text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Установление личности пациента, находящегося в медицинской организации

  • 15 ноября 2012
  • 107

Статья 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об осно­вах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья) содержит основные понятия, используемые в законодательстве в сфере здравоох­ранения. В частности, в статье даны определения понятий "пациент", "медицинская органи­зация", "медицинское вмешательство". Кроме того, в Законе установ­лен перечень сведений о лицах, которым ока­зываются медицинские услуги (ст. 94). В системе персонифицированного учета ведется обработка следующих персональ­ных данных:

1) фамилия, имя, от­чество (последнее — при наличии);

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

2) пол;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) гражданство;

6) данные документа, удостоверяю­щего личность;

7) место жительства;

8) место регистрации;

9) дата регистрации;

10) страховой номер индивидуаль­ного лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в си­стеме обязательного пенсионного страхования;

11) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахо­ванного лица (при наличии);

12) анамнез;

13) диагноз;

14) сведения об организации, ока­завшей медицинские услуги;

15) вид оказанной медицинской по­мощи;

16) условия оказания медицинской помощи;

17) сроки оказания медицинской помощи;

18) объем оказанной медицинской помощи;

19) результат обращения за меди­цинской помощью;

20) серия и номер выданного лист­ка нетрудоспособности (при наличии);

21) сведения об оказанных меди­цинских услугах;

22) примененные стандарты меди­цинской помощи;

23) сведения о медицинском работ­нике или медицинских работниках, оказавших медицинскую услугу.

Первые пять пунктов перечня по­зволяют точно установить (идентифи­цировать) личность пациента. Шестой пункт содержит общее требование об указании документа, удостоверяюще­го личность. Исходя из анализа дей­ствующего законодательства доку­ментами, посредством которых может быть установлена личность пациента, могут служить:

— паспорт гражданина РФ, удостове­ряющий личность гражданина РФ на территории РФ;

— общегражданский заграничный па­спорт;

— временное удостоверение лично­сти гражданина РФ;

— паспорт моряка (удостоверение лич­ности моряка);

— дипломатический паспорт;

— служебный паспорт;

— удостоверение личности военно­служащего или военный билет граж­данина РФ;

Паспорт гражданина РФ является основным докумен­том, удостоверяющим личность гражданина РФ на тер­ритории РФ (Указ Президента РФ от 13.03.1997 № 232 “Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Рос­сийской Федерации” и постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 “Об утверждении Положения о па­спорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации”).

— паспорт иностранного гражданина;

— вид на жительство в Российской Федерации;

— разрешение на временное прожи­вание в Российской Федерации;

— удостоверение беженца;

— свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России;

— свидетельство о рождении (до до­стижения определенного законом возраста).

Аналогичный перечень документов может быть представлен также роди­телем, законным представителем па­циента. Адвокаты и иные представи­тели пациента, действующие по соглашению, заключенному с пациен­том, предъявляют удостоверенную надлежащим образом доверенность либо ордер (ст. 185 Гражданского ко­декса РФ; ч. 2 ст. 6 Федерального зако­на от 31.05.2002 № 63-ФЗ "Об адвокат­ской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

Точное и своевременное установ­ление личности пациента может ощу­тимо повлиять на лечебный процесс. Наиболее остро эта проблема стоит для стационаров, служб скорой и неотложной помощи, психиатрических и психоневрологических учреждений, детских поликлиник.

Во-первых, если личность пациента не установлена, администрации ле­чебного учреждения не удастся в установленных законом случаях ис­полнить обязанность по привлечению в лечебно-диагностический процесс родителей, законных представителей пациента. Такая ситуация может сло­житься:

— если пациент не достиг возраста, позволяющего ему выразить согласие на медицинское вмешательство или отказаться от него (ч. 2 ст. 20 Закона об охране здоровья);

— в отношении лиц, признанных в установленном законом порядке не­дееспособными (ч. 2 ст. 20 Закона об охране здоровья, ст. 32 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и по­печительстве").

В этих случаях согласие должен дать законный представитель лица.

Во-вторых, установление личности необходимо для определения объема и условий оказания медицинской по­мощи.

Согласно ч. 2 ст. 19 Закона об охра­не здоровья каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантиро­ванном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с про­граммой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам ме­дицинской помощи, а также право на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соот­ветствии с договором добровольного медицинского страхования. Однако гарантированный объем различен в зависимости от того, застрахован пациент или нет, есть ли у него по­лис, является ли он гражданином России. Так, право на медицинскую помощь иностранных граждан, про­живающих и пребывающих на тер­ритории России, устанавливается законодательством РФ и соответ­ствующими международными дого­ворами РФ (ч. 3 ст. 19). Лица без гражданства, постоянно проживаю­щие в Российской Федерации, поль­зуются правом на медицинскую по­мощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международ­ными договорами (ч. 3 ст. 19).

В-третьих, с удостоверением лич­ности пациента определяется источ­ник финансового обеспечения оказы­ваемой медицинской помощи (за счет средств бюджетов соответствующих уровней, средств обязательного и до­бровольного медицинского страхова­ния, непосредственной оплаты ока­занных услуг). Застрахованными лицами в соответствии со ст. 10 Феде­рального закона от 29.11.2010 № 326- ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федера­ции" являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федера­ции иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высо­коквалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь по Федеральному закону от 19.02.1993 № 4528-1 "О беженцах".

Статья 11 Закона об охране здоро­вья определяет условия оказания ме­дицинской помощи гражданам. Так, бесплатно и безотлагательно любому гражданину оказывается медицин­ская помощь в экстренной форме (ч. 2 ст. 11). Застрахованные граждане мо­гут рассчитывать на бесплатное ока­зание медицинской помощи в рамках Программы государственных гаран­тий (см. постановление Правитель­ства РФ от 21.10.2011 № 856). Отказ от оказания медицинской помощи в соответствии с Программой и взима­ние платы за ее оказание медицин­ской организацией, участвующей в реализации этой Программы, и меди­цинскими работниками такой меди­цинской организации не допускают­ся (ч. 1 ст. 11). Граждане России также имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании меди­цинской помощи, и платных немеди­цинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных), предоставляе­мых дополнительно при оказании ме­дицинской помощи (ч. 1 ст. 84 Основ). Платные медицинские услуги оказы­ваются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодате­лей и иных средств на основании до­говоров, в том числе договоров добро­вольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 84 Основ). Напомним, что с 1 января 2013 г. вступает в силу поста­новление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицински­ми организациями платных медицин­ских услуг".

Своевременное установление лич­ности пациента дает возможность со­блюсти права и законные интересы пациента, в частности право на меди­цинское вмешательство и на отказ от него; право на допуск к пациенту адво­ката, законного представителя для за­щиты своих прав; право на возмеще­ние вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи (ст. 19 Закона об охране здоровья). Это служит и обеспечению прав и закон­ных интересов медицинской органи­зации.

В подавляющем большинстве слу­чаев личность устанавливают по доку­ментам или фотографиям, реже — на основе специальных методов. К ос­новным методами идентификации личности относятся:

— сравнение характеристик человека (пол, возраст, признаки внешности), включая портретную идентификацию;

— дактилоскопическая идентифика­ция;

— идентификация по состоянию зуб­ного аппарата;

— геномная дактилоскопия;

— одорологическая идентификация и некоторые другие виды.

Для выяснения личности использу­ются научно-технические, антрополо­гические, медико-криминалистиче­ские, оперативно-розыскные средства и методы с привлечением для этих це­лей экспертов: криминалистов, судеб­ных медиков, психиатров, художников-криминалистов.

Установление личности физиче­ского лица необходимо в различных юридически значимых ситуациях, при осуществлении целого ряда дей­ствий, совершаемых теми или иными должностными лицами, служащими и проч. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 265 Уголовно-процессуального кодекса РФ председательствующий устанавливает личность подсудимого, выясняя его фамилию, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения. Кроме того, выясняется место жи­тельства подсудимого, место работы, род занятий, образование, семейное положение и другие данные, касаю­щиеся его личности. Порядок уста­новления личности подсудимого за­конодательно не закреплен. На практике председательствующий, ис­пользуя содержащиеся в деле доку­менты, задает указанные выше вопро­сы, сопоставляя ответы подсудимого с имеющимися в деле сведениями о личности.

Близкие по своей сути требования к установлению личности физического лица содержатся и в ряде других нор­мативно-правовых актов, таких как Гражданский процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральные зако­ны от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" и от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государ­ственной социальной помощи" и др.

В отдельных случаях действующее отечественное законодательство до­пускает использование более широко­го круга источников (свидетельские показания, водительское удостовере­ние), позволяющих установить лич­ность физического лица (см., напри­мер, п. 88 приказа МВД России от 02.03.2009 № 185).

Специальных нормативно-право­вых актов федерального уровня, кото­рыми комплексно регулировался бы порядок установления личности паци­ента, а также алгоритма действий ад­министрации медицинской организа­ции по установлению личности пациента до сих пор нет.

Для ускорения процесса установле­ния личности пациента в медицинских организациях, улучшения качества ра­боты, снижения конфликтности с уче­том уровня развития современных технологий, а также решения смеж­ных вопросов (хранение медицинской информации)2 ряд авторов предлагает различного рода чипы, браслеты и т. п., уже неплохо зарекомендовавшие себя в отдельных зарубежных клиниках3. Тем не менее, несмотря на заман­чивые перспективы, которые рисуют системы идентификации личности и хранения персональной информации, это не снимет всех проблем.

Практически все существующие методы опознания личности по биометрическим параметрам основа­ны на гипотезе "уникальности" этих параметров, а также их неизменности в течение жизни человека. Однако критерий "уникальности" довольно условен. Даже точность широко рас­пространенной дактилоскопической регистрации4 подвергается сомнению рядом авторов5. Не исключены ошиб­ки дактилоскопии, обусловленные че­ловеческим фактором либо сбоем тех­ники. Следует также учесть тот факт, что критерий "неизменности" отдель­ных параметров на протяжении всей жизни индивида, имеющий особое значение для практических целей идентификации, при современном уровне развития медицины может утратить свою надежность.

Основную сложность для админи­страции медицинской организации представляют клинические случаи, когда лицо доставляется в бессозна­тельном состоянии либо в силу мало­летства или психической болезни не в состоянии сообщить необходимые администрации сведения (либо они яв­ляются сомнительными), а надлежа­щие документы (средства электронной идентификации) при пациенте отсут­ствуют. Обязанность принимать меры по идентификации лиц, которые по со­стоянию здоровья, возрасту и иным причинам не могут сообщить сведения о себе, возложена, в частности, на по­лицию (п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О поли­ции"). То есть в случае поступления лица, идентифицировать личность ко­торого не представляется возможным, администрация медицинской органи­зации должна обратиться с соответ­ствующим заявлением в полицию.

Прямо такая обязанность медицин­ской организации на уровне подза­конных актов пока не закреплена. Од­нако требование принимать все необходимые меры по установлению личности пациентов может устанав­ливаться в должностных инструкциях врачей. Несоблюдение пункта долж­ностной инструкции или приказа по организации (где есть упоминание об этом) чревато привлечением лиц к дисциплинарной ответственности. И тут возникает вопрос: каким обра­зом врач может доказать (администра­ции, следователю, суду и т. п.), что он предпринял все необходимые меры по установлению личности пациента?

Порядок взаимодействия медицин­ских организаций и органов внутрен­них дел при обращении (поступлении) пациентов, нуждающихся в установ­лении их личности, в настоящее время не определен.

Деятельность органов внутренних дел по учету и идентификации граждан регулируется следующими актами:

— приказом МВД России от 12.12.2011 № 1221. Утвержденный приказом Ад­министративный регламент опре­деляет сроки и последовательность исполнения административных про­цедур, связанных с реализацией гра­жданами РФ конституционного права на обращение в государственные ор­ганы, а также устанавливает порядок взаимодействия между подразделе­ниями, должностными лицами ор­ганов внутренних дел и гражданами при предоставлении государственной услуги (п. 1). Государственная услу­га предоставляется гражданам РФ, иностранным гражданам, лицам без гражданства, государственным ор­ганам, органам местного самоуправ­ления, юридическим, должностным лицам, их представителям, организациям и общественным объединениям и др. (п. 2);

— приказом МВД России, Мин­юста России, ФСБ России, ФСО Рос­сии, ФСКН России и ФТС России от

06.10.2006 № 786/310/470/454/333/971 "Об утверждении Инструкции по ор­ганизации информационного обес­печения сотрудничества по линии Интерпола". Пунктом 224 приказа установлено, что через Национальное центральное бюро Интерпола возмож­но установление личности граждан по неопознанным трупам, а также лично­сти больных и детей, которые в силу состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе сведения.

Указанные выше акты носят общий характер. Во избежание затруднений при применении их норм, а также для обеспечения единообразия процеду­ры обращения в органы внутренних  дел администрации медицинской ор­ганизации следует подготовить соот­ветствующую инструкцию.

Отсутствие в отечественном зако­нодательстве специальных норм о взаимодействии медицинских органи­заций и полиции в целях своевремен­ного установления личности физиче­ских лиц, находящихся на лечении, затрудняет эффективную защиту прав и охраняемых законом интере­сов пациентов. Нарушаются и права медицинских организаций, медперсо­нала.

Подводя итог сказанному, полагаем необходимым разработать и принять совместный приказ Минздрава Рос­сии и МВД России, определяющий порядок взаимодействия медицин­ских организаций и органов внутрен­них дел по вопросу установления (идентификации) личности пациента.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.