text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Правовое регулирование порядка предоставления платных медицинских услуг

  • 15 декабря 2012
  • 154

Право на предприниматель­скую и иную приносящую доход деятельность медицин­ские учреждения государственной и муниципальной систем здравоох­ранения получили в середине 1990-х гг. Правовую основу такого рода де­ятельности составило постановление Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 "Об утверждении Правил предоставления плат­ных медицинских услуг населению медицин­скими учреждениями". Правилами определялся порядок и условия пре­доставления платных медицинских услуг на­селению (дополнитель­ных к гарантированно­му объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилакти­ческими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институ­тами и государственными медицин­скими образовательными учрежде­ниями высшего профессионального образования. Право этих учреждений на оказание платных медицинских услуг закреплено и в новом Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья).

Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 утверждены новые Правила предоставления меди­цинскими организациями платных медицинских услуг (далее — Прави­ла). Исходя из анализа источников права, отмененный документ, так же как и новые Правила, не противоре­чил действующему законодательству и не нарушал гражданских прав и ох­раняемых законом интересов граж­дан. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Кон­ституции РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения ока­зывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступле­ний. Согласно ч. 3 ст. 19 Закона об охране здоровья "каждый имеет пра­во на медицинскую помощь в гаран­тированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гаран­тий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на по­лучение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответст­вии с договором добровольного меди­цинского страхования". Кроме того, ст. 50 и ст. 120 Гражданского кодекса РФ не содержат запрета некоммерче­ским организациям, в частности госу­дарственным и муниципальным меди­цинским учреждениям, оказывать платные медицинские услуги населе­нию в дополнение к гарантированно­му объему бесплатной медицинской помощи.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Оспариваемое постановление Пра­вительства РФ не содержало норм, обязывающих граждан оплачивать медицинские услуги в государствен­ных и муниципальных медицинских учреждениях. Как старые, так и новые Правила определяют порядок и усло­вия предоставления платных меди­цинских услуг населению дополни­тельно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.

Согласно Правилам платные меди­цинские услуги населению предостав­ляются медицинскими организация­ми на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской дея­тельности, выданной в установленном порядке. Требования к платным меди­цинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определя­ются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмо­трены другие требования.

Исходя из содержания ч. 5 ст. 84 Закона об охране здоровья, ч. 7 Пра­вил, а также принимая во внимание мнение экспертов компании "Га­рант"2, медицинские организации, участвующие в реализации федераль­ной и территориальных программ го­сударственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской по­мощи, имеют право предоставлять следующие виды платных медицин­ских услуг:

— медицинскую помощь с улучшен­ными условиями обслуживания, не связанными напрямую с лечебными мероприятиями. Под улучшенными условиями могут подразумеваться, например, установление индивиду­ального поста медицинского наблю­дения при лечении в условиях ста­ционара; дополнительное питание, повышенный сервис, оказание по­мощи на дому, кроме случаев, когда пациент по состоянию здоровья и ха­рактеру заболевания не в состоянии посещать медицинское учреждение или когда помощь предоставляется в рамках организации стационаров на дому;

— применение лекарственных пре­паратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, если их назначение и при­менение не обусловлено жизненны­ми показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входя­щих в перечень ЖНВЛП, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе спе­циализированных продуктов лечеб­ного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

— медицинскую помощь сверх преду­смотренной стандартами лечения;

— специализированную медицин­скую помощь, не являющуюся обя­зательной для данного медицинско­го учреждения (определяется в его уставе, а также в соответствующих приказах Минздрава России), как-то: лапароскопические операции, баро­терапия, методы экстракорпоральной детоксикации и т. д.;

— применение вместо традицион­ных медицинских услуг альтернатив­ных методов лечения, обладающих дополнительными потребительскими свойствами, но не обеспеченных фи­нансированием в рамках программы ОМС или из бюджета (сложные ме­тодики лечения традиционных забо­леваний, требующие дополнитель­ных затрат, — лапароскопические методы и др.);

— плановую медицинскую помощь вне общей очереди в отдельных ка­бинетах или вне основного рабочего времени;

— виды медицинской помощи, не обеспеченные финансированием;

— услуги, косвенно связанные с ме­дицинской помощью (ритуальные услуги, пребывание в стационаре с целью обеспечения ухода, доставка лекарств на дом, транспортные услу­ги, прокат изделий медицинского на­значения, выдача справок и дублика­тов по запросам граждан в случаях, когда законом не предусмотрен обя­зательный характер выдачи справок);

— медицинскую помощь при аноним­ном лечении (за исключением обсле­дования на СПИД);

— медицинскую помощь лицам, не имеющим права на получение бес­платной медицинской помощи в со­ответствии с программой ОМС, целе­выми программами и т. п. (гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по ОМС, и гражда­нам РФ, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по ОМС, если иное не предусмотрено международными договорами);

— медицинские услуги при самосто­ятельном обращении, за исключе­нием случаев, когда право на выбор врача и медицинской организации реализуется гражданином в рамках программы государственных гаран­тий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Особенности реализации этого права прописаны в ст. 21 Закона об охране здоровья.

Названное положение также не рас­пространяется на случаи оказания скорой, в том числе скорой специали­зированной медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

Следует помнить, что во всех пере­численных выше случаях экстренная медицинская помощь предоставляет­ся бесплатно.

Для оказания платных медицин­ских услуг лечебное учреждение обязано соблюсти следующие требо­вания (условия) организационно­-правового характера.

1. Оно должно иметь лицензию на осуществление медицинской дея­тельности с указанием перечня работ (услуг), составляющих такую меди­цинскую деятельность. Порядок по­лучения лицензии регламентируется Положением о лицензировании ме­дицинской деятельности (за исклю­чением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими ор­ганизациями и другими организаци­ями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории ин­новационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Пра­вительства РФ от 16.04.2012 № 291.

2. При предоставлении платных медицинских услуг должны соблю­даться порядки оказания медицин­ской помощи, утвержденные Мин­здравом России.

3. Право на предпринимательскую деятельность (в том числе на оказание

платных услуг) должно быть зафикси­ровано в уставе медицинского учреж­дения.

4. Медицинская организация обя­зана обеспечивать соответствие пре­доставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъ­являемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешен­ным на территории Российской Феде­рации.

5. Лечебное учреждение обязано вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставляемых платных медицинских услуг населе­нию, составлять требуемую отчетность и представлять ее в порядке и в сроки, установленные законами и иными правовыми актами. При этом такой учет и отчетность должны вестись раз­дельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.

6. Медицинская организация обя­зана разместить на своем сайте в Ин­тернете, а также на информационных стендах (стойках) в помещении следу­ющие сведения:

— наименование юридического лица либо Ф. И. О. индивидуального пред­принимателя;

— адрес местонахождения (житель­ства и осуществления медицинской деятельности индивидуального пред­принимателя) и данные документа, подтверждающего факт государствен­ной регистрации;

— сведения о лицензии на осущест­вление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицин­скую деятельность медицинской орга­низации в соответствии с лицензией, наименование, адрес местонахождения и телефон выдавшего ее лицензи­рующего органа);

— перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, све­дения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

— порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой госгарантий;

— сведения о медицинских работни­ках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уров­не их профессионального образова­ния и квалификации;

— режим работы медицинской ор­ганизации, график работы медицин­ских работников, участвующих в пре­доставлении платных медицинских услуг;

— адреса и телефоны органа исполни­тельной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, террито­риальных органов Росздравнадзора и Роспотребнадзора.

7. Платные медицинские услуги предоставляются при наличии инфор­мированного добровольного согласия потребителя (законного представите­ля потребителя), полученного в уста­новленном порядке (ст. 20 Закона об охране здоровья).

8. Отношения по поводу предостав­ления платных медицинских услуг оформляются договором, который за­ключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме в трех (для исполнителя, заказчика и потребителя) либо в двух (если дого­вор заключается потребителем и ис­полнителем) экземплярах.

Договор должен содержать сведе­ния о медицинской организации (номер лицензии, срок ее действия и наи­менование органа, выдавшего эту лицензию), перечне платных меди­цинских услуг, предоставляемых в со­ответствии с договором, их стоимости, условиях и сроках предоставления, порядке расчетов. Кроме того, в дого­воре указывается должность, Ф. И. О. лица, заключающего договор от име­ни исполнителя, Ф. И. О. потребителя (заказчика), которые подписывают соглашение. Прописывается ответст­венность сторон за невыполнение ус­ловий договора, порядок изменения и расторжения договора.

В случае невозможности краткого изложения (например, сведений об основных потребительских свойствах услуг) в договоре должна быть ссылка на соответствующий источник ин­формации, доступный потребителю. Договором могут быть предусмотрены иные условия, определяемые по согла­шению сторон.

При заключении договора потре­бителя (заказчика) информируют о возможности получить соответству­ющие виды и объемы медицинской помощи без взимания платы в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам ме­дицинской помощи. Отказ потреби­теля от заключения договора не мо­жет стать причиной уменьшения видов и объемов бесплатной меди­цинской помощи.

К договору на оказание платных услуг должен прилагаться полный пе­речень услуг, в том числе и тех, кото­рые не входят в контракт, но могут быть оказаны данным учреждением. Медицинская организация не вправе отказаться от заключения такого до­говора при наличии возможности предоставить потребителю соответ­ствующие услуги. При этом она не может оказывать предпочтение од­ним лицам перед другими, за исклю­чением случаев, предусмотренных законами и иными правовыми акта­ми.

