Какой должна быть современная школьная медицина

16

Школа не может существовать без медицинского обеспечения и медицинский кабинет школы должен быть интегрирован в образовательное пространство.

Сегодня медицинские и педагогические работники почти не взаимодействуют при разработке программ профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни школьников. Результаты обследований, проведенных медицинскими работниками, практически никогда не используются учителями при определении учебной нагрузки.

Основная причина такой разобщенности – отсутствие межведомственного взаимодействия между органами управления здравоохранения и образования на всех уровнях. До сих пор Минздравом России не утвержден порядок оказания медицинской помощи детям в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Отсутствие четко прописанных функциональных обязанностей приводит к тому, что школьный врач не имеет статуса соответствующего его важнейшей роли в образовательных учреждениях, не имеет тех же социальных и профессиональных гарантий, которые имеет участковый педиатр.

Сохранение здоровья школьников  – задача, которую можно решить только совместными усилиями медицинских работников, учителей и родителей.

Многоаспектность проблемы сохранения здоровья ребенка требует использования специальных методик, учитывающих последние достижения во многих областях: в медицине, физиологии, психологии и педагогики.

Учитывая, что развитие организма всегда имеет индивидуальные особенности, крайне сложно выбрать “универсальный” метод наблюдения за здоровьем детей. На практике чаще всего проводят мониторинг зрения, осанки, психологический и саногенетический мониторинг, при котором изучается динамика функцио нального состояния основных систем организма.

В то же время, у детей (даже с хроническими инвалидизирующими заболеваниями), сохраняется значительный функциональный резерв, позволяющий им адаптироваться к учебной нагрузке.

Необходимо объективно установить уровень индивидуальных адаптивных возможностей учащегося, для чего должен быть проведен системный анализ и выявлены взаимосвязи множества факторов и параметров.

Этой цели можно добиться, используя паспорт здоровья школьника. Предлагаемый подход к саногенетическому типированию отличается от традиционно используемых методик большей оперативностью и объективностью, безопасностью и низким уровнем финансовых затрат.

Такой подход прост и может применяться в любом образовательном учреждении, что важно при включении курса “культура здоровья” в образовательные программы.

У учащихся формируется привычка к самостоятельному наблюдению за своим здоровьем на основании объективной информации, полученной при инструментальных исследованиях (а не на предположениях о вероятности тех или иных проблем со здоровьем в будущем). В процессе наблюдения учащийся и его родители могут оценить реальные результаты выполнения индивидуальных рекомендаций по режиму учебы и отдыха, физической нагрузке, диете и т.д. – в виде успехов в учебе.

Индивидуальное санотипирование позволяет точно сформировать состав групп учащихся, в каждой из них выделить системы саногенеза с наибольшим функциональным напряжением, и разработать наиболее эффективные медикопедагогические мероприятия.

Становится возможным не просто выделить “группу риска”, но и предложить практическое решение по эффективной адаптации школьника к учебной нагрузке.

Особую проблему представляет обучение детей, отнесенных ко второй или третьей группе состояния здоровья (2-я группа – часто и длительно болеющие; 3-я группа − больные хроническими заболеваниями в стадии ремиссии). Количество таких детей – до половины всех учащихся; их адаптация к учебному процессу сложна и характеризуется ограничениями как в отношении интеллектуальной, так и физической нагрузки. При этом клиническая симптоматика у детей из второй группы состояния здоровья выражена слабо, а отклонения могут быть выявлены и вовремя скорректированы только при постоянном наблюдении.

В течение девяти лет проект “Электронный паспорт здоровья школьника” успешно реализуется в г. Москве. В этой работе принимают участие Департаменты образования, социальной защиты населения, здравоохранения г. Москвы, Московский институт открытого образования, Медицинский информационно-аналитический центр РАМН, Институт новых технологий, окружные управления образования и общеобразовательные учреждения. Использованы научные разработки МГУ им. М.В. Ло моносова, РГПУ им. А.И. Гер цена, Института психологии РАО, Санкт-Петербургского института ядерной физики РАН, НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН, Челябинского педагогического университета, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУНЦЗД РАМН и других научных учреждений.

Первая городская экспериментальная площадка (далее – ГЭП) “Паспорт здоровья” была сформирована в 2004 г. в южном округе г. Москвы. В течение трех лет были изучены особенности внедрения саногенетического мониторинга здоровья учащихся в учебный процесс и созданы модели объединения существующих систем мониторинга здоровья детей.

ограммы “Столичное здравоохранение”, с целью улучшения взаимодействия медицинских работников с родителями и педагогами при проведении диспансерных осмотров и мероприятий по профилактике заболеваний, оздоровлению и реабилитации детей, в практику работы городских поликлиник была введена “бумажная” версия паспорта здоровья школьника.

С 2006 по 2009 г. была организована ГЭП “Система школьных мониторингов здоровья как медико-педагогический инструментарий Единого паспорта здоровья”. Было обследовано свыше 20 тыс. детей – как практически здоровых, так и имеющих различные заболевания.

В результате были конкретизированы требования к Электронному паспорту здоровья, который должен:

• быть основан на автоматических видах мониторинга;

• исключить субъективность оценок состояния здоровья;

• освободить учителя от необходимости анализировать медицинскую документацию в бумажном виде;

• быть универсальным для всех видов образовательных учреждений;

• процесс сбора и обработки информации должен поддерживаться сертифицированной автоматизированной экспертной системой.

Этим требованиям отвечают “Электронный паспорт здоровья ребенка” (далее – ЭПЗР) и “Электронный школьный кабинет здоровья” (далее – ЭШКЗ), разработанные специалистами Медицинского информационно-аналитического центра РАМН.

“Электронный паспорт здоровья ребенка” представляет собой базу данных, накапливаемых из различных информационных источников, позволяющую хранить, находить и анализировать информацию, а также обмениваться индивидуальными электронными медицинскими записями с другими информационными ресурсами.

Создаваемая на основе ЭПЗР сводная база данных, поддерживаемая экспертной системой, позволяет родителям и педагогам не только спрогнозировать возможные проблемы с состоянием здоровья ребенка, но и получить рекомендации по коррекции нарушений. При этом администрация образовательных учреждений получает возможность построения образовательного процесса с учетом особенностей состояния здоровья учеников, а родители – информацию о результатах динамичного наблюдения за здоровьем ребенка и об адаптации ребенка к учебным нагрузкам.

Введение электронных систем позволяет автоматизировать процессы взаимодействия образовательных и лечебных учреждений, реализовать статистический обмен информацией на районном и городском уровне.

Удобство ЭПЗР и в том, что вся информация обрабатывается программой, установленной на маленькой флеш-карте, что позволяет не только хранить и накапливать медицинские данные (результаты анализов, инструментальных обследований и т.п.), но и использовать их при обращении к специалистам любого медицинского учреждения, при переводе ребенка в другую школу и т. д.

“Электронный школьный кабинет здоровья” − инструмент, интегрирующий результаты школьного мониторинга состояния здоровья ребенка с результатами периодических медицинских осмотров, полученных из прикрепленной медицинской организации в согласованном формате.

Совместимость программ ЭПЗР и ЭШКЗ позволяет создать единую информационную модель накопления и обмена электронными записями о результатах мониторинга здоровья школьников:

• включающую защищенный носитель данных, хранящийся у пациента;

• использующую стандартизированный формат обмена данными;

• соответствующую требованиям законодательства;

• позволяющую проводить обработку и анализ результатов школьного мониторинга;

• обеспечивающую защищенный доступ к данным.

ЭПЗР отвечает требованиям национального стандарта РФ “Электронная история болезни. Общие положения. ГОСТ Р 52636-2006” (утвержден приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 № 407-ст).

Автоматическая выгрузка данных из ЭШКЗ в ЭПЗР создает дополнительные условия безопасной передачи конфиденциальной информации для ее предоставления родителям.

В заключение отметим, что для эффективного использования предлагаемой технологии в целях сохранения здоровья школьников необходима согласованная работа по следующим направлениям:

• развитие информационной инфраструктуры общеобразовательных и лечебных учреждений;

• приобретение ЭШКЗ для школы и детской поликлиники;

• приобретение ЭПЗР для каждого ребенка.

В настоящее время созданы условия для перехода к электронной паспортизации здоровья школьников:

• большинство школ оснащены компьютерами, подключенными к сети Интернет;

• создана и апробирована модель системы мониторинга здоровья;

• разрабатывается электронная база здоровьесберегающих технологий;

• школам здоровья придан статус методических центров для оказания услуг по обучению педагогов и проведению для санитарно-просветительской работы среди родителей.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль