сфере реализации права граждан на труд. Помните, что при введении возрастных ограничений при замещении определенных должностей должно быть обеспечено соблюдение Конституции РФ, в том числе конституционного принципа равенства, исключающего необоснованное предъявление разных требований к лицам, выполняющим одинаковые по своему содержанию функции.

Таким образом, наличие у гражданина статуса пенсионера само по себе не может служить причиной для установления ограничений при приеме на работу и других рамок в сфере труда. Аналогичный вывод следует из общих положений Трудового кодекса РФ. Устанавливая равные права работников, законодательство содержит особые правила, коими следует руководствоваться работодателям, у которых трудятся пенсионеры.

Особенности приема на работу»

Правила приема на работу пенсионеров по возрасту в основном не отличаются от правил найма других работников.

Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ) установлен только возраст,

с которого допускается заключение трудового договора. Предельный возраст для заключения трудового договора законом не обозначен.

Статья 65 ТК РФ определяет перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора. Так, при заключении трудового договора от лица, поступающего на работу, требуются:

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (речь идет именно о документе, удостоверяющем личность будущего работника, пенсионное удостоверение к таким документам не относится);

— трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства (ограничений для труда пенсионеров по совместительству в законе нет);

— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (Закон № 167-ФЗ не содержит никаких исключений на этот счет; пенсионер является застрахованным лицом, поэтому должен предъявлять при заключении договора страховое свидетельство);

— документы воинского учета (предъявляются военнообязанными и лицами, подлежащими призыву на военную службу);

— документы об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (если пенсионер поступает на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);

— справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Последний из указанных документов предъявляется пенсионером при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

В отдельных случаях с учетом специфики работы нормативными правовыми актами может быть предусмотрена необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов, например документа о состоянии здоровья (ч. 2 ст. 65 ТК РФ).

Трудовое законодательство не возлагает на пенсионеров обязанность предъявлять дополнительные документы при заключении трудового договора. Часть 3 ст. 65 ТК РФ запрещает требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

В качестве гарантий при заключении трудового договора ТК РФ запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора. Отказать пенсионеру в приеме на работу можно только по деловым качествам. Достижение пенсионного возраста не может быть основанием для отказа.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Следует помнить, что отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд (ст. 64 ТК РФ).

Особенности содержания трудового договора»

Мы уже упоминали, что законодательство не содержит запрета на работу пенсионера по совместительству. В соответствии со ст. 601 ТК РФ любой работник по общему правилу имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). Работники-пенсионеры, являющиеся совместителями, имеют право на те же гарантии и компенсации, что и все. Например, им полагается ежегодный оплачиваемый отпуск, оплата больничного листа и компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении.

Частью 2 ст. 59 ТК РФ предусмотрена возможность заключения с пенсионером срочного трудового договора по соглашению сторон. Следует отметить, что конституционность положения ст. 59 ТК РФ, предусматривающего возможность заключения с пенсионерами по возрасту срочного трудового договора, была предметом обсуждения Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ в своем Определении № 378-О-П указал, что нормативное положение абз. 3 ч. 2 ст. 59 ТК РФ, допускающее заключение с пенсионерами по возрасту срочного трудового договора при отсутствии объективных причин, требующих установления трудовых отношений на определенный срок, не ограничивает свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепленные ст. 37 Конституции РФ. Предусматривая, что срочный трудовой договор с пенсионерами по возрасту может заключаться по соглашению сторон, ТК РФ предоставляет сторонам трудового договора свободу выбора в определении его вида. По взаимной договоренности договор может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок.

Принудительное заключение срочного трудового договора с работни- ком-пенсионером недопустимо. Иными словами, работодатель не имеет права настаивать на заключении срочного договора, если характер предстоящей работы и условия ее выполнения позволяют заключить бессрочный трудовой договор. Если впоследствии судом будет установлено, что работника вынудили заключить срочный трудовой договор, такой договор будет признан бессрочным (заключенным на неопределенный срок). Об этом прямо указывается в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

Установление трудовых отношений на определенный срок без учета характера работы и условий ее выполнения допускается только с теми пенсионерами, кто поступает на работу. Закон не наделяет работодателя правом переоформить трудовой договор, заключенный с работником на неопределенный срок, на срочный трудовой договор (равно как и расторгнуть трудовой договор) в связи с достижением этим работником пенсионного возраста и назначением ему пенсии.

По мнению Конституционного Суда РФ, федеральный законодатель вправе, предусматривая гарантии для работников при устройстве на работу и заключении трудового договора, направленные на формирование стабильных (длительных) трудовых отношений, устанавливать неодинаковый объем таких гарантий с учетом различий в фактическом положении лиц, которые еще не приобрели право на назначение пенсии по возрасту (по старости), и лиц, получающих эту пенсию, для которых работа по трудовому договору выступает дополнительным к пенсии источником средств к существованию. В частности, законодатель вправе предоставить работодателю более широкие возможности по заключению с пенсионерами по возрасту срочного трудового договора (Определение № 378-О-П).

Статьей 70 ТК РФ установлены правила испытания при приеме на работу. При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, перечисленных в ч. 4 ст. 70 ТК РФ. В этом перечне не указаны лица, достигшие пенсионного возраста. Трудовое законодательство не содержит запрета для установления испытания при приеме пенсионеров на работу. Поэтому испытание им может устанавливаться на общих основаниях в соответствии со ст. 70 ТК РФ. Условие об испытании следует включать в текст трудового договора (в противном случае будет считаться, что пенсионер принят на работу без испытания) и в приказ о приеме работника на работу.

Продолжительность испытания зависит от вида заключенного договора. При заключении трудового договора на неопределенный срок испытание не должно превышать трех месяцев (ч. 5 ст. 70 ТК РФ). Но если пенсионер устраивается на должность руководителя, его заместителя или главного бухгалтера, испытательный срок может быть увеличен до шести месяцев (ч. 5 ст. 70 ТК РФ). При заключении срочного трудового договора на срок от двух до шести месяцев или на период выполнения сезонных работ срок испытания не может превышать двух недель (ч. 6 ст. 70 ТК РФ). И только при заключении срочного трудового договора на срок до двух месяцев испытание пенсионеру устанавливать нельзя (ст. 289 ТК РФ).

Работодатель с учетом своих финансовых возможностей может предусмотреть особенности регулирования труда работников-пенсионеров на локальном уровне. Также специальные нормы могут быть оговорены работником и работодателем непосредственно в трудовом договоре.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха »

Законодательством не установлены специальные требования к условиям труда и режиму работы лиц пенсионного возраста. Общие советы работодателям по улучшению условий труда работников-пенсионеров приведены в п. 13 Рекомендации № 162 "О пожилых трудящихся". Например, работодателям рекомендуется:

— изменять формы организации труда, если они ведут к чрезмерному напряжению пожилых работников, в частности путем ограничения сверхурочной работы;

— приспосабливать рабочее место и задания к возможностям трудящегося пенсионера, используя все имеющиеся технические средства и, в частности, принципы эргономики, чтобы сохранить здоровье и работоспособность и предупредить несчастные случаи;

— организовать систематический контроль состояния здоровья пожилых работников;

— обеспечить безопасность и гигиену труда пенсионеров.

Повышенные гарантии работающим пенсионерам по сравнению с обычными работниками могут быть предусмотрены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Пенсионер может работать и на дому. Ограничений для такого способа организации работы пенсионера нет. Наоборот, в соответствии с п. 4 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.09.1981 № 275/17-99 "Об утверждении Положения об условиях труда надомников" (далее — постановление № 275/17-99) преимущественное право на заключение трудового договора о работе на дому предоставляется наряду с другими категориями граждан и пенсионерам (независимо от вида назначенной пенсии).

Согласно ст. 311 ТК РФ работы, поручаемые надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Расторжение трудового договора с надомниками производится по основаниям, предусмотренным трудовым договором (ст. 312ТКРФ).

Надомники регулируют продолжительность рабочего дня самостоятельно, распределяя рабочее время по своему усмотрению. Выполненная ими работа оплачивается в одинарном размере (п. 16 постановления №275/17-99).

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Если работающий пенсионер - инвалид, то он имеет право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск в размере 30 календарных дней.

Ежегодный оплачиваемый отпуск пенсионерам предоставляется по общим правилам и составляет 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ). ТК РФ и иными федеральными законами может быть установлен основной оплачиваемый отпуск для отдельных категорий работников продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск).

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Трудовым законодательством установлены категории работников, которые имеют право уйти в отпуск в любое удобное для них время. Среди них можно назвать и работников, имеющих явно пенсионный возраст, например участников Великой Отечественной войны (подп. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах"). В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 16 этого Закона право на использование отпуска в любое удобное для них время имеют и ветераны боевых действий. Если работник-пенсионер наделен статусом ветерана боевых действий, то он обладает этим правом.

Кроме этого, таким правом пользуются работники-пенсионеры, признанные пострадавшими в результате аварии на Чернобыльской АЭС (п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"). Пунктом 5 ст. 14 этого Закона предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск пострадавшим в результате аварии в количестве 14 календарных дней.

Статьей 128 ТК РФ установлено, что по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется соглашением между работником и работодателем. В то же время на работодателей возлагается обязанность на основании письменного заявления отдельных категорий работников предоставить отпуск без сохранения заработной платы в обязательном порядке (ч. 2 ст. 128 ТК РФ).

Так, в соответствии с этой нормой пенсионерам по старости (по возрасту) должен быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы до 14 календарных дней в году. Данный отпуск предоставляется независимо от вида заключенного с пенсионером трудового договора. Если работающий пенсионер по старости (по возрасту) — участник Великой Отечественной войны, то работодатель обязан предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы до 35 календарных дней в году. Если работающий пенсионер — инвалид, то ему позволен отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году.

Если работающий пенсионер является родителем или женой (мужем) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, то ему предоставляется отпуск без сохранения заработной платы в количестве до 14 календарных дней в году.

Увольнение пенсионера »

Трудовой кодекс РФ не предусматривает такое специальное основание увольнения работника, как достижение им возраста, дающего право на

получение трудовой пенсии по старости. И это резонно, иначе бы речь шла о дискриминации работников пенсионного возраста и о нарушении конституционного принципа свободы труда. Положения ТК РФ, регулирующие порядок увольнения работников, в полном объеме распространяются и на работающих пенсионеров.

Законодательство содержит лишь некоторые исключения, позволяющие уволить "возрастных" работников. Но эти случаи связаны не столько с приобретением права на пенсию, сколько с достижением возраста, который называют предельным для занятия определенных должностей, о чем уже упоминалось выше. При этом даже достижение предельного возраста не является безусловным основанием для увольнения.

В то же время трудовое право устанавливает одну особенность расторжения трудового договора по инициативе работника в связи с выходом его на пенсию. Согласно ч. 3 ст. 80 ТК РФ работодатель обязан уволить работника в срок, указанный в его заявлении (т. е. без соблюдения общего двухнедельного срока предупреждения об увольнении), в случае, когда прекращение трудовых отношений обусловлено невозможностью продолжения им работы, в частности выходом на пенсию.

Однако применение этой нормы на практике представляет проблему, поскольку действующее законодательство не разъясняет, что подразумевается под "выходом на пенсию". Подобная ситуация порождает диаметрально противоположные точки зрения.

Сокращение численности или штата »

Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации, предусмотренные ст. 180 ТК РФ, в полной мере распространяются и на работающих пенсионеров.

Во-первых, о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения двухмесячного срока, выплатив дополнительную компенсацию в размере его среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшегося до истечения срока предупреждения об увольнении.

Во-вторых, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность), как этого требует ч. 3 ст. 81 ТК РФ.

Никаких исключений для пенсионеров в процедурах, предшествующих увольнению по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, не делается.

Трудовым законодательством установлены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора (гл. 27 ТК РФ). Так, ст. 178 ТК РФ установлено право на выходные пособия. Предусматривается, что при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

На практике с применением этой гарантии в отношении работника- пенсионера возникают сложности. Для получения среднего заработка за третий месяц работник должен представить работодателю решение службы занятости, которое принимается в том случае, если в двухнедельный срок после увольнения работник  обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен. Такие решения выдаются органами занятости в форме справок о праве уволенного работника на получение среднего заработка за третий месяц.

До недавнего времени ст. 27 Закона о занятости было установлено, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. Однако с 1 января 2010 г. названная статья признана утратившей силу в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2009 № 367- ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"». В то же время нормы ТК РФ о выплате среднего заработка за третий месяц со дня увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации остались неизменными.

Следует отметить, что в судебной практике вопрос о сохранении среднего заработка за третий месяц уволенному работнику-пенсионеру решается по- разному. Так, судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в своем определении от 04.05.2010 по делу № 33-8532 исходила из того, что решения о признании права на получение заработной платы за третий месяц нетрудоустройства выдаются службой занятости в установленном законом порядке. Согласно ст. 28 Закона о занятости государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице. При этом граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными в силу ч. 3 ст. 3 названного Закона и п. 17 Порядка регистрации безработных граждан. Ссылка суда первой инстанции на п. 1 ст. 27 Закона о занятости в данном случае несостоятельна, поскольку распространение на работающих пенсионеров гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, не является безусловным основанием для применения в отношении них положений ч. 2 ст. 178 ТК РФ вне зависимости от исключительности обстоятельств для таких выплат.

Приведем и другой пример судебного решения, в котором сделаны противоположные выводы.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского областного суда в кассационном определении от 19.01.2011 по делу № 33-365 указала следующее. Довод ответчика, приведенный в кассационной жалобе, о том, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на пенсионеров, проверялся судом первой инстанции,

и в решении суда ему дана надлежащая оценка. Суд правильно указал, что положение о выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, предусмотренное ч. 2 ст. 178 ТК РФ, распространяется на любых бывших работников, вне зависимости от того, выплачивается им пенсия или нет. Статья 178 ТК РФ устанавливает гарантии и компенсации работникам, уволенным из организаций, которыми могут быть и лица, достигшие пенсионного возраста.

Работники пенсионного возраста, хотя и не могут быть признаны безработными, вправе встать на учет в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. В связи с этим вывод суда о полномочиях органов занятости по принятию решения о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении граждан, которые не могут быть зарегистрированы в качестве безработных, является правильным.

Как видно, при одинаковых обстоятельствах суды принимают диаметрально противоположные решения. Вопрос о выплате работникам-пенсионерам среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения решается как в пользу работника, так и в пользу работодателя.

Полагаем, что работник-пенсионер, уволенный в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, имеет право при соблюдении установленных законом условий на средний заработок за третий месяц. Такой вывод следует из ст. 178 ТК РФ, которая не предусматривает каких-либо исключений для случаев предоставления предусмотренных ею гарантий.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона о занятости граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона о занятости, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, не могут быть признаны безработными. Однако органы службы занятости обязаны регистрировать для целей поиска подходящей работы и оказывать помощь в трудоустройстве любым гражданам независимо от того, могут ли они быть признаны безработными (п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 12 Закона о занятости). Немаловажно и то обстоятельство, что ст. 178 ТК РФ не связывает право получения среднемесячного заработка за третий месяц с необходимостью признания уволенного гражданина безработным. Одним из необходимых условий для получения среднего месячного заработка за третий месяц является то обстоятельство, что уволенный работник не смог в течение трех месяцев найти работу. Кстати, письмом Минфина России от 15.03.2006 № 03-03-04/1/234 до сведения работодателей доведено разъяснение Роструда, изложенное в письме от 27.10.2005 № 1754-61, согласно которому у органов службы занятости нет достаточных оснований для отказа пенсионерам в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка.

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×