text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Какой должна быть современная школьная медицина

  • 15 января 2013
  • 22

Школа не может существовать без медицинского обеспечения и медицинский кабинет школы должен быть интегрирован в образовательное пространство.

Сегодня медицинские и педагогические работники почти не взаимодействуют при разработке программ профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни школьников. Результаты обследований, проведенных медицинскими работниками, практически никогда не используются учителями при определении учебной нагрузки.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Основная причина такой разобщенности – отсутствие межведомственного взаимодействия между органами управления здравоохранения и образования на всех уровнях. До сих пор Минздравом России не утвержден порядок оказания медицинской помощи детям в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Отсутствие четко прописанных функциональных обязанностей приводит к тому, что школьный врач не имеет статуса соответствующего его важнейшей роли в образовательных учреждениях, не имеет тех же социальных и профессиональных гарантий, которые имеет участковый педиатр.

Сохранение здоровья школьников  – задача, которую можно решить только совместными усилиями медицинских работников, учителей и родителей.

Многоаспектность проблемы сохранения здоровья ребенка требует использования специальных методик, учитывающих последние достижения во многих областях: в медицине, физиологии, психологии и педагогики.

Учитывая, что развитие организма всегда имеет индивидуальные особенности, крайне сложно выбрать “универсальный” метод наблюдения за здоровьем детей. На практике чаще всего проводят мониторинг зрения, осанки, психологический и саногенетический мониторинг, при котором изучается динамика функцио нального состояния основных систем организма.

В то же время, у детей (даже с хроническими инвалидизирующими заболеваниями), сохраняется значительный функциональный резерв, позволяющий им адаптироваться к учебной нагрузке.

Необходимо объективно установить уровень индивидуальных адаптивных возможностей учащегося, для чего должен быть проведен системный анализ и выявлены взаимосвязи множества факторов и параметров.

Этой цели можно добиться, используя паспорт здоровья школьника. Предлагаемый подход к саногенетическому типированию отличается от традиционно используемых методик большей оперативностью и объективностью, безопасностью и низким уровнем финансовых затрат.

Такой подход прост и может применяться в любом образовательном учреждении, что важно при включении курса “культура здоровья” в образовательные программы.

У учащихся формируется привычка к самостоятельному наблюдению за своим здоровьем на основании объективной информации, полученной при инструментальных исследованиях (а не на предположениях о вероятности тех или иных проблем со здоровьем в будущем). В процессе наблюдения учащийся и его родители могут оценить реальные результаты выполнения индивидуальных рекомендаций по режиму учебы и отдыха, физической нагрузке, диете и т.д. – в виде успехов в учебе.

Индивидуальное санотипирование позволяет точно сформировать состав групп учащихся, в каждой из них выделить системы саногенеза с наибольшим функциональным напряжением, и разработать наиболее эффективные медикопедагогические мероприятия.

Становится возможным не просто выделить “группу риска”, но и предложить практическое решение по эффективной адаптации школьника к учебной нагрузке.

Особую проблему представляет обучение детей, отнесенных ко второй или третьей группе состояния здоровья (2-я группа – часто и длительно болеющие; 3-я группа − больные хроническими заболеваниями в стадии ремиссии). Количество таких детей – до половины всех учащихся; их адаптация к учебному процессу сложна и характеризуется ограничениями как в отношении интеллектуальной, так и физической нагрузки. При этом клиническая симптоматика у детей из второй группы состояния здоровья выражена слабо, а отклонения могут быть выявлены и вовремя скорректированы только при постоянном наблюдении.

В течение девяти лет проект “Электронный паспорт здоровья школьника” успешно реализуется в г. Москве. В этой работе принимают участие Департаменты образования, социальной защиты населения, здравоохранения г. Москвы, Московский институт открытого образования, Медицинский информационно-аналитический центр РАМН, Институт новых технологий, окружные управления образования и общеобразовательные учреждения. Использованы научные разработки МГУ им. М.В. Ло моносова, РГПУ им. А.И. Гер цена, Института психологии РАО, Санкт-Петербургского института ядерной физики РАН, НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН, Челябинского педагогического университета, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУНЦЗД РАМН и других научных учреждений.

Первая городская экспериментальная площадка (далее – ГЭП) “Паспорт здоровья” была сформирована в 2004 г. в южном округе г. Москвы. В течение трех лет были изучены особенности внедрения саногенетического мониторинга здоровья учащихся в учебный процесс и созданы модели объединения существующих систем мониторинга здоровья детей.

ограммы “Столичное здравоохранение”, с целью улучшения взаимодействия медицинских работников с родителями и педагогами при проведении диспансерных осмотров и мероприятий по профилактике заболеваний, оздоровлению и реабилитации детей, в практику работы городских поликлиник была введена “бумажная” версия паспорта здоровья школьника.

С 2006 по 2009 г. была организована ГЭП “Система школьных мониторингов здоровья как медико-педагогический инструментарий Единого паспорта здоровья”. Было обследовано свыше 20 тыс. детей – как практически здоровых, так и имеющих различные заболевания.

В результате были конкретизированы требования к Электронному паспорту здоровья, который должен:

• быть основан на автоматических видах мониторинга;

• исключить субъективность оценок состояния здоровья;

• освободить учителя от необходимости анализировать медицинскую документацию в бумажном виде;

• быть универсальным для всех видов образовательных учреждений;

• процесс сбора и обработки информации должен поддерживаться сертифицированной автоматизированной экспертной системой.

Этим требованиям отвечают “Электронный паспорт здоровья ребенка” (далее – ЭПЗР) и “Электронный школьный кабинет здоровья” (далее – ЭШКЗ), разработанные специалистами Медицинского информационно-аналитического центра РАМН.

“Электронный паспорт здоровья ребенка” представляет собой базу данных, накапливаемых из различных информационных источников, позволяющую хранить, находить и анализировать информацию, а также обмениваться индивидуальными электронными медицинскими записями с другими информационными ресурсами.

Создаваемая на основе ЭПЗР сводная база данных, поддерживаемая экспертной системой, позволяет родителям и педагогам не только спрогнозировать возможные проблемы с состоянием здоровья ребенка, но и получить рекомендации по коррекции нарушений. При этом администрация образовательных учреждений получает возможность построения образовательного процесса с учетом особенностей состояния здоровья учеников, а родители – информацию о результатах динамичного наблюдения за здоровьем ребенка и об адаптации ребенка к учебным нагрузкам.

Введение электронных систем позволяет автоматизировать процессы взаимодействия образовательных и лечебных учреждений, реализовать статистический обмен информацией на районном и городском уровне.

Удобство ЭПЗР и в том, что вся информация обрабатывается программой, установленной на маленькой флеш-карте, что позволяет не только хранить и накапливать медицинские данные (результаты анализов, инструментальных обследований и т.п.), но и использовать их при обращении к специалистам любого медицинского учреждения, при переводе ребенка в другую школу и т. д.

“Электронный школьный кабинет здоровья” − инструмент, интегрирующий результаты школьного мониторинга состояния здоровья ребенка с результатами периодических медицинских осмотров, полученных из прикрепленной медицинской организации в согласованном формате.

Совместимость программ ЭПЗР и ЭШКЗ позволяет создать единую информационную модель накопления и обмена электронными записями о результатах мониторинга здоровья школьников:

• включающую защищенный носитель данных, хранящийся у пациента;

• использующую стандартизированный формат обмена данными;

• соответствующую требованиям законодательства;

• позволяющую проводить обработку и анализ результатов школьного мониторинга;

• обеспечивающую защищенный доступ к данным.

ЭПЗР отвечает требованиям национального стандарта РФ “Электронная история болезни. Общие положения. ГОСТ Р 52636-2006” (утвержден приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 № 407-ст).

Автоматическая выгрузка данных из ЭШКЗ в ЭПЗР создает дополнительные условия безопасной передачи конфиденциальной информации для ее предоставления родителям.

В заключение отметим, что для эффективного использования предлагаемой технологии в целях сохранения здоровья школьников необходима согласованная работа по следующим направлениям:

• развитие информационной инфраструктуры общеобразовательных и лечебных учреждений;

• приобретение ЭШКЗ для школы и детской поликлиники;

• приобретение ЭПЗР для каждого ребенка.

В настоящее время созданы условия для перехода к электронной паспортизации здоровья школьников:

• большинство школ оснащены компьютерами, подключенными к сети Интернет;

• создана и апробирована модель системы мониторинга здоровья;

• разрабатывается электронная база здоровьесберегающих технологий;

• школам здоровья придан статус методических центров для оказания услуг по обучению педагогов и проведению для санитарно-просветительской работы среди родителей.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Справочная сиистема
Вы выиграли отличный подарок!
Получите доступ к Системе «Главный врач» на 3 дня!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.