text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Проблемы законодательного регулирования допустимости, условий и порядка проведения абортов

  • 15 октября 2012
  • 66

В современном мире допустимость абортов — одна из актуальных дискуссионных проблем, затра­гивающая религиозные, этические, медицинские, социальные и правовые аспекты. На сегодняшний день в на­шей стране сохраняется проблема по­вышения рождаемости и укрепления репродуктивного здоровья населения. Масштабы совершаемых ежегодно в России абортов наглядно доказыва­ют репродуктивную деградацию на­селения. Большая часть беременно­стей в нашей стране ежегодно уходит в абортивную плоскость, способствуя тем самым ухудшению женского здо­ровья и усугублению демографического кри­зиса.

Охрана репродуктив­ного здоровья женщин регламентируется зако­нодательно. Так, Концеп­ция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351, закрепляет и детализирует базовое положение о том, что демо­графическая политика нашего госу­дарства направлена на увеличение продолжительности жизни населе­ния, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, со­хранение и укрепление здоровья на­селения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Статья 56 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах ох­раны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья) содержит ключевые поло­жения, регламентирующие искусст­венное прерывание беременности женщиной. Такое прерывание бере­менности проводится по желанию женщины при наличии информиро­ванного добровольного согласия на сроке беременности до 12 недель. Образец информированного добро­вольного согласия утвержден прика­зом Минздравсоцразвития России от 17.05.2007 № 335.

Особое внимание нужно обратить на то, что искусственное прерывание беременности проводится:

1) не ранее 48 часов с момента об­ращения женщины в медицинскую организацию для искусственного пре­рывания беременности:

а) при сроке беременности 4 — 7 не­дель;

б) при сроке беременности 11 — 12 недель, но не позднее окончания 12-й недели беременности;

2) не ранее 7 дней с момента обра­щения женщины в медицинскую ор­ганизацию для искусственного пре­рывания беременности при сроке беременности 8—10 недель (п. 2 ст. 56 Закона).

Искусственное прерывание бере­менности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до 22 недель. Социальные показания определяются Правительством РФ. В настоящее время единственным со­циальным показанием для искусст­венного прерывания беременности служит беременность, наступившая в результате совершения преступле­ния, предусмотренного ст. 131 "Изна­силование" Уголовного кодекса РФ (постановление Правительства РФ от 06.02.2012 № 98). Заметим, что ранее перечень социальных показаний для прерывания беременности был более широким (см. ныне недействующее постановление Правительства РФ от 11.08.2003 № 485) и включал следую­щие основания:

— наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав;

— беременность в результате изнаси­лования;

— пребывание женщины в местах ли­шения свободы;

— наличие инвалидности I — II группы у мужа или смерть мужа во время бе­ременности.

При наличии медицинских показа­ний искусственное прерывание бере­менности проводится независимо от ее срока. Перечень медицинских по­казаний для искусственного преры­вания беременности определяется уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти. В настоя­щее время такой перечень утвержден приказом Минздравсоцразвития Рос­сии от 03.12.2007 № 736 (ред. от 27.12.2011).

Несмотря на многочисленные из­менения в законодательстве об охране репродуктивного здоровья человека, в том числе ограничения рекламы меди­цинских услуг по искусственному прерыванию беременности, установ­ленные в п. 11 и 12 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рек­ламе", диспозиция ст. 123 "Производ­ство аборта лицом, не имеющим выс­шего медицинского образования соответствующего профиля" Уголов­ного кодекса РФ (далее — УК РФ) осталась неизменной.

Однако это не означает, что юриди­ческое сообщество не предпринимало попыток изменить конструкцию дан­ных уголовно-правовых норм. В июне 2011 г. в Госдуму было внесено два за­конопроекта, предлагающих ограни­чить репродуктивные права россий­ских женщин: от партии "Единая Россия" (Валерий Драганов) и от пар­тии "Справедливая Россия" (Елена Мизулина). Последний содержит пакет антиабортных поправок в проект Закона об охране здоровья. Оба зако­нопроекта, по сути, представляли со­бой разные варианты разработок ра­бочей группы по абортам, которую Елена Мизулина возглавляла с 2009 г.

Депутат Мизулина предложила следующие весьма интересные, на наш взгляд, законодательные пози­ции:

— запретить проводить аборт в те­чение 7 дней с момента обращения женщины к медикам с этой целью (для срока беременности более 11 недель сократить "неделю тишины" до 48 ча­сов);

— ввести обязательное прослушива­ние сердцебиения плода и визуализа­цию плода на УЗИ, а также обязатель­ную психологическую консультацию;

— отменить все социальные показа­ния для аборта, кроме изнасилования;

— ввести подписание женщиной до­кумента об информированном доб­ровольном согласии на аборт, содер­жащего "информацию о негативных последствиях аборта для здоровья женщины, в том числе о возможности наступления бесплодия";

— ввести подписание женщиной до­кумента об информированном добро­вольном согласии на пренатальную диагностику, содержащего "информа­цию о целях и возможных негативных последствиях проведения пренаталь­ной диагностики для здоровья женщи­ны и ребенка";

— ввести право врача отказаться от проведения аборта по убеждениям.

Несмотря на то что ряд предложе­ний Мизулиной заслуживали серьез­ного обсуждения, законопроект в це­лом был подвергнут резкой критике, в том числе со стороны европейских коллег депутата, как несущий в себе "серьезные нарушения права женщин на здоровье и их права на неприкос­новенность частной жизни".

Основное отличие законопроекта В. Драганова состояло в том, что в нем было предложено при проведении аборта у замужней женщины требо­вать письменное согласие мужа, а у несовершеннолетней — родителей. Кроме того, предлагалось исключить из свободной продажи средства меди­каментозного аборта (этот тезис осо­бенно показателен: средств медика­ментозного аборта в России нет и не было в свободной продаже, поэтому позиция депутата для многих право­ведов осталась непонятной). В конеч­ном счете этот законопроект был от­клонен в январе 2012 г. Госдумой нового созыва из процедурных соображений.

В начале июля 2012 г. на рассмотре­ние в Госдуму поступил проект6 феде­рального закона № 109605-6 «О вне­сении изменений в статью 123 Уголовного кодекса Российской Феде­рации, в Кодекс Российской Федера­ции об административных правонару­шениях и статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"».

Депутатами Государственной Ду­мы Е. Мизулиной, О. Епифановой и др. предложена новая редакция ст. 123 УК РФ:

"Статья 123. Незаконное проведе­ние аборта.

1. Проведение аборта лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за нарушение пра­вил проведения абортов, если не истек год с момента вступления в си­лу решения о назначении админи­стративного наказания, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной пла­ты или иного дохода осужденного за период до четырех лет, либо лише­нием свободы на срок до трех лет с лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

2. Проведение аборта лицом, не имеющим высшего медицинского об­разования соответствующего профи­ля, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обяза­тельными работами на срок до четы­ трехсот восьмидесяти часов, либо ис­правительными работами на срок до двух лет.

3. Деяние, предусмотренное частя­ми первой и второй настоящей статьи, если оно повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть потерпевшей, наказывает­ся принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права за­нимать определенные должности или заниматься определенной деятельно­стью на срок до трех лет или без тако­вого либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права зани­мать определенные должности или за­ниматься определенной деятельно­стью на срок до трех лет или без такового".

Кроме того, по мнению депутатов, Кодекс РФ об административных пра­вонарушениях следует дополнить ст. 6.19 и 6.20 следующего содержа­ния:

"Статья 6.19. Незаконное проведе­ние искусственного прерывания бе­ременности.

Невыполнение требований, уста­новленных законодательством об ох­ране здоровья граждан в Российской Федерации, выразившееся в наруше­нии сроков получения информиро­ванного добровольного согласия жен­щины, а также сроков, условий и порядка проведения искусственного прерывания беременности, влечет на­ложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и (или) с конфиска­цией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юри­дических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо админи­стративное приостановление деятель­ности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов админи­стративного правонарушения или без таковой".

"Статья 6.20. Нарушение права врача на отказ от проведения искусст­венного прерывания беременности.

Нарушение права врача на отказ от проведения искусственного прерыва­ния беременности в случае, когда от­каз заявлен в установленном законо­дательством об охране здоровья граждан в Российской Федерации по­рядке, влечет наложение администра­тивного штрафа на должностных лиц (руководителей) медицинской орга­низации (подразделения медицин­ской организации) в размере от пяти до десяти тысяч рублей".

