text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Правовые основы организации и оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

  • 15 июля 2012
  • 266

Общее количество природных и техногенных катастроф во всем мире неуклонно растет. Среди причин роста катастроф на­зывают продолжающийся процесс урбанизации, рост социальной на­пряженности в отдельных регионах, постоянное усложнение техноло­гических процессов, оптимизацию расходов на безопасность субъекта­ми хозяйствования в погоне за при­былью и др.

По официальным данным МЧС России, размещенным на сайте ведомства, за 2010 г. произошло 338 чрезвы­чайных ситуаций (далее — ЧС), в которых по­страдали почти 3000 че­ловек, из них 680 поги­бли. В 2009 г. произошли 424 чрезвычайные ситу­ации, в которых поги­бли 734 человека. При этом, как показывает опыт, значительная часть раненых и пораженных погиба­ют вследствие несвоевременного оказания медицинской помощи. Опу­бликованные данные свидетельству­ют, что по этой причине через один час после тяжелой травмы погибает 30%, а через три часа — 60% тех, у ко­го были шансы выжить. Таких нужда­ющихся в экстренной медицинской помощи в структуре потерь насчиты­вается до 30% от общего числа постра- давших.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Величина и структура санитарных потерь в техногенных и природных катастрофах варьируют в широких пределах. Однако общей характерной чертой для них является значитель­ный удельный вес пострадавших с тя­желой и крайне тяжелой степенью поражения (от 50 до 90% и более).

Приведенные цифры наглядно де­монстрируют необходимость эффек­тивной организации оказания меди­цинской помощи при ЧС. При этом, как правило, требуется объединение усилий различных структур (органов, учреждений) для ликвидации, а также предупреждения ЧС.

Одномоментность и массовость по­терь среди населения усугубляется при ЧС следующими факторами:

— нарушение работоспособности ме­дицинских учреждений, а также ком­муникаций и путей сообщения;

— несоответствие имеющихся сил и средств здравоохранения и потребнос­ти в них;

— возможное заражение обширных районов местности, продовольствия,

воды радиоактивными и химическими веществами, бактериальными средст­вами;

— сложность санитарно-эпидемиоло­гической обстановки в очагах массо­вого поражения3.

Организационная структура

В силу ст. 41 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Россий­ской Федерации" органи­зация и оказание меди­цинской помощи при ЧС в настоящее время осу­ществляется Всероссий­ской службой медицины катастроф (далее — ВСМК, Служба).

Всероссийская служ­ба медицины катастроф является функциональ­ной подсистемой Единой государственной систе­мы предупреждения и ликвидации ЧС, функци­онально объединяющей службы медицины катастроф феде­ральных органов исполнительной власти, силы и средства различных федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местно­го самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, ликвидации ме­дико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины ката­строф.

ВСМК решает задачи по быстро­му реагированию, мобилизации ма­териально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольше­го числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме, ликвидации эпидемических очагов, а также по созданию резерва мате­риальных запасов и обучению ока­занию медицинской помощи гра­жданам при ЧС.

Всероссийская служба медицины катастроф действует на основании Положения, регламентирующего его деятельность (утв. постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 № 195 "Вопросы Всероссийской службы ме­дицины катастроф"; далее — Положе­ние о ВСМК). В соответствии с п. 4 Положения служба функционально объединяет:

— службу медицины катастроф Мин­здрава России;

— службу медицины катастроф Мин­обороны России;

— силы и средства Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрез­вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерства вну­тренних дел РФ (МВД России), иных федеральных органов исполнитель­ной власти, Российской академии медицинских наук, органов исполни­тельной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, ОАО "Рос­сийские железные дороги" и других организаций, предназначенные и вы­деляемые (привлекаемые) для ликви­дации медико-санитарных последст­вий ЧС.

Здесь следует также упомянуть по­становление Правительства РФ от 03.08.1996 № 924 "О силах и средствах единой государственной системы пре­дупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций". Данным актом ут­вержден Перечень сил постоянной готовности федерального уровня еди­ной государственной системы преду­преждения и ликвидации ЧС.

К силам Всероссийской службы медицины катастроф постоянной го­товности федерального уровня отне­сены:

— Всероссийский центр медицины ка­тастроф "Защита" (ВЦМК "Защита");

— подразделения постоянной го­товности медицинских формировании и учреждении, клинических и научных баз центрального подчи­нения Минздрава России, Минобо­роны России, МВД России, других федеральных органов исполнительной власти;

— учреждения здравоохранения же­лезнодорожного транспорта общего пользования, участвующие в соответ­ствии с возложенными на них обязан­ностями в ликвидации медико-сани­тарных последствии чрезвычайных ситуации.

На территориальном уровне ВСМК служба представлена:

— территориальными центрами ме­дицины катастроф субъектов РФ; — учреждениями здравоохранения РФ особого типа и филиалами ВЦМК "За­щита";

— центрами государственного сани­тарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ и городах федерального значения;

— клиническими базами, предназ­наченными в соответствии с возло­женными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных по­следствии чрезвычайных ситуации и оказания экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению.

Территориальные центры медицины катастроф являются государственными учреждениями здравоохранения особо­го типа. В их структуру входят такие ос­новные подразделения, как админи­страция, оперативное (с оперативной группой управления) отделение, дежур­но-диспетчерское отделение, отделение экстренной и консультативной меди­цинской помощи и медицинской эваку­ации, подвижные профессиональные медицинские формирования (медицин­ские отряды, бригады экстренного реа­гирования и бригады специализирован­ной медицинской помощи), находящиеся в режиме постоянной го­товности и предназначенные для выд­вижения в зону ЧС для оказания меди­цинской помощи.

Структура органов и учреждений территориального уровня службы в регионах может различаться.

Например, в Москве она включает:

— все учреждения и службы город­ского здравоохранения, привлекае­мые к ликвидации медицинских по­следствий ЧС;

— Научно-практический Центр экс­тренной медицинской помощи и спе­циальные формирования — специа­лизированные бригады постоянной готовности, повышенной готовности и врачебно-сестринские бригады.

Головным учреждением Службы экстренной медицинской помощи яв­ляется Научно-практический Центр экстренной медицинской помощи (ЦЭМП), выполняющий функции штаба службы медицины катастроф на территории города.

Кроме того, на ряд организаций и предприятий Москвы возлагаются до­полнительные обязанности при чрез­вычайных ситуациях.

На местном уровне служба пред­ставлена:

— центрами медицины катастроф местного уровня (где они создаются) или станциями (подстанциями) ско­рой медицинской помощи;

— центрами государственного санитар­но-эпидемиологического надзора в го­родах и районах, формирующих сани­тарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;

— лечебно-профилактическими уч­реждениями, предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации меди­ко-санитарных последствий чрезвы­чайных ситуаций.

На отдельные лечебно-профилакти­ческие учреждения (медико-санитар­ные части, поликлиники и др.) органи­заций (особых объектов — объектовый уровень) также могут возлагаться обя­занности по ликвидации медико-сани­тарных последствий чрезвычайных си­туаций.

Об организационной структуре и функциях подразделений службы медицины катастроф Минздрава Рос­сии подробно можно прочесть в при­казе Минздрава России от 27.10.2000 № 380. Здесь остановимся лишь на основном недостатке Службы меди­цины катастроф Минздрава России, коим следует считать акцент на ис­пользовании сил и средств местного и регионального здравоохранения, ко­торые могут быть усилены в случае необходимости полевым многопро­фильным госпиталем (ПМГ). В случае массовых поражений и полного либо частичного выведения из строя сил и средств службы регионального уров­ня (они, как правило, расположены в административном центре субъекта РФ) действенную помощь смогут ока­зать лишь оперативно введенные в зону чрезвычайной ситуации силы и средства службы медицины ката­строф Минздрава России федераль­ного уровня при поддержке служб медицины катастроф других мини­стерств и ведомств.

Служба медицины катастроф Мин­обороны России представлена:

— органами военного управления медицинской службы Вооруженных Сил РФ;

— силами и средствами военных гос­питалей, медицинских воинских час­тей и учреждений;

— запасами текущего медицинского имущества на складах.

У Вооруженных Сил РФ имеются операционно-реанимационные само­леты, операционно-реанимационные эвакуационные вертолеты, наземные санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и уч­реждений, используемые в интересах службы.

Основным формированием службы медицины катастроф Миноборо­ны России, обеспечивающим оказание квалифицированной и специализиро­ванной медицинской помощи в зоне ЧС или на ее границе, является медицин­ский отряд спасательного назначения (МОСН) — многопрофильный, мобиль­ный полевой госпиталь, который спосо­бен принять и оказать медицинскую помощь до 300 пораженным за одни сутки. В штате отряда 25 врачей (хирур­ги, травматологи, анестезиологи и др.).

Использование сил и средств служ­бы медицины катастроф Миноборо­ны России сопряжено с определенны­ми проблемами. В силу ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее — Закон № 68-ФЗ) порядок при­влечения Вооруженных Сил РФ опре­деляется Президентом РФ. Данные си­лы могут применяться только при установлении особого уровня реагиро­вания на чрезвычайную ситуацию.

В настоящее время военная меди­цина фактически сведена к обеспече­нию прав военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь. Проводимая реформа военной меди­цины привела к значительному сокра­щению численности госпиталей, ча­стей и военно-медицинских кадров в целом4. Все больше направлений ме­дицинской помощи передается гра­жданскому здравоохранению. Поэто­му при возникновении чрезвычайных ситуаций государственного или гло­бального масштаба военно-медицин­ская служба может оказаться неспо­собной быстро и своевременно обеспечить оказание медицинской помощи в необходимом объеме.

Одно из учреждений и организа­ций МЧС России — Государственный центральный аэромобильный спаса­тельный отряд МЧС России ("Центроспас"). В его состав входит аэромо­бильный госпиталь с численностью медперсонала 38 чел., способный при­нять до 100 человек в сутки5. Возмож­ности оказания медицинской помощи отрядом МЧС России весьма скромные6, ограничиваются локальным и региональным уровнем.

Министерство внутренних дел РФ обеспечивает оказание медицинской помощи личному составу и военнослу­жащим органов внутренних дел в усло­виях режима чрезвычайного положе­ния. Лечебно-профилактическими учреждениями системы МВД России могут организовываться отделения экстренной и неотложной медицин­ской помощи. Кроме того, в случае не­обходимости могут создаваться меди­цинские отряды специального назначения.

Что касается ОАО "Российские железные дороги", ее силы и средст­ва в основном могут применяться в случаях железнодорожных ката­строф, а также при возникновении ЧС в непосредственной близости от конкретных железных дорог.

Таким образом, медицинская по­мощь при ЧС в зависимости от количе­ства пострадавших и характера пато­логии, удаленности от инфраструктуры (крупных ЛПУ, железных дорог или дорог с асфальтовым покрытием и проч.), сохранности местного и регио­нального здравоохранения может ока­зываться преимущественно:

— местными и региональными учреж­дениями здравоохранения самостоя­тельно или с помощью сил и средств федерального уровня (например, поле­вого госпиталя Всероссийского центра медицины катастроф "Защита");

— полевым многопрофильным госпи­талем Всероссийского центра медици­ны катастроф "Защита";

— аэромобильным госпиталем "Центроспаса" МЧС России.

В отдельных случаях дополнитель­но могут привлекаться силы и средства военно-медицинской службы Мин­обороны России, а также ОАО "Рос­сийские железные дороги".

Нормативно-правовая база

В современных условиях управлен­ческая и иная деятельность регулиру­ются правовыми актами различного уровня. От четкости и непротиворе­чивости законодательства, регулиру­ющего организацию оказания меди­цинской помощи, во многом зависит жизнь и здоровье пострадавших, а также дальнейшая карьера лиц, при­званных организовывать и оказывать медицинскую помощь в условиях ЧС. Именно в нормативно-правовых актах закрепляются права и обязанности, а также юридическая ответственность руководителей органов управления здравоохранением, главных врачей и иных должностных лиц, на которых возложены обязанности по организа­ции медицинской помощи и непо­средственному оказанию медицин­ской помощи при ЧС.

В настоящее время нормативно-­правовая база организации и оказа­ния медицинской помощи при ЧС представлена следующими основны­ми актами.

В силу п. 5 ст. 17 Закона об охране здоровья участие в реализации на территории муници­пального образования мероприятий по спасению жизни и сохранению здоровья людей при ЧС, информиро­ванию населения о медико-санитар­ной обстановке в зоне ЧС и принима­емых мерах относится к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.

Как можно убедиться, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в этой сфере совпадают.

За невыполнение требований норм и правил по предупреждению и лик­видации ЧС устанавливается админи­стративная ответственность.

Так, статья 20.6 Кодекса РФ об ад­министративных правонарушениях (далее — КоАП РФ) гласит, что невы­полнение предусмотренных законо­дательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно не­выполнение требований норм и пра­вил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производст­венного или социального назначения влечет наложение административно­го штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназна­ченных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевремен­ное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмот­ренных утвержденным в установлен­ном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций, влечет нало­жение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

В отдельных случаях должностные лица органов и учреждений здраво­охранения могут привлекаться к уго­ловной ответственности по ст. 237 "Сокрытие информации об обстоя­тельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей" УК РФ. Согласно ст. 237 УК РФ сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указан­ной информацией, наказываются штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лише­нием права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лише­нием свободы на срок до двух лет с лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государствен­ную должность Российской Федера­ции или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступи­ли иные тяжкие последствия, наказы­ваются штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зара­ботной платы или иного дохода осуж­денного за период от одного года до трех лет, либо принудительными ра­ботами на срок до пяти лет с лишени­ем права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишени­ем права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Кроме этого, должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 293 "Халат­ность" УК РФ.

Выше мы уже упоминали о поста­новлении Правительства РФ от 28.02.1996 № 195 "Вопросы Всероссий­ской службы медицины катастроф", которым утверждено Положение о ВСМК. Далее, порядок организации и функционирования единой государст­венной системы предупреждения и ликвидации ЧС регламентирован по­становлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 "О единой государст­венной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвердившим Положение о единой го­сударственной системе предупрежде­ния и ликвидации чрезвычайных ситу­аций (далее — Положение о единой системе предупреждения и ликвида­ции ЧС). В соответствии с данным По­ложением Минздрав России создает в рамках единой системы следующие функциональные подсистемы:

— Всероссийской службы медицины катастроф;

— медико-санитарной помощи по­страдавшим в чрезвычайных ситуаци­ях в организациях (на объектах), на­ходящихся в ведении ФМБА России, а также организаций и территорий, обслуживаемых ФМБА России;

— резервов медицинских ресурсов;

— надзора за санитарно-эпидемиоло­гической обстановкой.

Для ликвидации чрезвычайных си­туаций в силу п. 20 Положения о еди­ной системе предупреждения и лик­видации ЧС должны создаваться и использоваться:

— резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последст­вий стихийных бедствий;

— запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычай­ных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального ре­зерва;

— резервы финансовых и материаль­ных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

— резервы финансовых и материаль­ных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организа­ций.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвида­ции чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранени­ем, использованием и восполнением устанавливаются создающим их ор­ганом.

В частности, Минздравсоцразвития России приказом от 04.04.2006 № 253 утвердило Положение о резерве меди­цинского имущества Минздравсоцразвития России для ликвидации последст­вий чрезвычайных ситуаций, а также номенклатуру и объем резерва этого медицинского имущества. Резерв пред­назначен для обеспечения мероприя­тий, проводимых службой медицины катастроф Минздравсоцразвития Рос­сии (в настоящее время — Мин­здрав России) по ликвидации медико-­санитарных последствий ЧС.

Накоплением и содержанием ре­зерва занимается Федеральное госу­дарственное учреждение «Всероссий­ский центр медицины катастроф " Защита" Федерального агентства по здравоохранению и социальному раз­витию» (далее — ФГУ ВЦМК "Защи­та" Росздрава).

Основным актом, содержащим ор­ганизационно-правовые нормы в об­ласти защиты населения и террито­рий от ЧС, является Закон № 68-ФЗ. В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Закона при введении режима повышенной готовности или ЧС в зависимости от ее последствий, привлекаемых к предупреждению и ликвидации ЧС сил и средств единой государствен­ной системы предупреждения и лик­видации ЧС, классификации ЧС и ха­рактера ее развития, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и тре­бующих принятия дополнительных мер по защите населения и террито­рий от ЧС, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

— объектовый;

— местный;

— региональный;

— федеральный.

Согласно ч. 4 ст. 4.1 Закона реше­нием Президента РФ при ликвида­ции ЧС может устанавливаться осо­бый уровень реагирования с привлечением сил и средств феде­ральных органов исполнительной власти, в том числе специально подготовленных сил и средств Воору­женных Сил РФ, других войск и во­инских формирований.

Решения, о которых идет речь в ст. 4.1, по сути, представляют собой акты, которыми вводится ЧС. В ста­тье определены соответствующие должностные лица (например, глава администрации района, высшее должностное лицо субъекта РФ, Пре­зидент РФ), имеющие полномочия вводить режим ЧС на каждом из уровней реагирования.

В силу ст. 7 Закона ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществля­ется силами и средствами организа­ций, органов местного самоуправле­ния, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях кото­рых сложилась ЧС. Силы и средства федеральных органов исполнитель­ной власти, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирова­ний привлекаются только по решению Президента РФ (ч. 4 ст. 4.1, п. "г" ст. 8 Закона № 68-ФЗ).

Координация подготовки и взаи­модействия органов управления, а также использования формирова­ний и учреждений, входящих в со­став Службы медицины катастроф, возложена на службу медицины ка­тастроф Минздрава России. В соот­ветствии с п. 9 Положения о ВСМК руководителем Службы является министр здравоохранения РФ. Орга­низационно-методическое руковод­ство деятельностью органов управ­ления, формирований и учреждений, входящих в состав Службы, по лик­видации медико-санитарных послед­ствий ЧС осуществляет Министер­ство здравоохранения РФ.

Проведение мероприятий по лик­видации указанных последствий ЧС регламентировано планом медико-са­нитарного обеспечения населения при ЧС, разрабатываемым штабом Службы по согласованию с МЧС Рос­сии и утверждаемым руководителем Службы.

Штаб Службы берет на себя опера­тивно-тактическое руководство (ко­ординацию) деятельностью службы медицины катастроф Минздрава Рос­сии, службы медицины катастроф Минобороны России, других феде­ральных органов исполнительной власти. Соответствующие штабы со­здаются на территориальном и мест­ном уровнях.

Работа штабов позволяет устано­вить истинный масштаб катастрофы, определить имеющиеся (сохранивши­еся) силы и средства, которые могут оперативно привлекаться для ликви­дации соответствующих последствий, объединить усилия различных орга­нов исполнительной власти на местах и федеральных органов исполнитель­ной власти.

Как отмечалось в начале статьи, медицинская помощь во избежание массовых потерь должна оказывать­ся как можно раньше. Это предпола­гает, во-первых, определенную авто­номию Всероссийской службы медицины катастроф (начиная с местного и регионального уровней), во-вторых, эффективное взаимодей­ствие между штабами (комиссиями) и руководителями конкретных ЛПУ, находящихся на переднем крае в условиях ЧС.

Если самостоятельность ВСМК за­креплена нормативно, то механизм взаимодействия между штабом и ру­ководителем ЛПУ в настоящее время не определен. Действует лишь приказ Минздравсоцразвития России от

03.02.2005 № 112 "О статистических формах службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и со­циального развития Российской Фе­дерации", которым утвержден табель срочных донесений службы медици­ны катастроф, а также форм исполь­зуемых документов.

В четком нормативном закрепле­нии нуждаются:

— определение круга должностных лиц и их субординационных связей в системе Службы медицины ката­строф;

— определение прав и обязанностей должностных лиц Службы;

— порядок обеспечения силами и средствами ЛПУ в условиях ЧС (связь, обеспечение лекарственными средст­вами, медицинскими изделиями и др.);

— порядок взаимодействия ЛПУ с должностными лицами органов ис­полнительной власти (например, по­лицией).

Кроме того, для оперативной и эффективной работы в штабах ВСМК необходимо иметь заранее разработанные планы медико-сани­тарного обеспечения населения при наиболее вероятных ЧС в соответст­вии с предполагаемым прогнозом, что при возникновении кризисной ситуации позволит быстро адаптиро­вать их под конкретно складывающу­юся обстановку10. Эти планы должны быть доведены до руководителей ЛПУ, призванных реализовывать их в условиях ЧС.

Как отмечалось выше, для ликвида­ции ЧС создаются запасы материаль­ных ценностей, в том числе резервы медицинского имущества. Однако в случае расширения зоны ЧС, наличия большого числа нуждающихся в меди­цинской помощи имеющихся ресур­сов может оказаться недостаточно. Порядок размещения заказов на по­ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджет­ных учреждений регулируется рядом статей Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выпол­нение работ, оказание услуг для госу­дарственных и муниципальных нужд" (далее — Закон о размещении зака­зов). Поскольку для ЧС сложная про­цедура размещения и заключения го­сударственных или муниципальных контрактов, гражданско-правовых до­говоров бюджетных учреждений не­применима, следует руководствовать­ся нормами гл. 5 "Размещение заказа путем запроса котировок в целях ока­зания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычай­ных ситуаций природного или техно­генного характера" Закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона в случае необходимости ликвидации по­следствий ЧС природного или техно­генного характера заказчик направля­ет запрос котировок всем участникам размещения заказа, которые могут по­ставить необходимые товары, выпол­нить работы, оказать услуги в соответ­ствии с перечнем поставщиков. Перечень формируется на основе предварительно проведенного отбора участников размещения заказа. Заказ­чик обязан составить такой перечень. Заказ размещается среди отобранных участников путем запроса котировок без ограничения цены контракта.

Нельзя исключить ситуацию, когда в нарушение требований законода­тельства обязанность по определению возможного круга поставщиков на случай возникновения ЧС соответст­вующими должностными лицами не исполнена. В условиях дефицита вре­мени, ограниченности сил и средств, кадров и проч. фактически следует руководствоваться ст. 55 Закона о размещении заказов. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщи­ком (исполнителем, подрядчиком).

Привлечение для ликвидации ЧС сил и средств различных органов и меди­цинских организаций, отличающихся организационной структурой, матери­альными ресурсами и возможностями, а также кадровым потенциалом, может привести к тому, что оказанная гражда­нам в условиях ЧС медицинская по­мощь будет различаться как по объему, так и по качеству.

В настоящее время действует при­каз Минздравсоцразвития России от 01.11.2004 № 179 "Об утверждении по­рядка оказания скорой медицинской помощи". Согласно этому порядку к функциям станции скорой помощи отнесено круглосуточное оказание своевременной и качественной меди­цинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находя­щимся вне лечебно-профилактиче­ских учреждений, при катастрофах и стихийных бедствиях.

Кроме того, утвержден ряд стан­дартов медицинской помощи, напри­мер:

— стандарт медицинской помощи больным с травмами, захватываю­щими несколько областей тела (при­каз Минздравсоцразвития России от 28.08.2007 № 565);

— стандарт медицинской помощи больным с внутричерепной травмой неуточненной (приказ Минздравсоц- развития России от 05.09.2006 № 645) и др.

Действующие стандарты оказа­ния медицинской помощи больным по отдельным нозологиям включают в себя описание модели пациента, совокупность диагностических ме­тодов, методов лечения и их длитель­ность, используемые в лечебно-диаг­ностическом процессе лекарст­венные средства.

Однако анализ стандартов показы­вает, что они рассчитаны на примене­ние только учреждениями граждан­ского здравоохранения и, как правило, вне ЧС. В них нет упоминаний о воз­можности поэтапного оказания меди­цинской помощи. В условиях массо­вых поражений при ЧС оказание медицинской помощи в полном объе­ме невозможно имеющимися силами. Необходимо организовывать сорти­ровку больных и раненых, первую по­мощь, своевременную эвакуацию в лечебно-профилактические учрежде­ния (хирургического, токсикологиче­ского, ожогового, психиатрического и иного профиля).

Следует отметить, что ВСМК были разработаны отдельные стандарты оказания медицинской помощи в ЧС, а также ряд методических рекоменда­ций. Однако подготовленные стандар­ты до сих пор не утверждены в уста­новленном порядке, а методические рекомендации, как следует из самого наименования, остаются не более чем рекомендациями. Иными словами, в настоящее время на федеральном уровне отсутствуют общеобязатель­ные стандарты оказания медицинской помощи в условиях ЧС.

Заключение

В завершение можно сделать вы­вод о том, что нормативно-правовое регулирование организации и оказа­ния медицинской помощи при ЧС находится на этапе становления. В качестве первоочередных задач совершенствования нормативно-­правовой базы ВСМК следует на­звать разработку и утверждение:

— порядка (механизма) взаимодей­ствия между штабами ВСМК и ЛПУ, непосредственно оказывающими ме­дицинскую помощь в условиях ЧС;

— порядка взаимодействия между штабами ВСМК и иными государст­венными органами, органами местно­го самоуправления, учреждениями;

— порядка (механизма) взаимодейст­вия между ЛПУ и государственными органами, органами местного самоу­правления на территории ЧС;

— стандартов оказания медицинской помощи (по нозологиям) в условиях ЧС.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Справочная сиистема
Вы выиграли отличный подарок!
Получите доступ к Системе «Главный врач» на 3 дня!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.