Правовое регулирование реализации права пациента на выбор врача и медицинской организации

53

Эффективность реализации права гражданина на бесплат­ную медицинскую помощь во многом зависит от его возможности надлежащим образом воспользовать­ся правом выбора врача и медицин­ской организации. Действующее за­конодательство, в отличие от прежних норм, содержит нормативные поло­жения, подробно регламентирующие механизм выбора лечебного учре­ждения и медицинского специалиста. Данному вопросу посвящена ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здо­ровья граждан в Российской Федера­ции" (далее — Закон об охране здоровья). Исхо­дя из указанной нормы, право на выбор врача и медицинской организа­ции можно реализовать в общем и специальном порядке. Особые пра­вила установлены для следующих групп граждан:

— граждане, проживающие в закры­тых административно-территориаль­ных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и био­логическими факторами, а также ра­ботники организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда;

— военнослужащие и лица, прирав­ненные к ним по медицинскому обес­печению;

— задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста,

лишения свободы либо администра­тивного ареста;

— граждане, получающие медицин­скую помощь за пределами террито­рии субъекта РФ, в котором они про­живают.

Предметом исследования настоя­щей статьи является общий механизм выбора пациентом медицинской орга­низации и врача. Прежде всего следу­ет рассмотреть правила выбора меди­цинской организации.

Важным нововведением в данном вопросе стала дифференциация меха­низма выбора лечебного учреждения в зависимости от вида и формы оказа­ния медицинской помощи. От указан­ных факторов может зависеть возмож­ность самостоятельного обращения пациента в конкретное учреждение, а также период, в течение которого он правомочен обратиться в учреждение за бесплатной медицинской помощью. На последнее обстоятельство следует обратить особое внимание. При невоз­можности (или нежелании) соблюсти установленный порядок выбора лечеб­ного учреждения, например, при само­стоятельном обращении за получени­ем медицинских услуг, за исключением случаев, установленных законом, па­циент может получить данные услуги на платной основе.

Наиболее сложные процедуры вы­бора медицинской организации преду­смотрены в отношении первичной медико-санитарной помощи. Они различаются для первичной врачебной помощи и первичной специализиро­ванной помощи. В первом случае гра­жданин выбирает медицинскую орга­низацию не чаще одного раза в год (за исключением случаев изменения ме­ста жительства или места пребывания гражданина). Порядок выбора или за­мены медицинской организации дета­лизирован приказом Минздравсоц­развития России от 26.04.2012 № 406н.

Несмотря на достаточно четкое правовое регулирование этой сферы, некоторые ситуации так и остались неразрешенными. Например, не сов­сем ясно, как действовать медицин­ской организации при прикреплении пациента, который ранее не находился на медицинском обслуживании (поме­нял место жительства и в больницу не обращался). Должен ли он встать на медицинский учет по месту прожива­ния и лишь после этого обращаться в другую медицинскую организацию? Полагаем, что такой подход усложнит и без того непростую процедуру выбо­ра лечебного учреждения.

Другая ситуация. Гражданину тре­буются отдельные медицинские услу­ги (предположим, физиопроцедуры), которые в медучреждении по его ме­сту жительства не оказывают. Выби­рать другую медицинскую организа­цию на целый год смысла нет. Однако непонятно, можно ли получить требу­емые услуги бесплатно. Было бы пра­вильным прописать в порядке выбора лечебного учреждения конкретные действия в этих случаях.

Возможно, в таких случаях имеет смысл применять по аналогии нормы, касающиеся выбора медицинской ор­ганизации для получения первичной специализированной медико-сани­тарной помощи. В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона об охране здоровья такая помощь оказывается:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участко­вого, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обра­щения гражданина в медицинскую организацию, в том числе в организа­цию, выбранную им, с учетом поряд­ков оказания медицинской помощи (иными словами, за оказанием первич­ной специализированной помощи можно обратиться как в свою, выбран­ную поликлинику, так и в другую).

Отметим, что для обращения в ме­дицинскую организацию за получени­ем первичной специализированной помощи законодатель не установил ка­ких-либо временных рамок, то есть за такой помощью можно обращаться в разные учреждения сколько потребу­ется. Однако здесь может возникнуть другая сложность, связанная с разгра­ничением "первичной специализиро­ванной помощи" и "специализиро­ванной медицинской помощи". Последняя, согласно ч. 4 ст. 21 Закона об охране здоровья, оказывается пла­ново по направлению лечащего вра­ча. К сожалению, законодатель при разграничении первичной помощи на доврачебную, врачебную и специали­зированную воспользовался только субъектным критерием, то есть ука­зал, какие специалисты участвуют в оказании помощи соответствующего вида. В частности, первичная специа­лизированная медико-санитарная по­мощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказываю­щих специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь. Такой подход существенно за­трудняет определение границ свобод­ного обращения пациента в медицин­скую организацию для получения специализированной медицинской по­мощи.

Важным моментом является то, что если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам меди­цинской помощи участвуют несколько медицинских организаций соответ­ствующего профиля, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора лечебного учре­ждения с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, уста­новленных указанной программой. Это означает, что и при получении направ­ления на специализированную помощь пациент может реализовать право вы­бора медучреждения.

Как уже говорилось выше, правила выбора лечебного учреждения могут различаться в зависимости от формы оказания медицинской помощи. Зако­нодательно закреплено, что правила выбора организации при оказании специализированной помощи распро­страняются на случаи оказания пла­новой помощи. Далее в ч. 5 ст. 21 Зако­на об охране здоровья уже без привязки к какому-либо виду меди­цинской помощи говорится, что меди­цинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гра­жданам с соблюдением установлен­ных сроков ее предоставления. Озна­чает ли это, что при возникновении дилеммы — соблюсти порядок выбора медицинской помощи или сроки ока­зания неотложной или экстренной медицинской помощи — предпочте­ние должно быть отдано срокам? Наш ответ да, в том числе и потому, что этого требует реализация принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи.

При выборе врача и медицинской организации реализуется право паци­ента на получение информации (о ме­дицинской организации, об осуществ­ляемой ею медицинской деятельности и о врачах, уровне их образования и квалификации) в доступной форме, в том числе в Интернете.

Определившись с лечебным учреж­дением, гражданин выбирает врача.

Общее правило гласит, что пациент выбирает врача с учетом его согласия.

Расплывчатость данной формулировки позволяет специалистам высказывать разные, подчас поляр­ные мнения по поводу возможности врача от­казаться от лечения пациента. На наш взгляд, врач может и должен выразить свое мнение по вопросу оказания медицинской помощи конкретному пациенту. Если оно от­рицательное, руково­дителю необходимо оценить уважи­тельность причин, по которым врач не дает согласия, и возможность за­мены его другим специалистом. Если причины отказа врача нельзя считать вескими или иначе организовать ока­зание медицинской помощи невоз­можно, то право пациента на выбор конкретного специалиста должно быть реализовано.

В соответствии со ст. 70 Закона об охране здоровья лечащий врач по со­гласованию с соответствующим долж­ностным лицом (руководителем) меди­цинской организации (подразделения медицинской организации) может от­казаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от прове­дения искусственного прерывания бе­ременности, если отказ непосред­ственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. Если подхо­дить к приведенным положениям формально, то руководитель медицин­ского работника может и не согласо­вать такой отказ.

В ситуации, когда пациент требует заменить лечащего врача, руководи­тель медицинской организации (под­разделения медицинской организации) должен содействовать пациенту в выборе другого врача в по­рядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России от

26.04.2012 № 407н. Со­гласно данному прика­зу пациент обраща­ется к руководителю медицинской органи­зации (ее подразделе­ния) с письменным заявлением, в кото­ром указываются причины замены лечащего врача. Затем руководитель лечащего врача в течение трех рабочих дней со дня получения заявления ин­формирует пациента в письменной или устной форме о врачах соответствую­щей специальности и сроках оказания медицинской помощи указанными вра­чами.

Как и в случае смены медицинской организации, оказывающей первич­ную медико-санитарную помощь, вы­бор врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей прак­тики (семейного врача) или фельдшера допустим не чаще одного раз в год.

Несмотря на появление новых нормативных актов, детально регла­ментирующих порядок реализации рассматриваемого права пациента, законодателю следует конкретизиро­вать отдельные элементы механизма выбора или замены медицинской ор­ганизации, проанализированные вы­ше. В целом же можно констатиро­вать, что механизм реализации права пациента на выбор врача и медицин­ской организации неоправданно усложнен. В частности, в настоящее время вопрос выбора зависит также от того, о каком виде медицинской помощи идет речь и в какой форме она будет оказана.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль