Проверки выполнения обязательных требований пожарной безопасности на объектах здравоохранения

37

Разработка и реализация комплек­са организационных мероприя­тий, направленных на предупре­ждение пожаров и их последствий в учреждениях образования, здравоох­ранения и социальной сферы, — один из главных приоритетов МЧС России. Основное направление данной работы реализуется органами государствен­ного пожарного надзора (далее — Гос­пожнадзор). Их полномочия закре­плены в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Пра­вительства РФ от 12.04.2012 № 290.

Правоприменительную функцию го­сударственного надзора за пожарной безопасностью объектов здравоохранения можно разделить на следующие основные стадии:

— административная процедура проверки объекта здравоохранения;

— осуществление производства по делу об административном правона­рушении при установлении факта нарушения физическим или юриди­ческим лицом требований пожарной безопасности;

— участие государственного инспекто­ра по пожарному надзору в прокурор­ской проверке исполнения законода­тельства РФ о пожарной безопасности медицинскими учреждениями.

Необходимо отметить, что органы государственного пожарного надзо­ра также выдают заключения о соот­ветствии объекта установленным требованиям пожарной безопасно­сти при лицензировании организаций и учреждений, осуществляющих наряду с медицинской и образова­тельную деятельность. Рассмотрим более подробно каждую из стадий работы органов государственного пожарного надзора.

Административные процедуры ор­ганизации и проведения проверки ме­дицинских учреждений и их объектов четко регламентированы законода­тельством РФ. Нарушение пожарным инспектором установленной регла­ментации проведения проверки мо­жет повлечь отмену ее результатов.

Проверки соблюдения требований пожарной безопасности подразделя­ются на плановые и внеплановые. Они могут проводиться в форме выездной либо документарной проверки. Но, учитывая специфику надзора за обес­печением пожарной безопасности объектов здравоохранения, докумен­тарные проверки проводятся очень редко и являются, скорее, исключени­ем, чем правилом. Факты устранения нарушений, связанных с безопасно­стью пребывания людей, а тем более пациентов, в зданиях и сооружениях, соответствие данных учреждений нормам противопожарной защищен­ности должностные лица фиксируют только с выездом на место.

Плановые проверки

Плановая выездная проверка объ­ектов здравоохранения проводится не чаще одного раза в три года. Законо­датель сделал исключение для учре­ждений, оказывающих стационарную и санаторно-курортную медицинскую помощь: эти объекты проверяются, как правило, каждые два года. Инфор­мация о времени начала и окончания всех плановых проверок на календар­ный год размещается на сайтах Гене­ральной прокуратуры РФ, МЧС Рос­сии и главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

За 3 дня до начала планового меро­приятия по контролю государственный инспектор обязан уведомить о своем приходе юридическое лицо в письменной форме любым доступным способом, например посредством пе­редачи такого уведомления факсом.

Проверка начинается с момента предъявления инспектором своего слу­жебного удостоверения и копии распо­ряжения органа Госпожнадзора о про­ведении мероприятия по надзору. В данной проверке могут принять учас­тие только те должностные лица, кото­рые указаны в этом распоряжении.

По просьбе либо требованию прове­ряемых инспектор обязан разъяснить правовые основания проверки, расска­зать об административных процедурах, которые он намерен произвести, а так­же о требованиях пожарной безопа­сности, исполнение которых предстоит проверить.

Необходимо отметить, что основ­ным документом, регулирующим процесс проведения проверок Гос­пожнадзором, является Администра­тивный регламент Министерства Рос­сийской Федерации по делам гра­жданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения го­сударственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденный прика­зом МЧС России от 28.06.2012 № 375.

За 3 дня до начала планового меро­приятия по контролю государствен­ный инспектор обязан уведомить о своем приходе юридическое лицо в письменной форме любым доступ­ным способом, например посред­ством передачи такого уведомления факсом.

