Здравоохранение

Изменение ответственности органов власти с переходом на одноканальное финансирование

  • 15 января 2013
  • 22

Не приведет ли одноканальное финансирование через ОМС к сни­жению ответственности органов власти субъектов РФ за состояние региональной системы здравоохранения? Почему не сохранены полномочия за муниципалитетами? Что подразумевает формули­ровка Федерального закона № 323-ФЗ об обязанности органов местного самоуправления “создавать условия для оказания меди­цинской помощи”?

Законодатель четко разграничил полномочия федеральных, региональных и местных органов власти в сфере здравоохранения.

С 01.01.2012 полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения передаются на региональный уровень - за исключением тех субъектов РФ, которые воспользовались законодательным правом переходно­го периода до 01.01.2013 г. или делегировали отдельные полномочия органам местного самоуправления на неограниченный срок. Таким образом, ответ­ственность государственных органов власти субъекта РФ за состояние систе­мы здравоохранения региона повышается.

Больше статей в журнале «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах» Активировать доступ

Кроме того, региональные власти заинтересованы в эффективном исполь­зовании средств ОМС, от них зависит построение трехуровневой системы ока­зания медицинской помощи и выбор таких способов оплаты медицинской по­мощи, которые мотивируют ЛПУ оказывать ее с высоким качеством.

Теперь о норме, устанавливающей полномочия органов местного само­управления в части создания условий для оказания медицинской помощи на­селению в соответствии с территориальной программой государственных га­рантий (в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в РФ"). Этот вопрос был наиболее дискуссионным при обсуждении про­екта закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Позволю остановить­ся подробнее.

Разграничение полномочий между региональной и муниципальной вла­стью, существовавшее до 01.01.2012 г., привело к резкой дифференциации в уровне доступности и качества медицинской помощи не только между регио­нами, но и между муниципалитетами в одном регионе.

Это понятно, поскольку, имея одинаковые полномочия, 1,8 тыс. муници­пальных районов и более 500 городских округов имели разную бюджетную обеспеченность, а следовательно, и разные ресурсы для реализации этих пол­номочий (в части организации медицинской помощи, технической и кадровой обеспеченности и т.д.). Были случаи, когда бригада скорой помощи не выезжа­ла на вызов в соседний муниципалитет, в котором нет своей станции скорой медицинской помощи, и с которым не было соответствующего договора. Эти факты не были единичными; в результате страдали пациенты.

Когда законодатель установил, что ответственными за оказание медицин­ской помощи будут субъекты РФ, он исходил из приоритета интересов граж­дан. Здравоохранение не должно быть "привязано" к границам муниципаль­ных образований и регионов. Это решение было сложным: отдельные муници­палитеты с высокой бюджетной обеспеченностью его не поддерживали, по­скольку теряли полную самостоятельность. Но считаем, что оно абсолютно правильное и оправданное.

Это решение направлено на формирование сбалансированной системы оказания медицинской помощи, основанной на единых принципах, включая применение единых порядков и стандартов, обеспечивающих преемствен­ность помощи и наиболее эффективное использование сети ЛПУ, кадрового ресурса. Сегодня в регионах идет построение трехуровневой системы оказа­ния медицинской помощи, что было бы невозможным при сохранении полно­мочий на муниципальном уровне.

Вместе с тем отмечу, что в установленном порядке регионы могут делегиро­вать отдельные полномочия в сфере здравоохранения органам местного са­моуправления. Так что в субъекте РФ самостоятельно определяют, на каком уровне власти будут исполняться полномочия, но такое решение должно быть принято в интересах населения региона.

Что касается формулировки вопроса местного значения как "создание усло­вий", то в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ она используется не только в отношении медицинской помощи, но и в отношении других полно­мочий, например, культуры, услуг связи, общественного питания, физической культуры, местного народного художественного творчества, развития сель­скохозяйственного производства и т. д.

Кроме того, по сути такая формулировка является комплексной, т. е. осуществляться полномочие может в рамках осуществления других вопросов местного значения. В отношении медицинской помощи это, например, пре­доставление земельных участков под строительство медицинских учрежде­ний, создание и развитие инженерной инфраструктуры, обеспечение транс­портной доступности граждан к медицинским учреждениям и т. д. Конкрет­ные мероприятия зависят от реальных потребностей и возможностей мест­ных властей.

Часто говорят о том, что в "отраслевом" законодательстве нужно четко ука­зать, что именно включает в себя данное полномочие. На мой взгляд, это не­целесообразно. С одной стороны, у некоторых муниципалитетов может воз­никнуть необходимость в мероприятии, которое не предусмотрено Федераль­ным законом - тогда его выполнение будет классифицироваться как нецеле­вое использование средств местного бюджета. С другой стороны, конкретный перечень мероприятий был бы обязателен для исполнения - а потребности в каких-то из них может и не быть. Полагаю, что принятая формулировка являет­ся "умной и гибкой", поскольку позволяет региональным и местным властям сделать все возможное для повышения доступности и качества медицинской помощи.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.