text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Актуальные аспекты правового регулирования контроля качества медицинской помощи

  • 15 ноября 2012
  • 28

В опрос обеспечения качества ме­дицинской помощи в последнее время стал одним из наиболее обсуждаемых как среди медиков, так и юристов. Отчасти это обусловлено тем, что качество оказания медицин­ской помощи можно рассматривать как один из факторов, влияющих на демографические показатели, а следовательно, затрагива­ющих аспекты наци­ональной стратегии в сфере здравоохране­ния. При этом необходи­мо учитывать, что само понятие "качество меди­цинской помощи", а так­же требования к нему и порядку его оценки неодинаковы для "ма­ленького пациента", его родителей, лечащего врача, эксперта страхо­вой медицинской орга­низации, представителя органа государственного контроля (надзора) в силу различия подходов к оценке, про­фессионального образования, опыта, социального статуса, должностных обязанностей и т. д.

Россия согласно ч. 1 ст. 1 Конститу­ции РФ провозглашена правовым го­сударством, следовательно, любые требования должны быть основаны на соответствующих нормах законодательства РФ, в противном случае сами требования становятся противо­правными.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

В этой статье будут освещены от­дельные положения действующего законодательства, устанавливающие основы контроля качества медицин­ской помощи. На сегодняшний день существуют десятки неофициальных определений термина "качество ме­дицинской помощи". Даже в дей­ствующем законодательстве можно найти два официальных определе­ния. Статья 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Россий­ской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья) определяет качест­во медицинской помощи как сово­купность характеристик, отражаю­щих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диаг­ностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланирован­ного результата. В то же время согла­сно приказу Минздрава России от 22.01.2001 № 12 «О введении в дей­ствие отраслевого стандарта "Тер­мины и определения системы стан­дартизации в здравоохранении"» качество медицинской помощи — это система критериев, позволяю­щих определить качество оказания медицинской помощи в определен­ном медицинском учреждении, у определенного врача, на определен­ной территории, отдельному больно­му.

Рискнем предположить, что пер­вый случай медицинской помощи стал и первым случаем оценки ее ка­чества. Как следствие, контроль каче­ства лечения является неотъемлемой частью организации медицинской по­мощи. Рассмотрим более подробно отдельные аспекты организации контроля качества медицинской по­мощи, установленные новейшим законодательством в сфере здравоохра­нения.

Законом об охране здоровья от­дельно предусмотрены:

— экспертиза качества медицинской помощи;

контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

В свою очередь, экспертиза каче­ства медицинской помощи (ЭКМП) подразделяется на экспертизу в рам­ках программ обязательного медицин­ского страхования (ОМС) и эксперти­зу вне рамок ОМС.

Одним из нововведений Закона об охране здоровья стало отнесение ме­дицинских экспертиз, в том числе экспертизы качества медицинской помощи, к медицинской деятельнос­ти (п. 10 ст. 2, ст. 58). Как следствие, в силу п. 46 ч. 1, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О ли­цензировании отдельных видов дея­тельности" для проведения эксперти­зы качества медицинской помощи необходима соответствующая лицен­зия, и исключений для страховых ме­дицинских организаций (СМО) не установлено. В итоге формально ЭКМП в рамках ОМС можно рассма­тривать как подлежащую лицензиро­ванию медицинскую деятельность в виде работ (услуг) по экспертизе ка­чества медицинской помощи, преду­смотренных постановлением Прави­тельства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской де­ятельности (за исключением указан­ной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и дру­гими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного цен­тра "Сколково")». Но получение со­ответствующей лицензии для СМО крайне затруднительно из-за того, что они не являются медицинскими организациями и не соответствуют лицензионным требованиям и усло­виям.

