text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Проверки выполнения обязательных требований пожарной безопасности на объектах здравоохранения

  • 15 октября 2012
  • 95

Разработка и реализация комплек­са организационных мероприя­тий, направленных на предупре­ждение пожаров и их последствий в учреждениях образования, здравоох­ранения и социальной сферы, — один из главных приоритетов МЧС России. Основное направление данной работы реализуется органами государствен­ного пожарного надзора (далее — Гос­пожнадзор). Их полномочия закре­плены в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Пра­вительства РФ от 12.04.2012 № 290.

Правоприменительную функцию го­сударственного надзора за пожарной безопасностью объектов здравоохранения можно разделить на следующие основные стадии:

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

— административная процедура проверки объекта здравоохранения;

— осуществление производства по делу об административном правона­рушении при установлении факта нарушения физическим или юриди­ческим лицом требований пожарной безопасности;

— участие государственного инспекто­ра по пожарному надзору в прокурор­ской проверке исполнения законода­тельства РФ о пожарной безопасности медицинскими учреждениями.

Необходимо отметить, что органы государственного пожарного надзо­ра также выдают заключения о соот­ветствии объекта установленным требованиям пожарной безопасно­сти при лицензировании организаций и учреждений, осуществляющих наряду с медицинской и образова­тельную деятельность. Рассмотрим более подробно каждую из стадий работы органов государственного пожарного надзора.

Административные процедуры ор­ганизации и проведения проверки ме­дицинских учреждений и их объектов четко регламентированы законода­тельством РФ. Нарушение пожарным инспектором установленной регла­ментации проведения проверки мо­жет повлечь отмену ее результатов.

Проверки соблюдения требований пожарной безопасности подразделя­ются на плановые и внеплановые. Они могут проводиться в форме выездной либо документарной проверки. Но, учитывая специфику надзора за обес­печением пожарной безопасности объектов здравоохранения, докумен­тарные проверки проводятся очень редко и являются, скорее, исключени­ем, чем правилом. Факты устранения нарушений, связанных с безопасно­стью пребывания людей, а тем более пациентов, в зданиях и сооружениях, соответствие данных учреждений нормам противопожарной защищен­ности должностные лица фиксируют только с выездом на место.

Плановые проверки

Плановая выездная проверка объ­ектов здравоохранения проводится не чаще одного раза в три года. Законо­датель сделал исключение для учре­ждений, оказывающих стационарную и санаторно-курортную медицинскую помощь: эти объекты проверяются, как правило, каждые два года. Инфор­мация о времени начала и окончания всех плановых проверок на календар­ный год размещается на сайтах Гене­ральной прокуратуры РФ, МЧС Рос­сии и главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

За 3 дня до начала планового меро­приятия по контролю государственный инспектор обязан уведомить о своем приходе юридическое лицо в письменной форме любым доступным способом, например посредством пе­редачи такого уведомления факсом.

Проверка начинается с момента предъявления инспектором своего слу­жебного удостоверения и копии распо­ряжения органа Госпожнадзора о про­ведении мероприятия по надзору. В данной проверке могут принять учас­тие только те должностные лица, кото­рые указаны в этом распоряжении.

По просьбе либо требованию прове­ряемых инспектор обязан разъяснить правовые основания проверки, расска­зать об административных процедурах, которые он намерен произвести, а так­же о требованиях пожарной безопа­сности, исполнение которых предстоит проверить.

Необходимо отметить, что основ­ным документом, регулирующим процесс проведения проверок Гос­пожнадзором, является Администра­тивный регламент Министерства Рос­сийской Федерации по делам гра­жданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения го­сударственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденный прика­зом МЧС России от 28.06.2012 № 375.

За 3 дня до начала планового меро­приятия по контролю государствен­ный инспектор обязан уведомить о своем приходе юридическое лицо в письменной форме любым доступ­ным способом, например посред­ством передачи такого уведомления факсом.

Внеплановые проверки

Кроме плановых мероприятий по контролю, органы Госпожнадзора также проводят внеплановые провер­ки. Поводами для проведения внепла­новой выездной проверки являются:

— истечение срока исполнения орга­ном власти, организацией, граждани­ном ранее выданного органом Госпож­надзора предписания об устранении нарушения и (или) по устранению не­соответствия;

— наличие решения органа власти об установлении особого противопожар­ного режима на соответствующей тер­ритории;

— получение от физических и юридических лиц или органов государственной власти и местно­го самоуправления информации о нарушениях требований пожарной безопасности, которые сопряжены с угрозой жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара. В этом случае внеплановый выезд ин­спектора на объект возможен только с разрешения органов прокурорско­го надзора либо в исключительных случаях с соответствующим извеще­нием прокурора в течение 24 часов с момента начала проверки. Стоит так­же отметить, что инспектор вправе проверить объект только в части ин­формации, послужившей непосред­ственным поводом для надзорного мероприятия. Проверять учрежде­ние здравоохранения по всем на­правлениям обеспечения пожарной безопасности в данном случае запре­щено законом;

— наличие распоряжения руково­дителя (заместителя руководителя) органа Госпожнадзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Прези­дента РФ, Правительства РФ либо на основании требования прокуро­ра о проведении внеплановой про­верки в рамках надзора за испол­нением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Например, поручение Правительства РФ о проведении МЧС России проверок противопожарного состояния объектов образования и здравоохранения, в которых прожи­вают дети с ограниченными возмож­ностями здоровья.

Вышеназванные поводы являются исчерпывающими основаниями для внепланового прихода инспектора Госпожнадзора в учреждение здраво­охранения и не подлежат расшири­тельному толкованию.

Основные требования пожарной безопасности

Основные меры пожарной безопасности изложены в Федераль­ном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требовани­ях пожарной безопасности" и Прави­лах противопожарного режима в Рос­сийской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 "О противопожар­ном режиме". Это главные норматив­но-правовые документы, которыми руководствуется инспектор пожарно­го надзора. Суть основных требова­ний пожарной безопасности заключа­ется в следующем.

Во-первых, здание должно соответ­ствовать нормам строительного про­тивопожарного проектирования, в со­ответствии с которыми оно было построено или реконструировано, т. е. требованиям, которые действовали на момент строительства или реконструк­ции объекта. Любое изменение проектных решений, затрагивающее систему пожарной безопасности, должно вноситься в порядке, предус­мотренном законодательством РФ о градостроительной деятельности.

Во-вторых, объект должен быть оснащен системами противопожар­ной защиты: пожарной сигнализа­цией, системой оповещения людей о пожаре, средствами пожаротушения, противодымной защитой.

И главное, руководитель учрежде­ния обязан обеспечить соблюдение на объекте здравоохранения противопо­жарного режима. Для этого распоряди­тельным документом назначаются должностные лица, ответственные за пожарную безопасность, разрабатыва­ются соответствующие должностные инструкции и организуется обучение ответственных лиц по курсу пожарно-­технического минимума с последую­щим получением квалификационного удостоверения в организации, специа­лизирующейся в данной области. Также необходимо утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности в меди­цинском учреждении (см. приложе­ние 1). Такая инструкция должна быть разработана для каждого пожароопас­ного участка, например для складских помещений, лаборатории и пр.

Для медицинского учреждения с ночным режимом пребывания людей необходимо разработать и утвердить инструкцию о порядке действий об­служивающего персонала в случае возникновения пожара в дневное и ночное время. Персонал должен быть обеспечен электрическими фонарями (не менее одного фонаря на каждого дежурного сотрудника), средствами индивидуальной защиты органов ды­хания и зрения от воздействия токсич­ных продуктов горения. В учреждени­ях, где находятся больные, не способные передвигаться самостоя­тельно, должны иметься носилки из расчета одни носилки на 5 больных (инвалидов). По возможности палаты для тяжелобольных взрослых пациен­тов и детей следует размещать на пер­вых этажах зданий.

Одновременно обращается внима­ние на то, что руководитель учреждения с ночным режимом пребывания людей ответственен за передачу (ежедневно) в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится дан­ное учреждение, информации о количе­стве людей (пациентов), находящихся на объекте (в т. ч. в ночное время).

Распорядительным документом не­обходимо определить лицо, ответ­ственное за приобретение и своевре­менную перезарядку первичных средств пожаротушения.

Немаловажную роль в обеспечении пожарной безопасности медицинских учреждений играет состояние эвакуа­ционных путей и выходов. Отделка стен, потолков, полов общих коридоров, холлов, фойе, лестничных клеток горю­чими материалами не допускается. Что­бы избежать лишних затрат на демон­таж облицовочных материалов во исполнение предписания Госпожнадзора, руководителю учреждения здраво­охранения при выборе материалов для внутренней отделки помещений необ­ходимо заранее проконсультироваться по данному вопросу с государственным инспектором по пожарному надзору, осуществляющим проверки. Для этого достаточно истребовать с поставщика сертификат соответствия строительно­го материала и сравнить имеющиеся там показатели с допустимыми. Если сертификат соответствия отсутствует, такой материал лучше не приобретать.

Необходимо обеспечить условия беспрепятственной эвакуации людей из здания путем оборудования всех дверей по ходу эвакуации и всех запасных и аварийных выходов легко открывающимися запорами, которые в состоянии открыть не только взрос­лый, но и ребенок. Пути эвакуации, эвакуационные и запасные выходы, первичные средства пожаротушения, ручные пожарные извещатели долж­ны обозначаться соответствующими знаками. На видных местах следует разместить планы эвакуации при по­жаре и инструкции о действиях персонала по организации безопасной эвакуации людей из здания.

Возле каждого приемно-контроль­ного прибора пожарной автоматики должна быть вывешена инструкция о порядке работы с данной аппаратурой.

Медицинские учреждения в сель­ской местности должны быть обеспе­чены приставными лестницами из расчета одна лестница на здание.

В обязательном порядке ежекварталь­но проводятся проверки работоспособ­ности систем автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, а также иных систем, имеющих­ся на объекте. По результатам проверок необходимо составить совместно с об­служивающей организацией соответ­ствующие акты проверки.

Практические занятия по эвакуа­ции людей должны проводиться два раза в год с соответствующей отмет­кой в протоколе либо составлением акта в произвольной форме.

Изложенные требования представ­ляют собой необходимый минимум основных мероприятий по обеспече­нию противопожарной защиты. Их выполнение в обязательном порядке будет проконтролировано инспекто­ром Госпожнадзора при плановой вы­ездной проверке учреждения здраво­охранения.

Привлечение к административной ответственности

Если в ходе плановой проверки бы­ли выявлены нарушения требований пожарной безопасности, должност­ное лицо органа Госпожнадзора сосоставлением акта в произвольной форме ставит предписание о необходимости устранения нарушений с указанием конкретных сроков. Одновременно с этим инспектор возбудит дело об ад­министративном правонарушении, т. е. составит протокол. По результа­там плановой проверки составляется соответствующий акт, копия которого вручается руководителю учреждения в установленные законом сроки.

Административно-юрисдикцион­ное производство по результатам про­верки имеет место при наличии доста­точных данных, указывающих на событие правонарушения в области по­жарной безопасности. Основные соста­вы указанных правонарушений, по ко­торым производство осуществляют инспекторы пожарного надзора, — это нарушение требований пожарной безопасности, а также неисполнение в срок предписания Госпожнадзора об устранении нарушений. Первое нару­шение, как уже говорилось выше, мо­жет быть выявлено при проведении плановой проверки, второе — при проведении внепланового мероприя­тия. В обоих случаях руководитель уч­реждения привлекается к админи­стративной ответственности. Здесь следует добавить, что с июня 2011 г. санкции за совершение указанных правонарушений возросли в десятки раз. В особую категорию выделены правонарушения, выявленные на объ­ектах образования, здравоохранения и социальной сферы.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) штраф за наруше­ние требований пожарной безопасно­сти, предъявляемых к внутреннему противопожарному водоснабжению, электротехническим изделиям и элек­троустановкам, а также первичным средствам пожаротушения, составляет:

— для должностных лиц — от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;

— для юридических лиц — от 150 тыс. до 200 тыс. руб. (ч. 3 ст. 20.4).

