Промежуточные итоги создания ЕГИС в сфере здравоохранения

58

Каковы промежуточные итоги создания единой госу­дарственной информационной системы в сфере здра­воохранения?

Главный врач, Свердловская обл.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364 “Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохра­нения” в стране начата реализация комплексной программы ав­томатизации ЛПУ. На внедрение единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) было вы­делено 29,2 млрд руб.: 19,6 млрд руб. из федерального бюджета и 9,6 млрд руб. из региональных бюджетов.

Работы по внедрению системы уже идут в восьми пилотных регионах, и их результаты неоднородны. Проект осложняется не только различием применяемых медицинских информационных систем в пилотах, но и наличием определенного количества “се­рых зон” в методическом обеспечении.

При реализации ЕГИСЗ Минздрав России начинает выступать в новой роли владельца и оператора федеральных сервисов, что требует нового качества организации работ ИТ-службы в соот­ветствии с этими стандартами.

Информационные технологии уже давно относятся к катего­рии обеспечивающих, поэтому основная цель построения ЕГИСЗ - обеспечение деятельности медицинских учреждений, их специалистов во всех основных аспектах деятельности. При этом надо понимать, что министерство, как бюрократическая машина, не является основным заказчиком и пользователем ЕГИСЗ, это мнение ошибочно. Действительно, сейчас медицинские учрежде­ния направляют в вышестоящие органы большое количество от­четной документации, собранной во многом “вручную”, пусть даже и с применением вычислительной техники, однако качество этой информации - соответствующее.

Одной из задач внедрения ЕГИСЗ и будет возможность посте­пенного перехода от офлайн-анализа такой отчетности к онлайн- мониторингу ключевых показателей, отражаемых в первичном учете, построенном на основе интегрированной электронной ме­дицинской карты. Учет таких показателей должен будет производиться в соответствии с порядками и стандартами оказания ме­дицинской помощи, которые становятся обязательными к применению с 2013 г. и поддержка внедрения и соблюдения которых относится к одной из приоритетных задач информатизации.

К приоритетным направлениям информатизации относятся:

  • система персонального мониторинга, в рамках которой, в структуре скорой помощи, создаются центры мониторинга состояния здоровья человека по ряду ключевых параметров, регистрируемых специальными мониторами;
  • централизованные информационные ресурсы для систем под­держки принятия решений и систем непрерывного медицин­ского образования;
  • телемедицина.

Как показывает практика, большое количество вопросов и про­блем в любой области деятельности лежит в сфере управления. Информационные технологии не могут существовать в отрыве от системы нормативного и методологического обеспечения деятель­ности. Таким образом, автоматизация функций, не соответствую­щих полномочиям организации в сфере ее деятельности, должна быть пристально изучена на предмет целесообразности, особенно это касается построения регионального сегмента ЕГИСЗ.

В этой связи регионам предстоит решение сложной задачи со­блюдения сбалансированности между степенью инновационно­сти медицинской информационной системы (МИС), ее функцио­нальностью и возможностями региона по ее дальнейшему сопровождению и развитию, при соблюдении основных параметров эффективности, в т. ч. при расходовании денежных средств.

В любом случае при построении регионального сегмента ЕГИСЗ рекомендуется в первую очередь обращать внимание на совокупную стоимость владения этим аппаратно-программным комплексом. Ключевым фактором также будет являться полно­ценная интеграция регионального сегмента с федеральными сер­висами.

Процесс информатизации также направлен на повышение сте­пени открытости и доступности информации. Процесс внедре­ния ЕГИСЗ будет максимально публичным, с размещением ин­формации о выполнении этих работ в субъектах на общедоступ­ных ресурсах.

Мониторинг организации работ в остальных субъектах Мин­здрав России будет также вести на постоянной основе. Так, вы­явлено, что ряд регионов, например, Калининградская, Нижегородская и Тамбовская области, провели закупочные процедуры по созданию региональных фрагментов ЕГИСЗ, не дожидаясь ре­зультатов пилотного внедрения. В этой связи хочется еще раз предостеречь регионы от преждевременных действий по постро­ению / модернизации МИС, т. к. никаких дополнительных средств на интеграцию с федеральными сервисами не предусмотрено.

Что касается самих федеральных сервисов, то они проектиру­ются таким образом, чтобы в режиме web-доступа позволить осу­ществлять работу с ними без установки на рабочие места каких- либо специальных программных средств. Чтобы не получилось, что для формального, для “галочки”, взаимодействия с федераль­ным сервисом на рабочее место закупалась и устанавливалась полноценная автоматизированная система (как это уже происхо­дит в части сервиса, автоматизирующего ведение административ­но-хозяйственной деятельности). Такая “интеграция” будет при­стально изучаться на предмет эффективности и целесообразно­сти расходования денежных средств.

