text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

О некоторых новых правах и обязанностях врача в российском законодательстве

  • 15 марта 2013
  • 32

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые практически двадцать лет регулировали деятельность отечественного здравоохранения, и новый Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон об охране здоровья) во многом и схожи, и отличны друг от друга.

При рассмотрении отличий необходимо обратить внимание на одно новое право врача, зафиксированное в действующем законе. Это право врача на отказ от проведения искусственного прерывания беременности". Оно регламентируется п. 3 ст. 70 "Лечащий врач": "Лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача".

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Чем вызвано данное нововведение? Прежде всего фактом принципиального различия юридического и нравственного взгляда на проблемы искусственного прерывания беременности. Отношение врачебного сообщества к аборту является старейшей этико-медицинской проблемой, сохраняющей свою актуальность и сегодня. Вопрос о легализации абортов до сих пор остается поводом для дискуссий специалистов, протестов граждан, заседаний парламентов. Острота в обсуждении проблем аборта в современном обществе сохраняется, несмотря на то что эта проблема "стара как мир".

Юридический статус плодоизгнания: история

Гиппократ впервые в истории европейской медицины зафиксировал этическую позицию врачебного сословия о недопустимости участия врача в прерывании начавшейся человеческой жизни. Такое отношение было нетипичным для Древней Греции и Древнего Рима, где плодоизгнание не считалось преступлением.

Но уже в первом тысячелетии нашей эры прерывание беременности начинает рассматриваться как нарушение ветхозаветной заповеди "не убий" (Исх. 20, 13). Данная позиция находилась в непротиворечивом согласии с судебными принципами римского права, в соответствии с которыми: "Тот, кто во чреве пребывает, почти во всем цивильном праве считается существующим".

С VII в. типичным наказанием за изгнание плода для европейского законодательства Средних веков и Нового времени становится смертная казнь. В России смертная казнь за плодоизгнание была введена в 1649 г. Под влиянием существующих законов и морали в XV —XIX вв. аборт не входил в перечень необходимых навыков медика и не относился к видам врачебной деятельности.

Ситуация изменилась в середине XIX в., когда во Франции начали использовать понятие "медицинское показание к аборту", включающее специфические медицинские случаи, которые снимали уголовную ответственность с врача и женщины за проведение аборта. Постепенно медицинские показания расширялись. К ним стали относить болезни сердца, почек, туберкулез, душевные болезни, наследственные заболевания женщины, случаи, когда беременность угрожает жизни матери.

В это же время в оборот европейского судопроизводства входит понятие "социальное показание к аборту", которое означало "изнасилование", "сношение путем обмана", "чрезмерную нужду", что также смягчало в судах ответственность за произведенный аборт.

Под нарастающим давлением медицинских и социальных показаний смертная казнь за плодоизгнание постепенно вытесняется из законодательств европейских государств. При этом аборт сохраняет за собой статус преступления "против жизни, против семьи и общественной нравственности".

В первом русском Уголовном кодексе 1832 г. изгнание плода упоминается среди видов смертоубийства. Согласно ст. 1461, 1462 Уложения о наказаниях 1885 г., искусственный аборт карался 4 — 5 годами каторжных работ, лишением всех прав, состояния, ссылкой в Сибирь на поселение. Новое Уголовное уложение 1903 г. смягчает меры пресечения: "Мать, виновная в умерщвлении своего плода, наказывается заключением в исправительный дом на срок не свыше 3 лет, врач — от 1, 5 до 6 лет".

Начало XX в. было ознаменовано оживленными обсуждениями этико-медицинских проблем искусственного аборта в российских медицинских изданиях. В 1911 г. доктор Т. Шабад практически одним из первых ставит вопрос о "праве матери распоряжаться функцией своего тела", утверждая, что данное действие не является преступным и не должно быть наказуемо6. В конце XX в. это право превратится в основополагающий принцип идеологии "репродуктивных прав человека". Осуждение уголовного наказания матери и врача бв1ло итогом работы XII Пироговского съезда в 1913 г. Тем не менее на съезде и после него (при обсуждении итогов) основная тенденция в российском врачебном мире — моральное неприятие аборта — сохранилась.

После революции 1917 г. Россия становится первой страной мира (не считая Франции периода революции 1791 — 1810 гг.), где женщины и врачи полностью освобождаются от уголовной ответственности за аборт. 18 ноября 1920 г. вступает в силу постановление Наркомздрава и Наркомюста, которое легализует искусственный аборт: "Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается ей максимальная безвредность".

Запрещение абортов в 1936 г. сменилось в 1955 г. их легализацией, которая сохраняется до настоящего времени.

Во второй половине XX в. принципиальное изменение юридического статуса медицинской репродуктивной практики происходит не только в России, но и в государствах Европы и США. Длительные дискуссии привели к отмене законодательного запрета или его ослаблению в той или иной степени в Швеции (1946 г.), Англии (1967 г.), США (1973 г.), Италии (1978 г.), Испании (1978 г.), Норвегии (1978 г.), Франции (1979 г.), Нидерландах (1981 г.).

В то же время есть немало государств, которые в той или иной форме противостоят тенденции тотальной легализации абортов. Это Израиль, а также страны с устойчивой католической культурой, в частности, Ирландия и Португалия. В 1993 г. Польша стала первой страной бывшего социалистического лагеря, в которой вновь введены государственные законодательные ограничения на производство абортов, что положило начало возрождению консервативной традиции в конце XX в. В настоящее время к Польше присоединилась Венгрия.

Правовая защита эмбриона

Во многих странах мира существует правовая защита эмбриона. В ст. 40 Конституции Ирландии констатируется: "Государство признает право на жизнь нерожденного...".9 Статья 15 Конституции Словацкой Республики и ст. 6 Конституции Чешской Республики декларируют: "Человеческая жизнь достойна охраны еще до рождения".

В Германии действует "Акт о защите эмбриона человека", по которому налагается строгий запрет на любую манипуляцию над человеческим эмбрионом, за исключением манипуляции, целью которой является сохранение и спасение эмбриона. Во Франции Кодекс законов о здравоохранении устанавливает, что жизнь человеческого существа должна охраняться с момента первых признаков ее проявления. В Великобритании суды ввели ответственность за причинение эмбриону вреда по неосторожности. Согласно Шотландскому акту о дорожных происшествиях 1972 г. (Road Traffic Act 1972) эмбрион признается юридической личностью. В Австралии человек обладает правом подать иск о возмещении вреда, причиненного ему по неосторожности в период его внутриутробного развития.

Тем не менее несмотря на признание многими странами юридического статуса человеческого эмбриона, легализация аборта остается устойчивой тенденцией современной цивилизации. Эта тенденция не снимает, а все более обостряет противоречия между "юридическим" и "нравственным" долгом врача.

Какой же из существующих точек зрения на проблему искусственного прерывания беременности придерживаться врачу?

Профессиональным ответом на этот вопрос международного врачебного сообщества стала Декларация о медицинских абортах (г. Осло, 1983 г.), принятая Всемирной медицинской ассоциацией. В Декларации сказано:

1) основополагающий моральный принцип врача — уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия;

2) обстоятельства, противополагающие интересы потенциальной матери интересам ее не родившегося ребенка, ставят врача перед необходимостью выбора: сохранить беременность или преднамеренно ее прервать;

3) неоднозначность выбора определяется разными религиозными и нравственными позициями, причем любое из решений требует уважения;

4) определение отношения к этому вопросу и правил его решения в данном государстве или общине лежит вне компетенции медицины; врачи должны лишь обеспечить защиту своим пациентам и отстоять собственные права в обществе;

5) в тех странах, где медицинские аборты разрешены законом, компетентные специалисты могут делать их на легальном основании;

6) если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге;

7) исполнение положений настоящей Декларации Генеральной Ассамблеи Всемирной медицинской ассоциации не является обязательным для тех ассоциаций-членов, которые не присоединятся к ней".

В Декларации предлагается этически корректная форма разрешения конфликта служебного и нравственного долга врача и вводится право на личные убеждения. Именно в соответствии с данным международным документом в ст. 70 Закона об охране здоровья установлено новое для России право врача "по согласованию с соответствующим должностным лицом медицинской организации... отказаться от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих". В свою очередь, должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену врача.

Обязанность соблюдения “времени тишины"

Разрешению обозначенного конфликта долга и личных убеждений в значительной степени подчинено и введение новой обязанности врача по соблюдению так называемого времени тишины, которое регламентируется в пп. 2 и 3 ст. 56 "Искусственное прерывание беременности":

"2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.

3. Искусственное прерывание беременности проводится:

1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:

а) при сроке беременности четвертая — седьмая недели;

б) при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;

2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая — десятая недели беременности".

При этом желательно, чтобы врач специально обратил внимание женщины на предоставляемое ей действующим законом время для тщательного обдумывания своего действия и принятия окончательного решения. Данное положение в законе дает врачу возможность выполнить свой моральный и профессиональный долг по сохранению жизни человека на любой стадии его развития и существования. При этом нельзя не отметить, что невыполнение этой обязанности относится к категории нарушения правил проведения аборта, является административным правонарушением и требует введения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнительных мер ответственности за несоблюдение норм Закона об охране здоровья.

Знание действующего законодательства и определение своего отношения к нему, понимание морально этических основ профессии в значительной степени поможет врачу как соучастнику жизни человека с момента его рождения до смерти честно и достойно выполнять свой профессиональный долг.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.