За нарушения требований пожар­ной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам пожарной ав­томатики и сигнализации налагается штраф:

— на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб.;

— на юридических лиц в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб. (ч. 4 ст. 20.4).

Невыполнение в установленный срок медицинским учреждением предписания органа Госпожнадзора влечет наложение административно­го штрафа на должностных лиц от 5 тыс. до 6 тыс. руб. или дисквалифи­кацию виновного должностного ли­ца на срок до 3 лет; на юридических лиц — от 90 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ). Если в ходе проверки выявлен факт повторного неисполнения предписания, на дол­жностных лиц налагается штраф от 15 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквали­фикация на срок до трех лет, на юридических лиц — штраф от 150 тыс. до 200 тыс. руб. (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ).

Взаимодействие с государственным инспектором

В завершение необходимо остано­виться еще на одной процедуре контроля противопожарного состоя­ния учреждений здравоохранения. Это прокурорские проверки исполне­ния данными организациями законо­дательства РФ о пожарной безопасно­сти с участием надзорных органов МЧС России.

Привлечение к таким мероприя­тиям государственного инспектора по пожарному надзору в последнее время стало широко применяться прокурорами. Следует отметить, что в этом случае инспектор находится в статусе специалиста, иными слова­ми, выступает как консультант либо эксперт в вопросах пожарной безо­пасности.

Государственный инспектор по пожарному надзору закреплен за уч­реждением по территориальному признаку. В каждом медицинском учреждении на видном месте разме­щается информационный стенд с контактными данными должност­ного лица территориального органа надзорной деятельности МЧС России. Таким образом, по всем вопро­сам обеспечения пожарной безопа­сности учреждения здравоохранения в части правильности выбора средств пожаротушения, отделочных строи­тельных материалов, периодичности проведения огнезащитных испыта­ний чердачных конструкций, а также правил соблюдения противопожар­ного режима руководитель учрежде­ния может обратиться за бесплатной консультацией в территориальный орган надзорной деятельности МЧС России либо непосредственно к за­крепленному за учреждением здравоохранения государственному ин­спектору по пожарному надзору.

Такого рода обращения помогут ру­ководителю учреждения подгото­вить объект к проверкам и осуществ­лять лечебный процесс в условиях пожарной безопасности.

ИНСТРУКЦИЯ о мерах пожарной безопасности в лечебных помещениях

1. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в лечебных помещениях (далее - помещения) не­сут лица, назначенные приказом по учреждению. Фамилия, имя, отчество ответственных лиц указываются на та­бличках, которые размещаются в каждом помещении.

2. Ответственный за обеспечение пожарной безопасности ежедневно обязан сообщать руководителю учре­ждения данные о числе больных, находящихся в учреждении, для сообщения сведений в пожарную охрану.

3. Расстояние между кроватями в больничных палатах должно быть не менее 0, 8 м, центральный основной проход - шириной не менее 1, 2 м. Стулья, тумбочки и другая мебель не должны загромождать эвакуационные проходы и выходы.

4. Помещения должны быть оборудованы исправными средствами пожаротушения (огнетушителями) согла­сно установленным нормам.

5. Каждый работник должен знать и соблюдать требования правил пожарной безопасности и не допускать действий, способствующих возникновению и распространению пожара, уметь пользоваться первичными сред­ствами пожаротушения.

6. Помещения должны содержаться в постоянной чистоте и систематически очищаться от мусора.

7. Эвакуационные выходы и пути эвакуации (коридоры, проходы, тамбуры) должны содержаться свободными от любого оборудования и предметов, препятствующих движению людей.

8. Количество токоприемников (телевизоры, радиоаппаратура и т. п.), одновременно подключенных к элек­тросети, должно соответствовать техническим параметрам электропроводки.

9. В лечебных помещениях ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

9.1. курить вне специально отведенных и оборудованных для этой цели мест, обозначенных табличкой “Место курения” или соответствующим разрешающим знаком;

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.