text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Правовые вопросы контроля здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

  • 15 декабря 2012
  • 63

Для начала разберемся, кого российское законодательство относит к числу детей, находя­щихся в трудной жизненной ситуации. Впервые о защите прав детей, находя­щихся в трудной жизненной ситуа­ции, было упомянуто в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об ос­новных гарантиях прав ребенка в Рос­сийской Федерации". До этого поня­тие "трудная жизненная ситуация" раскрывалось в Федеральном законе от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населе­ния в Российской Федерации" применительно к лицам всех возрастных групп. В ст. 3 указанного Закона име­ется в виду ситуация, объективно нарушаю­щая жизнедеятельность гражданина (инвалид­ность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзор­ность, малообеспеченность, безра­ботица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и же­стокое обращение в семье, одино­чество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Очевидно, что почти все из сказан­ного в этом определении можно от­нести к детям-инвалидам, детям-сиро- там и детям, оставшимся без попечения родителей (хотя и не явля­ющимся сиротами). Это значит, что все перечисленные категории детей входят в единое понятие "дети, нахо­дящиеся в трудной жизненной ситуации". Однако в нормативных правовых актах (в том числе в ч. 2 ст. 54 Закона об охране здоровья) категории перечисляются последовательно че­рез запятую, следовательно, рассмат­риваются как отдельные понятия. Ко­нечно, когда необходимо выделить какую-то группу детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на­пример, детей-инвалидов), с целью установления им дополнительных прав или льгот, возникает необходи­мость конкретизации. Но в области охраны здоровья, как правило, речь идет о применении комплексного по­нятия (это будет видно при рассмотре­нии нормативных документов, касаю­щихся пребывания детей в возрасте до четырех лет в медицинских органи­зациях и диспансеризации детей, пре­бывающих в стационарных учрежде­ниях). В связи с этим, говоря о диспансеризации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы будем иметь в виду все категории де­тей, охватываемые данным понятием. Исключение составят наименования нормативных актов, изменять кото­рые по своему усмотрению никто не вправе.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Содержание детей в возрасте до четырех лет в медицинских организациях

Во исполнение ст. 14 и 54 Закона об охране здоровья приказом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 343н был утвержден Порядок со­держания детей-сирот, детей, остав­шихся без попечения родителей, и де­тей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включи­тельно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения (домах ре­бенка). Днем позже Минздравсоцразвития России утвердило Типовое по­ложение о доме ребенка (приказ от 12.04.2012 №344н).

Дом ребенка создается как самосто­ятельная медицинская организация для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и со­циальной помощи, комплексной меди­ко-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и закон­ных интересов детей с рождения до четырех лет включительно. Речь идет о детях, оставшихся без попечения роди­телей, и о детях, имеющих родителей (законных представителей) и времен­но помещенных в дом ребенка в соот­ветствии с законодательством РФ. В домах ребенка имеются специали­зированные группы, в которые по ре­шению медико-психолого-педагогической комиссии помещаются дети с органическими поражениями цен­тральной нервной системы, дефекта­ми умственного и физического раз­вития.

На дом ребенка возложено боль­шое количество функций. Выделим те из них, которые носят исключительно медицинский характер:

— проведение профилактических, ди­агностических, лечебных и оздорови­тельных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и рецидивов детских болезней, наступ­ления инвалидности;

— организация и проведение профи­лактических осмотров воспитанников с привлечением специалистов;

— оказание медицинской помощи де­тям, включая диагностику и лечение заболеваний, не требующих стаци­онарной помощи. Первичная довра­чебная медико-санитарная помощь (при невозможности оказать первич­ную медико-санитарную помощь) оказывается средним медицинским персоналом, а первичная врачебная медико-санитарная помощь детям в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара возложена на врача-педиатра дома ребенка;

— диспансерное наблюдение детей, страдающих хроническими заболева­ниями;

— направление детей, имеющих от­клонения в состоянии здоровья, на ме­дико-социальную экспертизу (МСЭ) для оформления инвалидности;

— реализация индивидуальных про­грамм реабилитации детей-инвалидов;

— проведение иммунопрофилакти­ки, восстановительного лечения, ком­плексной медико-психологической реабилитации (абилитации) детей, ме­роприятий по профилактике алимен­тарных расстройств, анемии и рахита;

— направление детей в медицинские организации для оказания специа­лизированной медицинской помощи (например, детей с нарушениями слу­ха, с ВИЧ-инфекцией и иными инфек­ционными заболеваниями), а также на консультацию к врачам-специалистам по специальностям, предусмотрен­ным Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузов­ским медицинским и фармацевтичес­ким образованием в сфере здравоох­ранения РФ, и к соответствующему среднему медицинскому персоналу.

Как видно из изложенного выше, в домах ребенка находятся и дети-инва­лиды, хотя как отдельная категория детей, находящихся в трудной жиз­ненной ситуации, в нормативных до­кументах они не значатся.

Диспансеризация детей, пребывающих в стационарных учреждениях

Диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является одним из направ­лений национального проекта "Здо­ровье". Закон об охране здоровья определяет диспансе­ризацию как комп­лекс мероприятий, в частности, медицин­ский осмотр врачами нескольких специаль­ностей и применение необходимых методов обследования в отно­шении определенных групп населения в со­ответствии с законодательством РФ. Цель диспансерного наблюдения — своевременное выявление, предупре­ждение осложнений, обострений за­болеваний, иных патологических состояний, их профилактика и меди­цинская реабилитация лиц, страдаю­щих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями.

Диспансеризация пребывающих в российских стационарных учрежде­ниях детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводится уже довольно длительное время. Правда, в первые годы постсоветского периода в российских нормативных правовых актах ей не уделялось достаточного

внимания. Единственное, что оговари­валось в законодательстве, так это проведение диспансеризации и меди­цинских осмотров таких детей "за счет соответствующего бюджета" (так, к примеру, сказано в ст. 7 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О до­полнительных гарантиях по социаль­ной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей"). Однако уже тогда по карте ди­спансеризации ребенка можно было определить его место воспитания (пребывания): дом ребенка, детский дом, специальный дет­ский дом, детский дом- интернат, социальный приют и т. д.

Впоследствии в еже­годных федеральных законах о бюджете Фе­дерального фонда обя­зательного медицин­ского страхования (ФФОМС) среди дохо­дов стали указываться суммы бюджет­ных средств, передаваемых в Фонд на диспансеризацию находящихся в ста­ционарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Впервые конкретные денежные суммы, передаваемые из федерально­го бюджета на диспансеризацию та­ких детей, были предусмотрены в Фе­деральном законе от 29.12.2006 № 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" (ст. 2). Во ис­полнение постановления Правительст­ва РФ от 10.04.2007 № 221 приказом Минздравсоцразвития России от 02.07.2007 № 452 были утверждены Правила проведения диспансериза­ции находящихся в стационарных уч­реждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 2007 г. по 2011 г. Прави­тельством РФ, Минздравсоцразвития России и ФФОМС было издано много нормативных документов по этому поводу. Перечислим некоторые из них, действующие в настоящее время:

— постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1234 "О порядке пре­доставления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязатель­ного медицинского страхования на проведение диспансеризации пребы­вающих в стационарных учреждени­ях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации";

— приказ Минздравсоцразвития Рос­сии от 03.03.2011 № 162н "О проведе­нии диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей- сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" (далее — при­каз № 162н). Приказом утверждены Порядок проведения диспансериза­ции, Карта диспансеризации, отчет­ная форма о диспансеризации, форма плана графика проведения диспансе­ризации и, по согласованию с Мини­стерством образования и науки, пе­речень стационарных учреждений, в которых воспитываются названные категории детей;