Информация об оказании плат­ных медицинских услуг, заверенная руководителем медицинского учреж­дения, может быть вывешена на до­ске объявлений. Она должна содер­жать сведения о порядке оказания платных услуг, их стоимости, поряд­ке расчетов, правах, обязанностях и ответственности сторон. Цена услуг должна быть одинакова для всех граждан, за исключением льготных категорий потребителей. При заклю­чении договора пациент вправе уз­нать, кто конкретно будет оказывать услугу, какие будут применяться ме­тоды, каковы возможные риски, их последствия и результаты оказания медицинской помощи. Например, пациент должен быть предупрежден о дополнительных методах диагно­стики и лечения и соответствующей их оплате.

Без согласия потребителя меди­цинская организация не имеет права оказывать не предусмотренные дого­вором дополнительные медицинские услуги на возмездной основе. При этом если в процессе лечения потре­буются дополнительные медицинские услуги по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребите­ля при внезапных острых заболевани­ях, состояниях, обострениях хрониче­ских заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Законом об охране здоровья.

До заключения договора исполни­тель в письменной форме должен уве­домить потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение рекомендаций ис­полнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицин­скую услугу), например режима лече­ния, может снизить качество предо­ставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозмож­ность ее завершения в срок или отри­цательно сказаться на состоянии здо­ровья потребителя.

За неисполнение либо ненадле­жащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответст­венность, предусмотренную законо­дательством Российской Федерации. Вред, причиненный жизни или здо­ровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, возмещается исполнителем.

Контроля за организацией и каче­ством выполнения платных медицин­ских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения осуществляют в пределах своей компетенции органв1 управле­ния здравоохранением и другие госу­дарственные органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами Россий­ской Федерации возложена проверка деятельности медицинских учрежде­ний. Так, приказом Росздравнадзора от 21.01.2008 № 116-Пр/08 "О проведе­нии проверок соблюдения государст­венными и муниципальными учре­ждениями здравоохранения правил предоставления платных медицин­ских услуг населению" был утвержден примерный перечень вопросов по проверкам соблюдения указанными учреждениями правил предоставле­ния платных медицинских услуг насе­лению в субъекте РФ.

Говоря о значимости платных услуг в медицине, нельзя не признать их важность как дополнительного источника для поддержания материально-технической базы учреждений здравоохранения, повышения оплаты труда медицинского персонала, до­ступности и качества оказания меди­цинской помощи населению.

Вместе с тем наличие в бюджет­ных учреждениях здравоохранения платных медицинских услуг неиз­бежно порождает целый ряд про­блем, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную меди­цинскую помощи, с соблюдением фи­нансовой дисциплины и т. д. Одним из нарушений порядка оказания платных медицинских услуг является подмена платными услугами бесплат­ной медицинской помощи. Кроме то­го, снижается доступности медицин­ской помощи из-за параллельного оказания в одних и тех же кабинетах платных и бесплатных услуг, с одной стороны, и введения необоснован­ных ограничений в оказании платных услуг — с другой. Все это обуславли­вает необходимость доработки по­рядка предоставления платных меди­цинских услуг.

Улучшить ситуацию с оказанием платных медицинских услуг в орга­низациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по­может тщательная аналитическая работа по качественной и количест­венной оценке оказания такого вида услуг (не реже двух раз в год). Ее результаты позволят выявить наиболее значимые проблемы в данной сфере, которые должны быть доведены до соответствующих органов для их раз­решения. Медицинским учреждениям следует организовать просвети­тельскую работу в области оказания платных медицинских услуг (офор­мить надлежащим образом информа­ционные стенды с указанием инфор­мации о видах и порядке оказываемых платных услуг). Нужно по возможно­сти разделить потоки пациентов, вы­делив для оказания платной помощи отдельные кабинеты. Оказание плат­ных услуг лицом, обязанным предо­ставлять их бесплатно, недопустимо.

В противном случае может возник­нуть конфликт интересов, когда пла­та взимается за те услуги, которые должны быть бесплатными. Поэтому в идеале платные услуги должны ока­зываться в отдельном здании или корпусе на территории медицинской организации. Для этого следует выде­лить или набрать отдельный медицин­ский персонал, что позволит создать более комфортные условия и для па­циентов, и для медицинских работни­ков. Кроме того, необходимо в каждой медицинской организации создать систему эффективного контроля за разделением медицинских услуг на платные и бесплатные. Все эти меры будут способствовать соблюдению конституционного принципа бесплат­ности медицинской помощи, предо­ставляемой бюджетными медицин­скими организациями, повышению качества платных услуг в этих органи­зациях до уровня частной системы здравоохранения, а значит и их кон­курентоспособности на этом рынке.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Справочная сиистема
Вы выиграли отличный подарок!
Получите доступ к Системе «Главный врач» на 3 дня!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.