Здравоохранение

Модернизация службы доноров в соответствии с новым ФЗ от 20.07.2012 № 125-ФЗ

  • 15 декабря 2012
  • 25

В наступающем году мы будем работать по-новому за­кону о донорстве крови и ее компонентов. Что изме­нится в жизни доноров, работников службы крови и клиник, использующих продукты крови?

Главный врач, Самарская обл.

Закон РФ от 09.06.1993 № 5142-1 “О донорстве крови и ее ком­понентов” 20 января 2013 г. сменяется новым Федеральным зако­ном от 20.07.2012 № 125-ФЗ “О донорстве крови и ее компонен­тов” (далее - Закон № 125-ФЗ).

Цель принятия нового Закона - совершенствование работы с донорами, модернизация деятельности службы крови, что свиде­тельствует о последовательной государственной политике в этой важной области здравоохранения и социальной сферы.

Законодательство закрепляет полномочия федеральных орга­нов государственной власти по организации и государственному контролю в сфере обращения донорской крови и (или) ее компо­нентов. Новый Закон содержит пять полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения:

  • определение порядка представления информации о реакциях и об осложнениях, возникших у реципиентов в связи с транс­фузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонен­тов, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации деятельно­сти службы крови;
  • установление примерного пищевого рациона донора, сдавшего кровь и (или) ее компоненты безвозмездно;
  • определение случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также установление размеров такой платы;
  • определение случаев возможной замены бесплатного питания донора (по установленному пищевому рациону донора) денеж­ной компенсацией и порядка установления ее размера, эквива­лентного стоимости примерного пищевого рациона донора, сдавшего кровь или ее компоненты безвозмездно;
  • установление правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов.

Таким образом, к полномочиям органов исполнительной вла­сти субъектов РФ добавлено установление пищевого рациона донора, сдавшего кровь и (или) ее компоненты безвозмездно, не ниже чем примерный пищевой рацион донора. Вопросы пи­тания доноров весьма существенны, и эти нововведения будут подробнее обсуждены ниже.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе утверж­дать и реализовывать региональные программы развития службы крови. Очевидно, что эти программы должны включать суще­ствовавшее в предыдущем законе положение о том, что такие ор­ганы вправе в пределах своей компетенции и имеющихся средств принимать решения о дополнительных мерах социальной под­держки доноров и почетных доноров.

Новый Закон, несмотря на изменение формы и конкретизацию понятийного аппарата, сохранил главный недостаток предыду­щего закона. В нем отсутствует определение понятия “безвоз­мездное донорство”.

В подзаконных актах планируется уточнить, сочетаются ли с понятием безвозмездности отгулы, питание и выплата денег за питание.

Меняются требования к донору.

Если раньше донором мог быть любой гражданин, то теперь для иностранцев и лиц без гражданства вводится ценз оседло­сти - допуск к донорству возможен при проживании в России не менее года.

Примечательно, что на доноров при аутологичной трансфузии донорской крови и (или) ее компонентов не распространяются меры социальной поддержки, кроме того, для них не обязательно медицинское обследование. Последнее положение мы считаем нонсенсом с медицинской точки зрения, поскольку аутодоноры - больные люди, которым предстоит или уже выполняется опера­ция. Медицинское обследование аутодоноров значительно объ­емнее обследования доноров аллогенной крови.

Как и прежде, для награждения нагрудным знаком “Почетный донор России” требуется 40 донаций крови и 60 донаций плазмы. Но есть два нововведения:

  • к донациям крови добавлены донации компонентов крови

(тромбоциты, лейкоциты);

  • учитываются только безвозмездные донации.

Первое нововведение вряд ли можно считать справедливым. До­нору плазмы значительно проще получить это звание, нежели до­нору крови. Так, сдать кровь 40 раз мужчина сможет в течение 8 лет, а женщина - в течение 10 лет, тогда как сдать плазму 60 раз с двух­недельным интервалом можно в течение 2,5 лет. Практикуя ежене­дельный однократный плазмаферез, накопить 60 донаций плазмы можно за 14 месяцев. Отметим, что объемы заготовки плазмы в Рос­сии существенно превышают ее востребованность в клинике.

Существует и другая проблема. На практике один донор чаще всего дает и кровь, и клетки, и плазму. Можно ли суммировать раз­ные донации и как это сделать? Ответ был найден в письме Минз­драва России от 29.08.2003 № 2510/9789-03-32 «О порядке представ­ления к награждению нагрудным знаком “Почетный донор России” в отдельных случаях». В случае смешанных форм донорства крови и ее компонентов при донации крови более 25 раз к ним суммиру­ются донации плазмы (до общего количества донаций - 40 раз). В иных случаях донации крови суммируются к донациям плазмы (до общего количества донаций - 60 раз). При цитоплазмаферезе проведение процедуры двукратного плазмафереза или четырехкратного тромбоцитафереза приравнивается к одной плазмодаче.

Станции переливания крови во многих регионах вручали знак “Почетный донор России”, основываясь на вышеуказанном пись­ме Минздрава России. Однако в ответ на запрос ФМБА России по данному вопросу Правовой департамент Минздрава России по­яснил, что указанное письмо носит разъяснительный характер и не может быть использовано как нормативный документ при награждении нагрудным знаком “Почетный донор России”. А в ряде субъектов выделение ежегодной денежной выплаты лицам, на­гражденным этим знаком, в случаях смешанного донорства было расценено по результатам проверок Росфиннадзора как “нецеле­вое использование денежных средств”.

Закон № 125-ФЗ наделил Минздрав России правом утверждать правила учета донаций и суммирования их количества в целях определения возможности награждения нагрудным знаком “По­четный донор России”. Остается надеяться, что доноров, награж­денных в 1993-2011 гг. за смешанное донорство, не лишат нагруд­ного знака.

Доноров предписывал кормить и предыдущий закон, и пред­шествовавшие ему нормативные документы СССР. Легендой и символом человеческого подвига стал донорский паек, выдава­емый в блокадном Ленинграде.

К концу ХХ века гражданам нашей страны стали доступны лю­бые продукты, были бы деньги. Тогда и возникла идея оплаты без­возмездному донору - компенсация за питание. Причем отдельным категориям доноров (афереза, резус-отрицательным и др.) можно было компенсировать усиленное или дополнительное питание повышенной стоимости. Корректность этого положения подтвержде­на Определением Верховного Суда РФ от 05.04.2006 № 7-Г06-5.

Новый Закон также предписывает обеспечить донора, безвоз­мездно сдавшего кровь и (или) ее компоненты, бесплатным пита­нием. Причем сделать это нужно в день сдачи крови.

Новшеством стало введение пищевого рациона донора. Из За­кона № 125-ФЗ следует, что Минздрав России устанавливает при­мерный пищевой рацион донора, а субъект РФ - пищевой рацион донора, сдавшего кровь и (или) ее компоненты безвозмездно, “не ниже чем примерный пищевой рацион донора”.

Возникает вопрос: как определить примерный пищевой раци­он донора? По калорийности? Но это противоречит принципам здорового питания. По денежному эквиваленту, предусмотренно­му ст. 9? В этой ситуации полезным может оказаться армейский опыт введения донорского пайка (с регламентированной возмож­ностью замены продуктов) и организации питания доноров (см. приказ Министра обороны РФ от 21.06.2011 № 888 “Об утверждении Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время”).

Между тем наличие буфетов в организациях здравоохранения, осуществляющих заготовку и переливание крови, не регламенти­ровано (приказ Минздрава России от 28.03.2012 № 278н “Об ут­верждении требований к организациям здравоохранения (струк­турным подразделениям), осуществляющим заготовку, перера­ботку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, и перечня оборудования для их оснащения”).

В каких случаях следует сохранить платное донорство, пред­стоит определить Минздраву России. Важно, что размер оплаты будет установлен централизованно на федеральном уровне. Ранее существовавшее законодательство дозволяло привлекать доно­ров из соседних регионов более высокой выплатой.

