text
Портал для медицинских работников

Правовое обеспечение доступности лекарственных средств в ЛПУ

  • 15 декабря 2012
  • 39

В действующем законодательстве определены поло­жения о бесплатном предоставлении лекарственных средств пациентам. Как законодательно регулируется обеспечение доступности лекарственных средств в ЛПУ?

Зам. главного врача, Московская обл.

Эффективность оказания медицинских услуг напрямую зави­сит от возможности использовать качественные лекарственные препараты.

В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах ох­раны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее - Закон об охране здоровья) отсутствуют положения, прямо закрепляю­щие права граждан на обеспечение лекарственными препарата­ми, в том числе бесплатно.

Важнейшими являются положения ст. 80 Закона об охране здо­ровья, где при характеристике содержания Программы государ­ственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи устанавливаются и условия обеспечения пациентов лекарственными препаратами.

Итак, для получения лекарственных препаратов бесплатно необ­ходимо одновременное наличие нескольких обстоятельств, таких как:

  • оказание медицинской помощи в определенных условиях и формах;
  • наличие необходимого медицинского препарата в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препара­тов (ЖНВЛП) в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (далее - Закон о лекарственных средствах);
  • указание на данный медицинский препарат в стандарте меди­цинской помощи.

Ныне действующий перечень жизненно необходимых и важ­нейших лекарственных препаратов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 № 2199-р. Положение о порядке формирования перечня ЖНВЛП было ут­верждено приказом Минздравсоцразвития России от 27.05.2009 № 276н. Распоряжением Правительства РФ от 06.07.2010 № 1141-р утвержден Перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на тер­ритории Российской Федерации.

Первое условие: в соответствии с ч. 2 ст. 80 Закона об охране здоровья обеспечение граждан лекарственными препаратами осу­ществляется “при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного ста­ционара и в неотложной форме, специализированной медицин­ской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицин­ской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиа­тивной медицинской помощи в стационарных условиях”.

Второе условие (наличие препарата в Перечне) носит отсы­лочный характер и требует анализа положений Закона о лекар­ственных средствах. В соответствии с легальным определением, закрепленным в ст. 4 указанного Закона, перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов - это ежегодно утверждаемый Правительством РФ перечень лекар­ственных препаратов для медицинского применения, обеспечи­вающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладаю­щих в структуре заболеваемости в Российской Федерации.

Примечательно, что в Законе о лекарственных средствах эта категория вводится только в целях государственного регулирова­ния цен на лекарственные препараты для медицинского примене­ния. Перечень формируется путем отбора лекарственных средств, отвечающих следующим критериям:

  • применение конкретного лекарственного препарата для диа­гностики, профилактики, лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в России;
  • преимущество конкретного лекарственного препарата по сравнению с другими лекарственными препаратами при опре­деленном заболевании, синдроме или клинической ситуации;
  • терапевтическая эквивалентность конкретного лекарственно­го препарата лекарственным препаратам со схожим механиз­мом фармакологического действия.

Третье условие касается стандартов медицинской помощи, со­держание которых впервые было раскрыто в ст. 37 Закона об ох­ране здоровья.

В соответствии с этой статьей стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предо­ставления и кратности применения:

  • медицинских услуг;
  • зарегистрированных на территории России лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с ин­струкцией по применению лекарственного препарата и фарма­котерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-хими­ческой классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ);
  • медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;
  • компонентов крови;
  • видов лечебного питания, включая специализированные про­дукты лечебного питания;
  • иного, исходя из особенностей заболевания (состояния). Применение условий, определенных этой статьей, требует спе­циальных знаний и четкого понимания категорий законодатель­ства в сфере здравоохранения.

Рассмотрим нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 80 Закона об охра­не здоровья.

В частности, в статье сказано, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплат­ного оказания гражданам медицинской помощи и территориаль­ных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет лич­ных средств граждан:

  • назначение и применение лекарственных препаратов, вклю­ченных в перечень ЖНВЛС, по медицинским показаниям в со­ответствии со стандартами медицинской помощи;
  • назначение и применение по медицинским показаниям лекар­ственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛС, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

То есть в ч. 2 ст. 80 законодатель ограничивает право на бес­платное получение лекарств лишь случаями оказания медицин­ской помощи в определенных условиях или форме.

Еще один проблемный аспект касается соотношения перечня ЖНВЛС и стандартов качества медицинской помощи.

В целом, исходя из толкования статьи, можно сделать вывод, что при амбулаторном лечении граждане приобретают лекарства само­стоятельно. При этом обеспечение граждан лекарствами может проводиться в общем и специальном порядке. В последнем случае речь идет о возможности гражданина, страдающего определенным заболеванием или принадлежащего к определенной социальной группе, приобрести лекарственные средства на льготных услови­ях - бесплатно или со скидкой. Правовое регулирование данных отношений осуществляется субъектами Российской Федерации.

Скидки на приобретение лекарственных средств устанавлива­ются региональным законодательством и распространяются на другие категории граждан, например, тружеников тыла, реабили­тированных лиц и др. Нормы ст. 81 Закона об охране здоровья гласят, что частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи является перечень лекарственных препаратов, отпускаемых насе­лению в соответствии:

  1. с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изде­лия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно;
  2. Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении ко­торых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей со скидкой 50%.

На федеральном уровне льготное лекарственное обеспечение осуществляется, прежде всего, на основании ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ “О государственной социальной по­мощи”. В ней сказано, что отдельные категории граждан имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекар­ственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

К таким категориям относятся инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инва­лиды, дети-инвалиды и т. д. Эти граждане бесплатно могут полу­чить лишь определенные лекарственные средства, включенные в соответствующий перечень (утв. приказом Минздравсоцразви­тия России от 18.09.2006 № 665).

Таким образом, бесплатное предоставление лекарственных средств при амбулаторном лечении - мера социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения. В том случае, если гражданин не относится к таким категориям, он приобретает ле­карственные средства самостоятельно.

Чтобы защитить таких граждан от чрезмерных трат в связи с необоснованно высокими ценами на лекарства, с недавнего вре­мени в Российской Федерации действует уже упомянутый меха­низм контролируемого ценообразования на жизненно необходи­мые и важнейшие лекарственные средства.

Вопросам государственного регулирования цен на лекарствен­ные средства посвящено постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 “О государственном регулировании цен на ле­карственные препараты, включенные в перечень жизненно необ­ходимых и важнейших лекарственных препаратов”.

Таким образом, российская система гарантий лекарственного обе­спечения имеет неоднородный характер, состоит из множества эле­ментов, требующих конкретизации основных положений, определя­ющих права граждан в этой сфере на уровне федерального закона.

На вопрос отвечала Н.А. Соколова, канд. юрид. наук, зав. кафедрой трудового права Омского юридического института

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

×

×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.