Анализ российского законодательства об ограничении табакокурения

31

Вначале этого века был принят Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ "Об ограничении куре­ния табака" (далее — Закон о курении). Закон регулирует деятельность по про­изводству, оптовой торговле и рознич­ной продаже табачных изделий (ст. 3) и определяет правовые основы ограниче­ния курения. Так, Законом запрещена розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет (ст. 4). Нарушение данного положения грозит административной ответствен­ностью в соответствии с законодатель­ством.

Реклама табака и та­бачных изделий осу­ществляется в соответ­ствии с законодатель­ством РФ о рекламе (ст. 5 Закона о курении). Согласно ст. 23 Фе­дерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ

"О рекламе" реклама табака, табачных изделий и курительных при­надлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажи­галок и других подобных товаров, не должна:

— содержать утверждение о том, что курение имеет особое значение для достижения общественного призна­ния, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоцио­нального состояния;

— осуждать воздержание от курения;

— обращаться к несовершеннолетним;

— использовать образы несовершен­нолетних.

Такая реклама недопустима:

— в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;

— в предназначенных для несовер­шеннолетних печатных изданиях, ау­дио- и видеопродукции;

— на первой и последней полосах га­зет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

— с использованием рекламных кон­струкций, монтируемых и располага­емых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зда­ний, строений, сооружений или вне их;

— на всех видах общественного транс­порта;

— в детских, образовательных, ме­дицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных органи­зациях, театрах, цирках, музеях, до­мах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на рассто­янии ближе чем сто метров от зани­маемых ими зданий, строений, соо­ружений;

— в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на рассто­янии ближе чем сто метров от таких сооружений.

Реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровож­даться предупреждением о вреде ку­рения, причем такому предупрежде­нию должно быть отведено не менее 10% рекламной площади (пространст­ва).

Проведение рекламных акций, со­провождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий, запрещается. При проведении ре­кламных акций не допускается при­влекать несовершеннолетних к учас­тию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.

Устанавливается запрет на курение табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздуш­ном транспорте, в закрытых спортив­ных сооружениях, организациях здра­воохранения, организациях культуры,

На работодателя возлагается обя­занность по оснащению специально отведенных мест для курения табака на территориях и в помещениях обра­зовательных организаций, в помеще­ниях, занимаемых органами государ­ственной власти (ст. 6 Закона о курении). На работодателя возлагает­ся обязанность по оснащению специ­ально отведенных мест для курения табака. За нарушение положений ст. 6 предусмотрена административная от­ветственность в соответствии с зако­нодательством.

Федеральные органы исполни­тельной власти по здравоохранению, федеральные органы исполнитель­ной власти по образованию и феде­ральные органы исполнительной власти по культуре обязаны через средства массовой информации регу­лярно осуществлять пропаганду зна­ний о вреде курения табака (ст. 7). Правительством РФ разрабатываются и реализуются меры по ограниче­нию курения табака (ст. 8).

К сожалению, на практике далеко не все законодательно закрепленные нормы по ограничению табакокуре­ния в стране имеют полноценный ме­ханизм реализации.

Механизм реализации норм зако­нодательства обеспечивается прове­дением правовых, организационных и экономических мероприятий по реализации требований закона. Пра­вовые мероприятия заключаются в принятии подзаконных нормативно-правовых актов, обеспечивающих правовой механизм реализации норм закона, корреспондирующих норм законов об ответственности за нару­шение законодательства. Поскольку основным видом юридической ответ­ственности за нарушение требований Закона о курении является админи­стративная ответственность, внесе­ние в Кодекс РФ об административ­ных правонарушениях (далее — КоАП РФ) соответствующих норм, по сути, должно обеспечивать реализацию норм об ответственности Закона о курении.

Рамочная конвенция ВОЗ

В мае 2008 г. вступил в силу Феде­ральный закон от 24.04.2008 № 51-ФЗ "О присоединении Российской Фе­дерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака" (далее — Закон № 51-ФЗ). Рамочная конвен­ция ВОЗ по борьбе против табака (далее — РКБТ) обязывает стран- участниц обеспечивать защиту лю­дей от воздействия табачного дыма. Со времени вступления в силу 27 февраля 2005 г. РКБТ стала одним из самых широко признанных договоров в истории ООН. Сторонами договора являются более 160 государств, жите­ли которых составляют более 86% на­селения мира. Сила этого договора  заключается не только в юридической составляющей (его положения юри­дически обязательны для всех сторон, присоединившихся к РКБТ), но также в том, что он официально демонстри­рует глобальную приверженность принятию активных мер против упо­требления табака.

Рамочная конвенция была разрабо­тана как ответ на глобализацию табач­ной эпидемии и стала первым дого­вором, заключенным государст­вами — членами Всемирной организа­ции здравоохранения с использовани­ем их полномочий, предусмотренных Конституцией ВОЗ. Это важнейший инструмент для ведения глобальной борьбы против табака, который содер­жит юридические обязательства для участвующих сторон, устанавливает исходный уровень для снижения как спроса на табак (ст. 6 и ст. 8—14 Кон­венции), так и его предложения  (ст. 15—17), а также обеспечивает все­стороннее руководство для проведения политики по борьбе против табака на всех уровнях. Руководящим органом Конвенции, объединяющим все участ­вующие стороны, является конферен­ция сторон (КС). Это межправительст­венная структура, в функции которой входит надзор за эффективностью вы­полнения положений договора.

Принимая РКБТ, государства — члены ВОЗ:

— разработали глобальный стандарт согласованных усилий по борьбе с та­бачной эпидемией;

— подтвердили право всех людей на обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья;

— способствовали повышению роли международного права в профилак­тике болезней и стимулировании мер, направленных на укрепление здоро­вья. В первую очередь это ценовые и налоговые меры.

Статья 8 РКБТ создает основу для международной деятельности по уменьшению бремени болезней, обу­словленных воздействием вторичного табачного дыма, и имеет особенное значение. Благодаря силе формулиро­вок и четкости содержащихся в статье обязательств на глобальном уровне были достигнуты измеримые успехи по защите людей от воздействия та­бачного дыма. При разработке РКБТ было использовано огромное коли­чество фактических данных о благо - приятных эффектах создания мест, свободных от табачного дыма.

Основные руководящие принципы при выполнении ст. 8 следующие:

1. Охват действующего законода­тельства.

Стороны обязаны принимать зако­нодательные и организационные ме­ры, обеспечивающие всеобщую за­щиту от табачного дыма во всех закрытых общественных местах, ра­бочих местах внутри помещений и в общественном транспорте. Ожидает­ся, что каждая сторона обеспечит та­кую защиту в течение пяти лет после вступления договора в силу. Кроме этого, принимаются меры по защите людей от воздействия табачного дыма в "других" общественных местах "в соответствующих случаях". К процес­су разработки необходимых законов стороны должны привлекать всех за­интересованных участников, в част­ности предпринимателей.

2. Информирование, консультиро­вание и привлечение населения.

В этом разделе рассматривается важнейшая проблема осведомленно­сти населения и поддержки им зако­нодательства о создании мест, свобод­ных от табачного дыма. Установлению связи между высоким уровнем осве­домленности и поддержки со стороны населения и обеспечением строгого соблюдения законов о бездымной среде способствует проведение широ­ких просветительских кампаний (все работающие имеют равное право на защиту, обеспечиваемую законом; бездымная среда не наносит ущерба экономическим интересам, напротив, данные свидетельствуют о получении всеми секторами экономических вы­год помимо благоприятного воздейст­вия на здоровье, и др.).

3. Обеспечение исполнения.

Стороны должны принять законода­тельство, которое налагает обязатель­ства по соблюдению вышеназванных мер. При этом на предпринимателей возлагается ответственность за приня­тие таких мер, как размещение табли­чек, запрещающих курение, удаление пепельниц из помещения, контроль со­блюдения правил и применение соот­ветствующих мер к лицам, нарушаю­щим эти правила. Наказание за несоблюдение законодательства должно применяться к предприятиям, а не к отдельным курильщикам, и быть достаточно внушительным и/или се­рьезным, чтобы удержать от соверше­ния нарушения.

Законодательство должно предо­ставлять гражданам возможность со­общать о случаях нарушения, по­скольку эта мера может стать одной из основных и весьма эффективных форм обеспечения исполнения законодательства.

Конвенцией также предусмотре­ны защита от воздействия табачного дыма, регулирование состава табач­ного дыма, изменения в упаковке и маркировке табачных изделий, огра­ничение рекламы, стимулирования и спонсорства табачных изделий, ин­формирование населения о вреде та­бака и пропаганда здорового образ жизни.

Российские реалии

С вступлением в силу Закона № 51- ФЗ Российская Федерация обязана соблюдать требования РКБТ. В этих целях Министерство здравоохране­ния РФ разработало проект Федераль­ного закона "Об охране здоровья на­селения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потре­бления табака" (далее — Законопро­ект). Законопроектом определены ос­новные понятия (курение табака, минимальная розничная цена на та­бачную продукцию, окружающий та­бачный дым, последствия потребле­ния табака, потребление табака, табачные организации, стимулирова­ние продажи табачной продукции и (или) потребления табака) и основные принципы охраны здоровья населе­ния от воздействия окружающего та­бачного дыма и последствий потре­бления табака.

Законопроект определяет полно­мочия Российской Федерации, субъ­ектов РФ и органов местного самоу­правления в области защиты здоровья населения от последствий потребле­ния табака.

В статье 8 Законопроекта обозна­чены права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления та­бака. Так, граждане имеют право:

— на благоприятную среду без окру­жающего табачного дыма и охрану здоровья от вредного воздействия окружающего табачного дыма и по­следствий потребления табака;

— медицинскую помощь, направлен­ную на отказ от потребления табака и лечение табачной зависимости;

— получать в соответствии с законода­тельством в органах государственной власти, органах местного самоуправ­ления и у юридических лиц инфор­мацию о реализуемых мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака;

— контролировать реализацию ме­роприятий, направленных на пре­дотвращение воздействия окружа­ющего табачного дыма и снижение потребления табака;

— вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления предложения об обеспечении охраны здоровья населения от воздей­ствия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

— на возмещение вреда, причинен­ного их жизни и здоровью, имуще­ству вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными пред­принимателями и (или) юридически­ми лицами законодательства в сфере охраны здоровья населения от воздей­ствия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Этой же статьей определены и обя­занности граждан:

— соблюдение норм законодательст­ва РФ в сфере охраны здоровья насе­ления от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потреб­ления табака;

— забота о формировании у своих де­тей неприемлемого отношения к по­треблению табака;

— несовершение действий, влеку­щих за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду без окружающего табачного дыма и охра­ну здоровья от вредного воздействия окружающего табачного дыма и по­следствий потребления табака.

В статье 9 "Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и по­следствий потребления табака" Зако­нопроекта определено, что в данной сфере индивидуальные предприни­матели и юридические лица имеют право:

— получать в соответствующих орга­нах (государственной власти, местно­го самоуправления, контролирующих) информацию о реализуемых меропри­ятиях, направленных на предотвраще­ние воздействия окружающего табач­ного дыма и снижение потребления табака;

— принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и по­следствий потребления табака;

— устанавливать запреты на курение табака на территориях и в помещени­ях, в которых осуществляется их дея­тельность;

— на возмещение вреда их имущест­ву, причиненному вследствие наруше­ния гражданами, другими индивиду­альными предпринимателями и (или) юридическими лицами законодатель­ства в сфере охраны здоровья насе­ления от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потреб­ления табака.

Вместе с тем индивидуальные предприниматели и юридические ли­ца обязаны:

— соблюдать нормы законодательст­ва РФ в сфере охраны здоровья насе­ления от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потреб­ления табака;

— осуществлять контроль за соблюде­нием норм законодательства в данной сфере;

— обеспечивать права работников на благоприятную среду без окружаю­щего табачного дыма и охрану здоро­вья от вредного воздействия окружа­ющего табачного дыма и последствий потребления табака.

Среди мер, направленных на предотвращение воздействия окружа­ющего табачного дыма и снижение потребления табака (ст. 10 Законопро­екта), предусмотрено:

— установление запрета на курение табака на отдельных территориях, в помещениях и объектах;

— введение ценовых и налоговых мер;

— регулирование и раскрытие соста­ва табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

— просвещение и информирование населения о вреде потребления таба­ка и вредном воздействии табачного дыма;

— запрет рекламы, спонсорства и сти­мулирования продажи табачных изде­лий;

— оказание медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака и лечение табач­ной зависимости;

— предотвращение незаконной тор­говли табачными изделиями;

— ограничение оптовой и розничной торговли табаком и табачными изде­лиями;

— запрет на продажу табачных изде­лий несовершеннолетним и несовер­шеннолетними.

Механизм реализации данных мер раскрыт в последующих статьях Законопроекта (ст. 11 — 19). Так, в ст. 11 За­конопроекта определены территории, помещения и объекты, на которых устанавливается запрет на курение табака. В статье 12 описаны ценовые и налоговые меры, направленные на снижение спроса на табачные изде­лия. Статья 13 устанавливает требова­ния к упаковке и маркировке табач­ных изделий.

Просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воз­действии окружающего табачного дыма осуществляется в процессе вос­питания и обучения в образователь­ных организациях, а также работода­телями на рабочих местах. За информирование населения о вреде потребления табака и вредном воз­действии окружающего табачного дыма, в том числе посредством прове­дения информационных кампаний в СМИ, отвечают органы государствен­ной власти и органы местного само­управления (ст. 14).

Медицинская помощь населению, направленная на отказ от потребле­ния табака и лечение табачной зави­симости, оказывается в соответствии со стандартами медицинской помощи и порядками оказания медицинской помощи, установленными федераль­ным органом исполнительной власти, в чьи функции входит выработка госу­дарственной политики и нормативно­-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

В статье 17 "Предотвращение неза­конной торговли табачной продукцией и табачными изделиями" Законопро­екта определены меры по предотвра­щению незаконной торговли табачны­ми изделиями. В целях снижения доступности табачных изделий обес­печиваются ограничения производст­ва, оптовой и розничной торговли та­бачными изделиями.

Не допускается продажа табач­ных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет. В случае возникно­вения у лица, непосредственно осу­ществляющего отпуск табачной про­дукции, сомнения в достижении покупателем совершеннолетия про­давец вправе потребовать у него до­кумент, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяю­щий личность иностранного гражда­нина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяю­щий установить возраст покупателя.

Перечень соответствующих доку­ментов устанавливается уполномо­ченным Правительством РФ феде­ральным органом исполнительной власти. Продавец табачных изделий обязан отказать потребителю в про­даже табачных изделий, если в отно­шении потребителя имеются сомне­ния в достижении им возраста 18 лет и документ, удостоверяющий личность потребителя и содержащий сведения о его возрасте, потребите­лем не представлен.

Продажа табачных изделий несо­вершеннолетними лицами также за­прещается.

Ответственность

Статьей 20 Законопроекта вводит­ся государственный контроль в облас­ти защиты здоровья населения от по­следствий потребления табака. Он поручен федеральным органам испол­нительной власти, выполняющим функции по надзору и контролю в сфере санитарно-эпидемиологическо­го благополучия, защиты прав потре­бителей и потребительского рынка, специальные функции по борьбе с контрабандой, контролю за соблю­дением законодательства в сфере ре­кламы, контролю за соблюдением стандартов качества медицинской по­мощи, в соответствии с полномочия­ми, установленными Правительством РФ, а также органам исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции.

За нарушение законодательства РФ в области защиты населения от последствий потребления табака уста­навливается дисциплинарная, адми­нистративная и уголовная ответствен­ность в соответствии с законода­тельством (ст. 22).

В целях создания полноценного ме­ханизма реализации мер, предусмот­ренных Законопроектом, необходимо разработать ряд правовых и экономи­ческих мероприятий (табл. 3).

1

2

3

Статья 12. Ценовые и налоговые меры,

1. Увеличение акцизов на табачную продукцию.

1. Введение мер по увеличению акцизов на табачную продукцию в законодательство РФ о налогах и сборах.

направленные на снижение спроса на табачные изделия

2. Установление минимальных рознич­ных цен на табачную продукцию.

2.1. Разработка порядка установления и методики расче­та минимальных розничных цен на табачную продукцию, которая должна предусматривать их ежегодное увеличе­ние на уровне, превышающем индекс потребительских цен на продовольственные товары.

2.2. Утверждение вышеуказанного порядка и методики Правительством РФ.

2.3. Установление минимальных розничных цен на табачную продукцию федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правитель­ством РФ.

3. Запрет установления максимальных розничных цен на табачную продукцию, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, на уровне ниже минимальных розничных цен.

3. Введение в КоАП РФ норм ответственности за нару­шение запрета.

Статья 13.

Регулирование и рас­крытие состава табачных изделий, установления требований к упаковке и маркировке табачных изделий

1. Регулирование и раскрытие соста­ва табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий в соответствии с законодательством Российской Федера­ции о техническом регулировании.

1.1. Установление требований к раскрытию состава, упаковке и маркировке табачных изделий в законода­тельстве РФ о техническом регулировании.

1.2. Введение в КоАП РФ норм ответственности за нарушение требований к раскрытию состава табачных изделий, требований к упаковке и маркировке табачных изделий.

Статья 14. Просвещение и информирование насе­ления о вреде потребле­ния табака и вредном воздействии окружающе­го табачного дыма

1. Просвещение и информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма, которое включает в себя:

1) предоставление информации о пре­имуществах прекращения потребления табака;

2) предоставление информации об отрицательных экономических и ме­дицинских последствиях потребления табака;

3) предоставление информации о табач­ной промышленности.

1. Разработка и финансовая поддержка информацион­ных ресурсов, предоставляющих информацию о вреде потребления табака и вредном воздействии окружаю­щего табачного дыма, о преимуществах прекращения потребления табака, об отрицательных экономических и медицинских последствиях потребления табака, предо­ставление информации о табачной промышленности.

2. Просвещение граждан о вредном воз­действии окружающего табачного дыма и вреде потребления табака в процессе воспитания и обучения в образователь­ных организациях, а также работодате­лями на рабочих местах.

2.1. Введение в образовательные программы уроков просвещения о вредном воздействии окружающего табачного дыма и вреде потребления табака.

2.2. Определение требований к работодателю и разра­ботка программ для просвещения работников о вредном воздействии окружающего табачного дыма и вреде потребления табака.

Статья 15. Запрет рекла­мы табачных изделий, стимулирования продажи табачной продукции и (или) потребления таба­ка, спонсорства табачны­ми организациями

1. Запрет стимулирования продажи табачных изделий и потребления табака, а также спонсорства табачными компаниями.

1. Введение в КоАП РФ норм ответственности за нару­шение запрета.

2. Запрет демонстрации табачных изделий и процесса их потребления во вновь создаваемых и предназна­ченных для взрослых аудиовизуаль­ных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищ­ных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных програм­мах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указан­ных произведений, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественно­го замысла.

2.1. Создание структурного подразделения в Мини­стерстве культуры РФ с наделением данного структур­ного подразделения полномочиями, закрепленными в нормативно-правовом акте, выдающего заключение о том, что демонстрация табачных изделий и процесса их потребления в аудиовизуальных произведениях явля­ется неотъемлемой частью художественного замысла.

В случае несогласия автора произведения с заключени­ем автор имеет право обратиться в суд для восстановле­ния нарушенного права.

2.2. Введение в КоАП РФ норм ответственности за на­рушение запрета на демонстрацию табачных изделий и процесса их потребления, во вновь создаваемых и пред­назначенных для взрослых аудиовизуальных произве­дениях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла.

3. Запрет рекламы табака, табачных из­делий и курительных принадлежностей в соответствии с законодательством РФ о рекламе.

3. Введение в КоАП дополнительных норм, предусматри­вающих ответственность за нарушение законодательст­ва РФ о рекламе табака, табачных изделий и куритель­ных принадлежностей.

Статья 16.

Оказание медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака и лечение табачной зави­симости

1. Медицинская помощь населению, направленная на отказ от потребления табака, и лечение табачной зависи­мости в соответствии со стандартами и порядком, установленными феде­ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

1.1 Разработка и утверждение Минздравом России стандарта медицинской помощи больному с табачной зависимостью.

1.2. Разработка и утверждение Минздравом России порядка оказания медицинской помощи больным с табачной зависимостью.

1.3. Финансовое обеспечение мероприятий по оказа­нию медицинской помощи, направленной на отказ от потребления табака, и лечение табачной зависимости возможно путем введения данной помощи в Програм­му государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи либо Федеральную целевую программу.

Статья 17. Предотвраще­ние незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Предотвращение незаконной торгов­ли табачной продукцией и табачными изделиями.

1. Разработка и утверждение Правительством РФ поряд­ка учета производства, ввоза на территорию, вывоза с территории РФ, оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, а также отслежи­вания производственного оборудования, движения и распределения табачных изделий.

2. Создание механизма реализации нормы по указанно­му учету.

1

2

3

Статья 17. Предотвраще­ние незаконной торговли табачной продукцией и

1. Предотвращение незаконной торгов­ли табачной продукцией и табачными изделиями.

Возможные варианты:

а) введение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих производство табачных изделий, им­порт, экспорт, оптовую и розничную торговлю табачной продукцией.

б) разработка, материальное оснащение и ведение упол­номоченным федеральным органом исполнительной власти информационной системы обеспечения отсле­живания производственного оборудования, движения и распределения табачных изделий.

2. Пресечение случаев незаконной тор­говли и привлечение к ответственности, в том числе конфискация контрафак­тных, контрабандных табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные, контра­бандные табачные изделия, а также их уничтожение.

2.1. Введение в КоАП РФ норм ответственности за незаконную торговлю табачными изделиями, оборудо­ванием, на котором были произведены контрафактные, контрабандные табачные изделия.

2.2. Возможное введение норм ответственности за незаконную торговлю табачными изделиями, обору­дованием, на котором были произведены контрафак­тные, контрабандные табачные изделия, в Уголовный кодекс РФ.

3. Обязательная маркировка всех отдельных пачек и упаковок табачных изделий в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании.

3. Установление требований к обязательной маркировке пачек и упаковок табачных изделий в законодательстве о техническом регулировании.

Статья 18. Ограничения оптовой и розничной торговли табачными изделиями

1. Обеспечение ограничения производ­ства, оптовой и розничной торговли табачными изделиями в целях снижения доступности табачных изделий.

1. Введение в КоАП РФ норм ответственности за нарушение установленных ограничений производства, оптовой и розничной торговли табачными изделиями.

Статья 20. Запрет про­дажи табачных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними

1. Не допускается продажа табачных изделий несовершеннолетними лицами и несовершеннолетним лицам.

1.1. Введение в КоАП РФ норм ответственности за про­дажу табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.

1.2. Введение в КоАП РФ норм ответственности за продажу табачных изделий лицами, не достигшими возраста 18 лет.

Ответственность должна быть возложена на законных представителей (родителей) или индивидуального пред­принимателя или юридическое лицо, которое осуществ­ляет данную деятельность.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль