text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Организационно-правовые вопросы профилактики распространения ВИЧ-инфекции в ЛПУ

  • 15 ноября 2012
  • 135

Преамбула Федерального за­кона от 30.03.1995 № 38-ФЗ "О предупреждении рас­пространения в Российской Феде­рации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (далее — Закон № 38-ФЗ) гласит: "Признавая, что хроническое заболевание, вызывае­мое вирусом иммунодефицита чело­века (ВИЧ-инфекция), приобретает массовое распространение во всем мире, вызывает тяжелые социально-­экономические и демографические последствия для Российской Федерации, создает угрозу личной, общественной, государственной без­опасности, а также уг­розу существованию человечества, вызыва­ет необходимость за­щиты прав и законных интересов населения, а также учитывая не­обходимость приме­ нения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции, Го­сударственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федераль­ный закон".

За 17 лет действия этого Закона го­сударственными и общественными организациями было сделано слиш­ком много и одновременно катастро­фически мало для того, чтобы сдер­жать рост данного заболевания. На сегодняшний в день в нашей стране зарегистрировано 664976 ВИЧ-инфи­цированных лиц.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Среди бесспорно положительных моментов деятельности Президента и Правительства РФ в сфере профи­лактики распространения ВИЧ-ин­фекции на территории страны можно назвать определение основных на­правлений государственной политики противодействия эпидемии ВИЧ/ СПИДа и формулирование Нацио­нальной концепции противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД в Российской Федерации.

На сегодняшний день надзор за ис­полнением российского законода­тельства в области профилактики и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, консультирование в сфере подготовки законопроектов, наблюдение, сбор информации и ана­лиз выполнения решений Правитель­ства РФ, контроль над организацией профилактических работ, выполняе­мых на региональном уровне, возло­жены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потре­бителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), где этой пробле­мой занимается Отдел организации надзора за ВИЧ/СПИД.

Федеральная служба сотрудничает со многими международными органи­зациями, среди которых:

— Объединенная программа Органи­зации Объединенных Наций по ВИЧ/ СПИДу (ЮНЭЙДС);

— Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ);

— Международная организация тру­да (МОТ);

— Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК);

— Агентство США по международно­му развитию;

— Канадское агентство по междуна­родному развитию;

— Министерство международного развития Великобритании и пр.

Сбор оперативной и статистичес­кой информации, анализ и оценка эпидемической ситуации, разработка мероприятий по профилактике ВИЧ- инфекции проводятся Федеральным научно-методическим центром Мин­здрава России по профилактике и борьбе со СПИДом. Основными задачами Центра являются совершенство­вание системы эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией, профи­лактических и противоэпидемических мероприятий, методов клинико-лабо­раторной диагностики и лечения. В числе программ, в которых Феде­ральный центр участвует наряду с дру­гими государственными организация­ми, образовательными учреждениями и неправительственными организа­циями, нужно назвать научно-пра­ктическую и информационно-образо­вательную программу "Знания для противодействия ВИЧ/СПИД в РФ". Программа реализуется при финансо­вой поддержке Министерства между­народного развития Великобритании и направлена на развитие информаци­онной базы по проблеме ВИЧ/СПИДа для разработки и реализации эффек­тивной политики лечебно-профилак­тических вмешательств. В программе выделяют четыре взаимосвязанных компонента:

— поведенческие исследования;

— моделирование передачи ВИЧ;

— экономические аспекты ВИЧ;

— анализ политики и поддержка адвокации для борьбы с ВИЧ/СПИДом.

Для координации деятельности и оптимизации сотрудничества госу­дарственных и общественных органи­заций, работающих в сфере профи­лактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом, а также повышения эффективности мер противодействия эпидемии ВИЧ- инфекции в Российской Федерации в 2004 г. был создан Координационный совет по проблемам ВИЧ/СПИД Минздравсоцразвития России. Таким образом, вопросам профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией в нашей стране уделяется значительное вни­мание.

Сферой приложения результатов указанной деятельности становится отдельно взятое лечебное учрежде­ние. Профилактика передачи ВИЧ в медицинских учреждениях должна заключаться, прежде всего, в соблю­дении санитарно-противоэпидеми­ческого режима, безопасной органи­зации труда и постоянном обучении персонала методам профилактики.

Прежде чем назвать основные пра­вила профилактики профессиональ­ного инфицирования медицинских работников СПИДом, перечислим нормативно-правовые акты, которые должны в обязательном порядке хра­ниться в специальной папке в кабине­те главного врача и активно приме­няться на практике:

— Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом (при­нята Генеральной Ассамблеей ООН 27.06.2001, Резолюция A/RES/S-26/2);

— Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-ин­фекции)";

— постановление Правительства РФ от 20.06.1997 № 757;

— Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефици­та человека (ВИЧ-инфекции), утвер­жденные постановлением Правитель­ства РФ от 13.10.1995 № 1017;

— постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 391 "О порядке предо­ставления льгот работникам, подвер­гающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при испол­нении своих служебных обязаннос­тей";

— Требования к сертификату об от­сутствии ВИЧ-инфекции, предъяв­ляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их об­ращении за визой на въезд в Россий­скую Федерацию на срок свыше трех месяцев, утвержденные постановле­нием Правительства РФ от 25.11.1995 № 1158;

— постановление Минтруда России от 08.08.1996 № 50;

— Перечень показаний для обследова­ния на ВИЧ/СПИД в целях улучшения качества диагностики ВИЧ-инфекции (приложение 3 к приказу Минздравмедпрома России от 30.10.1995 № 295);

— Порядок медицинского освиде­тельствования донора крови и ее компонентов, утвержденный прика­зом Минздрава России от 14.09.2001 № 364;

— приказ Минздрава России от 07.08.2000 № 312 "О совершенствова­нии организационной структуры и де­ятельности учреждений по профилак­тике и борьбе со СПИД";

— приказ Минздравмедпрома Рос­сии от 16.08.1994 № 170 "О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации";

— приказ Минздравмедпрома России от 25.04.1996 № 169 "О введении в дей­ствие порядка предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих слу­жебных обязанностей";

— постановление Главного государ­ственного санитарного врача РФ от

11.01.2011 № 1 «Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-ин­фекции"»;

— постановление Главного государ­ственного санитарного врача РФ от

13.02.2012 № 16 "О неотложных мерах по противодействию распростране­ния ВИЧ-инфекции в Российской Фе­дерации";

— постановление Росстата от 09.01.2008 № 1 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России статистиче­ского наблюдения за контингентами больных ВИЧ-инфекцией";

— приказ Минздравсоцразвития Рос­сии от 17.09.2007 № 610 "О мерах по организации оказания паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией";

— Методические рекомендации о про­ведении обследования на ВИЧ-инфек­цию (утв. Минздравсоцразвития Рос­сии 06.08.2007 № 5950-РХ).

Данный перечень нормативно-пра­вовых документов не исчерпываю­щий, но может служить достаточным минимумом для работы лечебного уч­реждения.

Помимо общих нормативно-право­вых документов, в каждом лечебном уч­реждении должны быть разработаны и утверждены приказом главного врача3:

1) алгоритм ведения пациента с по­ложительным лабораторным резуль­татом на ВИЧ в учреждениях здраво­

охранения (алгоритм оказания медицинской помощи, прописываю­щий ее этапность, необходимые уров­ни компетенции медицинских работ­ников и оснащения на каждом этапе);

2) форма бланка "Информирован­ное добровольное согласие пациента на проведение обследования на ВИЧ- инфекцию";

3) форма бланка "Извещение об уста­новлении диагноза ВИЧ-инфекция";

4) форма бланка "Уведомление па­циента об установлении диагноза ВИЧ-инфекция";

5) форма бланка "Извещение об изменении стадии заболевания ВИЧ- инфекцией";

6) форма бланка "Извещение об установлении диагноза СПИД".

Обращаем внимание на то, что юри­дической службе лечебного учреж­дения необходимо постоянно отслежи­вать изменения законодательства в сфере профилактики распростране­ния ВИЧ-инфекции.

Вернемся к проблеме профилакти­ки профессионального инфицирова­ния ВИЧ медицинских работников.

Основой безопасности здоровья со­трудников служит строгое соблюде­ние целого ряда правил.

1. Персонал лечебного учреждения должен проходить регулярное обуче­ние мерам профилактики профессио­нального заражения и внутриболь­ничной передачи ВИЧ-инфекции.

2. При выполнении любых манипу­ляций медицинского характера каж­дый сотрудник ЛПУ должен соблюдать барьерные меры защиты. Медицин­ский персонал должен быть обеспечен и обучен использованию средств инди­видуальной защиты при уходе за боль­ными. Например, медицинский сотруд­ник должен быть одет в халат, шапочку, одноразовую маску (а при необходимо­сти — очки или защитные щитки, спе­циальную медицинскую рабочую оде­жду), сменную обувь. Все манипуляции, при которых может произойти загряз­нение рук кровью, сывороткой крови или другими биологическими жидко­стями, необходимо проводить в рези­новых медицинских перчатках.

3. Все рабочие места должны быть обеспечены средствами дезинфекции, аварийной аптечкой и инструк­цией по постконтактной профилакти­ке и правилам действия персонала в случае аварийной ситуации.

4. ЛПУ должны быть обеспечены экспресс-тестами на ВИЧ и иметь при необходимости доступ к антиретрови­русным препаратам. Запас антиретро­вирусных препаратов должен хра­ниться в любом учреждении по выбору субъекта РФ, но с таким рас­четом, что в случае возникновения аварийной ситуации каждое ЛПУ могло получить экспресс-тесты и ан­тиретровирусные препараты для на­значения постконтактной профилак­тики в течение 1 — 2 часов после аварийной ситуации. В каждом ЛПУ приказом главного врача должен быть определен специалист, ответственный за хранение антиретровирусных пре­паратов, а также место хранения таких препаратов (в зависимости от специ­фики региона это может быть прием­ный покой, скорая помощь и т. п.) с обеспечением их доступности кругло­суточно, в том числе в ночное время и выходные дни.

5. При попадании биологических жидкостей, инфицированных ВИЧ, на кожу, имеющую травмы или микро­травмы, и особенно под кожу и на слизистые медицинского работника, необходимо провести комплекс меро­приятий по предотвращению зараже­ния ВИЧ-инфекцией на рабочем ме­сте, включающих первую помощь, назначение антиретровирусных пре­паратов в максимально короткий срок, обследование и регистрацию аварийной ситуации.

6. В ЛПУ должен вестись учет и анализ всех случаев аварийных ситуа­ций у медперсонала, связанных с ри­ском внутрибольничной передачи ВИЧ-инфекции.

Основным принципом работы мед­персонала для предотвращения вну­трибольничной передачи ВИЧ должно стать применение в ЛПУ мер предо­сторожности в отношении каждого больного как потенциально заражен­ного ВИЧ, ведь при обращении к вра­чу за медицинской помощью пациент не обязан говорить о своем диагнозе. Законом № 38-ФЗ предусмотрено, что

ВИЧ-инфицированным лицам оказы­ваются на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиниче­ским показаниям (ст. 14), при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательст­вом РФ об охране здоровья граждан. Статья 17 указанного Закона не допу­скает отказа в приеме в учреждения, оказывающие медицинскую помощь.

Более того, если больному назначе­на операция и он не желает сдавать анализ на ВИЧ-инфекцию, врач не имеет права отказаться от проведения вмешательства по причине отсутствия результатов анализа. Напротив, нару­шение медицинскими работниками законодательства РФ в области охраны здоровья граждан, а также непредоставление больным медицинской по­мощи повлечет за собой в установ­ленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и граж­данско-правовую ответственность.

Весьма спорным представляется во­прос: должен ли врач сообщать своим коллегам и родственникам пациента информацию о том, что тот является ВИЧ-инфицированным? На наш, воз­можно, субъективный взгляд, ответ на данный вопрос должен быть положи­тельным по следующим правовым и мо­ральным основаниям. Во-первых, зна­ние о том, что человек болен ВИЧ-инфекцией, послужит мощной превентивной мерой против распро­странения данного заболевания от кон­кретного больного. Безусловно, такое сообщение будет травмирующим для психики пациента, однако в данном случае на одной чаше весов лежит душевное спокойствие одного ВИЧ- положительного человека, а на дру­гой — безопасность для здоровья и жизни неопределенного круга лиц, включая детей. Во-вторых, согласно

ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах ох­раны здоровья граждан в Российской Федерации" предоставление сведе­ний, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его за­конного представителя допускается при угрозе распространения инфек­ционных заболеваний, массовых от­равлений и поражений.

Кроме того, не следует забывать о ст. 237 Уголовного кодекса РФ, из которой следует, что уголовно-наказуемым дея­нием является сокрытие или искаже­ние информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные ли­цом, обязанным обеспечивать населе­ние и органы, уполномоченные на при­нятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией.

Среди практикующих юристов бы­тует мнение, что поводом для приме­нения данной статьи может быть тех­нологическая катастрофа (авария на Чернобыльской АЭС, на производст­венном объединении "Маяк" и т. д.). Предметом преступления в данном случае является информация об обсто­ятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей. Такая ин­формация охватывает различные све­дения о промышленной, научно-тех­нической и иной деятельности, в ходе которой могут возникнуть факторы, представляющие опасность для жизни или здоровья человека. Однако, по на­шему мнению, масштабы распростра­нения ВИЧ-инфекции говорят о том, что данную статью следует применять и в случаях сокрытия информации о ВИЧ-инфицированных лицах.

Некоторые пациенты, зная о том, что информация о них может быть распро­странена, отказываются отвечать на во­просы об источнике заражения, заяв­ляя, что это является вмешательством в их личную жизнь. В таком случае паци­ентам необходимо указывать на ст. 6.1 Кодекса об административном право­нарушении РФ, которая предусматри­вает наложение штрафа за сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, вене­рическим заболеванием, источника за­ражения, а также лиц, имевших с ука­занным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболева­ниями. Объектами данного правонару­шения выступают здоровье и санитар­но-эпидемиологическое благополучие населения. С объективной стороны правонарушение совершается путем бездействия: лицо не сообщает меди­цинским работникам необходимую для проведения эпидемиологического рас­следования информацию.

Более жестким рычагом воздейст­вия станет информирование пациента о наличии уголовной ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ). В частности, заражение дру­гого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болез­ни, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Вместе с тем хотелось бы обратить особое внимание на то, что наличие административной и уголовной ответст­венности само по себе еще не защи­щает медицинского работника от вероятности заражения ВИЧ-инфек­цией. К сожалению, неограниченное право ВИЧ-инфицированного пациен­та на медицинскую помощь приводит к тому, что медицинские работники вы­нуждены рисковать своим здоровьем. На наш взгляд, следует ликвидировать данный правовой пробел и ввести воз­можность для лица, оказывающего ме­дицинскую помощь, отказаться от ее осуществления, при этом случаи тако­го отказа должны быть строго регла­ментированы.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.