text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Изменение ответственности органов власти с переходом на одноканальное финансирование

  • 15 января 2013
  • 22

Не приведет ли одноканальное финансирование через ОМС к сни­жению ответственности органов власти субъектов РФ за состояние региональной системы здравоохранения? Почему не сохранены полномочия за муниципалитетами? Что подразумевает формули­ровка Федерального закона № 323-ФЗ об обязанности органов местного самоуправления “создавать условия для оказания меди­цинской помощи”?

Законодатель четко разграничил полномочия федеральных, региональных и местных органов власти в сфере здравоохранения.

С 01.01.2012 полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения передаются на региональный уровень - за исключением тех субъектов РФ, которые воспользовались законодательным правом переходно­го периода до 01.01.2013 г. или делегировали отдельные полномочия органам местного самоуправления на неограниченный срок. Таким образом, ответ­ственность государственных органов власти субъекта РФ за состояние систе­мы здравоохранения региона повышается.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  План ФХД, Положение о платных услугах, Уведомление о привлечении к сверхурочной работе

Кроме того, региональные власти заинтересованы в эффективном исполь­зовании средств ОМС, от них зависит построение трехуровневой системы ока­зания медицинской помощи и выбор таких способов оплаты медицинской по­мощи, которые мотивируют ЛПУ оказывать ее с высоким качеством.

Теперь о норме, устанавливающей полномочия органов местного само­управления в части создания условий для оказания медицинской помощи на­селению в соответствии с территориальной программой государственных га­рантий (в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в РФ"). Этот вопрос был наиболее дискуссионным при обсуждении про­екта закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Позволю остановить­ся подробнее.

Разграничение полномочий между региональной и муниципальной вла­стью, существовавшее до 01.01.2012 г., привело к резкой дифференциации в уровне доступности и качества медицинской помощи не только между регио­нами, но и между муниципалитетами в одном регионе.

Это понятно, поскольку, имея одинаковые полномочия, 1,8 тыс. муници­пальных районов и более 500 городских округов имели разную бюджетную обеспеченность, а следовательно, и разные ресурсы для реализации этих пол­номочий (в части организации медицинской помощи, технической и кадровой обеспеченности и т.д.). Были случаи, когда бригада скорой помощи не выезжа­ла на вызов в соседний муниципалитет, в котором нет своей станции скорой медицинской помощи, и с которым не было соответствующего договора. Эти факты не были единичными; в результате страдали пациенты.

Когда законодатель установил, что ответственными за оказание медицин­ской помощи будут субъекты РФ, он исходил из приоритета интересов граж­дан. Здравоохранение не должно быть "привязано" к границам муниципаль­ных образований и регионов. Это решение было сложным: отдельные муници­палитеты с высокой бюджетной обеспеченностью его не поддерживали, по­скольку теряли полную самостоятельность. Но считаем, что оно абсолютно правильное и оправданное.

Это решение направлено на формирование сбалансированной системы оказания медицинской помощи, основанной на единых принципах, включая применение единых порядков и стандартов, обеспечивающих преемствен­ность помощи и наиболее эффективное использование сети ЛПУ, кадрового ресурса. Сегодня в регионах идет построение трехуровневой системы оказа­ния медицинской помощи, что было бы невозможным при сохранении полно­мочий на муниципальном уровне.

Вместе с тем отмечу, что в установленном порядке регионы могут делегиро­вать отдельные полномочия в сфере здравоохранения органам местного са­моуправления. Так что в субъекте РФ самостоятельно определяют, на каком уровне власти будут исполняться полномочия, но такое решение должно быть принято в интересах населения региона.

Что касается формулировки вопроса местного значения как "создание усло­вий", то в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ она используется не только в отношении медицинской помощи, но и в отношении других полно­мочий, например, культуры, услуг связи, общественного питания, физической культуры, местного народного художественного творчества, развития сель­скохозяйственного производства и т. д.

Кроме того, по сути такая формулировка является комплексной, т. е. осуществляться полномочие может в рамках осуществления других вопросов местного значения. В отношении медицинской помощи это, например, пре­доставление земельных участков под строительство медицинских учрежде­ний, создание и развитие инженерной инфраструктуры, обеспечение транс­портной доступности граждан к медицинским учреждениям и т. д. Конкрет­ные мероприятия зависят от реальных потребностей и возможностей мест­ных властей.

Часто говорят о том, что в "отраслевом" законодательстве нужно четко ука­зать, что именно включает в себя данное полномочие. На мой взгляд, это не­целесообразно. С одной стороны, у некоторых муниципалитетов может воз­никнуть необходимость в мероприятии, которое не предусмотрено Федераль­ным законом - тогда его выполнение будет классифицироваться как нецеле­вое использование средств местного бюджета. С другой стороны, конкретный перечень мероприятий был бы обязателен для исполнения - а потребности в каких-то из них может и не быть. Полагаю, что принятая формулировка являет­ся "умной и гибкой", поскольку позволяет региональным и местным властям сделать все возможное для повышения доступности и качества медицинской помощи.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для экономистов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.