Весьма актуален вопрос правовых составляющих экспертизы качества медицинской помощи. Согласно ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязатель­ном медицинском страховании в Рос­сийской Федерации" (далее — Закон об ОМС) экспертиза качества меди­цинской помощи — это выявление нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе оценка правиль­ности выбора медицинской техноло­гии, степени достижения запланиро­ванного результата и установление причинно-следственных связей выяв­ленных дефектов в оказании меди­цинской помощи. Но Закон об ОМС не разъясняет, что подразумевается под дефектами медицинской помощи, а также между чем и чем устанавлива­ется причинно-следственная связь. Еще большую путаницу вносят поло­жения ч. 1 ст. 64 Закона об охране здоровья, не предусматривающие среди целей экспертизы качества ме­дицинской помощи ни выявления де­фектов, ни установления причинно­следственных связей.

Другой злободневной проблемой является неопределенность целей ЭКМП вне рамок ОМС. В частности, не ясно, что является основанием для ее проведения. Учитывая, что сама эк­спертиза качества медицинской помо­щи — это один из видов работ (услуг), составляющих медицинскую деятель­ность, логично предположить, что вы­полнять ЭКМП в этом случае будут ме­дицинские организации на основании соответствующей лицензии. Однако ЭКМП вне рамок ОМС не может отно­ситься к деятельности самой медицин­ской организации. В противном случае подобную экспертизу можно считать формой внутреннего контроля каче­ства и безопасности медицинской дея­тельности (внутренний контроль). В свою очередь, положения Закона об охране здоровья предусматривают, что порядок внутреннего контроля уста­навливается организацией, его осу­ществляющей, самостоятельно (ст. 90), а порядок проведения ЭКМП вне ра­мок ОМС устанавливается уполномо­ченным федеральным органом испол­нительной власти. Иными словами, ЭКМП вне системы ОМС не может подразумевать под собой внутренний контроль. Следовательно, такая экс­пертиза предусматривает "сторонние" случаи оказания медицинской помо­щи. Можно предположить, что она вводится как альтернатива судебно­медицинской экспертизе или как возможность аргументированно обжаловать заключение судебно-меди­цинского эксперта, однако в ряде слу­чаев это будет противоречить процес­суальному законодательству РФ.

Вопросы вызывает и такая форма контроля качества и безопасности ме­дицинской деятельности, как вну­тренний контроль. С одной стороны, в силу ст. 90 Закона об охране здоровья руководители организаций должны сами установить порядок его проведе­ния. С другой стороны, исходя из ч. 2 ст. 87 Закона об охране здоровья, внутренний контроль осуществляется в том числе путем соблюдения требо­ваний законодательства к ведению медицинской деятельности.

Напомним, что согласно Отрасле­вой программе "Управление качест­вом в здравоохранении" на 2003— 2007 годы, утвержденной коллегией Минздрава России (протокол от 18 — 21.03.2003 № 5), оценка качества строится на сопоставлении реальной ситуации с "эталоном" — стандар­том. В настоящее время можно выде­лить три группы стандартов. Первую составляют "Временные отраслевые стандарты объема медицинской по­мощи детям", утвержденные прика­зом Минздрава России от 07.05.1998 № 151. Во вторую группу входят 612 стандартов медицинской помо­щи, утвержденных Минздравсоцразвитием России в период с 2005 по 2007 г. Третья группа содержит реги­ональные стандарты медицинской помощи, утвержденные органами го­сударственной власти субъектов РФ до 1 января 2012 г. Применение стан­дартов первых двух групп затрудне­но в связи с тем, что они не прошли государственную регистрацию в Минюсте России, следовательно, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Как применять третью группу стандартов, также не ясно, ведь согласно положениям ч. 1 и 2 ст. 37, ст. 101 Закона об охране здоровья, вступившим в силу 1 ян­варя 2012 г., стандарты медицин­ской помощи утверждаются только уполномоченным федеральным ор­ганом исполнительной власти и обязательны для исполнения с 1 ян­варя 2013 г.

В заключение отметим, что для функционирования единой системы контроля качества медицинской по­мощи необходимо оптимизировать законодательство в сфере здравоохра­нения, установить единый порядок проведения данного контроля, разра­ботать стандарты медицинской помо­щи с учетом положений Закона об ох­ране здоровья и с соблюдением требований о порядке вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнитель­ной власти.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Справочная сиистема
Вы выиграли отличный подарок!
Получите доступ к Системе «Главный врач» на 3 дня!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.