— приказ ФФОМС от 18.01.2011 № 10. Приказом утверждены Порядок представления территориальными фондами обязательного медицинско­го страхования (ТФОМС) заявки на предоставление субсидий на прове­дение диспансеризации и сведений для завершения расчетов по прове­денной диспансеризации, Порядок ведения реестров счетов на оплату расходов по проведенной диспан­серизации, форма заявки на предо­ставление субсидий, форма сведений ТФОМС для завершения расчетов по финансовому обеспечению прове­денной диспансеризации, форма ре­естра счетов;

— приказ ФФОМС от 19.01.2011 № 12 "Об утверждении Порядка прове­дения территориальными фондами обязательного медицинского страхо­вания медико-экономической экспер­тизы представленных медицинскими организациями счетов на оплату рас­ходов, связанных с проведением ди­спансеризации пребывающих в ста­ционарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жиз­ненной ситуации".

Министерством здравоохранения РФ и Министерством образования и науки РФ определен перечень стацио­нарных учреждений, в которых вос­питываются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В этот перечень вошли:

— дома ребенка;

— образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— общеобразовательные школы-ин­тернаты;

— специальные (коррекционные) об­щеобразовательные школы-интерна­ты;

— оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для де­тей, нуждающихся в длительном лече­нии;

— специальные учебно-воспитатель­ные учреждения для детей и подрост­ков с девиантным поведением;

— детские дома-интернаты для умст­венно отсталых детей;

— детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками;

— специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждаю­щихся в социальной реабилитации;

— другие учреждения системы здра­воохранения, социальной защиты и образовательные учреждения, в ко­торых содержатся и воспитываются дети, находящиеся в трудной жизнен­ной ситуации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, обладая сведениями о находящихся на их территории стацио­нарных учреждениях, перечисленных выше, и численности детей в них, опре­деляют для каждого из учреждений ме­дицинские организации, которые будут проводить диспансеризацию.

Территориальные фонды ОМС пе­речисляют средства, поступившие к ним в виде субсидий, медицинским ор­ганизациям при наличии заключенного договора между ними (Типовая форма договора о финансировании ТФОМС расходов на проведении диспансериза­ции утверждена постановлением Пра­вительства РФ от 31.12.2010 № 1234). Свои заявки на получение субсидий на проведение диспансеризации ТФОМС подают не позднее 20-го числа текуще­го месяца исходя из численности пре­бывающих в стационарных учрежде­ниях детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и придержива­ясь плана-графика проведения диспан­серизации в субъекте РФ и норматива затрат на одного ребенка.

Нормативы затрат на проведение диспансеризации одного ребенка утверждаются ежегодно и дифферен­цируются в зависимости от возраста ребенка.

План-график диспансеризации ут­верждается руководителем органа ис­полнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения по согласова­нию с территориальным фондом ОМС. Например, Департамент здоро­вья населения Кемеровской области утвердил все необходимые для прове­дения диспансеризации детей доку­менты на текущий год в марте-апреле 2012 г., прикрепив в графике проведе­ния диспансеризации каждую меди­цинскую организацию к конкретному детскому учреждению.

Нормативы затрат на проведение диспансеризации одного ребенка ут­верждаются ежегодно и дифферен­цируются в зависимости от возраста ребенка. До изменения структуры ор­ганов исполнительной власти в 2012 г. такие нормативы утверждало Минздравсоцразвития России по согласо­ванию с Министерством образования и науки РФ, Министерством финан­сов РФ и ФФОМС.

Средства, полученные медицински­ми организациями от территориального фонда ОМС на диспансеризацию детей, направляются на оплату труда участвующих в диспансеризации меди­цинских работников и биологов этих организаций и привлекаемых из других организаций, а также на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения диспансеризации. В чи­сло тех, чей труд оплачивается за счет средств ТФОМС, не попадают врачи- педиатры участковые, врачи общей практики, медицинские сестры врачей- педиатров участковых, медицинские сестры врачей общей практики. Они получают денежные выплаты стимули­рующего характера за оказание допол­нительной медицинской помощи, софинансирование выплат осуществляется за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъ­ектов РФ.

Диспансеризация детей проводит­ся врачами-специалистами с помо­щью установленных лабораторных и функциональных исследований. При этом могут быть использованы ре­зультаты предыдущих осмотров и ла­бораторно-диагностических исследо­ваний, если давность их не превышает трех месяцев с момента исследова­ния. Перечень врачей-специалистов, которые участвуют в диспансериза­ции, указан в п. 2 приказа № 162н.

Результаты диспансеризации вно­сятся:

— в медицинскую карту ребенка для дошкольных образовательных учре­ждений, общеобразовательных учре­ждений, образовательных учреждений начального профессионального и сред­него профессионального образования, детских домов и школ-интернатов;

— медицинскую карту ребенка, вос­питывающегося в доме ребенка;

— карту диспансеризации пребываю­щих в стационарных учреждениях де­тей, находящихся в трудной жизнен­ной ситуации.

Врач-педиатр медицинской органи­зации, проводившей диспансериза­цию, с учетом заключения врачей-специалистов и результатов проведенных лабораторных и функциональных ис­следований выносит заключение о со­стоянии здоровья прошедших диспан­серизацию детей, распределяет их по группам здоровья и дает рекоменда­ции по дополнительному обследова­нию для уточнения диагноза и (или) по дальнейшему лечению.

Заполненные карты диспансериза­ции вместе с результатами лаборатор­ных и функциональных исследований передаются в те стационарные учреж­дения, где пребывают дети, находящи­еся в трудной жизненной ситуации.

Медицинские организации пред­ставляют в ТФОМС подписанные ру­ководителем и главным бухгалтером реестры счетов за отчетный период на оплату расходов по проведенной ди­спансеризации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. На ТФОМС возложено проведение медико-эконо­мической экспертизы представлен­ных счетов на оплату произведенных в процессе диспансеризации расхо­дов. В ходе такой экспертизы проверяется обоснованность проведения диспансеризации детей и соответст­вие счетов фактическому объему ока­занной медицинской помощи и ресур­сным возможностям медицинской организации (наличие лицензии, за­ключенного договора) на дату прове­дения диспансеризации.

ТФОМС обязан:

— использовать результаты медико-­экономической экспертизы для реше­ния вопроса об оплате медицинской помощи, оказанной в ходе проведения диспансеризации;

— участвовать совмес­тно с медицинскими организациями в разра­ботке мероприятий по устранению причин не­достоверного учета ме­дицинской помощи или оказания ее в неполном объеме, фактов необо­снованно предъявлен­ных на оплату счетов;

— информировать федеральные орга­ны, выполняющие функции по конт­ролю и надзору в сфере здравоохране­ния, а также органы исполнительной власти субъектов РФ в этой области.

В ходе медико-экономической эк­спертизы чаще всего выявляются сле­дующие нарушения:

— оплата диспансеризации при невы­полнении необходимого набора ме­дицинских услуг (ребенок осмотрен не всеми врачами, проведены не все лабораторные и функциональные ис­следования);

— направление средств на оплату тру­да медицинских работников участко­вых служб;

— направление средств на оплату труда работников, не участвующих в диспансеризации, и на приобретение оборудования, лекарств и материа­лов, не предназначенных для исполь­зования в ходе ее проведения;

— предоставление медицинскими ор­ганизациями реестров счетов на опла­ту диспансеризации лиц, которые ди­спансеризацию не проходили;

— оплата проведе­ния диспансеризации при отсутствии учет­ных документов, без оформления акта вы­полнения работ;

— отсутствие у ме­дицинской организа­ции лицензии на меди­цинскую деятельность по отдельным видам услуг, необходимых

для проведения диспансеризации в полном объеме;

— отсутствие у медицинских работ­ников, участвующих в диспансериза­ции, сертификатов специалистов.

При подготовке к диспансериза­ции 2013 г. ТФОМС и медицинским организациям необходимо учесть ошибки прошлых лет. Это особенно актуально в связи с возобновлением ежегодной диспансеризации под­ростков в возрасте до 18 лет, о чем заявила министр здравоохранения В. Скворцова.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.