По сути, данный законопроект ста­вит вопрос о введении администра­тивной преюдиции за незаконное производство аборта. В настоящее время проблема возвращения адми­нистративной преюдиции в уголовное законодательство широко обсуждает­ся. Связано это с тем, что в Послании Президента РФ Д.А. Медведева Феде­ральному Собранию РФ от 12.11.2009 прозвучал тезис о более широком применении этого института: "Наше уголовное законодательство, как и практика его применения, должно стать более современным... В уголов­ном законе следует шире использо­вать так называемую административ­ную преюдицию, то есть привлекать к уголовной ответственности только в случае неоднократного соверше­ния административного правонару­шения...".

Вопрос о целесообразности суще­ствования административной прею­диции требует детального и самостоя­тельного исследования. В рамках данной статьи мы ограничимся лишь одним высказыванием: применитель­но к незаконному проведению аборта (прерыванию беременности) введе­ние административной преюдиции неоправданно. Напротив, мы считаем, что следует ужесточить уголовную от­ветственность за незаконное проведе­ние аборта. Наша позиция связана с тем, что существующая редакция ст. 123 УК РФ полна противоречий, вследствие чего невозможно в полной мере реализовать карательную функ­цию уголовного закона, направлен­ную на привлечение к уголовной от­ветственности лиц, создавших своими действиями угрозу жизни матери и ребенка.

Рассмотрим основные пробелы за­конодательства об уголовной ответст­венности за незаконное производство аборта.

1. В юридической и медицинской литературе отсутствует точное опре­деление понятия "аборт". В медицин­ской литературе, например, употреб­ляется такое синонимичное понятие, как "самопроизвольный выкидыш", под которым понимается "преждевре­менное прерывание беременности", происходящее "помимо воли и наме­рения женщины, без содействия ее самой или другого лица"7. Имеется и другое определение аборта, а именно  "прекращение беременности, которое имеет своей причиной изменения как в самом развивающемся яйце, так и в организме матери".

Мы считаем, что юристам необхо­димо ориентироваться на классиче­ские позиции, согласно которым:

— аборт (лат abortus) — прерывание беременности в течение первых 28 недель, когда плод еще нежизнеспособен9;

— аборт искусственный — преднаме­ренное прерывание беременности в сроки до 28 недель10;

— преждевременные роды — роды при сроке беременности от 28-й до 38-й недели (37 полных недель). Раз­личают самопроизвольные и искус­ственные преждевременные роды. Последние представляют собой искус­ственное прерывание беременности сроком от 28-й до 38-й недели.

Общим ключевым понятием во всех приведенных определениях яв­ляется "прерывание беременности". Следовательно, на наш взгляд, недопу­стимо произвольное употребление словосочетания "прерывание бере­менности" в тексте закона (или зако­нопроекта), поскольку оно может од­новременно обозначать как аборт, так и роды.

Вместе с тем современная практи­ка снова отступила от медицинских постулатов. С 1 января 2012 г. в связи с переходом учета рождений в Россий­ской Федерации на критерии, реко­мендованные Всемирной организаци­ей здравоохранения (ВОЗ), все случаи прерывания беременности на сроке 22 недель и более при массе плода 500 г и более расцениваются как роды, а не как самопроизвольные выкидыши.

2. Немаловажным элементом объ­ективной стороны ст. 123 УК РФ явля­ется способ прерывания беременно­сти. Напомним, что в зависимости от срока беременности ее прерывание проводится различными методами:

— на сроке 2 — 8 недель — медика­ментозная провокация аборта (аборт таблетками, фармацевтический или медикаментозный аборт);

— на сроке 2 — 5 недель — вакуумная аспирация;

— на сроке 6—12 недель (в редких слу­чаях до 22 недель) — хирургическое удаление плода (абразия, в просторе­чии называемая выскабливанием);

— на сроке свыше 22 недель — прово­кация преждевременных "родов".

У неквалифицированных специа­листов способы прерывания беремен­ности могут быть весьма экзотически­ми, например:

— мытье потолков на сроке 10—12 не­дель, длительная езда, умышленное падение на живот, сдавливание жи­вота (матки) руками. В зависимости от методики самостоятельного аборта смертельный исход для плода наступа­ет в 25 — 40% случаев;

— введение в полость матки твердых предметов: шариковых ручек, ка­рандашей, вязальных спиц, длинных птичьих перьев, деревянных пало­чек, бужей, катетеров;

— впрыскивание в полость матки из шприцов, спринцовок и прочих подручных средств различных жид­костей: спиртовой настойки йода, раствора марганцовки, столового ук­суса, мыльной воды;

— прием гормональных лекарст­венных средств или ядов. В какой концентрации тот или иной препарат вызовет выкидыш или приведет к смерти, подчас даже опытный гинеко­лог затруднится с ответом.

Способы эти не всегда эффектив­ны. В результате таких манипуляций на свет появляются младенцы с много­численными врожденными уродства­ми, обреченные мучиться всю жизнь.

Вместе с тем нельзя исключить возможность совершения вышеука­занных действий лицом, имеющим специальное медицинское образова­ние. Однако по действующему уголов­ному законодательству привлечь врача-гинеколога к ответственности за производство аборта (искусственного прерывания беременности) вне спе­циального медицинского учреждения или в иные сроки, чем предусмотрено законодательством, практически не­возможно. Мы полагаем, что данное обстоятельство противоречит консти­туционному принципу охраны права человека на здоровье. Возможность наступления уголовной ответственно­сти за незаконное производство абор­та для медицинского работника долж­на быть отражена в тексте уголовного закона.

3.Согласно теории уголовного пра­ва состав преступления, предусмот­ренного ч. 1 ст. 123 УК РФ, является формальным. Какие-либо последствия в виде реального вреда здоровью бере­менной женщины находятся за его рамками. На наш взгляд, этот подход не­верен, поскольку аборт даже при самых благоприятных объективных показате­лях представляет опасность для здоровья женщины. Он часто сопровождается различными осложнениями, которые подразделяют на три группы: ранние, поздние и отдаленные.

Дело в том, что беременность с пер­вого дня вызывает серьезные измене­ния в работе систем органов женского организма, прежде всего в централь­ных регуляторных системах: нервной и эндокринной (гормональной). Тес­ная функциональная связь между ма­теринским организмом и эмбрионом появляется с момента оплодотворения. Еще до внедрения оплодотворенной яйцеклетки в стенку матки на разви­тие зародыша оказывают влияние гор­моны — эстрогены, прогестерон, простагландины и другие биологически активные вещества. Они же готовят внутренний слой матки (эндометрий) к имплантации эмбриона. Под влияни­ем гормонов и биологически активных веществ начинается постепенная пе­рестройка в организме будущей мамы, особенно выраженная в гормонально зависимых органах: молочных желе­зах, яичниках, матке, наружных поло­вых органах. Любое внешнее вмешательство, приводящее к прерыванию беременности, является причиной резкого гормонального срыва в орга­низме женщины. Этим объясняется небезопасность аборта, проводимого даже на самом маленьком сроке. Зна­чительное рассогласование в работе центральной нервной и эндокринной систем, вызванное вмешательством извне, нарушает нормальное функци­онирование эндокринных желез и способствует возникновению нерв­ных расстройств различной степени выраженности: обострения вегетатив­ной дисфункции, психических нару­шений, иногда развития депрессии, неврозов и т. д.

Аборт нарушает течение нормаль­ного процесса беременности и грубо прерывает начавшуюся гормональ­ную перестройку готовящегося к вы­нашиванию ребенка организма жен­щины. Следовательно, производство аборта — это причинение вреда здо­ровью женщины, в связи с чем в кон­струкции обсуждаемого нами состава преступления должны быть отражены последствия в виде вреда здоровью с четкой дифференциацией формы вины и наказания.

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что вопрос о законода­тельном регулировании абортов еще далек от разрешения. Принятые нор­мативные документы устанавливают только самые общие принципы и определяют понятия в сфере охраны права на материнство. Как показыва­ет опыт других стран, принятие таких документов в целом улучшает демо­графическую ситуацию, однако эта мера не позволяет обеспечить единст­во терминологии, понятий, методов,

видов и способов производства абор­та. Необходимость скорейшего согла­сования действующего законодатель­ства об охране материнства с медицинскими постулатами, а также ужесточения мер борьбы с незакон­ными абортами вызвана и растущим числом частных клиник, не имеющих лицензии и проводящих вмешательст­ва в ненадлежащих условиях, которые практически открыто занимаются криминальными абортами. Надеемся, что законодательная инициатива в данной сфере будет последователь­ной, рациональной и, главное, эффек­тивной.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.