Здравоохранение

Промежуточные итоги создания ЕГИС в сфере здравоохранения

  • 15 октября 2012
  • 73

Каковы промежуточные итоги создания единой госу­дарственной информационной системы в сфере здра­воохранения?

Главный врач, Свердловская обл.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364 “Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохра­нения” в стране начата реализация комплексной программы ав­томатизации ЛПУ. На внедрение единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) было вы­делено 29,2 млрд руб.: 19,6 млрд руб. из федерального бюджета и 9,6 млрд руб. из региональных бюджетов.

Работы по внедрению системы уже идут в восьми пилотных регионах, и их результаты неоднородны. Проект осложняется не только различием применяемых медицинских информационных систем в пилотах, но и наличием определенного количества “се­рых зон” в методическом обеспечении.

При реализации ЕГИСЗ Минздрав России начинает выступать в новой роли владельца и оператора федеральных сервисов, что требует нового качества организации работ ИТ-службы в соот­ветствии с этими стандартами.

Информационные технологии уже давно относятся к катего­рии обеспечивающих, поэтому основная цель построения ЕГИСЗ - обеспечение деятельности медицинских учреждений, их специалистов во всех основных аспектах деятельности. При этом надо понимать, что министерство, как бюрократическая машина, не является основным заказчиком и пользователем ЕГИСЗ, это мнение ошибочно. Действительно, сейчас медицинские учрежде­ния направляют в вышестоящие органы большое количество от­четной документации, собранной во многом “вручную”, пусть даже и с применением вычислительной техники, однако качество этой информации - соответствующее.

Одной из задач внедрения ЕГИСЗ и будет возможность посте­пенного перехода от офлайн-анализа такой отчетности к онлайн- мониторингу ключевых показателей, отражаемых в первичном учете, построенном на основе интегрированной электронной ме­дицинской карты. Учет таких показателей должен будет производиться в соответствии с порядками и стандартами оказания ме­дицинской помощи, которые становятся обязательными к применению с 2013 г. и поддержка внедрения и соблюдения которых относится к одной из приоритетных задач информатизации.

К приоритетным направлениям информатизации относятся:

  • система персонального мониторинга, в рамках которой, в структуре скорой помощи, создаются центры мониторинга состояния здоровья человека по ряду ключевых параметров, регистрируемых специальными мониторами;
  • централизованные информационные ресурсы для систем под­держки принятия решений и систем непрерывного медицин­ского образования;
  • телемедицина.

Как показывает практика, большое количество вопросов и про­блем в любой области деятельности лежит в сфере управления. Информационные технологии не могут существовать в отрыве от системы нормативного и методологического обеспечения деятель­ности. Таким образом, автоматизация функций, не соответствую­щих полномочиям организации в сфере ее деятельности, должна быть пристально изучена на предмет целесообразности, особенно это касается построения регионального сегмента ЕГИСЗ.

В этой связи регионам предстоит решение сложной задачи со­блюдения сбалансированности между степенью инновационно­сти медицинской информационной системы (МИС), ее функцио­нальностью и возможностями региона по ее дальнейшему сопровождению и развитию, при соблюдении основных параметров эффективности, в т. ч. при расходовании денежных средств.

В любом случае при построении регионального сегмента ЕГИСЗ рекомендуется в первую очередь обращать внимание на совокупную стоимость владения этим аппаратно-программным комплексом. Ключевым фактором также будет являться полно­ценная интеграция регионального сегмента с федеральными сер­висами.

Процесс информатизации также направлен на повышение сте­пени открытости и доступности информации. Процесс внедре­ния ЕГИСЗ будет максимально публичным, с размещением ин­формации о выполнении этих работ в субъектах на общедоступ­ных ресурсах.

Мониторинг организации работ в остальных субъектах Мин­здрав России будет также вести на постоянной основе. Так, вы­явлено, что ряд регионов, например, Калининградская, Нижегородская и Тамбовская области, провели закупочные процедуры по созданию региональных фрагментов ЕГИСЗ, не дожидаясь ре­зультатов пилотного внедрения. В этой связи хочется еще раз предостеречь регионы от преждевременных действий по постро­ению / модернизации МИС, т. к. никаких дополнительных средств на интеграцию с федеральными сервисами не предусмотрено.

Что касается самих федеральных сервисов, то они проектиру­ются таким образом, чтобы в режиме web-доступа позволить осу­ществлять работу с ними без установки на рабочие места каких- либо специальных программных средств. Чтобы не получилось, что для формального, для “галочки”, взаимодействия с федераль­ным сервисом на рабочее место закупалась и устанавливалась полноценная автоматизированная система (как это уже происхо­дит в части сервиса, автоматизирующего ведение административ­но-хозяйственной деятельности). Такая “интеграция” будет при­стально изучаться на предмет эффективности и целесообразно­сти расходования денежных средств.