Также будут определены случаи, когда возможна замена бес­платного питания донора (по установленному пищевому рацио­ну) денежной компенсацией, и порядок установления ее размера, эквивалентного стоимости примерного пищевого рациона доно­ра, сдавшего кровь или ее компоненты безвозмездно. В настоящее время компенсация донорского обеда в различных регионах Рос­сии варьирует от 100 до 1000 руб.

Почетные доноры в 2013 г. получат 9959 руб. (ст. 24 Закона № 125-ФЗ). Эта небольшая сумма - результат ежегодного индек­сирования 6000 руб., впервые введенных в 2005 г. в качестве вы­платы почетным донорам вместо натуральных льгот.

Обратим внимание на то, что выплата 2011 г. также составила 9959 руб. В 2012 г. выплаты составляют 10 556 руб., поэтому в 2013 г. справедливо было бы ожидать более 11 000 руб.

Новый закон сохраняет государственную монополию на заго­товку крови. Кроме того, появилась возможность заготовки и хранения донорской крови и (или) ее компонентов с использова­нием мобильных комплексов. При этом неясно, в чем заключает­ся отличие мобильных комплексов от стационарных донорских центров или пунктов заготовки крови, развертываемых выездны­ми бригадами заготовки крови. Принципиальных отличий в тех­нологии донаций у них нет.

Существенно изменило ситуацию законодательное нововведе­ние, определяющее транспортировку крови как немедицинскую и нелицензируемую деятельность. Соответственно, необходимо удалить “транспортировку донорской крови и ее компонентов” из перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (см. постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291), где она находилась пять лет.

Предстоит грандиозная работа по созданию базы данных с ин­формацией обо всех донорах крови, заготовленных компонентах крови и их движении. Благодаря этому новому государственному информационному ресурсу в режиме реального времени будет доступна информация:

  • о федеральном регистре доноров;
  • об объеме заготовленной донорской крови и ее компонентов;
  • о запасе донорской крови и ее компонентов с указанием груп­пы крови, резус-фактора и фенотипа;
  • об обращении донорской крови и (или) ее компонентов;
  • о количестве случаев безвозмездно переданной донорской кро­ви и (или) ее компонентов в организации, находящиеся за пре­делами территории РФ, и об их объеме;
  • о лицах, у которых выявлены медицинские противопоказания (временные или постоянные) для сдачи крови и (или) ее ком­понентов (персональные данные).

С 1 января 2016 г. в базу также будут вноситься:

  • биометрические персональные данные донора;
  • возможность установления личности реципиента;
  • данные наблюдения за последствиями трансфузии (перелива­ния) донорской крови и (или) ее компонентов;
  • информация о посттрансфузионных реакциях и осложнениях;
  • информация о деятельности субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов.

Очевидно, что для решения этой задачи организации, заготав­ливающие, перевозящие и применяющие кровь, должны быть связаны компьютерной сетью с единым программным обеспече­нием.

Из Закона № 125-ФЗ исчезло обязательное страхование доно­ров. По смыслу ст. 5 Закона № 125-ФЗ в состав службы крови вве­дены абсолютно все “организации федеральных органов испол­нительной власти, в которых федеральным законом предусмо­трена военная и приравненная к ней служба”. Таким образом, служба крови становится самым мощным силовым объединением в России.

Как уже отмечалось, новый Закон о донорстве крови разрабо­тан с целью повышения эффективности российской службы кро­ви. Для реализации положений Закона в ближайшее время будут выпущены восемь постановлений Правительства РФ и девять приказов Минздрава России (приказ Минздрава России от 09.07.2012 № 31 «О перечне нормативных правовых актов, при­нятие которых необходимо для реализации Федерального закона “О донорстве крови и ее компонентов”»).

На вопрос отвечали Е.Б. Жибурт, д-р мед. наук, проф., главный трансфузиолог Национального медико-хирургического центра имени Н.И. Пирогова, Председатель Совета Российской ассоциации трансфузиологов, С.Р. Мадзаев, канд. мед. наук, докторант Национального медико-хирургического центра имени Н.И. Пирогова

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.