Внеплановые проверки

Кроме плановых мероприятий по контролю, органы Госпожнадзора также проводят внеплановые провер­ки. Поводами для проведения внепла­новой выездной проверки являются:

— истечение срока исполнения орга­ном власти, организацией, граждани­ном ранее выданного органом Госпож­надзора предписания об устранении нарушения и (или) по устранению не­соответствия;

— наличие решения органа власти об установлении особого противопожар­ного режима на соответствующей тер­ритории;

— получение от физических и юридических лиц или органов государственной власти и местно­го самоуправления информации о нарушениях требований пожарной безопасности, которые сопряжены с угрозой жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара. В этом случае внеплановый выезд ин­спектора на объект возможен только с разрешения органов прокурорско­го надзора либо в исключительных случаях с соответствующим извеще­нием прокурора в течение 24 часов с момента начала проверки. Стоит так­же отметить, что инспектор вправе проверить объект только в части ин­формации, послужившей непосред­ственным поводом для надзорного мероприятия. Проверять учрежде­ние здравоохранения по всем на­правлениям обеспечения пожарной безопасности в данном случае запре­щено законом;

— наличие распоряжения руково­дителя (заместителя руководителя) органа Госпожнадзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Прези­дента РФ, Правительства РФ либо на основании требования прокуро­ра о проведении внеплановой про­верки в рамках надзора за испол­нением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Например, поручение Правительства РФ о проведении МЧС России проверок противопожарного состояния объектов образования и здравоохранения, в которых прожи­вают дети с ограниченными возмож­ностями здоровья.

Вышеназванные поводы являются исчерпывающими основаниями для внепланового прихода инспектора Госпожнадзора в учреждение здраво­охранения и не подлежат расшири­тельному толкованию.

Основные требования пожарной безопасности

Основные меры пожарной безопасности изложены в Федераль­ном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требовани­ях пожарной безопасности" и Прави­лах противопожарного режима в Рос­сийской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 "О противопожар­ном режиме". Это главные норматив­но-правовые документы, которыми руководствуется инспектор пожарно­го надзора. Суть основных требова­ний пожарной безопасности заключа­ется в следующем.

Во-первых, здание должно соответ­ствовать нормам строительного про­тивопожарного проектирования, в со­ответствии с которыми оно было построено или реконструировано, т. е. требованиям, которые действовали на момент строительства или реконструк­ции объекта. Любое изменение проектных решений, затрагивающее систему пожарной безопасности, должно вноситься в порядке, предус­мотренном законодательством РФ о градостроительной деятельности.

Во-вторых, объект должен быть оснащен системами противопожар­ной защиты: пожарной сигнализа­цией, системой оповещения людей о пожаре, средствами пожаротушения, противодымной защитой.

И главное, руководитель учрежде­ния обязан обеспечить соблюдение на объекте здравоохранения противопо­жарного режима. Для этого распоряди­тельным документом назначаются должностные лица, ответственные за пожарную безопасность, разрабатыва­ются соответствующие должностные инструкции и организуется обучение ответственных лиц по курсу пожарно-­технического минимума с последую­щим получением квалификационного удостоверения в организации, специа­лизирующейся в данной области. Также необходимо утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности в меди­цинском учреждении (см. приложе­ние 1). Такая инструкция должна быть разработана для каждого пожароопас­ного участка, например для складских помещений, лаборатории и пр.

Для медицинского учреждения с ночным режимом пребывания людей необходимо разработать и утвердить инструкцию о порядке действий об­служивающего персонала в случае возникновения пожара в дневное и ночное время. Персонал должен быть обеспечен электрическими фонарями (не менее одного фонаря на каждого дежурного сотрудника), средствами индивидуальной защиты органов ды­хания и зрения от воздействия токсич­ных продуктов горения. В учреждени­ях, где находятся больные, не способные передвигаться самостоя­тельно, должны иметься носилки из расчета одни носилки на 5 больных (инвалидов). По возможности палаты для тяжелобольных взрослых пациен­тов и детей следует размещать на пер­вых этажах зданий.

Одновременно обращается внима­ние на то, что руководитель учреждения с ночным режимом пребывания людей ответственен за передачу (ежедневно) в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится дан­ное учреждение, информации о количе­стве людей (пациентов), находящихся на объекте (в т. ч. в ночное время).

Распорядительным документом не­обходимо определить лицо, ответ­ственное за приобретение и своевре­менную перезарядку первичных средств пожаротушения.

Немаловажную роль в обеспечении пожарной безопасности медицинских учреждений играет состояние эвакуа­ционных путей и выходов. Отделка стен, потолков, полов общих коридоров, холлов, фойе, лестничных клеток горю­чими материалами не допускается. Что­бы избежать лишних затрат на демон­таж облицовочных материалов во исполнение предписания Госпожнадзора, руководителю учреждения здраво­охранения при выборе материалов для внутренней отделки помещений необ­ходимо заранее проконсультироваться по данному вопросу с государственным инспектором по пожарному надзору, осуществляющим проверки. Для этого достаточно истребовать с поставщика сертификат соответствия строительно­го материала и сравнить имеющиеся там показатели с допустимыми. Если сертификат соответствия отсутствует, такой материал лучше не приобретать.

Необходимо обеспечить условия беспрепятственной эвакуации людей из здания путем оборудования всех дверей по ходу эвакуации и всех запасных и аварийных выходов легко открывающимися запорами, которые в состоянии открыть не только взрос­лый, но и ребенок. Пути эвакуации, эвакуационные и запасные выходы, первичные средства пожаротушения, ручные пожарные извещатели долж­ны обозначаться соответствующими знаками. На видных местах следует разместить планы эвакуации при по­жаре и инструкции о действиях персонала по организации безопасной эвакуации людей из здания.

Возле каждого приемно-контроль­ного прибора пожарной автоматики должна быть вывешена инструкция о порядке работы с данной аппаратурой.

Медицинские учреждения в сель­ской местности должны быть обеспе­чены приставными лестницами из расчета одна лестница на здание.

В обязательном порядке ежекварталь­но проводятся проверки работоспособ­ности систем автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, а также иных систем, имеющих­ся на объекте. По результатам проверок необходимо составить совместно с об­служивающей организацией соответ­ствующие акты проверки.

Практические занятия по эвакуа­ции людей должны проводиться два раза в год с соответствующей отмет­кой в протоколе либо составлением акта в произвольной форме.

Изложенные требования представ­ляют собой необходимый минимум основных мероприятий по обеспече­нию противопожарной защиты. Их выполнение в обязательном порядке будет проконтролировано инспекто­ром Госпожнадзора при плановой вы­ездной проверке учреждения здраво­охранения.

Привлечение к административной ответственности

Если в ходе плановой проверки бы­ли выявлены нарушения требований пожарной безопасности, должност­ное лицо органа Госпожнадзора сосоставлением акта в произвольной форме ставит предписание о необходимости устранения нарушений с указанием конкретных сроков. Одновременно с этим инспектор возбудит дело об ад­министративном правонарушении, т. е. составит протокол. По результа­там плановой проверки составляется соответствующий акт, копия которого вручается руководителю учреждения в установленные законом сроки.

Административно-юрисдикцион­ное производство по результатам про­верки имеет место при наличии доста­точных данных, указывающих на событие правонарушения в области по­жарной безопасности. Основные соста­вы указанных правонарушений, по ко­торым производство осуществляют инспекторы пожарного надзора, — это нарушение требований пожарной безопасности, а также неисполнение в срок предписания Госпожнадзора об устранении нарушений. Первое нару­шение, как уже говорилось выше, мо­жет быть выявлено при проведении плановой проверки, второе — при проведении внепланового мероприя­тия. В обоих случаях руководитель уч­реждения привлекается к админи­стративной ответственности. Здесь следует добавить, что с июня 2011 г. санкции за совершение указанных правонарушений возросли в десятки раз. В особую категорию выделены правонарушения, выявленные на объ­ектах образования, здравоохранения и социальной сферы.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) штраф за наруше­ние требований пожарной безопасно­сти, предъявляемых к внутреннему противопожарному водоснабжению, электротехническим изделиям и элек­троустановкам, а также первичным средствам пожаротушения, составляет:

— для должностных лиц — от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;

— для юридических лиц — от 150 тыс. до 200 тыс. руб. (ч. 3 ст. 20.4).

За нарушения требований пожар­ной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам пожарной ав­томатики и сигнализации налагается штраф:

— на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб.;

— на юридических лиц в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб. (ч. 4 ст. 20.4).

Невыполнение в установленный срок медицинским учреждением предписания органа Госпожнадзора влечет наложение административно­го штрафа на должностных лиц от 5 тыс. до 6 тыс. руб. или дисквалифи­кацию виновного должностного ли­ца на срок до 3 лет; на юридических лиц — от 90 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ). Если в ходе проверки выявлен факт повторного неисполнения предписания, на дол­жностных лиц налагается штраф от 15 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквали­фикация на срок до трех лет, на юридических лиц — штраф от 150 тыс. до 200 тыс. руб. (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ).

Взаимодействие с государственным инспектором

В завершение необходимо остано­виться еще на одной процедуре контроля противопожарного состоя­ния учреждений здравоохранения. Это прокурорские проверки исполне­ния данными организациями законо­дательства РФ о пожарной безопасно­сти с участием надзорных органов МЧС России.

Привлечение к таким мероприя­тиям государственного инспектора по пожарному надзору в последнее время стало широко применяться прокурорами. Следует отметить, что в этом случае инспектор находится в статусе специалиста, иными слова­ми, выступает как консультант либо эксперт в вопросах пожарной безо­пасности.

Государственный инспектор по пожарному надзору закреплен за уч­реждением по территориальному признаку. В каждом медицинском учреждении на видном месте разме­щается информационный стенд с контактными данными должност­ного лица территориального органа надзорной деятельности МЧС России. Таким образом, по всем вопро­сам обеспечения пожарной безопа­сности учреждения здравоохранения в части правильности выбора средств пожаротушения, отделочных строи­тельных материалов, периодичности проведения огнезащитных испыта­ний чердачных конструкций, а также правил соблюдения противопожар­ного режима руководитель учрежде­ния может обратиться за бесплатной консультацией в территориальный орган надзорной деятельности МЧС России либо непосредственно к за­крепленному за учреждением здравоохранения государственному ин­спектору по пожарному надзору.

Такого рода обращения помогут ру­ководителю учреждения подгото­вить объект к проверкам и осуществ­лять лечебный процесс в условиях пожарной безопасности.

ИНСТРУКЦИЯ о мерах пожарной безопасности в лечебных помещениях

1. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в лечебных помещениях (далее - помещения) не­сут лица, назначенные приказом по учреждению. Фамилия, имя, отчество ответственных лиц указываются на та­бличках, которые размещаются в каждом помещении.

2. Ответственный за обеспечение пожарной безопасности ежедневно обязан сообщать руководителю учре­ждения данные о числе больных, находящихся в учреждении, для сообщения сведений в пожарную охрану.

3. Расстояние между кроватями в больничных палатах должно быть не менее 0, 8 м, центральный основной проход - шириной не менее 1, 2 м. Стулья, тумбочки и другая мебель не должны загромождать эвакуационные проходы и выходы.

4. Помещения должны быть оборудованы исправными средствами пожаротушения (огнетушителями) согла­сно установленным нормам.

5. Каждый работник должен знать и соблюдать требования правил пожарной безопасности и не допускать действий, способствующих возникновению и распространению пожара, уметь пользоваться первичными сред­ствами пожаротушения.

6. Помещения должны содержаться в постоянной чистоте и систематически очищаться от мусора.

7. Эвакуационные выходы и пути эвакуации (коридоры, проходы, тамбуры) должны содержаться свободными от любого оборудования и предметов, препятствующих движению людей.

8. Количество токоприемников (телевизоры, радиоаппаратура и т. п.), одновременно подключенных к элек­тросети, должно соответствовать техническим параметрам электропроводки.

9. В лечебных помещениях ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

9.1. курить вне специально отведенных и оборудованных для этой цели мест, обозначенных табличкой “Место курения” или соответствующим разрешающим знаком;



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль