text
Портал для медицинских работников

Правовое регулирование медицинских вмешательств, направленных на изменение внешнего облика пациентов

  • 15 октября 2012
  • 86

Примеры первых медицинских вмешательств с целью изменения отдельных частей тела (их разме­ра, формы и проч.) можно встретить у разных народов. Так, широко известный метод лоскутной ринопластики пришел в Европу из Индии, в связи с чем получил название "индийского" способа. В даль­нейшем этот метод многократно совер­шенствовался европейцами. Активное развитие медицинских технологий по из­менению внешнего облика человека при­шлось на вторую полови­ну XX в. и связано прежде всего с достижениями хирургии, накопившей огромный опыт по итогам двух мировых войн, а так­же развитием анестези­ологии и фармакологии. Кроме того, во второй по­ловине XX в. интенсивно развивается поддержи­ рекламой "инду­стрия красоты"2, формирующая новые ценности3. Поэтому многие оперативные способы, изначально предназначавшие­ся для лечения больных, быстро находят применение в пластической хирургии и косметологии. Например, разработан­ный Г.А. Илизаровым аппарат для внеш­ней фиксации трубчатых костей и ме­тодика замещения дефектов костей при помощи специального аппарата были в последующем адаптированы для косме­тического удлинения ног.

В наше время в медицине использу­ется немало различного рода вмеша­тельств по изменению облика человека. В то же время эффективное развитие этой сферы медицинской деятельности требует наличия соответствующей правовой базы. Кроме того, правоот­ношения в индустрии пластической хирургии могут затрагивать не только частные интересы сторон (в случае не­надлежащего исполнения условий до­говора, причинения вреда здоровью), но и публичные интересы, например способствовать сокрытию лица, карди­нально изменившего свой облик, от уголовного преследования и наказания.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Понятие внешнего облика человека

В словарях русского языка под об­ликом человека обычно понимают "наружность", "черты лица", "внеш­ний вид".

Действующее отечественное зако­нодательство не содержит дефиниции "внешний облик человека". Интерес для нас может представлять ст. 152.1 "Охрана изображения гражданина" Гражданского кодекса РФ. В соответст­вии с данной статьей обнародование и дальнейшее использование изображе­ния гражданина (в том числе его фото­графии, а также видеозаписи или про­изведения изобразительного искусст­ва, где он изображен) допускаются только с его согласия. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсут­ствии — с согласия родителей.

Такое согласие не требуется в слу­чаях, когда:

— изображение используется в го­сударственных, общественных или иных публичных интересах;

— изображение гражданина получе­но при съемке, которая проводится Право на изображение направлено на обеспечение личной неприкосно­венности человека наряду с другими правами, в частности, правом на не­прикосновенность внешнего облика в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных меро­приятиях (собраниях, съездах, конфе­ренциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и др.), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объ­ектом использования;

— гражданин позировал за плату.

Изображение гражданина в силу закона представляет собой один из объектов гражданских прав. Право на изображение направлено на обеспе­чение личной неприкосновенности человека наряду с другими правами, в частности, правом на неприкосновен­ность внешнего облика. Последнее также представляет собой личное не­имущественное право физического лица, но направлено оно не только на его индивидуализацию, но и на обес­печение личной неприкосновенности.

Иные нормы гражданского законо­дательства (в первую очередь, инсти­тута причинения вреда здоровью или жизни) обеспечивают телесную не­прикосновенность, охрану жизни и здоровья человека.

Таким образом, совокупность норм действующего гражданского законо­дательства позволяет защитить внеш­ний облик человека.

В юридической литературе не­смотря на отсутствие легального по­нятия внешнего облика данная ка­тегория широко используется, и ее можно считать устоявшейся. Напри­мер, М.Н. Малеина употребляет такое понятие, "как индивидуальный облик (вид)", и определяет его как совокуп­ность сведений о физическом лице, ко­торые можно получить, не прибегая к специальным исследованиям (внеш­ность, фигура, физические данные, одежда).

В одной из монографий последних лет, посвященной гражданско-право­вым проблемам обеспечения непри­косновенности внешнего облика фи­зического лица, предлагается понимать под внешним обликом "неотделимое от физического лица и индивидуали­зирующее его личное нематериальное благо, которое направлено на обеспе­чение физической неприкосновенно­сти физического лица и включает в себя совокупность внешних призна­ков физического лица (цвет кожи, во­лос, разрез глаз, форма носа, телосло­жение, рост и др.), воспринимаемых окружающими как единое целое или как части целого и подверженных из­менениям на протяжении жизни фи­зического лица".

Серьезное внимание внешнему облику уделяют представители кри­миналистической науки. Они обычно определяют внешний облик как неразрывную совокупность наружных элементов и признаков, воспринима­емых окружающими в виде целого или фрагментарного образа. Пере­чень элементов или признаков, по­средством которых характеризуется облик физического лица, различается степенью детализации. В качестве од­ной из индивидуальных характери­стик облика ряд авторов указывают и на голос.

Медицинские вмешательства, са­мостоятельной целью которых явля­лось бы существенное изменение ха­рактеристик голоса (силы, высоты, тембра и др.), пока не получили широ­кого распространения. В то же время нельзя исключать вероятность обра­щения отдельных граждан (например, представителей творческих профес­сий, преступников) к специалистам с такой просьбой.

Криминалисты разработали целое учение о внешнем облике человека (габитология), которое включает тео­ретические положения и основанные на них технико-криминалистические средства и методы собирания, иссле­дования и использования данных о внешнем облике человека с целью ро­зыска и установления личности.

Внешний облик человека индивидуа­лен, относительно устойчив, легко вос­принимаем и запоминаем (фиксируется в памяти или с помощью материальных носителей). Он определяется совокуп­ностью идентифицирующих признаков (цвет кожи, внешний вид, форма, разме­ры и соотношение отдельных частей те­ла, характеристики голоса и др.).

Обладая субъективным правом на неприкосновенность своего внешнего облика, гражданин правомочен:

В ряде случаев явные дефекты внешнего облика непо­средственно влияют на состояние здоровья человека (например, функцию дыхания, пищеварения, двигатель­ную функцию и др.) и потому подлежат корректировке. Другие, не имея значимого влияния на физическое здо­ровье лица, причиняют ему психические страдания, тем самым снижая качество жизни. Известны примеры, ког­да из-за формы ушей, ног и других несовершенств су­ществование людей становилось невыносимым вплоть до мысли о самоубийстве. Они пытались самостоятель­но или при помощи “подпольных” специалистов испра­вить дефект. Однако медицина знает и другие примеры, когда изменение формы молочных желез, носа и других частей тела совершалось под влиянием модных тенден­ций, авторитетов мира музыки, кино, иными словами, из прихоти.

— самостоятельно совершать любые действия по определению внешнего облика (за исключением случаев, уста­новленных законом);

— пользоваться внешним обликом по своему усмотрению;

— требовать правомерного поведения со стороны других лиц в отношении управомоченного лица;

— защищать внешний облик от пося­гательств иных лиц.

Источники правового регулирования

Среди основных источников пра­вового регулирования медицинских вмешательств, направленных на изме­нение внешнего облика пациентов, следует назвать:

— Гражданский кодекс РФ;

— Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоро­вья граждан в Российской Федерации"

(далее — Закон об охране здоровья);

— Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдель­ных видов деятельности" (далее — За­кон о лицензировании);

— Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридиче­ских лиц и индивидуальных предпри­нимателей при осуществлении госу­дарственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

— Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ "О государственной защи­те потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизвод­ства" (далее — Закон о государствен­ной защите);

— постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельно­сти, осуществляемой медицинскими организациями и другими организа­циями, входящими в частную систе­му здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")» (далее — Постановление о лицензиро­вании);

— постановление Правительства РФ от 27.10.2006 № 630 "Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпев­ших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства";

— приказ Минздравсоцразвития Рос­сии от 23.04.2009 № 210н "О номенкла­туре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицин­ским и фармацевтическим образова­нием в сфере здравоохранения Рос­сийской Федерации" (далее — приказ № 210н);

— приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н "Об ут­верждении Квалификационных тре­бований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фар­мацевтическим образованием в сфе­ре здравоохранения" (далее — приказ № 415н);

— приказ Минздравсоцразвития России от 03.12.2009 № 946н "Об ут­верждении Порядка оказания меди­цинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями";

— приказ Минздравсоцразвития Рос­сии от 07.12.2011 № 1496н "Об утверж­дении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях";

— приказ Минздравсоцразвития Рос­сии от 27.12.2011 № 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (далее — приказ № 1664н);

— приказ Минздравсоцразвития Рос­сии от 18.04.2012 № 381н «Об утверж­дении Порядка оказания медицин­ской помощи населению по профилю "косметология"» (далее — приказ № 381н);

— приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 555н "Об ут­верждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской по­мощи" (далее — приказ № 555н);

— постановление Главного государ­ственного санитарного врача РФ от

18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-­эпидемиологические требования к ор­ганизациям, осуществляющим меди­цинскую деятельность"»;

— "ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг" (ОКДП), утвержденный постановле­нием Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17.

Гражданский кодекс РФ, как уже указывалось выше, с одной стороны, предоставляет физическому лицу воз­можность распоряжаться неимущест­венными благами по-своему усмотре­нию (в том числе изменять внешность самостоятельно либо с чьей-то помо­щью), с другой, не допускает произ­вольного вмешательства в эту сферу кого-либо. Из этого следуют два важ­ных вывода:

— физическое лицо вправе обратить­ся в медицинскую организацию с просьбой об изменении внешнего об­лика;

— медицинская организация или ме­дицинский работник не вправе без соответствующей просьбы (заявле­ния) осуществлять вмешательства, на­правленные на из­менение внешнего облика человека.

Закон об охране здоровья регулиру­ет отношения, воз­никающие в сфере здравоохранения, и определяет:

1) правовые, ор­ганизационные и экономические основы охраны здоро­вья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населе­ния в сфере охраны здоровья, гаран­тии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Рос­сийской Федерации, органов государ­ственной власти субъектов РФ и орга­нов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицин­ских организаций, иных организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицин­ских и фармацевтических работников.

В соответствии с п. 11 ст. 23 Закона об охране здоровья медицинская ор­ганизация определяется как юриди­ческое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основно­го (уставного) вида деятельности меди­цинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Положения Закона, регулирующие деятельность медицинских организа­ций, распространяются на иные юри­дические лица независимо от органи­зационно-правовой формы, осуществ­ляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятель­ность, и применяются к таким органи­зациям в части, касающейся медицин­ской деятельности. К медицинским организациям приравниваются инди­видуальные предприниматели, веду­щие медицинскую деятельность.

В ст. 2 Закона об охране здоровья даются определения таких важных понятий, как "медицинская помощь", "медицинская услуга", "медицинское вмешательство". В то же время при анализе закрепленных Законом дефи­ниций возникает вопрос об отнесении услуг по изменению внешнего облика пациента к медицинским услугам. Рас­смотрим эту проблему подробнее.

Согласно п. 4 ст. 2 Закона об охра­не здоровья медицинская услуга определяется как медицинское вме­шательство или комплекс медицин­ских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лече­ние заболеваний, медицинскую реа­билитацию и имеющих самостоя­тельное законченное значение. Фак­тически законодатель дает перечень целей или задач для возможного ме­дицинского вмешательства.

Более детально законодатель сфор­мулировал понятие медицинского вмешательства, однако и здесь мы не найдем даже косвенного упоминания о внешнем облике пациента. Так, ме­дицинское вмешательство в соответ­ствии с Законом — это выполняемые медицинским работником по отноше­нию к пациенту, затрагивающие фи­зическое или психическое состояние человека и имеющие профилактиче­скую, исследовательскую, диагности­ческую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских об­следований и (или) медицинских мани­пуляций, а также искусственное пре­рывание беременности.

Лишь отдельные виды медицин­ских вмешательств, целью которых является изменение внешнего облика пациента, могут быть с оговоркой от­несены к профилактике, реабилита­ции и проч.

Перечень возможных направлений медицинской деятельности также ис­черпывающий и закрытый. Закон об охране здоровья гласит, что медицин­ская деятельность — это профессио­нальная деятельность по оказанию ме­дицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетель­ствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профес­сиональная деятельность, связанная с трансплан­тацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Медицинская деятельность в соот­ветствии с п. 46 ст. 12 Закона о лицен­зировании подлежит лицензирова­нию. Любопытно, что принятое в соответствии с Законом о лицензи­ровании Постановление о лицензиро­вании в перечне услуг, составляющих медицинскую деятельность, называет услуги по пластической хирургии и косметологии. Иными словами, Закон относит услуги по косметологии и пластической хирургии к медицин­ской деятельности. Эти услуги указа­ны и в приказе № 1664н. В соответст­вии с приказом № 555н среди коек хирургического профиля выделяют койки по профилю медицинской по­мощи "пластическая хирургия".

Очевидно, что в сложившейся си­туации необходимо более четко опре­делить место услуг по изменению внешнего облика пациента (пластиче­ская хирургия, косметология, в от­дельных случаях — иные направления медицинской деятельности) в системе охраны здоровья граждан. Тем более что функции той же пластической хи­рургии могут выходить далеко за рам­ки чисто эстетических задач.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) выделяет следующие услуги пластической хи­рургии:

— иссечение рубца;

— коррекция носа;

— коррекция после паралича лицево­го нерва (бровей, век, губ, щек);

— коррекция рубца после пластиче­ской операции;

— пластика при морщинах, складках и избытке мягких тканей (лба, век, углов глаз, щек, губы верхней, подбо­родка, шеи, лица, плеч, живота, бедер, поясничной области, ягодицы);

— удаление доброкачественной опу­холи (жира, жировика, татуировки, тела инородного) и др.

Среди врачебных процедур, предо­ставляемых косметологическими по­ликлиниками, лечебницами и каби­нетами, следует назвать удаление расширенных сосудов кожи, угрей, звездчатой ангиомы; прокол мочек уш­ных раковин; криомассаж кожи и т. д.

Несколько иначе услуги по косме­тологии и пластической хирургии определены приказом № 1664н.

В соответствии с приказом № 210н специальности "Косметология" и "Пластическая хирургия" требуют до­полнительной подготовки. Согласно приказу № 415н врач — пластический хирург должен иметь высшее профес­сиональное образование по одной из специальностей: "Лечебное дело",

"Педиатрия", "Стоматология". Кроме того, он обязан пройти ординатуру по специальности "Пластическая хирур­гия" или профессиональную пере­подготовку по специальности "Пла­стическая хирургия при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специально­стей: "Акушерство и гинекология", "Детская хирургия", "Торакальная хи­рургия", "Травматология и ортопе­дия", "Урология", "Хирургия", "Че­люстно-лицевая хирургия".

Врач-косметолог должен иметь высшее профессиональное образова­ние по одной из специальностей: "Ле­чебное дело", "Педиатрия". Кроме то­го, ему необходимо пройти обучение в ординатуре по специальности "Кос­метология" либо профессиональную переподготовку по специальности "Косметология" при наличии послеву­зовского профессионального образо­вания по специальности "Дерматове­нерология".

17 мая 2012 г. в Минюсте России был зарегистрирован приказ № 381н. Приказом утверждены Положение об организации деятельности косметологического кабинета, Стандарт осна­щения косметологического кабинета, Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала косметологического кабинета. Принятие этого документа следует считать зна­чительным шагом на пути к наведе­нию порядка в сфере оказания косметологических услуг и сокращению конфликтов между администрацией медицинской организации и контро­лирующими органами.

Сложнее дело обстоит с конкрети­зацией отдельных лицензионных тре­бований к пластической хирургии. Единый нормативно-правовой акт, определяющий порядок оказания ме­дицинской помощи по направлению "Пластическая хирургия", в настоя­щее время отсутствует. Так сложи­лось, что в этой сфере действует ряд актов общего характера, в которых содержатся отдельные требования к деятельности по оказанию услуг пластической хирургии. Примерами таких актов могут быть приказы Минздравсоцразвития России от 07.12.2011 № 1496н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помо­щи взрослому населению при стома­тологических заболеваниях" и от

03.12.2009 № 946н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помо­щи детям, страдающим стоматологи­ческими заболеваниями".

Медицинские организации, оказы­вающие услуги по изменению внешнего облика пациента, должны соблюдать и иные требования законодательства. Так, постановлением Главного государ­ственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпи­демиологические требования к органи­зациям, осуществляющим медицин­скую деятельность"» определены общие требования к организациям, осу­ществляющим медицинскую деятель­ность, и санитарно-эпидемиологические особенности организации подразделе­ний различного профиля (например, хи­рургических и стоматологических меди­цинских организаций).

Любая медицинская деятельность должна вестись на основе имеющихся научных достижении, специальных методов, в соответствии с принятыми технологиями. Так, согласно ст. 34 За­кона об охране здоровья специализи­рованная медицинская помощь ока­зывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диаг­ностику и лечение заболевании и со­стоянии (в том числе в период бере­менности, родов и послеродовои период), требующих использования специальных методов и сложных ме­дицинских технологий, а также меди­цинскую реабилитацию. Высокотех­нологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективно­стью, в том числе клеточных техноло­гий, роботизированной техники, ин­формационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской нау­ки и смежных отраслей науки и тех­ники.

Таким образом, законодатель выде­ляет:

— сложные медицинские технологии;

— клеточные технологии;

— информационные технологии;

— специальные методы;

— методы генной инженерии;

— уникальные методы лечения и др. Все они должны быть разработаны

на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Следует также отметить, что оцен­ка правильности выбора медицинской технологии учитывается при экспертизе качества медицинской помощи (ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязатель­ном медицинском страховании в Рос­сийской Федерации").

Заслуживает внимания и ч. 3 Поло­жения о лицензировании медицин­ской деятельности (утв. Постановле­нием о лицензировании). Там сказано, что "медицинскую деятельность со­ставляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые вы­полняются при оказании первичной медико-санитарной, специализиро­ванной (в том числе высокотехноло­гичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании ме­дицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицин­ских осмотров, медицинских освиде­тельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания меди­цинской помощи, при транспланта­ции (пересадке) органов и (или) тка­ней, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавлива­ются Министерством здравоохране­ния и социального развития Россий­ской Федерации".

Проблемы правового регулирования

Любая медицинская деятельность должна вестись в соответствии со стандартами, правилами и сложивши­мися обычаями (обыкновениями). Хо­рошо, когда эти стандарты есть и медицинские работники действуют в строгом соответствии с ними. В этом случае возможные субъективные оценки результатов оказанных услуг, как со стороны пациентов, так и со стороны администрации клиники и контролирующих органов, сводятся к минимуму. Конфликты, возникающие на основе претензий одной из сторон (как правило, пациента), быстро раз­решаются, если установлен факт соот­ветствия (либо несоответствия) ока­занной услуги стандарту.

Значительно труднее устранить конфликт в отсутствие таких стандар­тов. В этом случае приходится приКонфликты, возникающие на основе претензий одной из сторон, быстро разрешаются, если установлен факт соответствия (либо несоответствия) оказанной услуги стандарту судебно-медицинских эк­спертов, сторонних специалистов для оценки дефекта медицинской помо­щи. Те, в свою очередь, руководству­ются сложившимися в определенной области медицины и юридически не закрепленными правилами, обычая­ми. В связи с этим возрастает роль эк­спертного усмотрения, результатом чего становится не всегда объектив­ная оценка результата и процесса оказания отдельных медицинских услуг. Еще больше субъективные на­чала проявляют себя в новых направ­лениях медицины при применении только появившихся медицинских технологий, когда еще не сложились единообразные правила, подходы, оценки.

Медицинская деятельность в обла­сти оказания услуг по изменению внешнего облика (в первую очередь, речь идет о пластической хирургии и косметологии) в настоящее время не стандартизирована (нет стандартов федерального уровня). Более того, если речь идет о применении новых технологий и авторских методик, то могут отсутствовать и общепринятые в профессиональном сообществе под­ходы.

Следовательно, отдельные показа­ния к конкретным видам пластических операций и косметологических услуг достаточно субъективны. Они опреде­ляются не столько выработанными правилами и тем более обязательными для исполнения стандартами, сколько пожеланиями платежеспособного па­циента и отсутствием противопоказа­ний для подобных вмешательств.

Представителям профессиональ­ного сообщества можно посоветовать на уровне региональной или феде­ральной врачебной ассоциации выра­ботать стандарты (особенно в части показаний и противопоказаний) для отдельных медицинских вмеша­тельств. Для этих целей могут быть использованы также локальные акты организации, отражающие те или иные аспекты оказания медицинских услуг по изменению внешности.

Закономерным источником кон­фликтности является несоответствие ожиданий и фактически полученного результата. В отсутствие каких-либо стандартов и правил доказывать над­лежащее качество оказанных услуг, случайный характер полученного ре­зультата (не соответствующий ожи­даниям пациента, обычному резуль­тату услуги и проч.), правильность действий медперсонала и медицин­ской организации крайне сложно. Для решения этой проблемы можно рекомендовать разработать и внед­рить в медицинские организации до­говоры и формы информированного согласия на медицинские вмешатель­ства, результатом которых является изменение внешнего облика пациен­та. В формах следует указывать пока­зания, противопоказания, порядок оказания услуги, ожидаемый резуль­тат, возможные осложнения, порядок разрешения конфликтов, ответствен­ность сторон и проч.

Еще одна проблема правового регу­лирования вмешательств по измене­нию внешности состоит в необходи­мости учета публичных интересов при проведении такого рода операций. Мы уже обращали внимание читателя на то, что кардинальное изменение внеш­него облика может быть использовано,

с одной стороны, как исключительная мера безопасности потерпевшего, свидетеля и иного участника уголов­ного судопроизводства, а с другой сто­роны — как камуфляж для преступни­ка, скрывающегося от следствия.

Исходя из сказанного, при органи­зации оказания медицинских услуг лицам, желающим изменить внеш­ность, следует учитывать основные начала, принципы публичного права. В частности, пациенту — участнику уголовного судопроизводства должен быть обеспечен более высокий уро­вень конфиденциальности (факта об­ращения за помощью, проведенных вмешательств, результата). Следова­тельно, необходимо разработать спе­циальный правовой режим работы со сведениями о таких пациентах в меди­цинских организациях.

Изобличение преступников — за­дача правоохранительных органов, а не организаций здравоохранения. В то же время на органы здравоохра­нения, медицинские организации и медицинских работников возлагается обязанность сообщать в органы пра­вопорядка сведения, способствующие своевременному раскрытию престу­плений, розыску преступников.

Наглядный пример — положение п. 5 ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоро­вья, в соответствии с которым предо­ставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия граж­данина и его законного представителя допускается в целях информирования органов внутренних дел о поступле­нии пациента, в отношении которого имеются достаточные основания пола­гать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий.

Считаем, что следует поддержать вы­сказанное в литературе предложение об обязательном ведении исполнителем медицинских услуг архива фотографий пациентов (до и после пластической операции), перенесших вмешательства, изменившие их внешний облик.

Кроме того, необходимо подумать о механизме передачи сведений о про­веденных операциях и фотографий (до и после операции) в соответствую­щий банк данных МВД России. Нали­чие такого банка данных способно по­высить раскрываемость некоторых преступлений и облегчить розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования и наказания.

Завершая изложенное, можно сде­лать вывод о том, что назрела необхо­димость подготовки специального нормативного правового акта, регули­рующего виды и порядок оказания услуг, направленных на изменение внешнего облика пациентов.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.