Здравоохранение

Возложение на фельдшера (акушерку) функций лечащего врача

  • 15 декабря 2012
  • 83

Принятие Федерального за­кона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья) внесло определенные новации в пра­вовые нормы, регулирующие выпол­нение обязанностей лечащим врачом (ст. 2).

В соответствии с Основами законо­дательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее — Основы), утвержденными Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-1, функции лечащего врача должно бы­ло выполнять только ли­цо, получившее высшее медицинское образова­ние в Российской Феде­рации, имеющее диплом и специальное звание, а также сертификат спе­циалиста (ст. 54 Основ). Однако подзаконный нормативный акт — приказ Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110 "О порядке назначе­ния и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского на­значения и специализированных продуктов лечебного питания" по­зволял среднему медицинскому пер­соналу в определенных случаях вме­сто лечащего врача назначать лекарственные средства (п. 1.2 при­ложения 12 к приказу). Получили распространение и фельдшерские бригады скорой психиатрической по­мощи (приказ Минздрава России от 08.04.1998 № 108 "О скорой психиа­трической помощи"), а также скорой медицинской помощи (приказ Мин­здрава России от 26.03.1999 № 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населе­нию Российской Федерации"), в со­ставе которых фельдшер фактически выполнял отдельные функции леча­щего врача.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Новый Закон об охране здоровья привел в соответствие нормативное регулирование по привлечению среднего медицинского персонала для выполнения некоторых обязан­ностей лечащего врача, установив следующее. Отдельные функции ле­чащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи па­циенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назна­чению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические и психотропные лекарственные пре­параты, руководителем медицинской организации при организации оказа­ния первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской по­мощи могут быть возложены на фельдшера, акушерку в порядке, установленном уполномоченным фе­деральным органом исполнительной власти (ч. 7 ст. 70).

Данная правовая норма действует с 1 января 2012 г. (согласно ч. 2 ст. 101 Закона об охране здоровья). Подза­конный нормативный акт, устанавли­вающий порядок ее реализации (при­каз Минздравсоцразвития России от 23.03.2012 № 252н), был опубликован в "Российской газете" 5 мая 2012 г. и вступил в законную силу с 16 мая 2012 г.

Введение данной правовой нормы было вызвано объективным состоя­нием общественного здравоохране­ния. На открытии конференции "Медицинское образование — 2012" тогдашний министр здравоохране­ния Татьяна Голикова сказала, что дефицит в России по клиническим специальностям составляет 152, 8 тыс. человек2. Норма направлена как раз на частичную компенсацию этого дефицита, особенно выраженного в амбулаторно-поликлиническом зве­не, сельском здравоохранении и при оказании скорой медицинской помо­щи.

Условия возложения на фельдшера (акушерку) отдельных функций леча­щего врача представлены.

Функции лечащего врача перечи­слены в ч. 2, 4 и 5 ст. 70 Закона об ох­ране здоровья:

"2. Лечащий врач организует свое­временное квалифицированное об­следование и лечение пациента, пре­доставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя при­глашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созы­вает консилиум врачей для целей, установленных ч. 4 ст. 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экс­тренной медицинской помощи. <...>

4. Лечащий врач, рекомендуя паци­енту лекарственный препарат, меди­цинское изделие, специализирован­ный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возмож­ности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицин­ского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заме­нителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

5. Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основан­ным на всестороннем обследовании пациента и составленным с исполь­зованием медицинских терминов ме­дицинским заключением о заболева­нии (состоянии) пациента, в том числе явившемся причиной смерти пациента".

Функции (обязанности) лечащего врача применительно к врачебным специальностям конкретизированы в следующих нормативных правовых актах:

— приказ Минздравсоцразвития Рос­сии от 23.03.2010 № 541н «Об утвер­ждении Единого квалификационного справочника должностей руководите­лей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики

должностей работников в сфере здра­воохранения"» (врач-терапевт участ­ковый, врач-терапевт участковый це­хового врачебного участка);

— приказ Минздравсоцразвития России от 17.01.2005 № 84, приложе­ние 1 (врач общей практики (семей­ный врач));

— приказ Минздравсоцразвития Рос­сии от 18.01.2006 № 28, приложение (врач-педиатр участковый).

Таким образом, при возложении от­дельных функций лечащего врача на фельдшера (акушерку) надо руковод­ствоваться определенной структурой нормативных правовых актов.

Знание данной структуры необхо­димо для правильного документально­го оформления передачи отдельных функций лечащего врача фельдшеру и акушерке.

Приказ Минздравсоцразвития Рос­сии от 23.03.2012 № 252н не регулиру­ет, какие именно обязанности леча­щего врача и в каком объеме могут быть переданы среднему медицинско­му работнику. В приказе говорится лишь о том, что фельдшер (акушерка) могут выполнять отдельные функции лечащего врача, но эти функции не конкретизированы. Получается, что требования приказа будут формально соблюдены работодателем даже в том случае, если на фельдшера (акушерку) переложат все обязанности лечащего врача, за исключением одной.

По мнению авторов, работодателю не стоит злоупотреблять данной воз­можностью, поскольку приказ не от­меняет гражданскую ответственность медицинской организации за причи­нение вреда пациенту. Не отменяет он и уголовную ответственность фельд­шера (акушерки), заменяющего врача, за причинение вреда жизни и здоро­вью по ст. 109 (Причинение смерти по неосторожности) и ст. 118 (Причине­ние тяжкого вреда здоровью по нео­сторожности) Уголовного кодекса РФ.

Получая функции врача — специа­листа с высшим профессиональным образованием (что будет отражено в локальных нормативных актах), сред­ний медицинский персонал становится субъектом юридической ответствен­ности не только за свои прямые обя­занности фельдшера (акушерки), но и за дополнительно возложенные, обыч­но выполняемые работником с более высоким образовательным цензом.

Федеральные образовательные стандарты высшего и среднего про­фессионального образования по спе­циальностям медицинской отрасли сильно различаются. Этот разрыв со­храняется и при получении выпуск­никами опыта работы. Тем не менее область пересечения профессиональ­ной компетенции (образования, уме­ний, навыков) среднего медицинско­го персонала и врачей-специалистов существует (см. рис. 3). Таким обра­зом, есть объективные предпосылки для делегирования отдельных обязан­ностей врача среднему медицинскому персоналу.

При вступлении в трудовые право­отношения работник заключает с ра­ботодателем трудовой договор, суще­ственным содержанием которого является трудовая функция, основан­ная в т. ч. и на квалификации (профес­сиональной подготовке работника). От трудовой функции зависит размер оплаты, устанавливаемый исходя из объема и содержания труда.

Нормы Трудового кодекса РФ (да­лее — ТК РФ) определяют две разно­видности правоотношений между ра­ботником и работодателем, если работник намерен выйти за пределы своей трудовой функции: совмести­тельство и совмещение.

При совместительстве работник выполняет другую регулярную опла­чиваемую работу на условиях трудо­вого договора в свободное от основ­ной работы время (ст. 282 ТК РФ), а при совмещении — дополнительную работу в течение установленной про­должительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной тру­довым договором (ст. 60.2 ТК РФ).

Как уже отмечалось ранее, на фельдшера (акушерку) нельзя перело­жить абсолютно все обязанности ле­чащего врача, т. е. с учетом образова­тельного ценза данный средний медицинский персонал не может быть принят на условиях внутреннего или внешнего совместительства на долж­ность врача-специалиста. Поэтому остается совмещение как закреплен­ный законодателем способ трудовых правоотношений, необходимый сто­ронам для оперативного решения те­кущих задач.

Возложение на фельдшера (аку­шерку) отдельных функций лечащего врача означает расширение объема и содержания их трудовой функции. Подобные ситуации предусмотрены ТК РФ в ст. 60.2, которая в этом случае устанавливает определенные требо­вания к сторонам трудовых правоот­ношений. Прежде всего, необходимо получить письменное согласие работ­ника (фельдшера, акушерки) и закре­пить отношения сторон в документе, где указываются срок, в течение кото­рого работник будет выполнять до­полнительную работу, содержание и объем работы, а также оплата.

Размер оплаты устанавливается по соглашению сторон. Однако пред­ставляется разумным при его расчете учитывать соотношение всех обязан­ностей лечащего врача и функций, пе­реданных фельдшеру (санитарке). В этой пропорции из должностного оклада лечащего врача должна вычле­няться доля, которая пойдет на оплату дополнительного труда среднего ме­дицинского персонала. По своему со­держанию эта выплата носит компен­сационный характер и является составной частью заработной платы среднего медицинского работника.

Что касается выплат стимулирующе­го характера, они должны устанавли­ваться исходя из Положений об оплате труда, действующих в субъектах РФ, а также коллективных договоров и иных локальных нормативных актов. В осно­ве установления таких выплат должны лежать критерии интенсивности и высоких результатов работы, качества вы­полняемых работ, стаж непрерывной работы, выслуги лет и премиальные вы­платы по итогам работы3. В любом слу­чае размер дополнительной оплаты должен служить достаточной мотива­цией для надлежащего выполнения до­полнительных объемов работы.

Таким образом, компенсационные выплаты двух фельдшеров с равным объемом функций врача будут оди­наковы, а стимулирующие выплаты могут различаться в силу различия квалификационных категорий этих специалистов или по иным основани­ям.

Возложение отдельных функций ле­чащего врача на среднего медицинско­го работника закрепляется приказом руководителя медицинской организа­ции. Выполнение дополнительной работы может быть до­срочно прекращено волей сторон, при этом сторона-инициатор обязана пре­дупредить об этом другую сторону в письменной форме не менее чем за три дня.

Весьма значим вопрос предостав­ления пациенту информации о меди­цинском работнике, который в том или ином объеме оказывает медицин­скую услугу этому пациенту. Согласно ст. 79 Закона об охране здоровья ме­дицинская организация среди прочего обязана:

— предоставлять пациентам досто­верную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективно­сти методов лечения, используемых лекарственных препаратах и меди­цинских изделиях;

— информировать граждан в доступ­ной форме, в том числе с использованием сети Интернет, об осуществля­емой медицинской деятельности и о медицинских работниках, об уровне их образования и квалификации.

Из этого следует, что в медицин­ской организации в доступном месте должна быть размещена информация о том, что на средний медицинский персонал возложены отдельные функции лечащего врача (см. прило­жение 5). Располагая данной инфор­мацией, пациент сможет принять ре­шение, обращаться за медицинской помощью к фельдшеру (акушерке) или же добиваться реализации своего права на получение медицинской по­мощи у специалиста с высшим про­фессиональным образованием (при наличии возможности).

Потребуют разрешения и вопросы оплаты медицинской помощи в си­стеме ОМС. Ведь возложение отдель­ных функций лечащего врача на средний медицинский персонал бу­дет расцениваться как несоблюдение стандартов медицинской помощи, что, по мнению авторов, должно сопровождаться понижением оплаты в рамках договорных отношений по обязательному медицинскому стра­хованию, т. к. качественные характе­ристики стандартов не будут выпол­няться.

В конечном итоге правопримени­тельная практика покажет, оправдает ли ожидания как законодательно за­крепленный способ решения пробле­мы кадрового дефицита врачей переда­ча среднему медицинскому персоналу отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию меди­цинской помощи пациенту в период наблюдения и лечения.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, бесплатные медкниги для Вас:

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.