Также повышенное внимание будет уделено комплексным за­купкам, когда в рамках одной процедуры закупаются услуги по созданию региональных сегментов ЕГИСЗ, включающие одновре­менно построение центров обработки данных (ЦОД) и структурированных кабельных сетей (СКС), оснащение вычислительной техникой медицинских учреждений и собственно разработку и внедрение МИС. Подобного рода закупки будут не только от­дельно рассматриваться на федеральном уровне, но и изучаться на предмет обеспечения конкурентности и эффективности путем консультаций со специалистами Федеральной антимонопольной службы и Счетной палаты.

В разработке двух федеральных сервисов участвует компания Ростелеком.

Выступая в роли разработчиков федеральных сервисов, испол­нители понимают свою ответственность за обеспечение понят­ной всем разработчикам региональных МИС интеграции с ними, выполняя роль ведущих консультантов.

Какие же работы проведены на настоящий момент? В декабре 2011 г. проведены первые конкурсы на создание базовых феде­ральных сервисов, а в январе 2012 г. заключены первые контрак­ты с их победителями: компаниями “Ростелеком” (интегрирован­ная электронная медицинская карта, электронная самозапись и направление на прием к врачу), “Прогноз” (ведение норматив­но-справочной информации, единая аналитическая система), “1С” и “Парус” (управленческий учет административно-хозяй­ственной деятельности), “Софтлайн” (единый сервис защищен­ного обмена информацией).

В настоящее время выпускается техническая документация и производится запуск пяти базовых сервисов (самозапись на прием, сервис обмена информацией, электронная медицинская карта, аналитическая система, учетная система) для пилотной эксплуатации в 8 регионах, а в июне на базе федерального ЦОД состоится запуск этих сервисов в промышленную эксплуатацию во всех регионах РФ.

Вся проектная документация, которая может использоваться при формировании конкурсной документации на доработку и разработку информационных систем в регионах, размещена на портале egisz.ru, через который Минздрав России работает с пи­лотными регионами.

Москва также активно включилась в работу по информатиза­ции медицинских учреждений. К настоящему времени с исполь­зованием широкополосного доступа в Интернет на скорости 10 Мбит/с к ЦОД подключены 680 ЛПУ столицы, все каналы свя­зи защищены при помощи централизованно управляемых средств криптографической защиты, осуществляются централизованный мониторинг и управление телекоммуникационной инфраструк­турой. Причем телекоммуникационные услуги предоставляются по сервисной модели.

Безопасность - один из ключевых вопросов построения ин­формационных систем в здравоохранении. Данные, обрабатывае­мые в таких системах, нуждаются в наивысшей степени защиты. К системам также предъявляются повышенные требования на­дежности и доступности - ведь их отказ может нанести ущерб здоровью пациента. Одновременно решение должно быть пре­дельно простым в эксплуатации, а защита не должна создавать ограничений в работе медицинского персонала всех уровней.

“Существует несколько основных проблем реализации проек­та информатизации здравоохранения, - отметил директор по ин­формационным технологиям Медицинского информационно - аналитического центра РАМН Олег Симаков. - Во-первых, это отсутствие проектного офиса, который должен обеспечить опера­тивное управление. Во-вторых, сегодня Минздрав России сосре­доточился на создании пяти федеральных сервисов, а контроль за ходом реализации мероприятий в регионах оказался сведен до мониторинга общей программы модернизации. В-третьих, реаль­ное выполнение работ по итогам 2011 г. составило около 10% от плана, т. е. возникает риск выполнения работ не более чем напо­ловину к концу 2012 г., что может вызвать дальнейшее смещение сроков. В-четвертых, дискуссии экспертного сообщества отража­ют противоречивые взгляды на приоритеты и подходы к реализа­ции мероприятий проекта и, в частности, федеральных сервисов, работ в регионах и в ЛПУ. Кроме того, создание экспертной груп­пы - хоть и прекрасная, но запоздалая идея, способная привести к задержке конкурсных процедур”.

О. Симаков предложил срочно принять целый комплекс мер, направленных на повышение эффективности проводимых работ. Среди них создание проектного офиса, ускорение экспертизы технических заданий региональных прикладных систем, разверты­вание работ по созданию нормативно-справочной информации.

Кроме того, необходимо сочетать создание федеральных компо­нент с опережающими работами по созданию унифицированных структур данных и стандартов взаимодействия региональных и федеральных компонент ЕГИСЗ в полном объеме (все 15 феде­ральных сервисов, а не пять); расширить практику использова­ния “простых” решений как первого этапа перехода к усовершен­ствованным деловым процессам с использованием информаци­онных технологий в здравоохранении; разработать и запустить программу стимулирования внедрения МИС в ЛПУ.

Таким образом, ожидается, что в скором времени появятся ощутимые, а главное - позитивные результаты от внедрения ЕГИСЗ.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.