Также повышенное внимание будет уделено комплексным за­купкам, когда в рамках одной процедуры закупаются услуги по созданию региональных сегментов ЕГИСЗ, включающие одновре­менно построение центров обработки данных (ЦОД) и структурированных кабельных сетей (СКС), оснащение вычислительной техникой медицинских учреждений и собственно разработку и внедрение МИС. Подобного рода закупки будут не только от­дельно рассматриваться на федеральном уровне, но и изучаться на предмет обеспечения конкурентности и эффективности путем консультаций со специалистами Федеральной антимонопольной службы и Счетной палаты.

В разработке двух федеральных сервисов участвует компания Ростелеком.

Выступая в роли разработчиков федеральных сервисов, испол­нители понимают свою ответственность за обеспечение понят­ной всем разработчикам региональных МИС интеграции с ними, выполняя роль ведущих консультантов.

Какие же работы проведены на настоящий момент? В декабре 2011 г. проведены первые конкурсы на создание базовых феде­ральных сервисов, а в январе 2012 г. заключены первые контрак­ты с их победителями: компаниями “Ростелеком” (интегрирован­ная электронная медицинская карта, электронная самозапись и направление на прием к врачу), “Прогноз” (ведение норматив­но-справочной информации, единая аналитическая система), “1С” и “Парус” (управленческий учет административно-хозяй­ственной деятельности), “Софтлайн” (единый сервис защищен­ного обмена информацией).

В настоящее время выпускается техническая документация и производится запуск пяти базовых сервисов (самозапись на прием, сервис обмена информацией, электронная медицинская карта, аналитическая система, учетная система) для пилотной эксплуатации в 8 регионах, а в июне на базе федерального ЦОД состоится запуск этих сервисов в промышленную эксплуатацию во всех регионах РФ.

Вся проектная документация, которая может использоваться при формировании конкурсной документации на доработку и разработку информационных систем в регионах, размещена на портале egisz.ru, через который Минздрав России работает с пи­лотными регионами.

Москва также активно включилась в работу по информатиза­ции медицинских учреждений. К настоящему времени с исполь­зованием широкополосного доступа в Интернет на скорости 10 Мбит/с к ЦОД подключены 680 ЛПУ столицы, все каналы свя­зи защищены при помощи централизованно управляемых средств криптографической защиты, осуществляются централизованный мониторинг и управление телекоммуникационной инфраструк­турой. Причем телекоммуникационные услуги предоставляются по сервисной модели.

Безопасность - один из ключевых вопросов построения ин­формационных систем в здравоохранении. Данные, обрабатывае­мые в таких системах, нуждаются в наивысшей степени защиты. К системам также предъявляются повышенные требования на­дежности и доступности - ведь их отказ может нанести ущерб здоровью пациента. Одновременно решение должно быть пре­дельно простым в эксплуатации, а защита не должна создавать ограничений в работе медицинского персонала всех уровней.

“Существует несколько основных проблем реализации проек­та информатизации здравоохранения, - отметил директор по ин­формационным технологиям Медицинского информационно - аналитического центра РАМН Олег Симаков. - Во-первых, это отсутствие проектного офиса, который должен обеспечить опера­тивное управление. Во-вторых, сегодня Минздрав России сосре­доточился на создании пяти федеральных сервисов, а контроль за ходом реализации мероприятий в регионах оказался сведен до мониторинга общей программы модернизации. В-третьих, реаль­ное выполнение работ по итогам 2011 г. составило около 10% от плана, т. е. возникает риск выполнения работ не более чем напо­ловину к концу 2012 г., что может вызвать дальнейшее смещение сроков. В-четвертых, дискуссии экспертного сообщества отража­ют противоречивые взгляды на приоритеты и подходы к реализа­ции мероприятий проекта и, в частности, федеральных сервисов, работ в регионах и в ЛПУ. Кроме того, создание экспертной груп­пы - хоть и прекрасная, но запоздалая идея, способная привести к задержке конкурсных процедур”.

О. Симаков предложил срочно принять целый комплекс мер, направленных на повышение эффективности проводимых работ. Среди них создание проектного офиса, ускорение экспертизы технических заданий региональных прикладных систем, разверты­вание работ по созданию нормативно-справочной информации.

Кроме того, необходимо сочетать создание федеральных компо­нент с опережающими работами по созданию унифицированных структур данных и стандартов взаимодействия региональных и федеральных компонент ЕГИСЗ в полном объеме (все 15 феде­ральных сервисов, а не пять); расширить практику использова­ния “простых” решений как первого этапа перехода к усовершен­ствованным деловым процессам с использованием информаци­онных технологий в здравоохранении; разработать и запустить программу стимулирования внедрения МИС в ЛПУ.

Таким образом, ожидается, что в скором времени появятся ощутимые, а главное - позитивные результаты от внедрения ЕГИСЗ.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль